План урока "Целые и рациональные числа."
план-конспект урока по математике (10 класс)
План урока "Целые и рациональные числа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselye_i_ratsionalnye_chisla.docx | 54.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Целые и рациональные числа»
Цель:
Знать, что такое натуральное, целое, рациональное число, периодическая дробь; уметь записывать бесконечную десятичную дробь в виде обыкновенной, уметь выполнять действия с десятичными и обыкновенными дробями.
Задачи:
1. Закрепить изученный материал, меняя виды работы, по данной теме «Целые и рациональные числа».
2. Развивать навыки и умения, в выполнении действий с десятичными и обыкновенными дробями, развивать логическое мышление, правильную и грамотную математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях и умениях при выполнении разных видов работ.
3. Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.
План:
I. Организационный момент.
II. Тема:
«Целые и рациональные числа».
1.Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
3. Работа у доски.
III. Вопросы для повторения.
IV. Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент.
Проверить присутствующих.
- Тема: «Целые и рациональные числа»:
Теория
- Первоначально под числом понимали лишь натуральные числа. Которых достаточно для счёта отдельных предметов.
Множество N = натуральных чисел замкнуто относительно операций сложения и умножения. Это значит, что сумма и произведение натуральных чисел являются числами натуральными.
- Разность двух натуральных чисел уже не всегда является натуральным числом.
Приведите примеры: 7 – 7 = 0; 8 – 15= - 7, числа 0 и – 7 не являются натуральными.
Так, результат вычитания двух одинаковых натуральных чисел приводит к понятию нуля и введению множества целых неотрицательных чисел
Z0 =.
Чтобы сделать выполнимой операцию вычитания, вводят отрицательные целые числа, то есть числа, противоположные натуральным. Таким образом получают множество целых чисел Z =.
- Чтобы сделать выполнимой операцию деления на любое число, не равное нулю, необходимо к множеству всех целых чисел присоединить множество всех положительных и отрицательных дробей. В результате получается множество рациональных чисел Q = .
При выполнении четырёх арифметических действий (кроме деления на нуль) над рациональными числами всегда получаются рациональные числа.
- Каждое рациональное число можно представить в виде периодической десятичной дроби.
Вспомним, что такое периодическая дробь. Это бесконечная десятичная дробь, у которой начиная с некоторого десятичного знака повторяется одна и та же цифра или несколько цифр – период дроби. Например, 0,777777…= 0,( 7);
1,098484…=1,09(84).
Читаются эти дроби так : «0 целых и 7 в периоде», «1 целая, 9 сотых и 84 в периоде».
Запишем рациональные числа в виде бесконечной периодической десятичной дроби: натуральное число 15 = 25,00…= 15,(0); целое число -9 = -9,00…= -9,(0); обыкновенная дробь = -2,300…= - 2,3(0); = 1,533…=1,5(3)
- Справедливо и обратное утверждение: каждая бесконечная периодическая десятичная дробь является рациональным числом, так как может быть представлена в виде дроби , где m – целое число, n – натуральное число.
Рассмотрим пример:
- Пусть x= 0,21(6) умножая на 100, получаем 100x = 21,666…(Нужно умножить дробь на 10n, где n – количество десятичных знаков, содержащихся в записи этой дроби до периода: x10n).
- Умножая обе части последнего равенства на 10, находим
1000x = 216,6666…(Умножая на 10k, где k – количество цифр в периоде x10n10k=x10n+k).
- Вычитая из равенства (2) равенство (1), получаем 990x = 195, x = =.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Записать в виде десятичной дроби:
а) , б) , в) , г) , д)
2. Выполнить действия и записать результат в виде десятичной дроби:
а) + б) +1,25 в) *1,05 г)
3. Записать в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь:
а) -2,3(82)
X = -2,3(82) = -2,3828282…
10x = -23,828282…
1000x = -2382,8282…
1000x – 10x = -2382,8282…- (23,828282…)
990x = - 2359
X = - = -2.
б) 0,(6); в) 0,1(2); г) -3,(27) д) -8,56(27)
4. Вычислить:
- (20,88 : 18 + 45 : 0,36) : (19,59 + 11,95);
- 9 + 8+ .
5.Вычислить:
- (3+ 0,24)2,15 + (5,1625 - 2) - самостоятельно с последующей проверкой.
III. Вопросы для закрепления материала.
- Множества каких чисел вы знаете? Приведите примеры.
- Что такое периодическая дробь?
- Как записать периодическую дробь в виде обыкновенной?
- Проведите самоанализ: «Чему научились и что нового узнали?»
IV. Домашнее задание.
1.Записать в виде десятичной дроби:
1) ; 2) - ; 3) .
2. Выполнить действия и записать результат в виде десятичной дроби:
1) +; 2) +0,33; 3) 1,7.
3. Записать в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь:
1) 1,(55); 2) -0,(8).
5.Вычислить:
0,364 : + :0,125 + 20,8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: "Рациональные числа". Урок на основе технологии модерации
Уровень образования: основное общее образованиеЦелевая аудитория: Учитель (преподаватель)Класс(ы): 6 классПредмет(ы): МатематикаЦель урока:...
"Целые и рациональные числа. Действительные числа",алгебра 10 класс
АЛГЕБРА и начала анализа 10 классШ.А.Алимов, ю.м.колягин и др2 урок в 10 классе по теме "Целые и рациональные числа. Действительные числа".Презентация подготовлена для работы с ...
"Целые и рациональные числа. Действительные числа",алгебра 10 класс,урок 1
АЛГЕБРА и начала анализа 10 классШ.А.Алимов, ю.м.колягин и др1 урок в 10 классе по теме "Целые и рациональные числа. Действительные числа".Презентация подготовлена для работы с ...
"Целые и рациональные числа". 10 класс.
Урок по алгебре и началам анализа по теме: "Целые и рациональные числа"....
Целые и рациональные числа
Целые и рациональные числа...
Целые и рациональные числа
справочный материал по теме...
Целые и рациональные числа
Урок открытия новых знаний по теме "Целые и рациональные числа"...