Взаимодействие культуры и образования в современном обществе
статья по математике
Статья на тему "Взаимодействие культуры и образования в современном обществе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_kultury_i_obrazovaniya.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие культуры и образования в современном обществе
И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Л.Н. Толстой.
Показателем развития любого государства, народности и нации является культура и образование. Образование и культура теснейшим образом связаны между собой. Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Но культура в образовательной практике должна пониматься не просто как совокупность ценностей, как знание о других культурах, а как общение, как сфера глобальной коммуникации. Только в этом случае мы можем говорить об актуальности этого знания и необходимости его внедрения в образовательную практику.
В современном мире, под действием множества факторов, люди начинают утрачивать культуру, принятую в данном обществе, и перестают направлять свои усилия на ее повышение, а также на развитие образования. Мы живем в веке инноваций и интеллекта. Именно интеллект является движущей силой развития общества, является залогом – модернизации. Однако на сегодняшний день необходимо говорить не только об изменениях в экономике и производстве, но также и в образовании. Необходимо отметить, что современное российское образование является инновационным, т.е. готовым удовлетворить потребности развивающего общества. Инновации в обществе не могут не сказываться на развитии культуры.
Рассмотрим понятие культуры по словарю С. И. Ожегова. Культура – это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение[1, с.313].
Образование означает получение систематизированных знаний и навыков, а также совокупность знаний, полученных в результате обучения[1, с.436].
Образование должно осуществляться в контексте определенного типа культуры. Педагог должен являться носителем передовой культуры, он сам является ценностью и производит новые ценности - учеников - и тем самым идентифицирует себя с культурой [2, с.125]. Именно педагог вводит в социум культурных, образованных людей, поэтому пренебрегать компетентностью и культурой самого педагога было бы великой ошибкой.
Цели культуры и образования заключаются в воспитании человека, а точнее его духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, гуманности, толерантности. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации.
Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных аспектах, например в рамках учебной дисциплины.
Культура не может существовать вне общества, так же как и образование. В сфере образования основной группой населения является молодежь. И соответственно существует такое понятие как молодежная культура.
Для общества необходима молодежь и ее культурные ценности, поэтому взрослые представители общества должны привлекать ее своими установками и знать её интересы и цели. Работая с учениками, я сначала должна определить их интересы и потребности, а затем применять полученные знания путем внедрения их в образовательный процесс. Обучение является компонентом образования, поэтому так же способствует развитию общей культуры в современном социуме.
Из своего опыта могу сказать, что проблема образования состоит в том, что она не всегда учитывает истинные потребности подрастающего поколения, которое уже начинают входить в общество и активно проявлять себя в нем. Отсюда и уровень культуры испытывает затруднения в своем развитии, так как не полученные в процессе обучения культурные нормы и представления, не появляются уже в взрослом состоянии, так как уже формируются свои принципы, привычки и стереотипы по отношению к чему-либо.
К.Д. Ушинский рекомендовал «воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего развития и который исторически изменялся» [3, с.128].
Необходимым условием взаимодействия культуры и образования является обращение к историческому опыту – к традициям. Традиция (лат. «опыт») понимается как элемент социально-культурного наследия, передающаяся от поколения к поколению, выраженный в определенных стереотипах и сохраняющийся в определенном обществе в течение длительного времени. Традицию можно рассматривать как особую связь индивидов и групп общества, специфическое содержание которой, состоит в воспроизведении из поколения в поколение содержательных ценностно-значимых форм, фиксирующих накопленный опыт и регламентирующих освоение нового. Это память художественной культуры, то наследие, которое живо сегодня и то прошлое, которое важно для современников.
Список литературы:
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополнение. - М.: ООО "ИТИ Технологии", 2006. - 944 с.
2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн. 1 - 174 с.
3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М.: Изд-во Просвещение, 1974. 527 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль педагога дополнительного образования в современном обществе"
Статья "Роль педагога дополнительного образования в современном обществе"...
Формирование концертмейстерского мастерства в системе непрерывного педагогического образования в современном обществе
Формирование концертмейстерского мастерства в системе непрерывного педагогического образования в современного образования...
Миссия педагога дополнительного образования в современном обществе.
Есть профессии, к которым мы всегда относимся с особым почтением и уважением. И педагог - одна из них......
Информатизация образования в современном обществе
Развитие новых технологий в современном обществе вызывает необходимость использования информационных технологий в образовании. Активное их использование повышает эффективность процесса образования.При...
Статья "Роль дополнительного образования в современном обществе"
Статья " Роль дополнительного образования в современном обществе"...
Выступление на IV Всероссийской научно-практической конференции «Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022» на тему «Изографы, перкуссия и «Весёлые гонзики» как эффективные практики"
Подробно описывается методика использования изографов, перкуссии и "весёлых гонзиков" в практической работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....
Глава 2. Сфера духовной культуры. Тема: Наука в современном обществе
Тест по теме: Наука в современном обществе. 8 класс...