Выступление на IV Всероссийской научно-практической конференции «Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022» на тему «Изографы, перкуссия и «Весёлые гонзики» как эффективные практики"
учебно-методический материал
Подробно описывается методика использования изографов, перкуссии и "весёлых гонзиков" в практической работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практический опыт работы с детьми с ОВЗ | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на IV Всероссийской научно-практической конференции
с международным участием
«Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022»
14-15 апреля 2022 года
Тема «Изографы, перкуссия и «весёлые гонзики» как эффективные практики в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности»
Мальцева Ольга Николаевна,
учитель-логопед МДОУ ДС №2 «КАЛИНКА»,
Клинцова Ирина Петровна,
учитель-логопед МДОУ ДС №2 «КАЛИНКА».
1.Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию такие практические методики в работе учителя-логопеда, которые работают, нравятся дошкольникам и дают хорошие результаты.
2.Всем известны особенности развития детей с тяжёлыми нарушениями речи. У них наблюдается быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, поэтому педагогу необходимо постоянно искать инновационные пути решения этой проблемы. После долгих поисков мы нашли некоторые приёмы и технологии, позволяющие более качественно проводить коррекционную работу.
3. Коррекция тяжёлых нарушений речи у дошкольников проводится учителем-логопедом комплексно, по следующим направлениям:
- коррекция звукопроизношения;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слог-слово-предложение-текст);
- формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;
- профилактика дисграфии и дислексии.
Мы наблюдаем также нарушение восприятия графического образа буквы, значение которого состоит в её узнавании, определении составляющих её элементов. Успешность формирования зрительного образа букв, в первую очередь, зависит от состояния зрительно-пространственного восприятия.
4. Для коррекции данных нарушений и укрепления памяти нами используются разнообразные обучающие приёмы, одним из которых является применение изографов.
Изографы (от др.-греч. «изос» - «равный, одинаковый, подобный» и «графо» - «записывать, писать») – это картинки, на которых слова состоят из букв, разной конфигурации и размера, различным образом расположенных в пространстве и в совокупности оптически похожие на предмет, название которого нужно прочитать. Суть данного приёма – соотнесение схематического изображения с предметом, нахождение ребёнком всех букв изографа и составление из них слова.
5. Изографы позволяют:
- стимулировать развитие внимания, мышления, памяти;
- расширять и обогащать активный словарь, импрессивную речь детей, закреплять навыки словообразования;
- развивать наблюдательность, навык зрительного анализа и синтеза;
- совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, фонематический слух;
- тренировать пространственную ориентацию, оптико-пространственный анализ и синтез, сенсомоторную координацию.
6. При включении в работу с детьми с ТНР изографов необходимо соблюдать следующие методические рекомендации:
- В изографы для дошкольников на начальном этапе следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.
- Расшифровка изографа начинается с рассматривания зрительного образа предмета, визуальное его определение (на что похоже?)
- Разыскивание букв, «спрятанных» в нём.
- Называние букв и звуков.
- Составление слова.
- Выкладывание слова из букв разрезной азбуки или кубиков.
- Записывание слова в тетрадь печатными буквами.
- Нахождение в слове гласных и согласных (твёрдых, мягких).
- Деление слова на слоги.
- Придумывание предложений со словом-изографом.
- Составление других слов из букв изографа.
7-8 Фотографии.
9. Уважаемые коллеги! Предлагаем вам несколько изографов (Маяк, кошка, художник). Попробуйте расшифровать предлагаемые изографы, пользуясь методическими рекомендациями.
10. Итак, на собственном опыте вы убедились, что включение наглядных моделей в процесс обучения стимулирует познавательную активность, расширяет активный словарь, формирует связную речь, закрепляет навык чтения. В данном приёме заложен огромный творческий потенциал – создание авторских изографов.
11. Ещё одним способом, стимулирующим интерес у дошкольников с особенностями в развитии, является перкуссия (лат. percussion,буквально – нанесение ударов, постукивание).
Перкуссия – медицинский термин. Как самостоятельный метод диагностики её впервые использовал австрийский врач Леопольд Ауэнбруггер, а физическое обоснование перкуссии было дано чешским врачом Йозефом Шкодой в 1839 году. Этот метод заключается в простукивании отдельных участков тела и анализ звуковых явлений, возникающих при этом.
Перкуссия – это и название ударных инструментов, и игра на них. Звук, извлекаемый инструментом, зависит от силы и места удара, материала инструмента и от того, чем наносится удар (ладонь, пальцы, палочки, ложки и т.д.)
12. Детская перкуссия – это шумовые и перкуссионные музыкальные инструменты небольшого размера: шейкеры, маракасы, треугольник, тамбурины, палочки и др.
13. Кроме того, мы знакомим детей с боди перкуссией – новым музыкальным направлением, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента. Боди перкуссия помогает прочувствовать ритм мелодии или речевого высказывания всем телом, ощутить его внутри себя. Искусство «играть музыку» без использования инструментов способно развивать чувство ритма у детей, навыки слушания и взаимодействия через ритмические композиции, улучшает умение импровизировать. Боди перкуссия знакома всем с детства – «Ладушки», «Совушка-сова», «Танец маленьких утят» и др. детские игры, танцы, направленные на развитие координации, умения владеть собственным телом. Это притопы различной силы, шлепки одной или двумя руками, хлопки, щелчки пальцами.
14. Начинать использование перкуссии в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи следует с отбивания простых ритмических рисунков ладонями, затем необходимо добавлять различные вариации с притопами и щелчками на выбор. Какие основные задачи мы ставим и решаем? Мы планируем:
- развивать восприятие ритмических особенностей родной речи через взаимодействие с собственным телом и/или музыкальным инструментом;
- облегчить усвоение грамматической структуры слова (проговаривать слова по слогам, не пропуская отдельных звуков и целых слогов);
- формировать устойчивый интерес к игре на музыкальных инструментах.
15. Ещё одним интересным приёмом в работе с детьми с особенностями в развитии является применение оригинального учебно-игрового пособия «Волшебные гонзики». Решаем коррекционные задачи:
- развиваем связную монологическую речь;
- закрепляем умение вести диалог;
- расширяем и обогащаем активный словарь;
- развиваем мелкую моторику пальцев рук, образное мышление, актёрские навыки;
- воспитываем усидчивость;
- регулируем эмоциональное состояние, например, ребёнка с РАС, НОДА.
16. Гонзики помогают превратить любое развивающее занятие в весёлую увлекательную игру, которая очень нравится детям. Вот лишь несколько заданий, которые можно выполнить с их участием:
- чтение стихов-диалогов по ролям и при этом выполнение несложных движений пальцами. Используются стихотворения Саши Чёрного, О. Александровой, М.Дружининой и др. поэтов;
- молчаливые игры, основанные на принципе зеркального отражения (дети повторяют за взрослым движения пальчиков, изображают эмоции);
- игровые упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);
- театрализованные упражнения и сценки.
17. Лучшие учебные материалы по использованию данного приёма собраны в методическом пособии «Волшебные гонзики», составленный Анной Иосифовной Бурениной.
18. А сейчас предлагаем фрагмент индивидуального занятия с использованием «Весёлых гонзиков». (Видеофрагмент занятия с ребёнком с НОДА)
Применение игрового пособия повышает интерес у ребёнка к решению коррекционно-развивающих задач.
19. Подводя итог, отметим, что применение изографов, перкуссии и «Весёлых гонзиков» является перспективными направлениями в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Они не только повышают интерес у дошкольников, но и облегчают процесс становления речи, развивают познавательную и творческую активность, навык самовыражения через слово и движение, а это приводит к росту самооценки обучающихся и способствует его социально-коммуникативному развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на I Всероссийской научно-практической конференции «Образование в современном мире: вопросы теории и практики», которая состоялась 8-13 декабря 2014 года.
В СТАТЬЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ВОПРОС РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСШИРЕНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙ...
Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции
Представлена ствтья "Образовательная адаптация детей с ОВЗ посредством реализации программы элективного курса "Основы правовых знаний" для предпрофильной подготовки обучающихся старших классов специал...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования"
Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процессав условиях реализации ФГОС...
Риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях:
Риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях....
Риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях:
Риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях...
Публикация: Современные векторы образования: теория и практика. Статьи и материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием): 24 декабря 2019 г.; г. Коломна / Под общей редакцией: дпн, проф. С.А. Ермолаевой.
Статья "Психолого - педагогическое сопровождение приемных семей с ОВЗ",стр. 200...