ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по математике
Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Наша задача обучать и развивать учащихся на уроках математики с целью получения хороших результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_formirovaniya_novyh_znaniy_na_urokah_matematiki.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса.
Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности.
Математика есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Школьное математическое образование способствует: овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире; приобретению навыков логического и алгоритмического мышления; развитию воображения и интуиции; формированию мировоззрения; формированию нравственных черт; воспитанию способности к эстетическому восприятию мира.
Огромное значение математического образования в воспитании всесторонне развитой личности. Это еще раз убеждает о необходимости проведения уроков математики с учетом общих требований к современному уроку, выполнение которых повышает эффективность уроков математики, а значит и качество математического образования. Постараемся выделить основные направления совершенствования урока математики.
Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью. В связи с этим на уроке математики часто используют активные методы формирования знаний: проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские.
Проблемное изложение относят к промежуточной группе, ибо оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Лучшим способом организации учащихся к началу учебной работы является энергичное включение их в активную деятельность с первой минуты урока. Сразу после приветствия перед классом ставится интересное задание, эвристический вопрос, познавательная задача, требующие концентрированного внимания и смекалки. После этого в классе сразу исчезает шум, устанавливается напряженная тишина. Учащиеся думают, размышляют, решают задачу. Часть из этих вопросов и заданий может быть направлена на воспроизведение опорных для изучения нового материала знаний. Подобные задания, как показывают наблюдения, заинтересовывают учащихся, создают психологический настрой на напряженный учебный труд, включают в работу весь класс, подтягивают даже нерадивых и недисциплинированных школьников.
Творческое отношение к структуре урока математики.
Стремление заинтересовать учащихся, разнообразить ход урока ведут к тому, что целесообразно включить в урок различные игровые методики. Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях математического кружка, при проведении тематических вечеров и др., а возможности использования дидактической игры в учебном процессе недооценивались.
В настоящее время игру используют при организации начала урока, при изучении нового материала, при организации контроля, при окончании урока. Часто проводятся игровые уроки, даются интересные задания, например, при прохождении темы «координатная плоскость» в 6 классе ученики строят соответствующие точки, последовательно выстраивая точки и соединяя их, они получают рисунок.
Как известно, предварительная содержательная работа на уроке направлена главным образом на подготовку учащихся к усвоению нового материала, применению имеющихся знаний, овладению определенными умениями. В начале урока можно использовать устный счет, математический диктант, игровые задания, задания на поиск закономерностей, на обнаружение типичных ошибок учащихся и их предупреждение, на выбор рациональных способов решения задач, комментированное чтение текста учебника и т.д.
Окунев А. А. в своей работе «Спасибо за урок, дети!» предлагает 15 способов организации начала урока. Урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию. Например, при изучении темы формулы сокращенного умножения, можно организовать самостоятельное открытие формулы куб суммы (разности) двух выражений. Урок можно начать с практической работы исследовательского характера. Например, при изучении темы «Сумма углов треугольника» в начале урока можно раздать каждому вырезанные из бумаги треугольники разного вида и предложить с помощью транспортира измерить все углы треугольника и найти их сумму. Обсуждая результаты практической работы, ученики делают вывод, что сумма у всех получилась примерно одинаковая –появляется гипотеза, которую нужно доказать.
Этап актуализации опорных знаний можно организовать тоже разными способами.
1.Это может быть по геометрии работа по готовым чертежам, составление своей задачи, задания –загадки «Что скрыто?», «Что ты видишь?» и т.д.
2.Работа в парах с применением тренажеров для устного счета. Использование на уроке такой формы работы с использованием тренажеров позволяет рационально использовать время урока, проверить всех и воспитать у учеников ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.
Развитие технологического подхода к обучению математике.
К сожалению, в нашей педагогической, и особенно методической литературе, мало уделено внимания данной теме (именно использованию педагогических технологий на уроках математики).
Отметим, основные известные сегодня, технологии обучения математике, которые на методическом уровне решают проблему конструирования процесса обучения, направленного на достижение запланированных результатов:
- Технология перспективно-опережающего обучения (С.Н. Лысенкова).
- Технология интенсификации процесса обучения (В.Ф. Шаталов).
- Технология укрупнения дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев).
- Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов обучения - ОРО (В.В. Фирсов).
- Технология обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович).
- Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин).
- Технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев, М.Б. Волович).
- Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская и др.).
- Технология мастерских (А.А. Окунев и др.).
- Технология "школа-парк" (М.А. Балабан).
- Игровые технологии.
- Технологии проблемного обучения и т.д.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно- урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Наша задача обучать и развивать учащихся на уроках математики с целью получения хороших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии деятельностного подхода (ТДП) как средства для самостоятельного получения новых знаний на уроках математики и внеурочной работе
В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни. В данных условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний...
статья "Формирование экономических знаний на уроках математики в С(К)ОШ VIII вида"
Статья была представлена на региональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы непрерывного математического образования" в Саратовском государственном Университете им. Н.Г. ...
Способы и технологии формирования метапредметных знаний на уроках математики
Учить мыслям бессмысленно, т.к.в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией....
«Формы и способы формирования прочных знаний на уроках математики с применением ИКТ»
Разрабатывая систему уроков по учебной теме, учитель определяет цель и содержание каждого урока. По результатам прошлого урока цель и содержание очередного урока уточняется. Перед учителем возникает в...
Постановка задачи и открытие новых знаний на уроках математики.
Математика 6 класс. Тема " Площадь круга." Лаборатория открытий: детям дома вырезать круг и разделить на 4 равных сектора,8 равных сектора и 16 равных сектора. На уроке из секторов сложить г...
Применение технологии полного усвоения знаний на уроках математики при использовании УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
Применение технологии полного усвоения знаний на уроках математики при использовании УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир....
Из опыта работы по проблемному введению новых знаний на уроках математики.
В своей работе я делюсь своими педагогическими находками по проблемному введению знаний на уроках математике, точнее на этапе постановки учебной проблемы....