Урок по теме "Задачи на дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Урок "Задачи на дроби" комбинированного типа. На уроке ребята учатся определять тип задач на дроби и отрабатывают навыки решения таких задач. Цели урока:

1. Обучающая:

  • отрабатывать навыки нахождения части от целого числа и целого по его части;
  • отрабатывать навыки по решению задач на дроби.

2. Развивающая:

  • продолжить формирование ряда умений частично-поисковой познавательной деятельности: осознать проблему, делать выводы и обобщения.

3. Воспитательная:

  • пробудить у учащихся интерес к учебному материалу и познавательным действиям;
  • формировать умения, аккуратность, грамотность математической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задачи на дроби89.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Задачи на дроби

Класс: 5

Учебник: Никольский С.М

Урок разработала учитель математики Тримасова Н.И.

Цели урока:

1. Обучающая:

  • отрабатывать навыки нахождения части от целого числа и целого по его части;
  • отрабатывать навыки по решению задач на дроби.

2. Развивающая:

  • продолжить формирование ряда умений частично-поисковой познавательной деятельности: осознать проблему, делать выводы и обобщения.

3. Воспитательная:

  • пробудить у учащихся интерес к учебному материалу и познавательным действиям;
  • формировать умения, аккуратность, грамотность математической речи.

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Устная работа

Что такое дробь?

Как записывают дроби?

Что показывает числитель и знаменатель дроби? .(на слайдах)

Прочитайте дроби                                                       

назовите числитель и знаменатель Что показывает числитель и знаменатель  каждой дроби?

Закрашенная часть каждой фигуры обозначена дробью .
Верно ли?

Как найти   1/2,1/3?

Решите анаграмму:  ЕЛОЦЕ  ЛОСИЧ, МЕЗНАТЕНАЛЬ,  ЛИСЬЧТЕЛИ

СТЬЧА  ЛАСИЧ. Проверяют себя(ЦЕЛОЕ  ЧИСЛО

ЗНАМЕНАТЕЛЬ,  ЧИСЛИТЕЛЬ,  ЧАСТЬ ЧИСЛА)

3 этап. Постановка проблемы.

 По какой теме работали на прошлом уроке?

Какие виды задач мы умеем решать?

Какие тогда мы поставим на урок цели?(Выслушать ребят и скорректировать цели и задачи)

Эпиграф  к уроку

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»

Д. Пойа.

Вспоминаем алгоритм решения задач на дроби. Слайд.

Работа в паре: Расскажите друг другу правила.

4 этап. Решение задач

Рассмотрим задачи. К какому типу задач их можно отнести?

1.В коробке лежит 18 мячей. Из них 1/3 желтые. Сколько жёлтых мячей лежит в коробке?                        

2.Во время ремонта от куска проволоки отрезали 12 м, что составляет 3/4 всего куска. Сколько метров проволоки отрезали и сколько метров осталось в куске?

Перед вами лежат листочки с задачами.

– Распределите задачи из списка (Приложение1) по видам. Разложите на парте 6 квадратиков так, что

- Зелёный квадратик  задача на нахождение целого по его части

- Оранжевый квадратик задача на нахождение части от целого

(Выполняют задание) После выполнения задания учащимися на экране появляется таблица правильных ответов.

– Проверьте себя!    (Слайд)  

Вывод: Обратить внимание на слова  «что», «это».

Физминутка

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка,  делайте со мною

Упражнение такое:

Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.

Самостоятельная работа (в 2 варианта)

Вариант I

 1.Собрали 40 кг моркови. В детский сад отправили всей моркови. Сколько кг моркови отправили в детский сад?

2.В первый день туристы прошли 60 км, что составило   всего пути. Сколько км планировали пройти туристы ?

 Вариант II

1.В корзине 28 кг яблок. Из  всех яблок – сварили варенье. Сколько кг яблок пошло на варенье?

2.В подарки положили 72 шоколадные конфеты, что составило  всех конфет, остальные карамель. Сколько   конфет всего положили в подарки?  

Взаимопроверка самостоятельной работы. (Слайд с решениями)

                   

5 этап. Домашнее задание. №786.

  •  Придумать  по одной задаче каждого вида и решить её.

6 этап. Рефлексия

           Выбери утверждение:

  • Все понял, могу помочь другим
  • Запомню надолго
  • Все понял
  • Могу, но нужна помощь
  • Ничего не понял

 
– Вернемся к целям, которые мы поставили на урок. Мы их достигли?
– На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить задачи?
– Какова схема решения задач на нахождение части от числа? Целого числа по его части?–

7 этап. Подведение итогов.

Приложение 1

  1. Из бидона отлили  28 литров молока, а это  4/7 всего  молока.  Сколько литров молока было  в бидоне?
  2. В  классе 24 ученика. 3/8 класса составляют девочки. Сколько девочек  в  классе?
  3. На стоянке 28 автомобилей «Жигули», что составляет  4/7 всех автомобилей.  Сколько всего автомобилей на стоянке?
  4. Площадь  поля 20га. Тракторист вспахал ¼ часть  поля. Сколько гектаров вспахал  тракторист?
  5. В  конкурсе участвовали 35  девочек, что составляет 7/12 всех  участников. Сколько всего участников  конкурса?
  6. В авторалли участвовало 48   автомобилей, 5/8 из них пришли к финишу. Сколько  автомобилей  сошло с дистанции?

Дополнительно:

  1. В корзине лежат 72 яблока. Из них  зеленые,  желтые, остальные красные. Сколько в корзине красных яблок?

2. Велосипедист проехал 56 км. При этомего пути проходила через лес,— через поле, остальной путь — по шоссе. Сколько километров велосипедист ехал лесом, полем, по шоссе?

 3. У машинистки 120 листов бумаги. Она использовала сначала  всех листов, а потом  оставшихся. Сколько всего листов использовала машинистка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в страну дроби. Обыкновенные дроби.

Урок - игра "Путешествие в страну дроби" . Игровая технология позволяет достичь единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой деятельности ученик проявляет свою индивидуальнос...

Урок по теме "Алгебраическая дробь, сокращение дробей", 7 класс

Урок обобщения, закрепления знаний по данной теме. Приведены презентация и конспект урока....

план конспект урока, тема: деление десятичной дроби на деся тичную дробь.

первый урок по теме: Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Это урок изложения нового материала. На этом уроке используются ЭОР....

Открытый урок в 5 классе" Дроби.Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби"

Папка содержит разработку урока, приложения, презентацию. Урок разработан на основе урока учителя Лагуткиной Елены Александровны " Решение  уравнений и задач по теме"Обыкновенные дроби"" ....

Открытый урок по теме: "Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Леонард Эйлер."

Урок и  презентация по  теме:  " Умножение  дробей.  Нахождение  дроби  от  числа"  по  математике в  6  классе.  Урок  обобщения ...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...