План-конспект по математике на тему "Проценты"
план-конспект урока по математике (5 класс)

ВдовинаЕ.Ф.

Конспект урока по теме "Проценты", УМК Мерзляк А.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_po_matematike_na_temu_protsenty.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Этап подготовки учащихся  к активному усвоению знаний.

III. Этап закрепления знаний.

IV. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 минута).

Объявление темы, цели и плана урока.

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний (5 – 6 минут).

1.Проверка домашнего задания. Учащимся предлагаются следующие вопросы:

а)  Что называется процентом?

[Процентом называют сотую часть].

б) Как обратить десятичную дробь в проценты?

[Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100].

в) Как перевести проценты в десятичную дробь?

[Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.]

г) Какие типы задач на проценты мы выделяем?

[Выделяем три типа задач на проценты:

1) нахождение процента от числа;

2) нахождение числа по его проценту;

3) нахождение процентного отношения  двух  чисел].

д) К какому типу задач на проценты относится задача  № 1571?

[ Нахождение процента от числа].

е) Каким  алгоритмом для  решения задачи вы воспользовались?

[1) Найти один процент.

2) Умножить на нужное  количество процентов].

Затем проецируется верное решение задачи на экран с помощью компьютера, а ребята  сверяют              со своим решением.

Задание №1570 проверяем устно.

2. Сообщение учителя. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить

 которые можно напитками из трав и плодов. Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике для того, чтобы научиться получать то, что могут дать наши растения.

2.1. Устный счёт (с использованием компьютера и медиа – проектора).

Задание 1. Определите процентное содержание компонентов в каждом из данных витаминных

 сборов.

                      Сбор № 1

                       Сбор №2

Шиповник

(плоды)

50%

Крапива

обыкновенная

(листья)

0,3

Малина

(плоды)

Х%

Рябина

обыкновенная

(плоды)

0,7

                                                           Сбор № 3

Шиповник

(плоды)

Брусника

(плоды)

Крапива

(двудомная)

45%

15%

Х%

2.2 Устный счёт с элементами тестирования (задание высвечивается на экран).

1.Трава при сушке теряет 85% своей массы. Сколько может получиться лекарственного сбора

 из 100 граммов свежей травы?

а) 9 г;                        б) 51 г;                             в) 3  г;                         г)15 г.

2. Витаминный сбор состоит из шиповника (плодов), брусники (плодов), крапивы. Определить процентное содержание крапивы, если известно, что шиповник составляет 45%, а брусника 15%.

а) 20%;                      б) 40%;                               в) 35%;                             г) 55% .

III. Этап закрепления знаний (28 минут).

3.1  Диктант на два варианта с помощью магнитофонных звукозаписей, один вариант читает мужской голос, а второй – женский голос (учитель может спокойно наблюдать за работой учащихся).

Мужской голос: Диктант по теме «Проценты». Вариант первый. Задание первое.

Найдите  от 45 . Повторяю. Найдите  от 45 .

Женский голос: Вариант второй. Задание первое.

Найдите  от 50 . Повторяю. Найдите от 50 .

Мужской голос: Вариант первый. Задание второе. Найдите 1% от 200.

Повторяю. Найдите 1% от 200.

Женский голос: Вариант второй. Задание второе. Найдите 1% от 500.

Повторяю. Найдите 1% от 500.

Мужской голос: Вариант первый. Задание третье. Чему равно число,1% которого равен 96.

Повторяю. Чему  равно число ,  1% которого равен 96.

Женский голос: Вариант второй. Задание третье. Чему равно число, 1% которого равен

79. Повторяю. Чему равно число, 1% которого равен 79.

Мужской голос: Вариант первый. Задание четвертое. Чему равно число,3% которого равны 63.

Повторяю. Чему равно число, 3% процента которого равны 63.

Женский голос:  Вариант второй. Задание четвертое. Чему равно число ,4% которого равны 60.

Повторяю. Чему равно число, 4% которого равны 60.

Мужской голос: Вариант первый. Задание пятое. Сколько процентов составляет число 17 от

100. Повторяю. Сколько процентов составляет число 17 от 100.

Женский голос: Вариант второй. Задание пятое. Сколько процентов составляет число 23 от

числа  100. Повторяю. Сколько процентов составляет число 23 от 100.

Мужской голос: Вариант первый. Задание шестое. Сколько процентов составляет число 5 от

числа10. Повторяю. Сколько процентов составляет число 5 от числа10.

Женский голос: Вариант второй. Сколько процентов составляет число 10 от 20. Повторяю.

Сколько процентов составляет число 10 от числа 20.

Пауза.

Мужской голос: Диктант окончен.

Проверку правильности выполнения заданий математического диктанта делаем сразу после его завершения. Учащиеся пишут диктант под копирку. Первый экземпляр сдают сразу же после слов

« диктант окончен», а копия остаётся у ученика и ученик использует для проверки правильности выполнения самостоятельно. Верные ответы проецируются на экран с помощью компьютера, а

 учащиеся сверяют эти ответы со своими ответами.

Шкала оценок для диктанта:

Число

вопросов

             

             6

Число

 верных

ответов

   

 4

 

 5

 

 6

 

Оценка

 3

 

 4

 

 5

 

Сразу же после проверки нужно обсудить все те вопросы, которые вызвали затруднения. В случае необходимости по ходу проверки можно выполнить аналогичные задания.

3.2.  Вызываем двух учеников к доске. Один ученик выполняет индивидуальное  задание  на  доске

 по карточке (решить задачу): «В букете полевых цветов, состоящих из 70 штук, 7 ромашек. Сколько процентов составляет  количество  ромашек от количества всех цветов букета?»

А второй ученик на доске  вместе с классом в тетрадях  решают следующую задачу: «В лечебном

сборе содержится 20% процентов крапивы двудомной, что составляет 25 г. Какова масса всего сбора?»

Проанализируем условие задачи и составим план решения.

Вопрос к учащемуся: К какому типу относится эта задача?

[Нахождение числа по процентам.]

Вопрос к учащемуся: По какому алгоритму мы её решаем?

[1. Находим чему равен один процент.

2. Умножим на сто процентов.]

Решение.

  1. 20:25=0,8 (г) – составляют один процент.
  2. 0,8*100=80 (г) – составляют сто процентов.

Ответ:  масса всего сбора 80 грамм.

После решения задачи внимание класса привлекается к ученику, работающему по карточке.

Вместе проверяем, верно, ли он выполнил задание. Тем  самым повторяем ещё решение одного

 типа задач на проценты.

3.3 Самостоятельная работа в группах.

Информация учителя. О важности правильного питания уже 100 лет назад говорил мудрый врач Авиценна. В настоящее время люди едят растительной пищи непростительно мало: овощей в  3

раза меньше нормы, фруктов – в 4 раза. Вам предлагаются для анализа рецепты блюд из растений, которые можно приготовить ранней весной.

Для работы учащиеся объединяются в группы по 4 человека (две соседние парты). Группе дается

 один рецепт – карточка, все выполняют по одному заданию; задания в карточках 5 и 6 делают

 вместе; старший в группе проводит проверку (находит сумму всех ингредиентов и сверяет с

числом из рецепта), проставляет в своей карточке ответы (против фамилии ученика, выполнявшего задание), свою оценку каждому из группы за выполненную работу и сдаёт учителю.

Задание. Определите массу каждого компонента в рецепте.

Карточка 1

Карточка 2

Щи зеленные из осота

огородного

400 г

Салат

из одуванчиков

200 г

Листья осота

Картофель

Репчатый лук

Сливочное масло

Сметана

50%

25%

12,5%

5%

7,5%

Листья одуванчика

Зеленный лук

Петрушка

Растительное масло

(по желанию добавить яйцо)

50%

30%

12,5%

7,5%

.

Карточка 3

Карточка 4

Корневища рогоза,

Тушенные

С картофелем

375 г

Суп

из листьев лопуха

640 г

Молодые корневища

 и побеги рогоза

Картофель

Укроп

Жир

Зеленный лук

56%

36%

2%

4%

2%

Листья лопуха

Репчатый лук

Рис

Жир

Картофель

40%

15%

10%

5%

30%

Карточка 5

Карточка 6

Запеканка

из щавеля

2000 г

Биточки

из крапивы

340 г

Щавель

Сливочное масло

Пшеничная мука

Хлеб белый(6 ломт.)

Сыр тёртый

80%

4,5%

1%

11,5%

3%

Крапива

Пшеничная мука

Жир

Петрушка

34%

59%

5%

2%

                         

Карточки - рецепты с ответами:

Карточка 1

Карточка 2

Щи зелённые

 из  осота  огородного

400 г

Салат

 из  одуванчиков

200 г

Листья  осота

Картофель

Репчатый лук

Сливочное масло

Сметана

200 г

100 г

50 г

20 г

30 г

Листья  одуванчика

Зелённый лук

Петрушка

Растительное масло

(по желанию

добавить яйцо)

100 г

60 г

25 г

15 г

Карточка 3

Карточка 4

Корневища рогоза, тушенные

с картофелем

375 г

Суп из листьев

 лопуха

640 г

Молодые корневища

и побеги рогоза

Картофель

Укроп

Жир

Зелённый лук

210 г

135 г

7,5 г

15 г

7,5 г

Листья лопуха

Репчатый лук

Рис

Жир

Картофель

256 г

96 г

64 г

32 г

192 г

Карточка 5

Карточка 6

Запеканка из щавеля

2000 г

Биточки из крапивы

340 г

Щавель

Сливочное масло

Пшеничная мука

Хлеб белый (6 ломт.)

Сыр тёртый

1600 г

90 г

20 г

230 г

60 г

Крапива

Пшеничная каша

Жир

Петрушка

115 г

200,6 г

17 г

6,8 г

                                                                                                                                                                                                       IV. Подведение итогов урока, оценки за урок с комментарием (4 мин).

 V. Домашнее задание (1 мин.): п. 40, № 175.

      По желанию: узнайте у бабушки или родителей, какое блюдо они готовили или могут

приготовить из растительного сырья. Составьте рецепт этого блюда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по математике "Решение квадратных уравнений по формулам" для 8 класса

Ислледование  количества  корней квадратного уравнения в зависимости от знака дискриминанта D  и  нахождение их с помощью формул....

План-конспект урока по математике(5 класс) на тему:"Площадь. Формула площади прямоугольника."

Урок закрепления изучаемого материала. Вспомним о том как находить площади различных фигур.Цели урока:закрепление и осмысление усвоенных знаний,расширение представлений об изменении геометрических фиг...

План-конспект урока по математике в 10 классе по теме: "Преобразование тригонометрических выражений"

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний, цель урока - повторение основных формул тригонометрии, закрепление их в ходе выполнения упражнений. Конспект урока содержит электронные образователь...

План-конспект урока по математике в 5 классе по теме "Доли.Обыкновенные дроби"

План-конспект с перезентацией  урока в 5 классе по математике "Доли. Обыкновенные дроби" . (Виленкин Н.Я.)...

План-конспект урока по математике в 5 классе

1 Тема урока:"Действия с обыкновенными дробями".2 Ход урока3 Организациооный момент. Приветствие.4 Устная работа.5 Работа по теме урока.5.1 Самостоятельная работа.6 Итог урока. Анализ оценок7 Литерату...

План конспект урока № 5 Математика 6 класс. Признаки делимости на 10, 5, 2

План конспект урока № 5 Математика 6 класс. Признаки делимости на 10, 5, 2. Учебник Виленкин...