Среднее арифметическое (урок с использованием игровых технологий)
методическая разработка по математике (5 класс)
На уроках математики можно использовать широкий спектр игровых ситуаций, направленных на обучение и повышение мотивации учащихся: · Задачи в стихах; · Занимательный квадрат; · Задачи – шутки; · Математический фокус; · Математическая эстафета; · Головоломки; · Ребусы; · Задачи на смекалку и многое др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Среднее арифметическое (Игровые технологии) | 179.09 КБ |
Среднее арифметическое (Презентация к уроку) | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроках математики
Данная работа предназначена для учителей средних общеобразовательных школ и представляет собой методическую разработку, с использованием игровой технологии, по теме «Среднее арифметическое».
Цель | Описание порядка | Результаты |
Закрепление материала по теме. Развитие коммуникации. Социализация. | Подготовка дидактического и игрового материала. Знакомство с правилами игры. Постановка цели и мотивация. Разбивка на группы. Игра поэтапно. Подведение итогов игры с использованием ранее изученного понятия и подведение итогов работы учащихся. Рефлексия. | Коллективное обсуждение, умение общаться в группе. Умение делать выводы, обобщения. Умение применять полученные на уроках навыки в иных жизненных ситуациях (социализация). Мотивация в обучении. |
Класс: 5Б.
Тема урока: «Среднее арифметическое. В поисках сокровищ»
Тип урока: Закрепление ранее изученного материала.
Цель урока: закрепление темы: «Среднее арифметическое», создание условий для более глубокого формирования и осознания понятия среднего арифметического.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить изучаемую тему, в том числе и нахождение среднего арифметического чисел при решении задач;
Воспитательные:
- формирование чувства ответственности, воспитание самостоятельности учащихся, воспитание трудолюбия, чувства коллективизма, привитие интереса к изучаемому предмету,
- воспитание познавательного интереса к дисциплине
Развивающие:
- развивать интерес к изучаемому предмету с использованием межпредметных связей;
- развивать логическое мышление;
- активизация деятельности учащихся на уроке за счет вовлечения их в ситуации современной жизни;
- развивать коммуникативную компетентность;
- развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
- формировать правильную математическую речь;
- развивать логику, мышление, внимание.
Оборудование урока: ТСО: компьютер, мультимедийная доска.
Обеспечение урока: презентация, листы с заданиями, карточки.
План урока.
- Организационный момент. (1 минуты)
- Мотивация (тема урока, целеполагание).(2 минуты)
- Правила игры. Разбивка на три группы.(3 минуты)
- Игра. Динамическая минутка.(29 минут)
- Подведение итогов игры. (2 минуты)
- Подведение итогов работы учащихся. (2 минуты)
- Рефлексия. (3 минуты)
- Подведение итогов урока. (2 минуты)
- Домашнее задание. 1 минута.
Ход урока.
- Организационное начало
Приветствие
Древние говорили: «Улыбнись. Улыбка ничего не стоит, но она дает нам много друзей, хорошее настроение. Мир становится добрее». Улыбнемся друг другу, нашим гостям
- Мотивация.
Эмоциональный настрой
Рано или поздно всякая правильная математическая
идея находит применение в том или ином деле.
А.Н. Крылов
Желаю, Вам ребята, чтобы в процессе изучения математики у вас развивался не только ум, но и воля, настойчивость, любознательность, внимание. Ребятки, а что мы с вами изучали на прошлых уроках? Дети отвечают: «Среднее арифметическое». Мы с вами закрепим знания данной темы, побывав при этом в увлекательном путешествии, которое называется: «В поисках сокровищ»(слайд 1)
- Правила игры. Разбивка на три группы.
Прежде чем отправиться в путь, послушайте правила.
Следуя карте, мы побываем на необычных островах, на каждом из которых вас ждут интеллектуальные испытания. У нас будет три команды – участника, в которых выберем капитанов. На каждом острове вы будете искать сокровища - золотые монетки, по сумме которых, в конце путешествия определится команда-победитель. Все достижения будут вноситься в судовой журнал (распечатывается и вывешивается на доску). (слайд 3) Испытания на каждом острове будут разные, поэтому подробности узнаете по прибытию. Победителя ждет сюрприз!
Распределиться на три команды и выбрать капитанов.
- Игра. Динамическая минутка.
- В ПУТЬ…
Учитель:
- Пока мы плывем по морю, давайте обсудим девиз нашего приключения.
«Учиться можно весело…
Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франс
- Что означают эти слова? Согласны ли вы с данным высказыванием?
II. Остров Неизвестности…(слайд 4)
Учитель:
- Ребята, мы прибыли на остров Неизвестности (слайды 5, 6).
На этом острове ребята тоже получают знания и оценки за них. У детей-туземцев возник спор, они хотят узнать, кто из них лучше всех учится, а кто хуже. Помогите определить средний балл этих учеников по предмету «Страноведение» и запишите их имена в порядке убывания знаний.
За каждую правильную среднюю оценку команде дается две монетки. Команде, которая первой полностью справилась с заданием еще 2 дополнительные монетки, второй - 1 монетку.
Молодцы, отлично справились с заданием, идем дальше!
III. Бухта Марафонец… (слайд 7)
Учитель:
- Внимание, наш корабль подходит к Бухте Марафонец. Как же здесь красиво, не так ли?! Здесь своими знаниями вы можете заработать монеты, местные мудрецы за каждое верное задание дарят монетку…Торопитесь, время ограничено, у вас есть только 12 минут! Удачи, ребята!
(слайды 7, 8, приложение 1). Всем командам раздаются 35 одинаковых карточек – заданий, они в течение 12 минут работают с ними: каждый берет, решает и пишет ответ на карточке, кладет на край стола, если ответ верный – взамен получает монету.
IV. В Среднеарифметическом море… (слайд 9)
Учитель:
- Скоро мы прибудем на удивительный полуостров, а пока есть время немного поиграть…Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. (слайд 10)
Итак, среднее арифметическое:
- Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)
- Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)
- Пианино и баяна. (Аккордеон.)
- Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)
- Носка и чулка. (Гольф.)
- Трамвая и поезда (Электричка.)
Разомнемся?! (слайд 11)
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонись ты вправо, влево
Упражненье делай смело!
Вниз потянемся, пройдёмся,
И на место вновь вернёмся.
V. Озадаченный полуостров… (слайд 12)
Учитель:
- Земля!!! Какой удивительный остров! Посмотрите, нас встречает почтальон, у него к нам срочное дело.
- Уважаемые путешественники, к нам поступили письма отнаселения этого полуострова с просьбой найти необходимое им среднее арифметическое».
Учитель раздает каждой группе по 5 конвертов с письмами. Конверты пронумерованы от 1 до 5. Номер стоит и на самом письме. Письма в приложении № 2. (слайды 12, 13)
- Распределите между собой письма. Запомните, чем выше номер на конверте, тем сложнее вычисления. Выполните задание (без краткой записи).
За задачу №1 вы получаете 5 монет, за задачу №2 вы получаете 6 монет, за задачу №3 вы получаете 7 монет, за задачу №4 вы получаете 8 монет, за задачу №5 вы получаете 10 монет.
- Подведение итогов игры.
Учитель:
- Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. Ну что, готовы узнать кто из вас победитель? Давайте посчитаем наши монетки. Какие еще сокровища мы сегодня получили? (Знания).
Подсчитываются монетки и распределяются места команд.
- Подведение итогов работы учащихся.
Учитель:
- В нашем путешествии все показали себя с наилучшей стороны. Вы старались: подключали знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора, воображение.
Выявить с помощью ребят, самых активных игроков, похвалить их. Наименее активных приободрить.
Награждаются победители. Остальные поощряются.
- Рефлексия.
Учитель:
- Как вы считаете, мы сегодня достигли нашей цели, почему? Что было трудным на уроке и почему?
Кроме того, ученикам предлагается ответить на 3 блиц – вопроса (клеят на листочках смайлики и сдают):
- На сегодняшнем уроке мне было … (легко, обычно, трудно)
- Я закрепил материал … (усвоил и могу применить, усвоил и затрудняюсь применить, не усвоил)
- Моя самооценка за урок …
- Подведение итогов урока.
Проводится в виде обсуждения вопроса: зачем нужно играть на уроках математики?
Вывод: вспоминаем девиз всей игры.
- Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились!
Выставляются оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментируя их.
- Домашнее задание.
- Вычислить средний возраст вашей семьи.
- Температура воздуха 9 апреля была:
Ночью +2
Утром +3
Днем +5
Вечером +2
Какая средняя температура воздуха была 9 апреля? - Узнать, где в жизни необходимо умение находить среднее арифметическое (подготовить сообщение по желанию).
Используемая литература:
- Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2020.
- http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/Семинар_Секрет_Научиться_придумывать
Приложение 1
№1Напишите формулу пути: | №3 43 - 32 = | №10 (7-3)3 = | №11 3y + 7y + y = | |||
№17Начертите луч ОМ | №13Вычислить периметр квадрата, со стороной 9 см. | №14 | №15 | |||
№ 18 | №12Начертите отрезок равный 3 см 5 мм | №30 Дан прямоугольник со сторонами а=7 см, b = 30 см. Найти Р=? | ||||
№2 Уменьшаемое- ? = ? | №19 Слагаемое Слагаемое = | |||||
№4Чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо… | №5Чтобы найти неизвестное делимое надо… | |||||
№6Чтобы найти неизвестное слагаемое надо… | №7Чтобы найти неизвестное вычитаемое надо… | |||||
№8Чтобы найти неизвестный делитель надо… | №9Чтобы найти неизвестный множитель надо… | |||||
№16 Треугольники АВС и DEFравны. Найти периметр треугольника DEF, если стороны указаны на рисунке? P = | №29 (2 балла) Дан прямоугольник Р=30,6см, длина=7,3 см, b -? | |||||
№ 34 Решить уравнение: X + 18,6 =37,4 | ||||||
№19 Множитель Множитель = | №20 Верно или нет? | |||||
№21 Выразите в граммах 5 кг 750 г = | №22 Выразите в килограммах и граммах 4370 г = | |||||
№ 24 Найти периметр многоугольника | № 25 | |||||
№ 27 | № 29. Найти среднее арифметическое чисел: 2,3; 7,6; 9,8; 3,9 | |||||
№ 28 | ||||||
№ 31 | ||||||
№32 Найдите по формуле пути: Значение S, если v=12 км/ч, t=3 ч. | №33 (2 балла) Найдите по формуле пути: Значение t, если s=180 м, v=15 м/с. | |||||
№ 35 Сумма пяти баллов выставленных жюри 20,5. Какой средний балл? | № 35 Решить уравнение: |
Приложение 2.
Письма с заданиями.
Надписи на конвертах.
Письма.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Судовой журнал Команда 1: ________________________________________ ____________________________________________ Команда 2: ________________________________________ ____________________________________________ Команда 3: ________________________________________ ____________________________________________
Побережье неизвестности
Испытание первое: На этом острове ребята, как и вы, получают знания и оценки. У детей-туземцев возник спор: кто из них лучше всех учится, а кто хуже. Помогите определить средний балл этих учеников по предмету «Страноведение» и запишите их имена в порядке убывания знаний.
№ Имена детей Текущие оценки 1 Орлиное Облако 3; 6; 8; 5; 7; 2; 4; 4; 7; 3; 6; 5 2 Быстро Плывущий 9; 6; 4; 5; 5; 7; 4; 4; 8; 8; 6 3 Подобная Птице 4; 4; 7; 3; 6; 5; 6; 4; 5; 5; 3; 7 4 Зоркий Ястреб 6; 5; 6; 4; 5; 4; 5; 5; 7; 7; 8; 9; 8 5 Маленькая Чайка 4; 8; 8; 6; 5; 5; 7; 9; 8; 7; 8; 9 6 Большая Звезда 6; 5; 6; 4; 5; 5; 7; 4; 6; 7; 8; 5; 7 Испытание первое:
Бухта Марафонец
Испытание второе: Местные мудрецы за каждую верную задачу дарят монетку! Торопитесь, время ограничено, у вас есть только 12 минут! Заработайте как можно больше монеток… Удачи, ребята!
Найдите «среднее арифметическое» предметов Велосипеда и мотоцикла. Апельсина и лимона. Пианино и баяна. Холодильника и вентилятора. Носка и чулка. Трамвая и поезда.
А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонись ты вправо, влево Упражненье делай смело! Вниз потянемся, пройдёмся, И на место вновь вернёмся . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ОЗАДАЧЕННЫЙ ПОЛУОСТРОВ ? ? ? ? ?
Испытание третье : Уважаемые путешественники, к нам поступили письма от населения этого полуострова с просьбой найти необходимое им среднее арифметическое».
Домашнее задание 2. Температура воздуха 9 апреля была: Ночью + 2. Утром + 3. Днем + 5.Вечером +2 Какая средняя температура воздуха была 9 апреля ? 3. Узнать , где в жизни необходимо умение находить среднее арифметическое ( подготовить сообщение по желанию). Вычислить средний возраст вашей семьи.
Я И Н А Н З Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИИ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИИ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ технологий ПО ТЕМЕ «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»...
Урок с использованием игровой технологии в начальной школе. "Поиски пиратского клада"
План-конспект итогового урока во второй четверти с использованием игровой технологии....
Урок с использованием игровых технологий
Урок с использованием игровых технологий...
Разработка урока с использованием игровых технологий в условиях введения ФГОС ООО.
АННОТАЦИЯ к проектной работе на тему: Разработка урока с использованием игровых технологий в условиях введения ФГОС ООО.В данной проектной работе рассмотрена игровая технология как одна из ф...
Методическая разработка урока с использованием игровых технологий
Игровые технологии эффективны не только в младших классах , но и в среднем и старшем звене. Урок проведен в виде исторического путешествия, цель которого показать связь между арифметической и ге...
Урок с использованием игровых технологий "Художественные средства языка и речи"
Урок-практикум, в ходе которого учащиеся развивают умение выявлять художественные средства в художественном тексте, определять их функции и закрепляют навык использования изобразительно-выразительных ...
План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»
План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...