Технологическая карта урока "Площадь. Формула площади прямоугольника"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Басова Ольга Филимоновна

Повторение ранее пройденного материала, формирование понятий площадь прямоугольника, закрепление и систематизация знаний по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_ploshchad_pryamougolnika.docx553.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Площадь. Формула площади прямоугольника».

  1. Учитель математики Басова О.Ф.
  2. МБОУ Заброденская СОШ
  3. Урок математики в 5 классе
  4. Тема урока «Площадь. Формула площади прямоугольника»
  5. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений, навыков
  6. Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная

     7.   Базовый учебник

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009

Описание урока

Тип урока 

Урок систематизации и обобщения знаний, умений, навыков

Время реализации урока

30 минут

Цель урока

Повторение ранее пройденного материала, формирование понятий площадь прямоугольника,  закрепление и систематизация знаний по теме.

Задачи урока

- образовательные:

усвоение и закрепление учащимися знаний по теме: «Площадь. Формула площади прямоугольника»; систематизация знаний и умений, полученных на прошлых уроках; проверить способность учащихся самостоятельно справляться с заданием;

- воспитательные:           

выработка умений слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу со  сверстниками и строить продуктивное взаимодействие; формирование коммуникативной компетенции учащихся; воспитание ответственности и аккуратности.

- развивающие:

выработка умений обрабатывать информацию; развивать умение пользоваться терминологией; представлять информацию в виде алгоритма; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Технологии

 Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемное обучение, деятельностный подход.

Методы

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: фронтальная беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Организация деятельности учащихся на уроке

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с онлайн - доской при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска, ноутбуки, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, электронные доски Jamboard.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

- формировать умение применять формулу нахождения площади прямоугольника при решении задач и на практике при определении площадей фигур;

Личностные:

- выработать устойчивый познавательный интерес;

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.

Метапредметные:

- развивать логическое мышление;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владеть устной и письменной речью; отображать в речи содержание совершаемых действий.

Формируемые УУД

  • Личностные УУД:  

- ответственное отношение к учению;

  • - готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
  • - умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  • Регулятивные УУД:
  • - критически оценивать полученный ответ;
  • - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
  •  Коммуникативные УУД:
  • - адекватно использовать речевые средства и аргументировать свою позицию;
  • - представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
  • - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • - контролировать действия партнера.
  • - владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Познавательные УУД:

- анализировать и осмысливать задания, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- уметь выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Приветствие учителя, пожелание успеха в работе на уроке.

Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, готовы ли начать работать? Нам сегодня понадобятся тетрадь, ручка, линейка, карандаш и хорошее настроение. Также у вас на столе лежит оценочный лист ученика, куда вы будете записывать результаты своей работы. Все готовы? Желаю вам успехов в работе. 

Включаются в деловой ритм урока.

. 

2 Актуализация  знаний.

Сегодня на уроке мы будем выполнять много творческих и занимательных заданий. Итак, внимание на экран! Давайте разгадаем кроссворд, мы узнаем, о чем пойдет речь на уроке.

  1. Сумма длин сторон геометрической фигуры;
  2. Инструмент для измерения длины отрезка;
  3. Правило, записанное с помощью букв;
  4. Пройденный путь;
  5. Арифметическое действие.

Итак, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?  О площади прямоугольника.

Учащиеся выполняют задания, отгадывают слова, формулируют тему урока, записывают в тетрадь

3.Целеполагание

 и мотивация.

Формулирование темы урока и целей урока

А давайте попробуем сформулировать вашу личную цель урока. Что вы ждете от сегодняшнего урока?

Да, ребята, целью урока служит выработка навыков решения задач практической направленности по теме « Площадь»

Сегодня мы ставим перед собой три главных вопроса:

Что? (Что такое площадь?)

Как? (Как находить площадь?),

Где? (Где применить формулу площади прямоугольника?)

Учащиеся формулируют свои личные  цели.

С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план достижения цели, определяют средства, ресурсы.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Понятие площадь для вас не является новым. А что оно означает? Древние египтяне говорили, площадь-это величина, которая характеризует размер геометрической фигуры.

  • Что называется прямоугольником?
  • Как найти площадь прямоугольника?     S = a • b.
  • Какие измерения надо провести, чтобы найти площадь прямоугольника?
  • Какие фигуры называются равными?
  • Как найти площадь квадрата?    S=a2
  • Как найти площадь всей фигуры, зная площади всех ее частей?

Что называют периметром прямоугольника? Запишите формулы на доске

Устные задания для учащихся:

№1 Найдите площадь закрашенных фигур:

Учитель: Что показывает площадь? (Сколько места занимает фигура на плоскости)

Как измерить площадь фигуры? (Сначала нужно выбрать единицу площади, т.е. квадрат, сторона которого служит единицей длины).

При выбранной единице измерения площадей площадь каждого многоугольника показывает сколько раз единица измерения и ее части укладываются в данном многоугольнике.

Фронтальная работа с классом:

1)Есть ли среди фигур равные?(нет)

2)Есть ли среди фигур такие, которые имеют равные площади?(да)

Сделайте вывод (равные фигуры имеют одинаковую площадь)

№2. Найдите устно периметры изображенных фигур.

№3. Нарисуйте прямоугольник той же площади, что и фигура на рисунке.

 

Сколько решений имеет это задание?

Проверяют полученные чертежи.

Дополнительно(кто сделал)

В тетради начертите квадрат, площадь которого равна 9см2.

Учащиеся отвечают на вопросы

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся ставят себе оценки в оценочный лист.

Все правильно – «5»

         1 ошибка – «4»

         2 ошибки - «3»

Учащиеся записывают ответы в организационном листе. Проверка фронтальная.

Ответы: 6; 7; 6, 19 кв. ед.

Учащиеся оценивают себя сами

Все правильно – «5»

         1 ошибка – «4»

         2 ошибки -  «3»

Ребята устно вычисляют периметры фигур, используя формулы. Учащиеся оценивают себя сами

Все правильно – «5»

         1 ошибка – «4»

         2 ошибки -  «3»

Ребята чертят прямоугольники, предварительно подумав, что число 20 получается при умножении чисел: 4 и 5; 2 и 10,

1 и 20 .

Учащиеся оценивают свою работу по следующим критериям:

Построены

3 прямоугольника - «5»

2 прямоугольника – «4»

1 прямоугольник – «3»

Ставят оценки в оценочный лист

5. Фронтальная и индивидуальная работа класса

Существуют ли другие способы решения данной задачи?

 Важно отметить, что данное задание можно решить несколькими способами.

Рассмотреть 2 способа

Учащиеся обсуждают решение задачи, один ученик работает у доски.

6. Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

7. Работа в парах (с использованием онлайн – досок)

     

Учитель. Пройдите по ссылке, чтобы открыть ваши онлайн – доски. И перед вами первое задание. Здесь записаны понятия, которые вам хорошо знакомы. Необходимо установить соответствие между формулой и ее названием.

Задание 2. На второй странице вашей онлайн – доски найдите ссылку, скопируйте ее и вставьте в окошко браузера. Там вам откроется новое задание.

Ученик работают на онлайн доске,  сопоставляет, с помощью стрелок формулу и ее название. Далее все проверяют правильность выполнения задания

Учащиеся решают задания своего варианта и записывают ответы.

   

 8. Итог урока.

 Домашнее задание

Подводится итог урока:

  1. О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке? (Прямоугольник и квадрат)
  2. Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника, квадрата? (Длину и ширину сторон фигур)
  3. Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где? (При измерении земель; при проектировании и строительстве домов; при ремонте квартир и т. д.
  4. Что на уроке было самым сложным, простым?

Домашнее задание.

  1. Практическое задание. Измерьте длину и ширину своей комнаты, найдите её площадь и периметр.
  2. Творческое задание. Представьте, что вы попали в город, где живут только квадраты и прямоугольники. Какой он? Нарисуйте его.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить, записывают домашнее задание.

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Оцените свою работу на уроке.

 (Обвести или подчеркнуть во втором столбике нужный вариант ответа)

  • Оцените свою деятельность на уроке, используя оценочный лист, который вы заполняли в течении урока и критериев оценивания

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

устал / не устал

понятен / не понятен

Учащиеся отвечают на вопросы анкеты. Осуществляют самооценку с помощью оценочных листов.

- А теперь посмотрите на смайлики в конце оценочного листа, подумайте и обведите один смайлик, соответствующий твоему настроению после урока. 

- Спасибо ребята за отличную работу на уроке. Урок закончен, вы свободны.

Обведи смайлик соответствующий твоему настроению после урока:

Спасибо за активную работу на уроке!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал по теме: "Площадь. Формула площади прямоугольника и квадрата"

Данная разработка по теме: «Площадь. Формула площади прямоугольника и квадрата» Урок математики проводился в 5 классе «В», по учебно - методическому комплексу Н.Я. Виленкина (2008 – 2009 учебном год...

План-конспект урока по математике(5 класс) на тему:"Площадь. Формула площади прямоугольника."

Урок закрепления изучаемого материала. Вспомним о том как находить площади различных фигур.Цели урока:закрепление и осмысление усвоенных знаний,расширение представлений об изменении геометрических фиг...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Тип урока:  комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся.Образовательные цели: содействовать в усвоении и обеспечении знаний и способов деятельности;помочь учащимся осознать со...

Технологические карты уроков 75-78, Формулы площадь прямоугольника,5 класс

Технологические карты уроков 75-78, Формулы площадь прямоугольника,5 класс. ФГОС...

Технологическая карта урока. Тема: «Площадь прямоугольника. Единицы площади» .Презентация к уроку.

Тема: «Площадь прямоугольника. Единицы площади»Цели урока:                        -о...

Урок "Площадь. Свойство площади. Формула площади прямоугольника"

Согласны ли вы, что…Равные фигуры имеют равные площадиНеравные фигуры имеют различные площадиЕсли фигуры равновеликие, то они равныЕсли фигура состоит из двух частей, чтобы найти площадь всей ф...

Технологическая карта урока математики по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника" 5 класс

Файл содержит технологическую карту урока математики по теме "ПЛОЩАДЬ. ФОРМУЛА ПЛОЩАДИ ПРЯМОУГОЛЬНИКА"Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий....