программа "Занимательная математика"
рабочая программа по математике
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "занимательная математика" | 314.57 КБ |
ktp_zanimatelnaya_matematika.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют
сегодня от человека умения быстро адаптироваться, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряясь в ситуации неопределенности. Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества.
Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится дополнительной кружковой работой. В этом может помочь математический кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий, а также общему развитию личности. Активные методы и формы обучения в кружковой работе помогут подготовить детей, обладающих необходимым набором знаний, умений, уверенно чувствовать себя в жизни.
Программа «Занимательная математика» предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, пространственного воображения, коммуникативных умений воспитанников с применением коллективных форм организации занятий и использованием интерактивных средств обучения, развития интеллектуальных умений воспитанников, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развития наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, самостоятельно работать, решать учебную задачу творчески, а также на развитие правильной математической речи, для сообщения полезных сведений из истории математики.
Программа создана на добровольных началах с учетом склонностей детей, их возможностей и интересов.
Направленность программы «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
- тип - дополнительная общеразвивающая образовательная программа;
- направленность - социально-педагогическая;
- вид - модифицированная;
- форма организации – групповая, подгрупповая, парная;
- срок реализации – 1 год.
Программа объединения «Занимательная математика» является модифицированной, разработанной на основе программы Лободиной Н. В. «Развивающая математика» 1-4 классы, издательство «Учитель».
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
− Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
− Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устав МУДО «ИРЦДО»
- Положение о дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе педагога муниципального учреждения дополнительного образования «Иволгинский районный центр дополнительного образования».
Новизна
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Актуальность
Современный этап развития общества характеризуется резким подъемом его информационной культуры, модернизацией общего образования, поэтому приоритет отдается вкладу математического образования в индивидуальное развитие личности. Развитие, прежде всего, в таких направлениях, как точность и ясность мысли, высокий уровень интеллекта, воля и целеустремленность в поисках и принятии решений, способность ориентироваться в новых ситуациях, стремление к применению полученных знаний, умение и желание постоянно учиться, творческая активность и самостоятельность.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить представления об исторических корнях математических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у детей умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы объединения, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу детей на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им возможность работать на уровне повышенных возможностей.
Обучение по данной программе способствует формированию новых знаний, умений, навыков, предметных компетенций в области математики и повышению общего уровня математической культуры пополнять математические знания из специальной литературы в процессе дальнейшей учёбы.
Программа рассчитана для учащихся 5 – 6 классов. Режим занятий 2 раза в неделю.
Цель программы
- формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
- обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;
- формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
- формирование картины мира.
Задачи программы:
Обучающие:
• обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
• учить правильно применять математическую терминологию;
• обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.
Развивающие:
• расширять кругозор воспитанников в различных областях элементарной математики;
• способствовать развитию умений делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
• развивать внимание, память, образное и логическое мышление, пространственное воображение;
• выявить и развить математические и творческие способности;
• развивать мелкую моторику рук и глазомера.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к математике;
• расширять коммуникативные способности детей;
• формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
В основу работы по программе положены следующие принципы:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность.
- Системность. Курс строится на принципе от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Принцип психологической комфортности предполагает создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка.
- Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
- Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач.
- Принцип творчества (креативности) предполагает формирование способности находить нестандартные решения.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Условия реализации программы
Основными технологиями развивающего обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Огромное значение имеет принцип наглядности. Вот эти технологии и принципы обеспечивают реализацию данного курса. Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы учебных занятий: лекции, семинары, практикумы, презентации и др. формы.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Срок реализации программы: 1 год.
Условия проведения:
- продолжительность занятий – 45 мин.
- возраст обучающихся - 11-12 лет.
Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю.
Формы проведения занятий:
Игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
В занятия включены:
- Работа с занимательным материалом
- Работа в тетрадях
- Физкультминутки
- Работа с электронными дидактическими пособиями
Методы и приемы работы:
- Поисковые (моделирование, опыты)
- Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)
- Информационно – компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
- Практические (упражнения)
- Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)
Формы организации занятий: коллективная; групповая работа; парная работа; индивидуальная.
Основные виды деятельности воспитанников:
- решение занимательных задач, головоломок;
- составление плана решения нестандартной задачи и объяснение хода решения;
- построение чертежей, схем, таблиц, необходимых для решения комбинаторных и нестандартных задач;
- построение плоских геометрических фигур и объемных тел на клетчатой бумаге;
- участие в математических конкурсах, олимпиадах;
- выполнение графического диктанта;
- выявление математических закономерностей;
- проведение мини-исследований и формулировка выводов по наблюдениям;
- высказывание своих предположений в паре;
- осуществление самооценки, самопроверки, взаимопроверки.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты освоения программы
У обучающегося будут сформированы:
- начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
- начальные представления о математических способах познания мира;
- проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
- освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми;
- умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;
- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к их мнению.
Учащийся получит возможность для формирования:
- учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
- способности к самооценке результатов своей деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
Учащийся научится:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- работать по предложенному педагогом плану;
- выполнять самооценку своей работы на занятии;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- понимать и применять предложенные педагогом способы решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством педагога.
Познавательные УУД.
Учащийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в работе для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их.
Коммуникативные УУД.
Учащийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь.
Учащийся получит возможность научиться:
- критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Предметные результаты
Учащийся научится:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;
- анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- обобщать, делать несложные выводы;
- решать нестандартные и логические задачи;
- выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных математических явлениях;
- давать определения тем или иным математическим понятиям;
- сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;
- строить геометрические фигуры.
Способы проверки результатов
Способы определения результативности:
- итоговые игровые занятия (по окончании изучения темы);
- портфель достижений воспитанника (сертификаты, грамоты, дипломы и др.).
Подведение итогов реализации программы осуществляется в виде·математического праздника «Царица наук – математика» (1 ч), где ребята смогут продемонстрировать свои знания по решению различных текстовых задач, кроссвордов, ребусов и т. д.
II Учебно-тематический план
№ п/п | Перечень разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I. | Занимательная арифметика | 8 | 4,5 | 3,5 |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Математическое справочное бюро | 2 | 1 | 1 |
3 | Запись цифр и чисел у других народов | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Древнерусская система счисления | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Числа - великаны и числа- малютки | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Приёмы быстрого счёта | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Конкурс «Кто быстрее сосчитает» | 1 | 0,5 | 0,5 |
II. | Удивительный мир чисел | 12 | 6 | 6 |
1 | Что такое число? Старинные системы записи чисел. Числовые цепочки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Тайны и загадки числа 1 | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Тайны и загадки числа 2 | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Тайны и загадки числа 3 | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Тайны и загадки числа 4 | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Тайны и загадки числа 5 | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Тайны и загадки числа 6 | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Тайны и загадки числа 7 | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Тайны и загадки числа 8 | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Тайны и загадки числа 9 | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Тайны и загадки числа 0 | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Тайны и загадки числа 10 | 1 | 0,5 | 0,5 |
Ш | Геометрическая мозаика | 10 | 5 | 5 |
1 | Геометрические фигуры | 4 | 2 | 2 |
2 | Задания на конструирование и трансформацию фигур из спичек | 2 | 2 | |
3 | Упражнения и головоломки со спичками | 2 | 2 | |
4 | Симметрия. Симметричные фигуры | 2 | 2 | |
IY | Занимательные задачи | 10 | 2 | 8 |
1 | Магические квадраты | 1 | 1 | |
2 | Математические ребусы | 2 | 2 | |
3 | Софизмы | 1 | 1 | |
4 | Задачи с числами | 1 | 1 | |
5 | Задачи шутки | 1 | 1 | |
6 | Старинные задачи | 2 | 2 | |
7 | Задачи на движение | 1 | 1 | |
8 | Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел» | 1 | 1 | |
V | В мире логики | 15 | 7 | 8 |
1 | Числовые головоломки. История первых головоломок. | 2 | 1 | 1 |
2 | Магические квадраты | 2 | 1 | 1 |
3 | История возникновения ребусов. | 1 | 1 | |
4 | Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай» | 1 | 1 | |
5 | История «Танграма». | 1 | 1 | |
6 | Танграм своими руками Построении фигур из деталей танграма по схеме. | 1 | 1 | |
7 | Круги Эйлера | 2 | 1 | 1 |
8 | Простейшие графы | 1 | 1 | |
9 | Числовые мозаики. | 2 | 2 | |
10 | Игра «Пентамино». Изготовление игры «Пентамино» | 2 | 1 | 1 |
VI | Математические игры | 14 | 4 | 10 |
1 | Сложение и вычитание. | 5 | 2 | 3 |
2 | Кодирование. | 2 | 1 | 1 |
3 | Ключворды. | 2 | 2 | |
4 | Кроссворды | 2 | 2 | |
5 | Шифровка и кодирование текста | 2 | 1 | 1 |
6 | Игра « Математический бой» | 1 | 1 | |
VII | Итоговая игра «Царица наук – математика». | 3 | 3 | |
1 | Составление брошюры «Математическая шкатулка» | 2 | 2 | |
2 | игра «Царица наук – математика». | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 72 | 28,5 | 43,5 |
III Содержание образовательной программы.
- Занимательная арифметика
Раздел содержит 8 часов, из них 1 час отводится на вводное занятие.
Как возникло слово «математика, как математика стала настоящей наукой, как люди научились считать, познакомить с первым математиком, показать фокусы. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Истории записи цифр и чисел у других народов, практическое занятие по использованию различных способов записи чисел. Знакомство с записью чисел у древних славян, числами-великанами и числами-малютками.
- Удивительный мир чисел
Числа от 1 до 100. История чисел от 1 до 10. Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. Зрительный образ цифр от 0 до 9. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Удивительные свойства действий. Число 0. Графические диктанты.
- Геометрическая мозаика
Что такое геометрия. История развития геометрии. Взаимное расположение предметов в пространстве. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Задачи и головоломки со спичками. Решение занимательных задач со спичками.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Решение геометрических головоломок.
- Занимательные задачи
Задания на поиск недостающих частей, предметов, отличий.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи в стихах. Математические задачки-шутки. Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Задачи повышенной трудности. Нестандартные задачи.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Графическое моделирование связей между данными и искомым.
- В мире логики
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов, на основе наблюдений найти способ решения магического квадрата; определять место каждого числа в определенной последовательности, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
Знакомство с новым понятием «танграм». Изготовление наглядного математического материала. Конструирование по заданному образцу.
- Математические игры
Как появились знак «плюс» и знак «минус», «Кодирование – это основа обучения», «Ключворд, или кейворд – особый вид кроссворда», «Закодированная информация».
IV Материально-техническое обеспечение программы.
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным
доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим
нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната
оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей
индивидуальных шкафах.
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным
доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим
нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната
оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей
индивидуальных шкафах.
Помещение: Для занятий требуется просторное, светлое, проветриваемое помещение, отвечающее санитарно- гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Кабинет оформлен в соответствии с эстетическими нормами.
Технические средства: Тетрадь, простой карандаш, ручка, наглядные пособия, дидактические материалы.
V Список литературы.
- Методическая литература для педагогов:
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 5 – 6 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Лободиной Н. В. «Развивающая математика» 5 классы, издательство «Учитель», 2004
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Для занятия требуется просторное, сухое с естественным
доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим
нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната
оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Для занятия требуется просторное, сухое с естественным
доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим
нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната
оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- http://www.mathematic-na.ru/5class/mat_5_32.php - интерактивный учебник.
- http://komdm.ucoz.ru/index/0-11 - устные задачи на движение.
- http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»:Математика. Математический мир.
- http://mathkang.ru/ – российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
- http://4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
- http://puzzle-ru/blogspot.com -головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
- http://www.nachalka.ru – учебно – методическая помощь;
- http://www.mathworld.ru - задания на развитие логического мышления.
2. Литература для воспитанников
1. Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для
дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с
2. Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.
3. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль:
Академия развития, 2006. – 382с.
4. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия
развития, 2006. – 375с.
5. Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011 –
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план дополнительной образовательной программы
Кружок « Занимательная математика»
N | Месяц | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Формы контроля или результативность |
1 | Сентябрь | Вводное занятие | 1 | Теоретическое обучение | |
2 | Сентябрь | Математическое справочное бюро | 2 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
3 | Сентябрь | Запись цифр и чисел у других народов | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
4 | Сентябрь | Древнерусская система счисления | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
5 | Сентябрь | Числа - великаны и числа- малютки | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
6 | Сентябрь | Приёмы быстрого счёта | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
7 | Сентябрь | Конкурс «Кто быстрее сосчитает» | 1 | Игровые | Участие в конкурсе |
8 | Сентябрь | Что такое число? Старинные системы записи чисел. Числовые цепочки. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
9 | Октябрь | Тайны и загадки числа 1 | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
10 | Октябрь | Тайны и загадки числа 2 | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
11 | Октябрь | Тайны и загадки числа 3 | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
12 | Октябрь | Тайны и загадки числа 4 | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
13 | Октябрь | Тайны и загадки числа 5 | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
14 | Октябрь | Тайны и загадки числа 6 | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
15 | Октябрь | Тайны и загадки числа 7 | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
16 | Октябрь | Тайны и загадки числа 8 | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
17 | Ноябрь | Тайны и загадки числа 9 | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
18 | Ноябрь | Тайны и загадки числа 0 | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
19 | Ноябрь | Тайны и загадки числа 10 | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
20-23 | Ноябрь | Геометрические фигуры | 4 | Комбинированный | Фронтальный опрос, составление кроссвордов |
24-25 | Ноябрь | Задания на конструирование и трансформацию фигур из спичек | 2 | Практическое обучение | Составление фигур |
26-27 | Ноябрь | Упражнения и головоломки со спичками | 2 | Практическое обучение | Решение головоломок |
28-29 | Декабрь | Симметрия. Симметричные фигуры | 2 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
30 | Декабрь | Магические квадраты | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
31-32 | Декабрь | Математические ребусы | 2 | Практическое обучение | Фронтальный опрос, составление готового ребуса |
33 | Декабрь | Софизмы | 1 | Теоретическое обучение | Фронтальный опрос |
34 | Декабрь | Задачи с числами | 1 | Практическое обучение | Тест |
35 | Декабрь | Задачи шутки | 1 | Практическое обучение | Решение задач |
36-37 | Январь | Старинные задачи | 2 | Практическое обучение | Решение задач |
38 | Январь | Задачи на движение | 1 | Практическое обучение | Решение задач |
39 | Январь | Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел» | 1 | Игровые | |
40-41 | Январь | Числовые головоломки. История первых головоломок. | 2 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
42-43 | Январь | Магические квадраты | 2 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
44 | Февраль | История возникновения ребусов. | 1 | Теоретическое обучение | Фронтальный опрос |
45 | Февраль | Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай» | 1 | Игровые | |
46 | Февраль | История «Танграма». | 1 | Теоретическое обучение | Фронтальный опрос |
47 | Февраль | Танграм своими руками Построении фигур из деталей танграма по схеме. | 1 | Практическое обучение | Фронтальный опрос |
48-49 | Февраль | Круги Эйлера | 2 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
50 | Февраль | Простейшие графы | 1 | Теоретическое обучение | Фронтальный опрос |
51-52 | Март | Числовые мозаики. | 2 | Практическое обучение | Фронтальный опрос, составление мозаик |
53-54 | Март | Игра «Пентамино». Изготовление игры «Пентамино» | 2 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
55-60 | Март Апрель | Сложение и вычитание. | 5 | Комбинированный | |
61-62 | Апрель | Кодирование. | 2 | Комбинированный | |
63-64 | Апрель | Ключворды. | 2 | Практическое обучение | Фронтальный опрос |
65-66 | Май | Кроссворды | 2 | Практическое обучение | Фронтальный опрос |
67-68 | Май | Шифровка и кодирование текста | 2 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
69 | Май | Игра « Математический бой» | 1 | Игровые | |
70-71 | Май | Составление брошюры «Математическая шкатулка» | 2 | Комбинированный | Фронтальный опрос |
72 | Май | игра «Царица наук – математика». | 1 | Игровые | Подведение итогов |
Итого: | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»
Этот урок посвящен научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"
Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....