Метапредметные результаты обучения по ФГОС
презентация к уроку по математике
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. (Стратегия модернизации образования в РФ)
В соответствии с ФГОС выделяют три группы результатов освоения основной образовательной программы: личностные, предметные и метапредметные . Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования включают освоенные обучающие межпредметные понятия и универсальные учебные действия ( регулятивные, познавательные, коммуникативные ), способность их использования в учебной, познавательной, социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
Актуальность темы
Выделяется 4 вида универсальных учебных действий: личностные: личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразование (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; познавательные: общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения; коммуникативные: умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой); регулятивные: целеполагание , планирование, корректировка плана
Универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия «Я сам»
Основные виды УУД ВИД СОДЕРЖАНИЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ Л И Ч Н О С Т Н Ы Е самоопределение ( мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности); смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него); нравственно- эстетическое оценивание ( оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор) участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; самооценка события; дневники достижений мысленное воспроизведение картин, ситуаций
Универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия - Ищу и нахожу - Изображаю и фиксирую - Читаю, говорю, понимаю - Мыслю логически - Решаю проблему «Я учусь»
Основные виды УУД ВИД СОДЕРЖАНИЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ П О З Н А В А Т Е Л Ь Н Ы Е общеучебные (формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; знаково-символические; моделирование); логические (анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных; синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификаций объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование); действия постановки и решения проблем ( формирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). «на что похоже?»; найди отличия; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями;
Универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия «Мы вместе»
Основные виды УУД ВИД СОДЕРЖАНИЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ К О М М У Н И К А Т И В Н Ы Е планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия); постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); управление поведением партнера точностью выражать свои мысли ( контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). составь задание, задай вопрос по теме партнёру; отзыв на работу товарища; взаимопроверка самостоятельных работ ; групповая работа по составлению кроссворда, ребуса; «отгадай, о ком или о чем говорим»; диалоговое слушание; формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ…», «опиши устно…» , «объясни...»…;
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим» диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ»; «опиши устно»; «объясни» и т.д .
Универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия - Понимаю и действую - Контролирую ситуацию - Учусь оценивать - Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» «Я могу»
Основные виды УУД ВИД СОДЕРЖАНИЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ Р Е Г У Л Я Т И В Н Ы Е преднамеренные ошибки; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; «ищу ошибки» Целеполагание ( постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий); прогнозирование ( предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик ); контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); оценка ( выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения ); волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий)
При формировании регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль диспут заучивание материала наизусть в классе «ищу ошибки» КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах Этапы урока Формируемые УУД Организационный момент. Личностные Коммуникативные Актуализация знаний. Познавательные Коммуникативные Личностные Физкультминутка . Регулятивные Личностные Изучение нового материала. Познавательные Регулятивные Коммуникативные Закрепление темы урока. Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Итог урока. Рефлексия. Личностные Коммуникативные
Рекомендации по развитию УУД Личностные: помните, что каждый ребенок индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности; помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения; организуя учебную деятельность по математике, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики (сотрудничество с школьным психологом) Регулятивные : научите обучающихся: контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме; контролировать, выполнять свои действия по заданному плану, образцу, правилу, алгоритму; адекватно оценивать выполненную им работу; исправлять ошибки.
Рекомендации по развитию УУД Коммуникативные: создавайте условия, чтобы учащиеся чаще высказывали свои мысли, мнения, задавали вопросы; не бойтесь «нестандартных уроков», внедряйте различные виды современных технологий в образовательный процесс, различные виды и формы работы на уроке; изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития. Познавательные: Научить обучающихся умению: поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, работать с информацией, структурировать полученные знания; анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи; доказывать свои суждения; сформулировать проблему и найти способ её решения .
Практическая работа Класс делится на группы, по 4 человека в группе. На партах лист бумаги и фломастеры. Фломастеры должны хватить на каждого ученика. В центре записывают слово треугольник. Затем каждый ученик берет фломастер и записывает по три слова, связанные со словом треугольник. Каждая команда по часовой стрелке переходит к следующему столу: 1 к номеру 2, 2 к номеру 3 и т.д. Команды находят взаимосвязи между словами и ставят к ним вопросы. Затем снова переход к следующему столу. Команды отвечают на вопросы. После этого они возвращаются к своему столу. Обсуждают работу, находят ошибки, если они есть. Выбирают ответственного и выступают перед командами. Такие задания воспитывают у учащихся умение работать в команде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/16/picture-24836.gif)
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...
Экскурсии на предприятия и в научные лаборатории как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС
Учебные или познавательные экскурсия в научные лаборатории или на производство являются составной частью учебно-воспитательного процесса, чаще всего организуются и проводятся учителями-предметниками с...
«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »
В статье автор акцентирует внимание на ФГОС второго поколения, в основу которых положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-267627-1371539874.jpg)
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Гульчеевой Риты Петровны
Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-472146-1412487752.jpg)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/11/picture-648614-1436615781.jpg)
Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/19/picture-552239-1603128746.jpg)
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС
Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...