Урок с использованием игровых технологий "Художественные средства языка и речи"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Урок-практикум, в ходе которого учащиеся развивают умение выявлять художественные средства в художественном тексте, определять их функции и закрепляют навык использования изобразительно-выразительных средств в собственной речи 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Ф.И.О. Шарапова Ирина Владимировна

Предмет: русский язык

Тип урока: практическое занятие с использованием игровых технологий

Тема: «Изобразительно-выразительные средства языка и речи»

Цель урока: отработка навыка применения изобразительно-выразительных средств языка в речи.

Задачи урока (формирование УУД):

  • познавательные УУД:  знание основных изобразительно-выразительных средств языка; умение объяснять их роль в тексте; умение применять художественные средства при создании собственных текстов; умение применять полученные знания на уроках литературы при анализе художественного текста;
  • коммуникативные УУД:  умение строить свою речь в соответствии с нормами устной и письменной речи русского литературного языка; умение распознавать и использовать в своей речи художественные средства;
  •  регулятивные УУД: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции;
  • личностные УУД: развитие аналитического мышления путем структурированию и систематизации изучаемого материала; развитие  речевой культуры студентов, способствовать развитию выразительной речи; развитие у студентов самостоятельности и чувство ответственности.

Планируемые  результаты:

  • предметные: знание видов изобразительно-выразительных средств языка и умение определять их функции;
  • коммуникативные: умение создавать и корректировать  устные и письменные высказывания, используя в них художественные средства;
  • регулятивные: развитие умения контролировать и оценивать свою и чужую деятельность;
  • личностные: развитие выразительности речи студентов; воспитание ответственного отношения к выполнению самостоятельной работы.

Основные понятия темы: изобразительно-выразительные средства языка и речи

Карта обеспеченности урока

материально-техническое

оснащение        

бумажные        

электронные

преподаватель

Викторина по художественным средствам

Компьютер, проектор,

мультимедийная презентация

студенты

Художественный текст для анализа

Формы работы на уроке:        фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства оптимизации урока: элементы игрового обучения: викторина, кроссворд

Литература:

  1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В.Ф.Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2012
  2. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 класы/авт-сост. Н.Ю. Кадашникова, Л.М. Савина. Волгоград: Учитель, 2009

 Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационный этап

Подготовка учащихся к работе, создание положительного эмоционального настроя

Приветствие, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему

фиксация отсутствующих, организация внимания

2.Проверка выполнения домашнего задания

выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания

Повторение основных понятий темы через решение кроссворда

Работа в группе

Осмысление учащимися достаточности или недостаточности знаний по данной теме

3.Постановка учебных задач

Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему.

Обсуждают теоретические вопросы темы

Фронтальный опрос

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4.Первичная проверка понимания изученного

Поиск решения учебной задачи.

Формулирует задание: проанализировать художественный текст (стихотворение С.А. Есенина «На небесном синем блюде….»), определить вид изобразительно-выразительных средств, которые в нем используются, выявить их роль в создании художественного образа

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, приводят примеры из текста. Выявляют функции изобразительно-выразительных средств в художественном тексте

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, анализируют стихотворение в группах

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий

 

Закрепить умение определять роль изобразительно-выразительных средств в тексте художественного стиля

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Организует учебное взаимодействие группы учащихся и последующее обсуждение составленных текстов, осуществляет контроль за выполнение каждого этапа задания.

Составляют собственный текст на тему «Зимний пейзаж» с использованием не менее пяти разных художественных средств

Обсуждают достоинства и недочеты в оформлении речевых высказываний товарищей

Осуществляют самоконтроль

6.Контрольно-оценивающая деятельность

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Организует участие учащихся в викторине  

Определяют художественные средства, используемые поэтами ХХ века в стихотворных строках

Рефлексия своих действий

Оценивают результат своей деятельности

7.Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Оценивание пробелов в знаниях, поиск путей их устранения

8.Информация о домашнем задании

Дает комментарий к домашнему заданию

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Два уровня домашнего задания:

-стандартный минимум (выполнение упражнения 33)

-творческий (составить акростих, используя названия изобразительно-выразительных средств)

Выбор разноуровневого домашнего задания

9.Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

незаконченное предложение

Анализируют мотивы своей деятельности, работу на уроке и результаты обучения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительно-выразительные средства языка урок-практикум Преподаватель русского языка и литературы Шарапова Ирина Владимировна СПб ГБПОУ «ККМ» Санкт-Петербург

Слайд 2

1 Э 1 Э П И Ф О Р А 2 И 2 М Е Т А Ф О Р А Е Е 3 А Н Т И Т Е З А О 4 С И Н Е К Д О Х А 6 7 И 3 О Г М С 4 К Р 5 Г И П Е Р Б О Л А 5 С А Я А Н И Ю Д В А Н М А Н Ф В О Ц Е 7 О Л И Ц Е Т В О Р Е Н И Е Н Р Р О Я 6 Л И Т О Т А С Н Е И Я

Слайд 7

Домашнее задание: выполнить упражнения 33 составить акростих, используя названия изобразительно-выразительных средств АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу



Предварительный просмотр:

1

1

2

2

3

4

6

7

3

4

5

5

7

6

По вертикали:

1.Образное определение ,характеризующее свойство ,качество какого-либо лица, явления, предмета

2.Перенос значения на основе смежности явлений

3.Сопоставление явлений или понятий с целью выделить особо важный признак

4.Повторение слов ,словосочетаний в начале предложений

5. Нарушение прямого порядка слов

6.Сочетание противоположных по значению слов

7.Расположение слов ,выражений по возрастающей или убывающей значимости

По горизонтали:        

1.Повторение слов, словосочетаний в конце предложения

2.Перенос значения с одного явления (предмета) на другое на основе сходства между ними

3.Контраст, противопоставление явлений и понятий

4.Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (употребляется единственное число вместо множественного, часть вместо целого…)

5.Художественное преувеличение

6.Художественное преуменьшение

7.Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы



Предварительный просмотр:

С.А. Есенин «На небесном синем блюде…»

На небесном синем блюде

 Желтых туч медовый дым.

 Грезит ночь. Уснули люди.

 Только я тоской томим.

Облаками перекрещен,

 Сладкий дым вдыхает бор.

 За кольцо небесных трещин

 Тянет пальцы косогор.

На болоте крячет цапля,

 Четко хлюпает вода,

 А из туч глядит, как капля,

 Одинокая звезда.

Я хотел бы в мутном дыме

 Той звездой поджечь леса

 И погинуть вместе с ними,

 Как зарница — в небеса.

‹1915›



Предварительный просмотр:

Викторина

Определение средств языковой выразительности по творчеству поэтов I половины 20 века

  1. Беспокойные цветы
  2. Если ночи тюремны и глухи,

Если сны паутины и тонки…

  1. Мечта о подвигах – как детская забава
  2. Царство белого снега
  3. Невольники воли
  4. Во тьме желаний
  5. Буду ль верить, что я молод?

Буду ль знать, что силен я?

  1. И невозможное возможно
  2. Черный вечер. Белый снег.
  3. Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

  1. И крестом сияло брюхо на народ
  2. Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах

  1. Синий плат небес
  2. Туча кружево в роще связала
  3. Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед
  4. Облака – вокруг,

Купола – вокруг.

  1. Я волком бы выгрыз бюрократизм
  2. Смертельный бубенец
  3. И все цветы, что только есть на свете,

Навстречу этой смерти расцвели

  1. Допишет Музы смуглая рука

Ответы:

1. эпитет

2. эпитет

3. сравнение

4. метафора

5. оксюморон

6. метафора

7. анафора

8. оксюморон

9. антитеза

10. гипербола

11. метонимия

12.олицетворение

13. метафора

14. олицетворение

15. сравнение

16. эпифора

17. метафора

18. эпитет

19. гипербола

20. синекдоха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИИ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИИ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ технологий ПО ТЕМЕ «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»...

Урок с использованием игровой технологии в начальной школе. "Поиски пиратского клада"

План-конспект итогового урока во второй четверти с использованием игровой технологии....

Урок с использованием игровых технологий

Урок с использованием игровых технологий...

Задания по определению и использованию изобразительно-выразительных средств языка в художественных произведениях

Материал содержит достаточное количество заданий, позволяющих закрепить знания учащихся по определению используемых в художественных произведениях языковых средств....

Статья на тему "Использование пересказа как средства формирования связной речи в педагогической практике с обучающимися, имеющими нарушение слуха"

Обобщение педагогического опыта работы по формированию связной устной речи с данной категорией детей...

План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»

План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...

Проектная деятельность в дополнительном образовании с использованием игровых технологий (немецкий язык)

В работе, основанной на многолетнем опыте преподавания немецкого языка в средней школе и системе дополнительного образования, описываются практические аспекты применения методики проектной деятельност...