рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
методическая разработка по математике (6 класс)

Суровцова Надежда Ивановна

рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" с содержанием курса, требования к планируемым результатам освоения курса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике

Личностные:

  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
  • реализация образа Я  (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

        Регулятивные:

  • определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
  • рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
  • выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
  • оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.

        Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
  • контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
  • формирование умения коллективного взаимодействия.

      Познавательные:

  • умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
  • умение оперировать сознакомой информацией;  формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.

Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

        1) в личностном направлении:

        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

        умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

        креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

2) в метапредметном направлении:

        умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;

        умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

        умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

        умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

        умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса

Формы организации

Виды деятельности

Раздел 1 Занимательная арифметика

Тема 1 Запись цифр и чисел у других народов.

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел.  Цифры у разных народов.  Римская нумерация.

Эвристическая беседа

Познавательная

Тема 2 Числа - великаны и числа- малютки

Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.

Эвристическая беседа

Познавательная

  Тема 3 Упражнения на быстрый счёт

Некоторые приёмы быстрого счёта.

Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.

Умножение на число, оканчивающееся на 5.

Умножение и деление на 25,75,50,125.

Умножение и деление на 111,1111 и т.д.

Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.

Умножение чисел, близких к 100.

Умножение на число, близкое к 1000.

Умножение на 101,1001 и т.д.

Исследовательская конференция

Познавательная,

 игровая

Раздел 2 Занимательные задачи

Тема 1 Магические квадраты.

Отгадывание и составление магических квадратов.

Практическая работа исследовательского характера

Познавательная,

 игровая

Тема 2 Математические фокусы.

Математические фокусы с «угадыванием чисел».  Примеры математических фокусов.

Практическая работа исследовательского характера

Познавательная,

 игровая

Тема 3 Математические ребусы.

Решение заданий на восстановление записей вычислений.

Практическая работа исследовательского характера

Познавательная,

 игровая

Тема 4 Софизмы.

Понятие софизма. Примеры софизмов.

Эвристическая беседа

Познавательная

Тема 5 Задачи с числами

 Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.

Эвристическая беседа

Познавательная

Тема 6 Задачи – шутки

 Решение  шуточных задач в форме загадок.

Олимпиада

Познавательная,

 игровая

Тема 7 Старинные задачи

Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.

Олимпиада

Познавательная,

 игровая

Раздел 3 Логические задачи

Тема 1 Задачи, решаемые с конца.

Решение сюжетных, текстовых  задач методом «с конца».

Эвристическая беседа

Познавательная

Тема 2 Круги Эйлера.

 Решение задач с использованием кругов Эйлера.

Исследовательская коференция

Познавательная,

 игровая

Тема 3 Простейшие графы

 Понятие графа. Решение простейших задач  на  графы.

Эвристическая беседа

Познавательная

Тема 4 Задачи на переливания.

Решение текстовых задач на переливание.

Практическая работа

Познавательная,

 игровая

 Тема 5 Взвешивания.

Решение задач  на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.

Практическая работа

Познавательная,

 игровая

Тема 6 Задачи на движение.

Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление,  движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.

Олимпиада

Познавательная,

 игровая

Раздел 4 Геометрические задачи

Тема 1 Задачи на разрезания.

Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».

Соревнование

Познавательная,

 игровая

Тема 2 Задачи со спичками.

Решение занимательных задач со спичками.

Практическая работа

Познавательная,

 игровая

Тема 3 Геометрические головоломки.

«Танграм».

Соревнование

Познавательная,

 игровая

Раздел 5 Проекты

Выбор тем и выполнение проектных работ.

Проект

Познавательная,

 игровая, проектная

Раздел 6 Решение задач по всему

Решение задач

Составление и выпуск брошюры «Математическая шкатулка»

Практическая работа

Познавательная,

 игровая

  1. Тематическое планирование

№ п\п

 Название темы

 Количество часов

1

Раздел 1 Занимательная арифметика

 5

1.1

Тема 1 Запись цифр и чисел у других народов.

1

1.2

Тема 2 Числа - великаны и числа- малютки

2

1.3

 Тема 3 Упражнения на быстрый счёт

2

2

Раздел 2 Занимательные задачи

9

2.1

Тема 1 Магические квадраты.

1

2.2

Тема 2 Математические фокусы.

2

2.3

Тема 3 Математические ребусы.

2

2.4

Тема 4 Софизмы.

1

2.5

Тема 5 Задачи с числами.

1

2.6

Тема 6 Задачи – шутки

1

2.7

Тема 7 Старинные задачи

1

3

Раздел 3 Логические задачи

11

3.1

Тема 1 Задачи, решаемые с конца.

2

3.2

Тема 2 Круги Эйлера.

2

3.3

Тема 3 Простейшие графы

2

3.4

Тема 4 Задачи на переливания.

2

3.5

 Тема 5 Взвешивания.

2

3.6

Тема 6 Задачи на движение.

1

4

Раздел 4 Геометрические задачи

3

4.1

Тема 1 Задачи на разрезания.

1

4.2

Тема 2 Задачи со спичками.

1

4.3

Тема 3 Геометрические головоломки

1

5

Раздел 5 Проекты

3

6

Раздел 6 Решение задач по всему

3

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" для учащихся 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Математика после уроков" , 5 класс...

Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс

Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных" для 6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни", 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика-часть нашей жизни" 7 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности. МАТЕМАТИКА. Теория графов для решения задач. 7 класс

Данная рабочая программа составлена для проведения занятий внеурочной деятельности для учащихся 7 классов, интресующихся областями за рамками содержания учебного предмета на уроках в классе. Реализаци...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» , 34ч

Рабочая программа  внеурочной деятельности по математики предназначена для 9 класса...