Воспитание самостоятельности обучающихся на уроках математики
статья по математике (5 класс)
Общей задачей коррекционной школы является подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и труду. Особо важное значение в выполнении этой задачи имеет трудовое обучение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_samostoyatelnosti.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание самостоятельности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках трудового обучения в начальной школе
Малиновская Марина Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»,
г. Алексеевка, Белгородской области
Общей задачей коррекционной школы является подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и труду. Особо важное значение в выполнении этой задачи имеет трудовое обучение
В последние годы проводилось много исследований в коррекционной школе с разными конкретными задачами. Одной из них была задача выявления причин неполноценной подготовки обучающихся с ОВЗ к социально-значимому труду. Эти исследования раскрывают характерные особенности структуры трудовой деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями: при выполнении заданий по труду ученики были мало самостоятельными, постоянно нуждались в помощи. Более конкретный анализ причин низкой самостоятельности показал, что в общей структуре трудовой деятельности наиболее слаборазвитыми являются умственные действия, без которых невозможно выполнить задание, а наиболее развитыми были ориентировочные и контрольно-оценочные действия.
Известно, что школьники с ОВЗ значительно хуже овладевают чем-то новым при осуществлении трудовой деятельности (новым инструментом, приемами работы, новым приспособлением). Например: осваивая один-два трудовых приема, значительная часть учеников может выполнить связанную с ним работу хорошо, но если в работу вводятся новые элементы и при этом детям не оказывается помощь, наши воспитанники часто начинают действовать не правильно. Это качество обучающихся с интеллектуальными нарушениями называют не самостоятельностью в труде.
Есть ли возможность в какой-то мере преодолеть эту не самостоятельность в условиях коррекционной школы. Работа лучших учителей показывает, что такая возможность есть и существуют пути повышения трудовой самостоятельности учеников.
Каковы эти пути? Прежде всего, необходимо учитывать задачу исправления недостатков, проявляющихся в трудовой деятельности. Этого можно достичь 2 направлениями. Первое предусматривает совершенствование умственных трудовых действий. Второе направление заключается в формировании специальных знаний.
Разнообразными средствами трудового обучения мы должны стараться исправить недостатки физического и умственного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Одно из таких средств – воспитание у детей умения самостоятельно работать. Трудовое обучение должно строиться так, чтобы были обеспечены все условия для активной сознательной работы, чтобы ученики обдумывали и осмысливали процесс изготовления изделия или его деталей. Сознательное выполнение практического задания по труду это есть самостоятельное выполнение. Самостоятельное выполнение трудового задания всегда стимулирует проявление творческих задатков, потенциальных возможностей ребенка снимает состояние заторможенности.
Большое значение для развития самостоятельности имеет подготовка учителя к уроку: какое нужно сделать или взять учебно-наглядное пособие, как сочетать индивидуальную работу с коллективной, что повторить на уроке, на что обратить внимание слабых. Уроки по трудовому обучению немыслимы без наглядности.
Наличие образца помогает менять трудовую задачу, ее выполнение, облегчает представление результата работы, возможность самому проверить правильность действий и устранить ошибку. Для учеников начальной школы рекомендуется образец с поэтапно выполненной работой – это предметно технологическая карта, состоящая из предметных образцов в разных степенях готовности. Технологическая карта есть не что иное, как план, составленный самим учителем. Даются они тогда, когда обучающиеся привыкли работать по плану.
В 4 четверти 4 класса ученикам даются технологические карты, например, по пошиву фартука.
Сведения, которые дает технологическая карта, должны сокращаться от младших классов к старшим, с учетом подготовленности учеников и сложности работы, т.к. конечная цель обучения состоит в том, чтобы воспитанники сами могли составить план изготовления изделия. Поэтому технологические карты воспитывают и самоконтроль. Кроме этого учитель имеет большую возможность контролировать работу ученика, если он работает по инструкционным картам, во время заметить ошибку.
Инструкционные карты развивают самостоятельность в работе, дают возможность дифференцированно обучать на уроке. Большая насыщенность занятия наглядными пособиями также нежелательна, потому что не оставляет места для самостоятельности.
Важной предпосылкой в развитии самостоятельности является пробуждение интереса к уроку. Например, изготовление елочных игрушек по теме: «Работа с бумагой» в 4 классе. Когда дети узнают, что их игрушками будут украшена елка, они стараются сделать их как можно лучше.
Методом подготовки занятия к труду является беседа. Этим методом проводится и анализ изделия. К ней надо предъявлять специальные требования: поставленная задача должна быть посильной, чтобы обучающиеся с ОВЗ обладали соответствующим опытом, на основе которого задача может быть решена, если возникает затруднение, то учитель направляет ход решения, не подсказывая его полностью.
В беседе следует обсуждать не только правильное или неправильное решение, но полезно показать работу с ошибками, подчеркнуть как ошибка повлияла на общий вид изделия.
Это воспитывает внимание и предупреждает возможные ошибки. В беседе должны участвовать все дети, для малоактивных давать простые вопросы и поощрять их за ответы.
Для воспитания самостоятельности при выполнении трудовых заданий существует множество приемов. Например, перед воспитанниками ставится задача сшить подушечку для игл. Есть два способа обучению шитью подушечки.
1 способ.
Когда ученики выполняют задание под диктовку учителя, когда учитель показывает выкраивание кусочков ткани, ученики проделывают это вслед за ним, затем сметывают и т.д.
Выполнение задания под диктовку не дает возможности ученику работать самостоятельно. У него вырабатывается отрицательная привычка получать готовый ответ в нужный момент, он привыкает запоминать малый объем сведений о предстоящей работе. Этот прием не обеспечивает активного и сознательного усвоения программного материала.
К самостоятельной деятельности воспитанников побуждает другой способ, рациональные приемы которого разбиты на 3 группы:
- Показ образца подушечки. Тщательное изучение – рассматривание, выявление количества деталей, составление плана работы.
- Выбор материала для изделия, его расположение, целесообразность выбранных приемов и способов выполнения задания. Все это выявляется в процессе беседы: зачем нужна подушечка, из какой ткани делается, в какой последовательности выполняется изделие.
- Самопроверка, сравнение с образцом учителя, умение анализировать работу друг друга, обязательное планирование предстоящей работы.
В процессе изготовления изделия беседовать с детьми о причинах появления ошибок, о способах их устранения, не спешить на помощь при первом затруднении при выполнении трудового задания.
В процессе самостоятельной работы увеличивается мыслительная деятельность учеников. Важно осуществлять межпредметную связь. Например, дети плохо читают, их трудно обучать самостоятельной работе по технологической карте, не знают математику – с трудом составляют расчеты и вычерчивают чертежи. Обсуждение образцов, сравнение образца с изделием, планирование предстоящей работы, взаимное инструктирование и проверка работы, обсуждение приемов работы все это ведет к самостоятельности в работе, а также к развитию речи и математических знаний.
Об обучающихся с интеллектуальными нарушениями сложилось мнение, что им несвойственна самостоятельность. Однако, если в первые годы обучения ребенка «опека» его в значительной степени оправдана, то позднее она тормозит пробуждающуюся инициативу школьников. Часто учителя недооценивают возможность обучения детей, умение проверить свою работу, оценить ее, найти и исправить ошибки. Отсюда и беспомощность детей на уроке, постоянный вопросы «Я правильно делаю?». Задача учителя состоит в том, чтобы найти на каждом возрастном этапе наилучшее соотношение между мерой самостоятельности и мерой помощи ученику со стороны взрослых.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках ручного труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Литература:
1. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005.
2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999
3. Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: пособие для учащихся четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1998.
4. Николкина Г.А., Гулуева Т.С., Попова Г.П. Уроки труда в начальной школе. В помощь преподавателю начальной школы.- Волгоград, Учитель, 2006.
5. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1 – 3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности
Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не мож...
Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности
Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельно...
Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения
В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...
Самостоятельная работа обучающихся на уроках математики.
Моя тема самообразования "Самостоятельная работа обучающихся на уроках математики". В данной работе прописаны цели, задачи, предполагаемый результат, этапы работы и сроки выполнения каждого этапа, что...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Новые технологии. Формирование самостоятельной деятельности обучающихся на уроках математики»
1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным ...
Организация обучающих самостоятельных работ на уроках математики
В данной статье рассмотрена проблема организации обучающих самостоятельных работ, а также приведена классификация такой самостоятельной работа работы, основу котороой положен принцип дидактического на...
Виды самостоятельных работ на уроках математики, как фактор повышения познавательной активности обучающихся.
В результате систематического и целенаправленного проведения различных видов самостоятельных работ, ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Способность ...