Среднее арифметическое (урок с использованием игровых технологий)
методическая разработка по математике (5 класс)

Чайкина Яна Александровна

На уроках математики можно использовать широкий спектр игровых ситуаций, направленных на обучение и повышение мотивации учащихся: · Задачи в стихах; · Занимательный квадрат; · Задачи – шутки; · Математический фокус; · Математическая эстафета; · Головоломки; · Ребусы; · Задачи на смекалку и многое др. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках математики

Данная работа предназначена для учителей средних общеобразовательных школ и представляет собой методическую разработку, с использованием игровой технологии, по теме «Среднее арифметическое».

Цель

Описание порядка

Результаты

Закрепление материала по теме. Развитие коммуникации. Социализация.

Подготовка дидактического и игрового материала. Знакомство с правилами игры. Постановка цели и мотивация. Разбивка на группы. Игра поэтапно. Подведение итогов игры с использованием ранее изученного понятия и подведение итогов работы учащихся. Рефлексия.

Коллективное обсуждение, умение общаться в группе. Умение делать выводы, обобщения. Умение применять полученные на уроках навыки в иных жизненных ситуациях (социализация). Мотивация в обучении.

Класс: 5Б.

Тема урока: «Среднее арифметическое. В поисках сокровищ»

Тип урока: Закрепление ранее изученного материала.

Цель урока: закрепление темы: «Среднее арифметическое», создание условий для более глубокого формирования и осознания понятия среднего арифметического.

Задачи урока:

 Образовательные:

  • закрепить изучаемую тему, в том числе и нахождение среднего арифметического чисел при решении задач;

Воспитательные:

  • формирование чувства ответственности, воспитание самостоятельности учащихся, воспитание трудолюбия, чувства коллективизма, привитие интереса к изучаемому предмету, 
  • воспитание познавательного интереса к дисциплине

 Развивающие:

  • развивать интерес к изучаемому предмету с использованием межпредметных связей;
  • развивать логическое мышление;
  • активизация деятельности учащихся на уроке за счет вовлечения их в ситуации современной жизни;    
  • развивать коммуникативную компетентность;
  • развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
  • формировать правильную математическую речь;
  • развивать логику, мышление, внимание.

Оборудование урока: ТСО: компьютер, мультимедийная доска.

Обеспечение урока: презентация, листы с заданиями, карточки.

План урока.

  1. Организационный момент. (1 минуты)
  2. Мотивация (тема урока, целеполагание).(2 минуты)
  3. Правила игры. Разбивка на три группы.(3 минуты)
  4. Игра. Динамическая минутка.(29 минут)
  5. Подведение итогов игры. (2 минуты)
  6. Подведение итогов работы учащихся. (2 минуты)
  7. Рефлексия. (3 минуты)
  8. Подведение итогов урока. (2 минуты)
  9. Домашнее задание. 1 минута.

Ход урока.

  1. Организационное начало 

              Приветствие

Древние говорили: «Улыбнись. Улыбка ничего не стоит, но она дает нам много друзей, хорошее настроение. Мир становится добрее». Улыбнемся друг другу, нашим гостям 

  1. Мотивация.

              Эмоциональный настрой

Рано или поздно всякая правильная математическая

идея находит применение в том или ином деле.

                                                               А.Н. Крылов

Желаю, Вам ребята, чтобы в процессе изучения математики у вас развивался не только ум, но и воля, настойчивость, любознательность, внимание. Ребятки, а что мы с вами  изучали на прошлых уроках? Дети отвечают: «Среднее арифметическое». Мы с вами закрепим знания данной темы, побывав при этом в увлекательном путешествии, которое называется: «В поисках сокровищ»(слайд 1)

  1. Правила игры. Разбивка на три группы.

Прежде чем отправиться в путь, послушайте правила.

Следуя карте, мы побываем на необычных островах, на каждом из которых вас ждут интеллектуальные испытания. У нас будет три команды – участника, в которых выберем капитанов. На каждом острове вы будете искать сокровища - золотые монетки, по сумме которых, в конце путешествия определится команда-победитель. Все достижения будут вноситься в судовой журнал (распечатывается и вывешивается на доску). (слайд 3) Испытания на каждом острове будут разные, поэтому подробности узнаете по прибытию. Победителя ждет сюрприз!

Распределиться на три команды и выбрать капитанов.

  1. Игра. Динамическая минутка.
  1. В ПУТЬ…

Учитель: 

- Пока мы плывем по морю, давайте обсудим девиз нашего приключения.

«Учиться можно весело…

Чтобы переваривать знания,

надо поглощать их с аппетитом»

 Анатоль Франс

- Что означают эти слова? Согласны ли вы с данным высказыванием?

II. Остров Неизвестности…(слайд 4)

Учитель: 

- Ребята, мы прибыли на остров Неизвестности (слайды 5, 6).

На этом острове ребята тоже получают знания и оценки за них. У детей-туземцев возник спор, они хотят узнать, кто из них лучше всех учится, а кто хуже. Помогите определить средний балл этих учеников по предмету «Страноведение» и запишите их имена в порядке убывания знаний.

За каждую правильную среднюю оценку команде дается две монетки. Команде, которая первой полностью справилась с заданием еще 2 дополнительные монетки, второй - 1 монетку.

Молодцы, отлично справились с заданием, идем дальше!

III. Бухта Марафонец… (слайд 7)

Учитель: 

- Внимание, наш корабль подходит к Бухте Марафонец. Как же здесь красиво, не так ли?! Здесь своими знаниями вы можете заработать монеты, местные мудрецы за каждое верное задание дарят монетку…Торопитесь, время ограничено, у вас есть только 12 минут! Удачи, ребята!

(слайды 7, 8, приложение 1). Всем командам раздаются 35 одинаковых карточек – заданий, они в течение 12 минут работают с ними: каждый берет, решает и пишет ответ на карточке, кладет на край стола, если ответ верный – взамен получает монету.

IV. В Среднеарифметическом море… (слайд 9)

Учитель: 

- Скоро мы прибудем на удивительный полуостров, а пока есть время немного поиграть…Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. (слайд 10)

Итак, среднее арифметическое:

  • Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)
  • Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)
  • Пианино и баяна. (Аккордеон.)
  • Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)
  • Носка и чулка. (Гольф.)
  • Трамвая и поезда (Электричка.)

Разомнемся?! (слайд 11)

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонись ты вправо, влево

Упражненье делай смело!

Вниз потянемся, пройдёмся,

И на место вновь вернёмся.

V. Озадаченный полуостров… (слайд 12)

Учитель: 

- Земля!!! Какой удивительный остров! Посмотрите, нас встречает почтальон, у него к нам срочное дело.

-  Уважаемые путешественники, к нам поступили письма отнаселения этого полуострова с просьбой найти необходимое им среднее арифметическое».

Учитель раздает каждой группе по 5 конвертов с письмами. Конверты пронумерованы от 1 до 5. Номер стоит и на самом письме. Письма в приложении № 2. (слайды 12, 13)

- Распределите между собой письма. Запомните, чем выше номер на конверте, тем сложнее вычисления. Выполните задание (без краткой записи).

За задачу №1 вы получаете 5 монет, за задачу №2 вы получаете 6 монет, за задачу №3 вы получаете 7 монет, за задачу №4 вы получаете 8 монет, за задачу №5 вы получаете 10 монет.

  1. Подведение итогов игры.

Учитель:

- Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. Ну что, готовы узнать кто из вас победитель? Давайте посчитаем наши монетки. Какие еще сокровища мы сегодня получили? (Знания).

Подсчитываются монетки и распределяются места команд.

  1. Подведение итогов работы учащихся.

Учитель:

- В нашем путешествии все показали себя с наилучшей стороны. Вы старались: подключали знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора, воображение.

Выявить с помощью ребят, самых активных игроков, похвалить их. Наименее активных приободрить.

Награждаются победители. Остальные поощряются.

  1. Рефлексия.

Учитель:

- Как вы считаете, мы сегодня достигли нашей цели, почему? Что было трудным на уроке и почему?

  Кроме того, ученикам предлагается ответить на 3 блиц – вопроса (клеят  на листочках смайлики и сдают):

  • На сегодняшнем уроке мне было … (легко, обычно, трудно)
  • Я закрепил материал … (усвоил и могу применить, усвоил и затрудняюсь применить, не усвоил)
  • Моя самооценка за урок …

  1. Подведение итогов урока.

Проводится в виде обсуждения вопроса: зачем нужно играть на уроках математики? 
Вывод: вспоминаем девиз всей игры.

- Окончен урок, и выполнен план.
         Спасибо, ребята огромное вам.
         За то, что упорно и дружно трудились,
 
          И знания точно уж вам пригодились!

Выставляются оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментируя их.

  1. Домашнее задание.
  1. Вычислить средний возраст вашей семьи.
  2. Температура воздуха 9 апреля была:
    Ночью +2
    Утром +3
    Днем +5
    Вечером +2
    Какая средняя температура воздуха была 9 апреля?
  3. Узнать, где в жизни необходимо умение находить среднее арифметическое (подготовить сообщение по желанию).

Используемая литература:

  1. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2020.
  2. http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/Семинар_Секрет_Научиться_придумывать

Приложение 1

№1Напишите формулу пути:

№3

43 - 32 =

№10

(7-3)3 =

№11

3y + 7y + y =

№17Начертите луч ОМ

№13Вычислить

периметр квадрата, со стороной  9 см.

№14

№15

№ 18

№12Начертите отрезок равный 3 см 5 мм

№30 Дан прямоугольник со сторонами

а=7 см, b = 30 см. Найти Р=?

№2  Уменьшаемое- ?            = ?                

№19

Слагаемое           Слагаемое =

№4Чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо…

№5Чтобы найти неизвестное делимое надо…

№6Чтобы найти неизвестное слагаемое надо…

№7Чтобы найти неизвестное вычитаемое надо…

№8Чтобы найти неизвестный делитель надо…

№9Чтобы найти неизвестный множитель надо…

№16

Треугольники АВС и DEFравны. Найти периметр треугольника DEF, если стороны указаны на рисунке?

P =

№29 (2 балла) Дан прямоугольник        

Р=30,6см,  длина=7,3 см, b -?

№ 34

Решить уравнение:

X + 18,6 =37,4

№19

Множитель           Множитель =

№20 Верно или нет?

№21 Выразите в граммах

  5 кг 750 г =

№22 Выразите в килограммах и граммах  4370 г =

 № 24 Найти периметр многоугольника

 № 25    

№ 27

№ 29. Найти среднее  арифметическое чисел:

 2,3;  7,6;  9,8;  3,9

№ 28

№ 31

№32 Найдите по формуле пути:

Значение S, если v=12 км/ч, t=3 ч.

№33 (2 балла)

Найдите по формуле пути:

Значение t, если s=180 м, v=15 м/с.

№ 35

Сумма пяти баллов выставленных жюри 20,5. Какой средний балл?

 № 35 Решить уравнение:

Приложение 2.  

Письма с заданиями.

Надписи на конвертах.

Письма.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Среднее арифметическое В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ

Слайд 3

Судовой журнал Команда 1: ________________________________________ ____________________________________________ Команда 2: ________________________________________ ____________________________________________ Команда 3: ________________________________________ ____________________________________________

Слайд 4

Побережье неизвестности

Слайд 5

Испытание первое: На этом острове ребята, как и вы, получают знания и оценки. У детей-туземцев возник спор: кто из них лучше всех учится, а кто хуже. Помогите определить средний балл этих учеников по предмету «Страноведение» и запишите их имена в порядке убывания знаний.

Слайд 6

№ Имена детей Текущие оценки 1 Орлиное Облако 3; 6; 8; 5; 7; 2; 4; 4; 7; 3; 6; 5 2 Быстро Плывущий 9; 6; 4; 5; 5; 7; 4; 4; 8; 8; 6 3 Подобная Птице 4; 4; 7; 3; 6; 5; 6; 4; 5; 5; 3; 7 4 Зоркий Ястреб 6; 5; 6; 4; 5; 4; 5; 5; 7; 7; 8; 9; 8 5 Маленькая Чайка 4; 8; 8; 6; 5; 5; 7; 9; 8; 7; 8; 9 6 Большая Звезда 6; 5; 6; 4; 5; 5; 7; 4; 6; 7; 8; 5; 7 Испытание первое:

Слайд 7

Бухта Марафонец

Слайд 8

Испытание второе: Местные мудрецы за каждую верную задачу дарят монетку! Торопитесь, время ограничено, у вас есть только 12 минут! Заработайте как можно больше монеток… Удачи, ребята!

Слайд 10

Найдите «среднее арифметическое» предметов Велосипеда и мотоцикла. Апельсина и лимона. Пианино и баяна. Холодильника и вентилятора. Носка и чулка. Трамвая и поезда.

Слайд 11

А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонись ты вправо, влево Упражненье делай смело! Вниз потянемся, пройдёмся, И на место вновь вернёмся . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 12

ОЗАДАЧЕННЫЙ ПОЛУОСТРОВ ? ? ? ? ?

Слайд 13

Испытание третье : Уважаемые путешественники, к нам поступили письма от населения этого полуострова с просьбой найти необходимое им среднее арифметическое».

Слайд 14

Домашнее задание 2. Температура воздуха 9 апреля была: Ночью + 2. Утром + 3. Днем + 5.Вечером +2 Какая средняя температура воздуха была 9 апреля ? 3. Узнать , где в жизни необходимо умение находить среднее арифметическое ( подготовить сообщение по желанию). Вычислить средний возраст вашей семьи.

Слайд 15

Я И Н А Н З Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИИ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИИ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ технологий ПО ТЕМЕ «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»...

Урок с использованием игровой технологии в начальной школе. "Поиски пиратского клада"

План-конспект итогового урока во второй четверти с использованием игровой технологии....

Урок с использованием игровых технологий

Урок с использованием игровых технологий...

Разработка урока с использованием игровых технологий в условиях введения ФГОС ООО.

АННОТАЦИЯ к проектной работе на тему: Разработка урока с использованием игровых технологий в условиях введения ФГОС ООО.В данной проектной работе рассмотрена игровая технология как одна из ф...

Методическая разработка урока с использованием игровых технологий

Игровые технологии эффективны не только в младших классах , но и в среднем и старшем звене.  Урок проведен в виде исторического путешествия, цель которого показать связь между арифметической и ге...

Урок с использованием игровых технологий "Художественные средства языка и речи"

Урок-практикум, в ходе которого учащиеся развивают умение выявлять художественные средства в художественном тексте, определять их функции и закрепляют навык использования изобразительно-выразительных ...

План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»

План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...