задачи по функциональной грамотности
методическая разработка по математике (5, 6, 7 класс)
набор задач для 5-7 классов по функциональной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 377.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум № 3 Хатина О.Г.
Задание 1
Класс | 5 |
Текст задания | 370 лет назад сутки тоже состояли из 24 часов и час был такой же продолжительности, как теперь. Но сейчас сутки делятся на две равные части (по 12 часов в каждой) и часы отсчитывают время с 1 часа до 12 часов, а затем еще раз - с 1 часа до 12 часов. В древней же Москве сутки делили на 2 неравные части – часы дня и ночи. Дневными считали часы от восхода до заката солнца, остальные ночными. Продолжительность дня меняется постоянно на протяжении года, но переналаживали куранты раз в месяц. Самый короткий день в году был в декабре, самый длинный – в июне. Так как самый длинный день в году длился 17 часов, то циферблат древних часов имел 17 часовых делений. В июне день начинался (по нашему счету) в 3 утра резким ударом, означавшим, что ночные часы закончились. В 4 часа они били один раз, отмечая первый дневной час, в 5 – 2 раза и т.д. |
Вопрос 1 | Во сколько прекращался отсчет дневных часов по нашему времени? |
Правильный ответ | 8 часов вечера |
Содержание задачи | реальные расчёты с извлечением данных из текста, вычисления с натуральными числами |
Формат оценки | краткий ответ |
Задание 2
Класс | 5 |
Текст задания | Первый Царь-колокол не сохранился до наших дней. Он был отлит по приказу Бориса Годунова, и весил 33,6 тонн! Но из-за такой массы он просто стоял на одной из площадей Кремля, а не выполнял свои прямые функции. Просуществовал он около 50 лет, после чего лопнул от высокой температуры, когда в Москве случился мощный пожар. Позднее металл, из которого он был отлит, был переплавлен для изготовления второго Царь-колокола. Он тоже прослужил около 50 лет, масса его была уже 128 тонн, и тоже раскололся во время пожара. Тот колокол, что можно увидеть сейчас в центре Москвы – третий по счёту. Вычисленная масса колокола приводится во многих справочниках, однако она не совсем верна . Истинная масса Царь-колокола, отлитого в 1735 году Иваном Моториным, составляет 12327 пудов 19 фунтов. Масса одного пуда – 16,38 кг, а фунта – 0,4095 кг. |
Вопрос 1 | Найдите примерную массу Царь-колокола, округлив пуды до целого числа, фунты до десятых. В ответе запишите массу в тоннах, округлив до сотен. |
Правильный ответ | 200 т |
Содержание задачи | реальные расчёты с извлечением данных из текста, вычисления с рациональными числами |
Формат оценки | краткий ответ |
Задание 3
Класс | 6 |
Текст задания | Первый Царь-колокол не сохранился до наших дней. Он был отлит по приказу Бориса Годунова, и весил 33,6 тонн. О талантливом мастере, отлившем первый Царь-колокол, известно очень мало. Большая часть сведений о его жизни почерпнута из бронзовых надписей на отлитых им орудиях и колоколах. О работе Чохова повествуют не только надписи на орудиях, но и архивные документы. За изготовление колокола Реут Андрей Чохов получил на 12 рублей шкурок куниц, а также сукно ценой 1,5 рублей за аршин и шелк ценой 1 рубль за аршин. |
Вопрос 1 | Вычислите длину отрезов сукна и шелка, пожалованных мастеру, если известно, что полученный отрез сукна был на 6 аршин короче, чем отрез шелка, и все пожалованное ему стоило 28 рублей. Ответ указать в метрах, округлив до целых. |
Правильный ответ | 3 м сукна и 7 м шелка |
Содержание задачи | реальные расчёты с извлечением данных из текста, вычисления с рациональными числами |
Формат оценки | Развернутый ответ |
Задание 4
Класс | 5 |
Текст задания | На уроке математики пятиклассники изготавливали прямоугольные параллелепипеды из развёрток, которые они сделали дома. Указано, что длина параллелепипеда равна 4 см, ширина - 3 см, высота - 2 см |
Вопрос 1 | Один мальчик сделал несколько разверток. Укажите те, которые верные. Длина стороны клетки – 1 см |
Правильный ответ | Все развертки верные |
Содержание задачи | распознавать зависимости и интерпретировать данные, представленные на чертеже |
Формат оценки | краткий ответ |
Задание 5
Класс | 6 |
Текст задания | Иванов Ваня решил посетить Екатерининский дворец в г. Пушкине. Начало экскурсии по музею в 15:30. Ваня планирует поехать таким маршрутом:
|
Вопрос 1 | Успеет ли Ваня к началу экскурсии если еще планирует предварительно погулять по парку еще 30 минут, а выйдет из дома в 13:15? |
Правильный ответ | Да (успеет, тк всего потратит 2 часа 12 минут) |
Содержание задачи | реальные расчёты с извлечением данных из текста, вычисления с натуральными числами, перевод единиц времени |
Формат оценки | краткий ответ |
Задание 6
Задание 7
Класс | 7 | ||||||||||
Текст задания | «Тормозной путь». Тормозным путём называется расстояние, которое прошло транспортное средство от момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. При движении автомобиля его тормозной путь зависит от его скорости, а также от состояния дорожного полотна, которое зависит от погодных условий | ||||||||||
Вопрос 1 | Сотрудник дорожно-патрульной службы проводит занятие с водителями, нарушившими на дороге скоростной режим. Он просит их, используя данные представленные на диаграмме выбрать в таблице верные утверждения. Какие утверждения являются верными?
| ||||||||||
Правильный ответ | Нет, да, да, да. | ||||||||||
Содержание задачи | изменение и зависимости, распознавать зависимости и интерпретировать данные, представленные на столбчатой диаграмме | ||||||||||
Формат оценки | множественный выбор | ||||||||||
Вопрос 2 | На занятиях с будущими водителями изучается, от каких параметров зависит тормозной путь автомобиля. Для расчёта ориентировочной длины тормозного пути легкового автомобиля на практике используют формулу: S= S – тормозной путь (в метрах), V – скорость автомобиля в момент начала торможения (в км/ч), k – коэффициент сцепления шин с дорогой. Значения k – коэффициента сцепления шин с дорогой приведены в таблице:
Автомобиль, двигавшийся по мокрой дороге со скоростью 50 км/ч, начал торможение. Вычислите его тормозной путь, результат округлите до целого. | ||||||||||
Правильный ответ | 25 | ||||||||||
Содержание задачи | подсчёты по формуле с использованием данных таблицы и обоснованный выбор точности получаемых данных | ||||||||||
Формат оценки | Развернутое решение |
Задание 8
Класс | 7 | |||||||||||||||||||||||||
Текст задания | Превышение скорости остается самым распространенным нарушением ПДД в России. Например, только в Москве на него приходится более 40% от всех фиксаций. Следует помнить, что в случае рецидива (повтора) автомобилист может лишиться водительских прав на срок до одного года. При этом на некоторые штрафы за превышение скорости распространяется скидка в 50%. Для этого надо оплатить постановление в течении 20 дней. Однако при повторном нарушении эта льгота уже не работает — водителю придется заплатить всю сумму. Исключение составляет только превышение в пределах 20 км/ч — даже при рецидиве штраф остается прежним. Кроме этого, в России в отличии от большинства европейских стран, продолжает действовать нештрафуемый порог в 20 км/ч. Впрочем, не исключено, что допустимое превышение скорости все же будет отменено.
В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч Вне населенных пунктов разрешается движение: мотоциклам, легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч междугородним и маломестным автобусам на всех дорогах - не более 90 км/ч; транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, - не более 60 км/ч. | |||||||||||||||||||||||||
Вопрос 1 | Легковой автомобиль ехал по автомагистрали со скоростью 140 км/ч. Какой штраф должен заплатить нарушитель?
| |||||||||||||||||||||||||
Правильный ответ | 500 рублей | |||||||||||||||||||||||||
Содержание задачи | распознавать зависимости и интерпретировать данные, представленные в таблице | |||||||||||||||||||||||||
Формат оценки | Выбор правильного ответа | |||||||||||||||||||||||||
Вопрос 2 | Квитанция о нарушении скоростного режима пришла 25.05.2021 года. Штраф составил 1500 рублей. Какую сумму заплатил гражданин 15.06.2021? | |||||||||||||||||||||||||
Правильный ответ | 1500 рублей, тк прошло больше 20 дней с момента получения квитанции | |||||||||||||||||||||||||
Содержание задачи | интерпретация данных и величин, поиск зависимостей | |||||||||||||||||||||||||
Формат оценки | Развернутый решение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-852213-1479376792.jpg)
Задачи по функциональной грамотности
Составлены мной математические задачи по функциональной грамотности....
Задачи по функциональной грамотности (математической грамотности) для 5, 7 и 8 классов
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в Российской Федерации сегодня является повышение качества образования. Президентом перед правительством была поставлена задача обеспече...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/16/picture-1394008-1647435012.jpg)
Задачи по функциональной грамотности
В данном документе содержатся задачи, способствующие развитию у обучающихся функциональной грамотности. Материал подходит для учеников, начиная с 6 класса и заканчивая 9. Данные задачи были разработан...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/03/picture-1439482-1670024649.jpg)
Примеры авторских задач по функциональной грамотности по математике.
Авторские задачи по математике по функциональной грамотности....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/26/picture-127711-1351271120.jpg)
Задачи по функциональной грамотности. Формируем математическую грамотность
Задачи по функциональной грамотности. Формируем математическую грамотность...