Способы и методы подготовки обучающихся к аттестации по математике
статья по математике
Предварительный просмотр:
МБОУ Озерищенская СОШ
Способы и методы подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике
Учитель математики
Карцева Н.А.
(высшая категория)
2020
Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить качественную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ в 9 классе, дальнейшее обучение в 10-11 классах, сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вузе.
И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.
Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах.
Подготовка к сдаче экзамена начинается с пятого класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры учащихся. Устный счёт на каждом уроке строю на основе упражнений ОГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю КИМ ОГЭ в 8-9 классах .Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня, выслушиваю их предложения по решению, а затем вместе ищем рациональное решение; ряд проверочных работ даю по материалам итоговой аттестации.
Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого вычисления, нестандартные приёмы решения квадратных уравнений, процентные вычисления, функции и их графики, вероятность. Большое внимание уделяю обязательному заучиванию правил и формул, это одна из важнейших задач при подготовке учащихся к экзаменам. Для этого после изучения теоретических вопросов темы систематически провожу математические диктанты по основным формулам и простейшим примерам их применения.
Знакомлю учащихся со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:
- строгий самоконтроль времени;
- определение трудности заданий;
- применение приёма «прикидки» результата подстановкой;
- использование метода «пристального взгляда».
Подготовка к ОГЭ требует индивидуального, личностно ориентированного подхода. С целью определения учебных возможностей учащиеся провожу наблюдения, диагностику.
Во-первых, изучаю индивидуальные особенности учащихся.
Если не учитывать индивидуальные особенности детей, мы видим, что у сильных детей теряется интерес к учению, они превращаются в посредственных учеников. Это не касается слабых ребят, задания среднего уровня кажутся им непосильными, у них появляется ощущения неполноценности, боязнь высказывать свои суждениях в ответах. Из-за этого такие ученики в конце концов отказываются от какой-либо мыслительной деятельности, используют обходные пути – механическое заучивание, ожидание подсказок, списывание.
Пытаясь преодолеть все эти негативные явления, я организую дифференциацию внутри класса. Провожу исследование знаний путём бесед, входящих контрольных работ, математических диктантов, проверкой таблицы умножения, наблюдений за выполнением различных упражнений учебника, определённой системы вопросов и заданий, рассчитанной на выявление не только знаний и навыков, но и мыслительных возможностей учащихся.
Во-вторых, классифицирую учащихся по типологическим группам
Учитывая уровень знаний, в классе определяю три типологические группы. В первую группу отношу учащихся, знающих программный материал. Они на уроках активны, хорошо владеют приёмами учебного труда, решают почти любые задачи и примеры. На уроках у детей идёт расширение знаний, формирование умения решить задачи повышенной сложности, развитие устойчивого интереса к предмету, развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Ко второй группе относятся ребята, имеющие положительные отношения к учению, но слабо владеют приёмами учебного труда. У них есть желание хорошо учиться, однако – многое не получается из-за минимального уровня знаний и умений. Моя задача – ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения материала, увеличение темпа работы, формирование навыков учебного труда, умение работать с книгой, самостоятельно работать над задачей.
К третьей группе относятся ребята, имеющие слабые знания по материалу, и не владеющие приёмами учебного труда. В данном случае необходимо ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, пробудить интерес к предмету путём использования игровых элементов.
Планируя урок важно продумать, как ученики разно уровневых групп будут подведены к восприятию нового материала, как будет активизировано их внимание, какие с этой целью будут заданы вопросы, предложены задачи, какие наглядные пособия нужно привлечь.
Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению творчеству. Ведь интерес - это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересы по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности.
Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы. И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная самостоятельная деятельность.
На уроках большое внимание уделяю работе с учебником. Работу с учебником я провожу почти на каждом уроке. Сначала это трудно. Дети не могут выделить главное, уловить смысл прочитанного. Но если работу с учебником проводить систематически, то появляется результат – ребята особенно сильные, внимательно читают и быстро находят ответы на вопросы.
Для развития интереса к учению я предлагаю учащимся разноуровневые домашние задания, задания на выбор, задания творческого характера, например, придумать примеры своему соседу. В своей работе я использую следующие формы контроля знаний учащихся: самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, тесты; провожу уроки-зачеты, уроки-семинары, уроки-консультации.
Зачёты провожу после каждого раздела. Во время зачёта мне помогают ученики – консультанты – учащиеся первой группы. У них зачёт принимаю сама, а затем они помогают принимать зачёт ребят второй и третьей группы. Такая форма проведения позволяет учащимся «раскрыться», сравнивать и оценить свои знания и знания одноклассников. Немаловажную роль я отвожу на своих уроках работе по тестам.
Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ОГЭ, на мой взгляд, является также работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы ОГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ОГЭ, график индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ОГЭ (ГИА).
Каждый месяц проводятся диагностические работы, позволяющие проверить уровень усвоения материала, для каждой контрольной работы заведены папки, в которых находятся КИМы, их решения, мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика.
Также провожу домашние контрольные работы, «запускаю» в класс несколько вариантов тестов, с которыми учащиеся работают в течение недели или двух, затем провожу консультацию, на которой они разбиваются на группы с одним вариантом тестов, после работы в группах отвечаю на их вопросы. На доску выносим задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся.
Конечно, за последние годы научилась использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 9 классе систематически провожу факультативную и дополнительную работу по предмету.
Учащиеся по желанию делятся на две группы: те, кто работает с обязательной частью теста, и те, кто работает со второй частью, иногда приходится выделять и третью группу – детей Индивидуальные консультации по запросу учащихся провожу ежедневно на большой перемене, данные консультации проводятся только по первой части КИМ.
Неотъемлемым элементом подготовки к ОГЭ является обучение заполнению бланков, некоторые диагностические контрольные работы провожу на бланках ОГЭ.
Родителей учащихся знакомлю с процедурой подготовки и проведения экзаменов, с результатами их детей в решении тестов. Убеждаю интенсивно использовать домашний компьютер для успешной подготовки к итоговой аттестации.
Только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху.
Заинтересовать и увлечь ребят математикой, чтобы каждый ученик поверил в свои силы и смог благополучно и хорошо сдать экзамены – вот это наша первостепенная задача на предстоящий учебный год.
Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ ( она начинается с 5 класса) нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. В 6 классе заводим тетради со стикерами ( показать), в которых продолжаем накапливать прорешенный материал до конца обучения.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ можно выделить следующие составляющие:
-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать задания);
-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение в ситуации сдачи экзамена).
Подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.
В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.
Первый принцип – тематический. При подготовке к экзаменам соблюдаю принцип от простых типовых заданий к сложным.
Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний подбираю материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
Третий принцип – тренировочный. На консультациях ( после уроков по графику, который висит в кабинете) учащимся предлагаю тренировочные задания, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение. Для слабых учеников сначала предлагаю работу по карточкам – подсказкам.
Пятый принцип – временной. Все тренировочные работы провожу с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
Шестой принцип – контролирующий.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
При подготовке к экзаменам считаю важным:
- Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором запрещаю, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др.
- Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры на её применение.
- Постоянное совершенствование учебных навыков на практике. У детей заведены папки с накопленным материалом. ( показать)
- Проверка знаний и умений учащихся. Согласно плану провожу диагностические работы, позволяющие проверить уровень усвоения материала. Для этого заведена папка, в которых находятся КИМы, их решения, мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика.( показать)
Также провожу домашние контрольные работы, «запускаю» в класс несколько вариантов тестов или прототипов номеров, с которыми учащиеся работают в течение недели, затем провожу консультацию, на которой они разбиваются на группы с одним вариантом тестов, после работы в группах отвечаю на их вопросы. На доску выносим задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся.
- Знакомлю учащихся со структурой КИМов, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена.
- Большое внимание уделяю заполнению бланков. Ребята тренируются заполнять бланки на уроках, дополнительных занятиях. Также использую бланки на контрольных работах и пробных экзаменах.
Во время экзамена советую детям обратить внимание на следующее:
· пробежаться глазами по всем заданиям, чтобы увидеть, какого они типа. Это поможет настроиться на работу;
-внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка не дочитав задание до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); ( пример)
· если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
· если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
Среди источников информации для подготовки к ЕГЭ по математике опираюсь на образцы демоверсий экзаменационных работ, также опираюсь на следующую литературу: «ФИПИ «Подготовка к ЕГЭ по математике» (профильный уровень и базовый уровень) под редакцией И.В. Ященко, «ЕГЭ - 4000 задач с ответами» (базовый и профильный уровень)под редакцией И.В. Ященко, широко использую ресурсы сети Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн. Сайты: «Решу ОГЕ и ЕГЭ», статград, Алекс Ларин.
Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, на мой взгляд, является работа кабинета математики, где оформлены материалы ЕГЭ и ОГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ЕГЭ, график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
При подготовке к экзаменам провожу систематическую работу с родителями учащихся.
На родительских собраниях знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год;
характеризую структуру контрольно измерительных материалов (КИМов) по математике;
рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы; анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание родителей какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик. Динамику роста или неудач учащихся регулярно показываю и обсуждаю с родителями, призывая их участвовать в процессе обучения и контролировать работу своих детей. Постоянно держу связь лично с родителями детей, которые часто пропускают уроки (пример с Кравченко) и , конечно же с классным руководителем.
Только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»
laquo;Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»...
Способы и методы подготовки обучающихся к промежуточной и ГИА по физике
Способы и методы подготовки обучающихся к промежуточной и ГИА по физике...
Использование мотивирующих способов организации подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике при решении геометрических задач.
Полезный материал для учителей, осуществляющих подготовку детей к ГИА, а также для учащихся 9 - 11 классов. Какие "хитрости" можно использовать при решении геометрических задач. В мате...
Эффективные приемы и методы подготовки обучающихся к успешной сдачи ОГЭ по математике.
Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных работ.Важно правильно сориен...
Методы и приёмы подготовки обучающихся к ОГЭ по математике
Одной из главных целей школьного математического образованияявляется интеллектуальное развитие и формирование качеств мышленияобучающихся, необходимых для полноценной адаптации к современнойжизни.Моя ...
Эффективные приемы и методы подготовки обучающихся к успешной сдачи ОГЭ по математике.
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает затруднения у многих учащихся. Подготовка к выпускным экзаменам – это очень ответственный процесс. И от того, насколько мы...
«Современные методы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ»
СЕМИНАР «Современные методы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ»...