Методическая разработка урока с использованием игровых технологий
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Игровые технологии эффективны не только в младших классах , но и в среднем и старшем звене. Урок проведен в виде исторического путешествия, цель которого показать связь между арифметической и геометрической прогрессией; познакомить ребят с историческими событиями и открытиями; показать возможности использования прогрессий при решении различных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_progressiy.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование по геометрии 9 класс
Урок «Историческое путешествие»
Тема урока: Применение прогрессий.
Цели урока: показать связь между арифметической и геометрической прогрессией; познакомить ребят с историческими событиями и открытиями; показать возможности использования прогрессий при решении различных заданий.
Форма урока: Историческое путешествие.
Подготовка к уроку: учитель с участниками математического кружка готовит исторические миниатюры, подбирает различные по условиям задания, в решении которых применяется знание прогрессий.
Ход урока:
Над доской выписано изречение А.С. Пушкина: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии».
На доске записано: «Прогрессио – движение вперед»
Учитель. Вы изучали две прогрессии – арифметическую и геометрическую. Вспомним сразу оба их определения:
Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предшествующему члену, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией |
Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предшествующему члену, умноженному на одно и то же число, называется геометрической прогрессией |
Всмотритесь, насколько похожи определения (то чем они различаются подчеркнуто). Надо только заменить сложение умножением, или наоборот и из одной прогрессии получим другую. Родство прогрессий становится еще более заметным, если вспомнить их характеристические свойства:
Любой член арифметической прогрессией, начиная со второго, является средним арифметическим предшествующего и последующего членов. |
Любой член геометрической прогрессией, начиная со второго, является средним геометрическим предшествующего и последующего членов |
Убедимся в этом еще раз, рассматривая некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям:
Формула -го члена прогрессии
|
Характеристическое свойство прогрессии
|
Ученик 1. Сами по себе прогрессии известны так давно, что конечно, нельзя говорить о том, кто их открыл. Ведь уже натуральный ряд есть арифметическая прогрессия с первым членом, равным 1, и разностью, тоже равной 1. О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, свидетельствует знаменитое предание о создании шахмат. Рассказывают, что индийский принц Сирам рассмеялся, услышав, какую награду попросил у него изобретатель шахмат: за первую клетку шахматной доски – одно зерно, за вторую – два, за третью – четыре, за четвертую – восемь и так до 64-го поля. Здесь явная геометрическая прогрессия с первым членом, равным 1, и знаменателем, равным 2.
Ученик 2. На связь между прогрессиями первым обратил внимание великий Архимед. В печати же эти мысли отчетливо прозвучали лишь в 1544 г., когда вышла книга немецкого математика Михаила Штифеля «Общая арифметика». Штифель составил такую таблицу:
-4 | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 |
В верхней строчке написана арифметическая прогрессия с разностью 1. В нижней строчке – геометрическая прогрессия со знаменателем 2.
Пример №1. Надо умножить на 128. Обращаем внимание, что в таблице над написано -1, а над 128 написано 7. Сложим эти числа, получим 6, а под шестеркой читаем 64. Это и есть искомое произведение.
Пример №2. Разделим 32 на 8. Обращаем внимание, что в таблице над 32 написано 5, а над 8 написано 3. Вычтем эти числа 5-3, получим 2, а под двойкой читаем 4. Это и есть искомое частное.
Ученик 3. Если вспомнить тождества и , то нижнюю строчку таблицы Штифеля можно переписать так:
1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | ||||
Теперь можно увидеть, что если показатели степени составляют арифметическую прогрессию, то сами степени составляют геометрическую прогрессию. Заметим, что с помощью таблицы можно возводить в степень и извлекать корни. Например, чему равно 43? Против 4 читаем 2, умножаем 2 на 3, получаем 6, против 6 читаем 64, значит, 43 = 64. А чему равен корень четвертой степени из 256? Делим 8 на 4, против 2 читаем 4, значит, (такие числа мы будем изучать).
Учитель. Конечно, складывать и вычитать легче, чем умножать и делить, да извлекать корни труднее, чем делить. И если бы между числами нижней строки не было таких больших разрывов, то таблицы прогрессий можно было бы использовать для облегчения вычислений. Как улучшить таблицу Штифеля?
Ученик 4. «Уплотнить» верхнюю строчку можно так: между членами арифметической прогрессии будем вставлять их среднее арифметическое. Например, между 1 и 2 вставим , между 1 и вставим , между и 2 вставим и т. д. Этот процесс можно продолжать и будет получаться арифметическая прогрессия со все меньшей и меньшей разностью и со все большим и большим числом членов.
Выпишем часть верхней таблицы с вставками:
1 2
Учитель. Но как «уплотнить» геометрическую прогрессию? Что вставить между 2 и 4 = 22 под числом .
Ученик 4. Естественно, среднее геометрическое этих чисел, т.е. . А между 2 и , можно вставить
Учитель. Рассмотрим часть таблицы с вставками:
-1 | 0 | 1 | 2 | |||
Вот куда ведут прогрессии – недаром само слово progression означает «движение вперед». Их изучение представляет большое практическое значение. Сейчас, решая разнообразные задания, поймем их значимость.
Задачи на применение прогрессий: ответ
1 | Чтобы отправить четыре бандероли, требуется четыре разные почтовые марки на общую сумму 120 рублей. Цены марок составляют арифметическую прогрессию. Сколько стоит самая дорогая марка, если она в три раза дороже самой дешевой? | 45 |
2 | Какой цифрой оканчивается сумма всех двузначных чисел? | 5 |
3 | В первом ряду кинотеатра 21 кресло, В каждом последующем ряду на 2 кресла больше, чем в предыдущем. Сколько кресел в 40 ряду? | 99 |
4 | Сумма 25 последовательных натуральных чисел равна 1000. Найдите наименьшее из этих чисел. | 28 |
5 | Найдите сумму всех двузначных чисел, которые при делении на 7 дают в остатке 2 | 654 |
6 | Найдите число двузначных натуральных чисел, кратных 7. | 13 |
7 | Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 6 и не превосходящих 150. | 1950 |
8 | Найдите сумму всех двузначных чисел из одинаковых цифр. | 495 |
9 | Сколько двузначных чисел делится на 15? | 6 |
10 | Какой цифрой оканчивается сумма нечетных чисел от 1 до 75? | 4 |
11 | Найдите , если образуют геометрическую прогрессию в указанном порядке. | 0 |
12 | Вычислите | 0,5 |
13 | Решите уравнение | 1 |
14 | Решите уравнение , . | ; |
15 | Решите уравнение | |
16 | Длины сторон выпуклого многоугольника образуют арифметическую прогрессию с разностью 4. Периметр многоугольника равен 75, а наибольшая сторона равна 23. Сколько сторон имеет данный многоугольник. | 5 |
17 | Из трех чисел, составляющих убывающую геометрическую прогрессию, наименьшее число равно 18. Если это число поменять на 10, то эти три числа образуют арифметическую прогрессию. Найдите первое число. | 50 |
Учитель. Мы начали наш урок с высказывания
А.С. Пушкина. И в заключение напомним строки из его романа «Евгений Онегин», о его герое: «…Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стиха.
Ямб – стихотворный размер с ударениями на четных слогах стиха (Мой дя`дя са`мых че`стных пра`вил), т.е. ударными являются второй, четвертый, шестой, восьмой, ит.д. слоги. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и с разностью, равной 2.
Хорей - стихотворный размер с ударениями на нечетных слогах стиха (Бу`ря мгло`ю не`бо кро`ет). Номера ударных слогов так же образуют арифметическую прогрессию, но ее первый член равен 1, а разность 2.
Домашняя работа: конкурсное решение задач:
ответ | |
Три числа, сумма которых равна 15, является первыми тремя членами арифметической прогрессии. Если к ним соответственно прибавить числа 1; 3; 9, то вновь полученные числа будут являться тремя последовательными членами возрастающей геометрической прогрессии. Найдите сумму первых шести членов этой геометрической прогрессии. | 252 |
Три числа, сумма которых равна 35, являются первыми тремя членами возрастающей геометрической прогрессии. Если из них соответственно вычесть числа 2; 2; 7, то вновь полученные числа являются тремя последовательными членами арифметической прогрессии. Найдите сумму первых десяти членов этой арифметической прогрессии. | 255 |
Числа 2; ; являются первыми тремя членами возрастающей геометрической прогрессии. Если ко второму члену этой прогрессии прибавить 4, то получается три первых члена арифметической прогрессии. Найдите знаменатель исходной геометрической прогрессии. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Эффективность использования игровых технологий в учебном процессе художественного отделения детской школы искусств
Содержит первичный опыт применения элементов игровых технологий на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств...
Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках экономики
В работе раскрывается сущность метода игровых технологий, целесообразность использования их в системе начального профессионального образования, технология и методика проведения дидактических и и...
Методическое пособие по использованию игровых технологий во внеурочной деятельности учителя истории
Методическое пособие предназначено для учителей истории, обществознания, краеведения. Содержит полный комплект материалов для проведения историко-краеведческой игры по станциям к 200-летию Отечественн...
Методические рекомендации по использованию игровых технологий
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги...
Методические разработки с использованием игровых технологий «О здоровой и вкусной еде»
Методические разработки с использованием игровых технологий«О здоровой и вкусной еде» Цель: способствовать расширению и закреплению знаний о гигиене питания, формированию здоро...
Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...
Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...