Технологическая карта по теме "Правильные и неправильные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Технологическая карта по теме "Правильные и неправильные дроби" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnye_i_nepravilnye_drobi.docx881.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока: «Правильные и неправильные дроби»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технология урока: проблемного обучения

Цель урока: сформировать понятие правильной и неправильной дроби.

Задачи урока:

Образовательные:  вывести определение правильной и неправильной дроби; научить определять правильные и неправильные дроби;

Развивающие: создать условия для развития мыслительной деятельности учащихся, умения анализировать. сравнивать, обобщать и делать выводы;  развивать внимание, интерес к предмету; развивать навыки  самоконтроля и самооценки учащихся;

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, справедливость.

Оборудование:

  1. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.: ил.
  2. Компьютер;
  3. Интерактивная доска.
  4. Карточки с заданием, листы самооценки, «пазлы».

Личностные УУД:  уметь уважать чужое мнение, не допускать оскорблений и высмеиваний.

Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, работать по предложенному учителем плану, учатся применять правило при решении задач, осознать то, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: уметь ставить и формулировать проблему с помощью учителя, формировать мыслительные операции, уметь     контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других, уметь формулировать и аргументировать свое мнение, уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Предметные УУД: научатся определять правильные и неправильные дроби.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок.

Слайд 1. Перед каждым из вас лежит лист самооценки. За каждое правильно выполненное задание, вы ставите себе баллы.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

КУУД: Уметь слушать и понимать речь других.

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

Устная работа

 Слайд 2. Сегодня я принесла вам яблоко. Я попрошу вас, его разделать на 8 частей сделав всего три разреза.

На что мы поделили яблоко?

Можем ли мы эти части записать математически? Как?

Значит о чем мы с вами будем говорить?

Правильно. Сегодня мы будем говорить о дробях.

На части.

Да. Можем записать с помощью дробей.

О дробях.

ЛУУД: Уметь уважать чужое мнение.

КУУД: Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Выявление места и причины затруднений

Давайте рассмотрим  задачу

Пирог разрезали на 3 доли. Одну долю положили на тарелку. Какая часть пирога оказалась на тарелке?

Назовите числитель, назовите знаменатель.

А если положить все 3 части на тарелку, какая дробь получится? Сколько третьих долей содержит один пирог?

 Назовите числитель, назовите знаменатель.

Значит, если числитель и знаменатель равны, то дробь равна 1.

Взяли еще один такой же пирог и разрезали  его на 3 равные части. Как на тарелку положить 5/3 пирога?

Возникает проблема

Назовите числитель, назовите знаменатель.

 Сравнит все дроби. Сделайте вывод. (На какие группы можно разделить дроби?)

А как вы думаете, как называются группы дробей, которые мы получили?

Хорошо, ребята! Итак , действительно дроби 1 группы называются правильными, а дроби 2 и 3 групп – неправильными.

Выполняют задание

 числитель – 1, знаменатель - 3

 числитель – 3, знаменатель - 3

Предлагают свои варианты ответов.

 числитель – 5, знаменатель - 3

Слайд 3.

1)  числитель меньше знаменателя

2) числитель равен  знаменателю

3) числитель больше знаменателя

Ответы учеников

ПУУД: Уметь ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

КУУД: Уметь формулировать и аргументировать свое мнение.

ПрУУД: научатся определять правильные и неправильные дроби

Построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Тогда какова сегодняшняя тема урока?

Запишите число и тему урока.

Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

Посмотрите на примеры и попробуйте дать определение правильной и неправильной дробей.

А как это можно написать коротко? ( Как можно показать на модели?)

Откройте учебник на стр.151 (181) и прочитайте приведенные там определения.

Совпадают ли определения, напечатанные в учебнике с теми, что вывели вы?

Парная работа:

Слайд 5. Перед вами на столах лежат листки с изображением координатного луча. Чему равен единичный отрезок данного координатного луча?

Отметьте на данном луче положение данных обыкновенных дробей и сравните все дроби с единицей

У кого это задание выполнено верно? У кого неверно?

Почему мы затруднились отметить положение каких то дробей?

Что нужно сделать, чтобы отметить положение дроби 7/4 на координатном луче?

Вспомните, как мы сравнивали 2 числа при помощи координатного луча.

Какой вывод мы теперь сделаем для сравнения данных дробей? А по отношению этих дробей к 1?

Слайд 4. «Правильные и неправильные дроби»

Цель: Научиться определять, какая дробь правильная, а какая неправильная.

Дробь, в которой числитель меньше знаменателя  называют правильной дробью.

Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен ему, называют неправильной дробью.

Ч < З => прав.

Ч ≥ З => Неправ.

Работа с учебником.

4 клеткам

На экране.

Отмечают затруднения по ходу решения.

Не знаем, как это сделать.

Взять еще ¾ от второго единичного отрезка

Из 2х чисел на координатном луче больше то, которое расположено правее.

Правильная дробь всегда меньше неправильной.

КУУД: Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

РУУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

ЛУУД: Уметь уважать чужое мнение.

Реализация построенного проекта

Фронтальная работа:

а) Что можно сказать про числитель таких дробей? Назовите такие дроби.

б) Что можно сказать про знаменатель таких дробей?

Назовите такие дроби.

Групповая работа: Соберите картинку из частей, на которых написаны: 1 группа -  правильные дроби; 2 группа – неправильные дроби.

Слайд 6. Продолжаем работу. Давайте проверим, как вы поняли сегодняшнюю тему.

Самостоятельно с взаимопроверкой (Распределение дробей):

Запишите каждую из дробей  в соответствующую группу.

Правильные дроби:

Неправильные дроби:

РЕЗЕРВ: 

Фронтальная работа:

Дополните дробь

  1.   ;     2) :

чтобы получить: а) правильную дробь; б) неправильную дробь;

в) неправильную дробь, равную единице.

№ 980 (если останется время)

 

Слайд 8. Посмотрите на экран, перед вами пирог, разделенный на 11 частей. Какую часть вы хотели бы взять себе?

(Вас 11 учащихся, и каждому должно достаться по кусочку. Если вы возьмете больше, кому-то из вас не достанется. Это будет справедливо?)

Фронтальная работа:

а) Числитель правильных дробей со знаменателем 6, все числа меньше 6

 http://globuss24.ru/wp-content/images/doc/hello_html_527f8529.gif

б) Знаменатель неправильных дробей с числителем 5, все числа меньше 5

http://globuss24.ru/wp-content/images/doc/hello_html_47d984b0.gif

Отвечают.

Групповая работа.

Слайд 7.

Самостоятельная работа

Распределение дробей:

ПД: 1\2, 2\7, 4\8, 2\3, 8\9, 2\5, 4\5.

НД: 7\2, 4\3, 9\9, 9\8, 5\4, 4\4, 10\9.

РЕЗЕРВ: 

Дополните дробь:

  1.  ;    
  2.   

№ 980.

Ответы учащихся.

РУУД: Работать по предложенному учителем плану.

ПрУУД: научатся определять правильные и неправильные дроби.

.

ПУУД: Формировать мыслительные операции.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Вспомните, какие  поставили цели и достигли ли этих целей?

Что  нового вы узнали на уроке? Чем отличаются правильные дроби от неправильных?

 Что понравилось на уроке, а что нет?

Какой можно сделать вывод?

 Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке?

Слайд 9. Посчитайте баллы и поставьте себе оценку. 

 Слайд 10. На слайде изображено лицо человека  (довольного,  равнодушного, грустного). Отметьте,  с каким лицом вы уходите с урока.

Мне было трудно ….

3/5. Грустный

Мне было интересно …

5/5. Равнодушный

Могу себя похвалить …

6/5. Довольный

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\1 смайл.jpg

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\2 смайл.jpg

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Ильинская санаторская ООШ\Курсы Информатика\Примеры\Пример 1\3 смайл.jpg

Сдайте карточки самооценивания.

Слайд 11. Спасибо за урок!

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления, оценивают сою работу, сдают карточки самооценивания.

КУУД: Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

РУУД: Формировать мыслительные операции.

Приложение 1

Лист самооценки

Фамилия, имя ученика ______________________________________________

Вид работы

Балл

Устная работа

Проблема

Парная работа

Фронтальная работа (№976)

Групповая работа «Собери картинку»

Самостоятельная работа

                                                         Общее количество баллов:

                                                         Оценка:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме "Деление обыкновенных дробей", 6 класс

Технологическая карта учителя включает в себя подробный подбор учебного материала как для урока, так и для домашнего задания. На каждом уроке используются УУД по новым стандартам обучения, все они про...

Технологическая карта урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" 5 класс УМК Виленкин

Технологическая карта урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" 5 класс УМК Виленкин, поэтапная разбивка урока, методы и формы работы, деятельность ученика и учителя, презентация...

Конспект урока математики с технологической картой в 6 классе "Умножение дроби на дробь"

Конспект урока математики с технологической картой в 6 классе  "Умножение дроби на дробь" по ФГОС по УМК Н.Я. Виленкина...