Умножение. Законы умножения
план-конспект урока по математике (5 класс)
Данная информация помогает освоить тему умножение натуральных чисел
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_15.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК № 15. Дата 22.09.2020 Класс 5АБВГ
Тема. Умножение. Законы умножения.
Цель. Формирование умений и навыков умножения натуральных чисел и законов умножения.
Планируемые результаты.
Предметные: Решение практических задач, встречающихся в повседневной деятельности с использованием действий умножения. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта.
Личностные: Приобретают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные: – определяют цель учения; работают по составленному плану. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: классная доска, учебник,ноутбук.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация опорных знаний.
- Как называются компоненты при сложении?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Какие законы сложения вы знаете?
- Как называются компоненты при вычитании?
- Как найти неизвестное уменьшаемое? Вычитаемое?
- Самостоятельная работа.
Вариант 1.
1. Найдите неизвестное число, обозначенное буквой х:
а) х + 27 = 61, б) 76 – х = 34, в) х – 18 = 21,
х = 61 – 27, х = 76 – 34, х = 21 + 18,
х = 34. х = 42. х = 36.
Ответ: 34. Ответ: 42. Ответ: 36.
2. Выполните действия «цепочкой»:
24 – 16 + 15 – 21 = 8 + 15 – 21 = 23 – 21 = 2.
3. На первой полке стояло 22 книги. Это на 6 книг меньше, чем на второй полке. Сколько книг стояло на двух полках вместе?
I полка – 22 кн., что на 6 кн. м
? кн.
II полка – ? кн.
Решение.
1) 22 + 6 = 28 (кн.) – стояло на II полке;
2) 22 + 28 = 50 (кн.) – стояло на двух полках вместе. Ответ: 50 книг.
Вариант 2.
1. Найдите неизвестное число, обозначенное буквой х:
а) 38 + х = 53, б) х – 62 = 27, в) 45 – х = 14,
х = 53 – 38, х = 62 + 27, х = 45 – 14,
х = 15. х = 89. х = 31.
Ответ: 15. Ответ: 89. Ответ: 31.
2. Выполните действия «цепочкой»:
21 + 13 – 15 + 7 = 34 – 15 + 7 = 19 + 7 = 26.
3. В первой пачке было 25 тетрадей. Это на 3 тетради больше, чем во второй пачке. Сколько тетрадей было в двух пачках вместе?
I пачка – 25 тетр., что на 3 кн. б
? тетр.
II пачка – ? тетр.
Решение.
1) 25 – 3 = 22 (тетр.) – было во II пачке;
2) 25 + 22 = 47 (тетр.) – было в двух пачках вместе. Ответ: 47 тетрадей.
- Объяснение нового материала.
Умножение.
Умножить натуральное число 3 на натуральное число 4 – значит найти сумму трех слагаемых, каждое из которых 4.
3 ⋅ 4 = 4 + 4 + 4 + 4 = 12.
Числа 3 и 4 называют множителями, 12 – произведение.
Запомните: Умножить число а на натуральное число b — значит найти сумму а одинаковых слагаемых, каждое из которых равно b.
Умножение — это арифметическое действие второй ступени.
Как называются компоненты при умножении? (Числа, которые нужно умножить, называются множителями. Число, получаемое в результате умножения, называется произведением.).
Понятно, что если один из множителей равен 1, то произведение равно второму множителю: а ⋅ 1 = а, 1 ⋅ а = а.
Если один из множителей равен 0, то произведение равно 0:
а ⋅ 0 = 0, 0 ⋅ а = 0.
Пример 1. Запишите произведение в виде суммы и найдите значение:
1) 5 ⋅ 3 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 15 (Записали сумму пяти слагаемых, каждое из которых равно 3);
2) 3 ⋅ 5 = 5 + 5 + 5 = 15 (Записали сумму трех слагаемых, каждое из которых равно 5);
3) 3 ⋅ 1 = 1 + 1 + 1 = 3 (Записали сумму трех слагаемых, каждое из которых равно 1);
4) 1 ⋅ 7 = 7 (Записали сумму одного слагаемого, которое равно 7).
Законы умножения.
Изменится ли произведение, если поменять местами множители? Нет.
Такое свойство справедливо для любых чисел а и b. Это — переместительный закон умножения.
Запомните: Переместительный закон умножения.
От перестановки множителей произведение не изменяется. а ⋅ b = b ⋅ а.
Вы уже знаете, что результат умножения нескольких множителей не зависит от порядка выполнения умножения. Например, чтобы найти произведение чисел 10, 2 и 15, можно сначала перемножить числа 10 и 2, а затем их произведение умножить на число 15. Но удобнее сначала перемножить числа 2 и 15, а затем на их произведение умножить число 10. Порядок умножения чисел указывают при помощи скобок. Для рассматриваемого примера получим: (10 ⋅ 2) ⋅ 15 = 10 ⋅ (2 ⋅ 15).
Такое свойство справедливо для любых чисел а, b и с. Это — сочета-тельный закон умножения.
Запомните: чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего. (а ⋅ b) ⋅ с = а ⋅ (b ⋅ с).
Опираясь на переместительный и сочетательный законы, можно применять и такой способ группировки множителей: второе число умножить на произведение первого и третьего. Например, для нахождения произведения чисел 10, 2 и 15, кроме уже рассмотренных способов, существует третий способ: (10 ⋅ 15) ⋅ 2.
Переместительный и сочетательный законы умножения справедливы для любого количества множителей. Применяя эти законы, можно значительно упростить вычисления. Рассмотрим примеры.
Пример 2. Найдите произведение:
1) 4 ⋅ 37 ⋅ 25 = (4 ⋅ 25) ⋅ 37 = 100 ⋅ 37 = 3 700;
2) (25 ⋅ 5) ⋅ (4 ⋅ 20) = (25 ⋅ 4) ⋅ (5 ⋅ 20) = 100 ⋅ 100 = 10 000.
Обратите внимание:
- вычисляя произведение нескольких чисел, можно по-разному переставлять и группировать множители;
2) если выражение в скобках содержит только действие умножения, то в таком выражении скобки можно опустить (не записывать).
- Решение упражнений.
№87,88,89,90
- Подведение итогов урока.Рефлексия
- Домашнее задание. § 1.7 (выучить теорию). № 87(2ст), 88(2ст), 89(2ст), 72(в).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Законы умножения
Урок математики в 5 классе.Разработка урока. Цель: закрепить и развивать навыки сложения и вычитания,умножения натуральных чисел;повторить законы умножения ,вынесение общего множителя за скобки.1.Сооб...
Урок математики в 5 классе по теме: "Распределительный закон умножения"
Вашему вниманию представлена разработка урока в 5 классе по теме: "Распределительный закон умножения". Урок содержит мультимедийную презентацию. Учащиеся учатся реш...
распределительный закон умножения
1. систематизировать, расширить и углубить знания по данной теме 2. развивать наблюдательность, умение анализировать, вычислительные навыки....
Конспект урока. Тема: «Умножение. Переместительный закон умножения».
урок изучения нового материала...
Умножение. Переместительный закон умножения
Конспект урока математики в 5 классе по учебника Мерзляк-Полонский-Якир...
Урок математики "Законы умножения. Распределительный закон" 5 кл. Никольский С.М. Потапов М.К. и др.
Урок математики в 5 классе "Русская матрешка и математика" по теме "Законы умножения. Распределительный закон". (здесь описание урока и презентация)...
Конспект урока Математика 5 класс «Умножение. Законы умножения»
Конспект урока Математика 5 класс «Умножение. Законы умножения»...