Конспект урока математики в 6 классе "Сложение отрицательных чисел"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Казимирчак Яна Викторовна

Данный материал представляет содержит конспект урока математики для 6го класса по теме "Сложение отрицательных чисел". Особенность данного урока состоит в том, что правило сложения отрицательных чисел учащиеся выводят самостоятельно в процессе выполнения исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_otritsatelnyh_chisel_6_klass.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

6 класс (УМК Н.Я. Виленкина и др.)

Тема: Сложение отрицательных чисел.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:

- создать для условия для самостоятельного выведения учащимися  правила сложения отрицательных чисел;

- начать формировать у учащихся навык сложения отрицательных чисел.

Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку;
Проверка и сбор домашнего задания.

Актуализация знаний.
Учитель: А теперь поиграем с вами в игру, чтобы скорее вспомнить все, что мы узнали на предыдущих уроках. Я буду произносить различные высказывания, а вы внимательно слушаете и проверяете верные эти высказывания или нет.
Если верные, то вы хлопаете в ладони, если неверные – молчите.

  1. Нуль является целым числом; (А какие числа относятся к целым числам?)
  2. Два числа, отличающиеся только знаком, называются положительными (А как называются такие числа?);
  3. Для каждого числа есть два противоположных ему числа (А сколько есть таких чисел?);
  4. Сумма противоположных чисел равна нулю;
  5. Модуль числа нуль, равен нулю;
  6. Модуль числа может быть отрицательным (А каким может быть? Что такое модуль?);
  7. Противоположные числа имеют разные модули (А какие у них модули? Почему?);
  8. Из двух отрицательных чисел меньше то, у которого модуль меньше (Исправьте высказывание);
  9. Нуль меньше любого положительного числа;
  10. Любое отрицательное число больше любого положительного числа (Исправьте ошибку);
  11. Если к любому числу прибавить число нуль, то оно не изменится;

Учитель: Молодцы! Многое мы с вами вспомнили, но еще не все. Что значит прибавить к одному числу другое?

Учитель:  Отлично! Что значит прибавить к одному числу другое, мы отлично знаем. Поэтому следующий пример должен быть нам по силам. Опираясь на имеющиеся у вас знания, сможете ли вы решить этот пример?
-499 + (-498) + (-497) + …… + 497 + 498 + 499 + 500 + 501 =
(
даем пару минут на размышление, после – вместе с детьми обсуждаем результат

Работа по теме урока:

Учитель: Вы умеете складывать числа с разными знаками. Но вот если перед нами возникнет задача вычислить сумму, -1567 + (-1798), то наших знаний не хватит.
Какая тема сегодняшнего урока? (записываем тему)

Чтобы узнать, как правильно складывать отрицательные числа, предлагаю вам в парах выполнить следующее небольшое исследование.

Работа в парах

Тема: «Сложение отрицательных чисел»

Задача: Вывести правило сложения отрицательных чисел.

Ход работы:

Начертите координатную прямую.

С помощью координатной прямой выполните сложение чисел (обратите внимание, что в каждом случае необходимо выбрать нужный единичный отрезок.

Заполните таблицу:

Пример

Ответ

1) -5 + (-3) =

2)  5 + 3 =

1)

2)

1) -1,7 + (-4,3) =

2)  1,7 + 4,3 =

1)

2)

1) -  + (-) =

2)    + =

1)

2)

Обратите внимание на знак суммы чисел.

      Сделайте вывод: при сложении положительных чисел, сумма получается со знаком ____
                             при сложении отрицательных чисел, сумма получается со знаком ____

Обратите внимание на примеры в каждой из ячеек.
Как вы уже, наверное, заметили, слагаемые первого и второго примеров являются _______ числами. Но кроме этого, еще можно сказать, что слагаемые второго примера являются ______ слагаемых первого примера.
Аналогично можем сказать и о сумме. Сумма первого и сумма второго примеров являются _______ числами. А также можно сказать, что число получившееся во втором примере – это ______ числа, получившегося в первом примере.

Т.е. во втором примере, мы складываем ________ чисел, которые складывали в первом примере, а в ответе получаем ______  суммы, получившейся в первом примере.

      Сделайте вывод: если мы найдём сумму модулей отрицательных чисел, а потом поставим перед их суммой знак ______, и если мы найдём сумму этих двух отрицательных чисел, то  результатом в обоих случаях будет ___________________________________ .

 Основываясь на полученных выводах, не используя координатную прямую, сложите числа:

 -36 +(-33)= ________

 -92 +(- 12)= ________

 -15 + (-18)= _______

 -44 +(-56)= _______

Попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел: Чтобы сложить два отрицательных числа надо:

 1) сложить их _______;

 2) поставить перед полученным числом _______.

После выполнения работы кто-то из учащихся зачитывает получившийся текст, учитель с другими учащимися проверяют. Учащиеся записывают правило сложения отрицательных чисел в тетрадь.

Учитель: Отлично! Теперь для применения нового правила вам необходимо заполнить следующую таблицу. (несколько примеров, например из первого столбика, учитель решает вместе с учащимися на доске, обращая внимание на оформление. Далее ученики работаю самостоятельно)

«+»

-3

-17

- 1

- 8,25

-6

- 9, 75

- 14

- 929

 

Найдите сумму чисел и запишите её в соответствующей ячейке

Если вы правильно заполнили таблицу, то вы с лёгкостью найдете нужные вам буквы в шифре и составите из них название страны, в которой впервые стали использовать отрицательные числа так, как мы это делаем сейчас.

И

Л

Я

Д

И

А

Н

К

- 26,75

-931

-14,25

-937,25

-16

26,75

-11

-17

 

Ответ: ________

Подведение итогов урока.

Учитель: Чему мы сегодня научились? Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
Так как вы сегодня много работали в парах, поставьте своему соседу оценку за сегодняшний урок, объясните, почему именно такая оценка.


Домашнее задание: №1056, 1058


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 6 класс "Сложение отрицательных чисел"

Открытый урок по математике в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел"...

Конспект урока "Умножение положительных и отрицательных чисел"

Урок по математике в 6-ом классе "Умножение положительных и отрицательных чисел" проводится с ипользованием интерактивной доски. Тип урока "открытие новых знаний"...

Конспект урока "Умножение положительных и отрицательных чисел"

Разработка урока 6 класса по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел" и презентация к этому уроку в программе notebook/...

Конспект урока "Сравнение положительных и отрицательных чисел"

Урок по математике в 6 классе по учебнику Виленкина Н.Я. Урок содержит задания для отработки навыка сравнения чисел....

конспект урока: «Деление положительных и отрицательных чисел»

Конспет урока по математике в 8 классе для глухих обучающихся.Тип урока: изучение нового материала.Цель урока:Образовательная: ввести правило деления положительных и отрицательных чисел, научить приме...

Конспект урока "Деление положительных и отрицательных чисел"

Урок открытия новых знаний. Обучающиеся 6 класса учатся делить числа с одинаковыми и противоположными знаками....

Конспект урока по теме "Сложение отрицательных чисел"

Конспект урока по теме "Сложение отрицательных чисел", проведенного в 6 классе...