Методическая разработка занятия кружка «Финансовая грамотность» по теме « Экономика семьи»
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Занятие посвящено формированию понятия "семейный бюджет", умению его составлять, а также навыкам рационального потребительского поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_byudzhet.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Кугесьская СОШ №1»

Методическая разработка занятия кружка «Финансовая грамотность»

по теме « Экономика семьи»

Разработчик: Андреева Лилия Викторовна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Кугесьская СОШ №1»

Чебоксарского района Чувашской республики

2018 год

« Экономика семьи»

Цель занятия - выяснить, в чем причины финансовых проблем семьи и как их избежать.

Задачи:

  • формировать представление о важности семьи в обществе
  • формировать понятия о семейном бюджете и знания по его оптимизации
  • формировать умения рассчитывать доходы и расходы семейного бюджета
  • осуществлять анализ бюджета

Ход занятия

  1. Мобилизационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие будет посвящено теме семьи. Как много об этом уже написано и сказано. Сколько произведений литературы посвящено ей. Эта тема волновала ученых и философов разных эпох. Так выдающийся советский педагог Сухомлинский писал: «Семья - это первичная среда, в которой человек учится делать добро». Философ эпохи Возрождения Ф. Бэкон писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Еще раньше римский политик и оратор Цицерон сказал: «Брачный союз - первая ступень человеческого общества». Все они жили в разное время, но во все времена общество отводило важную роль семье, воспитывающей новое поколение граждан страны.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы

Мы тоже изучали эту тему на уроках обществознания. Итак, что же мы знаем по этой теме?

Что такое семья?

Ответ: Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены общностью быта и взаимной поддержкой

Какие функции выполняет семья?

Ответ: Семья выполняет репродуктивную, социализирующую, экономическую, рекреационную, социально-статусную функции.

Правильно. Семья не только воспроизводит новых членов общества, но играет также главную роль в воспитании человека. Если ребенок будет расти вне семьи, вряд ли он сможет освоить главные социальные роли: работника, родителя, гражданина, избирателя. Тем не менее, по данным статистики примерно 50% семей распадаются, растет количество неполных семей.

Почему же семьи распадаются?

Ответ: причинами разводов могу быть 1) инфантилизм супругов, нежелание брать на себя ответственность, 2) финансовые трудности.

Статистика показывает, что причинами разводов являются разные обстоятельства. Все та же статистика показывает, что с финансовыми трудностями сталкивается более 80% современных семей, а 30% семей распадается по этой причине. Поэтому мы попытаемся разобраться, в чем причины финансовых проблем и как их избежать.

3. Поиск решения проблемы

Любая семья получает доходы и несет расходы, т.е. у каждой семьи есть свой бюджет. Запомните определение «Семейный бюджет – это совокупность доходов и расходов семьи за определенный период». Как вы поняли, бюджет состоит из двух частей доходной и расходной. Как же формируются доходы и на что тратятся деньги семьи? Мы провели опрос среди старшеклассников «Структура семейного бюджета» и вот что у нас получилось

Доходы семьи

% от общего дохода

Расходы семьи

% от общих расходов

Зарплата

69,5%

Обязательные (питание, услуги ЖКХ, проезд, лекарства)

Более 85%

Социальные выплаты

21, 8%

Учеба детей

3%

Доходы от собственности

1.6%

Развлечения

1,9%

Доходы от предпринимательской деятельности

5,1%

Отдых

5,4%

Другие

2%

Сбережения

7,2%

Какой вывод можно сделать на основе данных?

Ответ: основной источник доходов – зарплата, основные расходы- текущие .

Как вы думаете, всегда ли эти части равны?

Ответ: не всегда.

Правильно. Бывает так, что доходы превышают доходы. Тогда возникает профицит. Но чаще бывает наоборот, когда расходы превышают доходы, возникает дефицит. И вот тогда возникают финансовые проблемы. Родители сокращают расходы, набирают долги, и как мы уже знаем, возникают конфликты, которые приводят к разводам.

Как решить проблему дефицита семейного бюджета?

Ответ: 1) увеличить доходы, 2) сократить расходы

Как же можно повысить доходы? Сейчас мы поработаем в группах по 4 ученика. Через 5 мин. вам предстоит дать ответы, которые не должны повторяться

1 группа: найти работу с высокой зарплатой. Для этого необходимо получить хорошее образование, востребованное на рынке труда

2 группа: в нашем регионе даже хорошее образование не гарантирует высокий заработок, поэтому надо переезжать в другой регион (в Москву, на Север), где зарплаты гораздо выше.

3 группа: найти дополнительную работу, работать в 2 смены. Но это негативно скажется на здоровье и качестве работы или можно скрывать доходы от налогообложения

4 группа: узнать о социальных выплатах, которые гарантирует государство. Многие даже не знают о том, что они могут воспользоваться льготами, налоговыми возвратами, если приобрели жилье, потратились на лечение или учебу.

5 группа: получать доходы от собственности. Например, сдавать в наем квартиру, гараж, дачу, вкладывать деньги в банк и получать проценты. Но для этого нужно иметь собственность.

Вы все правы. Но мне хотелось бы прокомментировать последний вариант, который мало используют семьи. Представьте, что вы получили в наследство от бабушки большую сумму денег.

Как вы распорядитесь ими?

Ответ: 1) куплю крутой сматфон,2) поеду отдыхать за границу, 3) куплю машину или недвижимость,4) потрачу на свое образование, 5) отдам на благотворительность

Как правило, появившиеся у нас деньги, мы предпочитаем сразу же потратить на развлечения, предметы роскоши, статусные товары. Но все эти варианты не принесут нам доход, вы только потратите наследство.

Какие еще есть варианты?

Ответ: 1) вложить в банк под самый выгодный процент, 2)купить валюту и перепродать ее, когда цена поднимется, 3) купить ценные бумаги

Эти деньги будут уже приносить вам доход. недаром самые богатые люди живут не на зарплату, а на доходы от собственности. Таких людей называют рантье. А теперь давайте подумаем

Как сократить расходы? Можно ли сэкономить на обязательных расходах?    ( работа в группах)

Ответы:

1 группа: можно сэкономить на квартплате, установив энергосберегающие приборы, счетчики, выбрав самые экономные тарифы на связь

2 группа: расходы на питание можно сократить, если  готовить еду дома

3 группа: можно сэкономить на покупке продуктов, одежды, если не обращать внимание на бренды. Ведь брендовые вещи стоят намного дороже.

4 группа: не брать кредиты

Бывают случаи, когда семьи, неся большие расходы, берут в долг, чаще всего покупают дорогостоящие вещи в кредит. Это разумно, если речь идет о необходимых товарах, например, покупка жилья. Но чаще всего в кредит покупают технику, ее считая, сколько придется вернуть банку. Давайте решим задачу.

Допустим, вы взяли в кредит 100 тыс. рублей на 3 года под 16,9% годовых. Какую сумму вы должны будете вернуть банку?

Сумма основного долга

% по долгу

Всего за год

Выплаты по долгу в месяц

1 год

33,3 тыс.

16,9 тыс.

50,2 тыс.

4,18 тыс.

2 год

33,3 тыс.

8, 8 тыс.

41,8 тыс.

3,4 тыс.

3 год

33,3 тыс.

1, 5 тыс.

34,8 тыс.

2,9 тыс.

итого

100 тыс.

26, 8

126,8

Таким образом, вы переплатите банку 26,8 тыс. рублей. Теперь подумайте, стоит ли покупать в кредит вещи, без которых мы можем легко обойтись. Сейчас в СМИ идет агрессивная реклама банковский услуг. Реклама навязывает потребительский образ жизни, убеждает, что смысл жизни заключается в дорогих вещах и услугах,  но не всегда это проводит к благополучию семьи.

И еще один совет дают экономисты. Каждая семья, независимо от доходов, должна иметь сбережения. Семья может попасть в непредвиденные ситуации: потеря работы, болезнь, чрезвычайные ситуации. Как нести расходы, если человек заболел или потерял работу? Тут прозвучала версия о сокрытии доходов от налогообложения. Так вот, если вы будете получать «серые» доходы, т.е. часть доходов на декларировать, то и выплаты по больничным, пособиям по безработице и др. будут минимальными.

4. Подведение итогов. Применение новых знаний

Итак, давайте подведем итоги. Над какой проблемой мы сегодня работали?

Ответ: как избежать финансовых проблем в семье.

Что нового вы сегодня узнали?

 Ответ: 1) что такое дефицит бюджета и как его избежать, 2) как рационально расходовать свои доходы, 3) как избежать лишних расходов, 4) как увеличить свой доход, 4) зачем нужны сбережения

5. Домашнее задание

Дома вместе с родителями попробуйте составить семейный бюджет. Подсчитайте расходы и доходы своей семьи за месяц. Есть ли дефицит семейного бюджета. Выясните, как родители решают проблему дефицита. Подумайте, влияют ли финансовые проблемы на взаимоотношения в вашей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия кружка " Юный художник" на тему " Свет и тень в натюрморте"

Методическая разработка занятия составлена для обучающихся второго года обучения и раскрывает способы дифференцированного обучения паредачи светотени на предметах в натюрморте.Предложены методы обучен...

Методическая разработка занятия кружка «Основы экологической культуры» Тема: «Проявления экологического кризиса в Белгородской области»

Актуальность«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В....

Методическая разработка урока по финансовой грамотности для обучающихся 7 класса по теме Домашнее хозяйство

Цель урока - рассмотреть особенности организации домашнего хозяйства Задачи урока -образовательные:-рассмотреть понятия относящиеся к домашнему хозяйству и семейному бюджету;-познакомить уча...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...