Подготовка к олимпиаде по математике по теме "Чётность и нечётность" 5 класс
олимпиадные задания по математике (5 класс)
Задачи для подготовки к олимпиаде по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_chyotnost_i_nechyotnost.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Чётность и нечётность»
Свойства чётных и нечётных чисел:
Если сложить два четных числа, получится четное число.
8 + 6 = 14
14: 2 = 7.
Если сложить два нечетных числа, получится четное число.
3 + 7= 10
10: 2 = 5.
Если сложить четное число с нечетным, получится нечетное число.
4 + 5 = 9
9 : 2 = 4,5.
Сумма четного числа нечетных чисел - четна.
5+7+3+5=20
Четность суммы нескольких чисел зависит лишь от четности числа нечетных слагаемых:
если количество нечетных слагаемых (не)четно, то и сумма - (не)четна.
2+3+5=10 (нечетных слагаемых 2, вся сумма чётна) или 2+3+5+7=17 ( нечётных слагаемых 3, вся сумма нечётна).
Если четное число умножить на четное число, получится четное число
2 * 4 = 8
8 : 2 = 4.
Если четное число умножить на нечетное число, получится четное число
4 * 3 = 12
12 : 6 = 2.
Если нечетное число умножить на нечетное, получится нечетное
.
3 * 5 = 15.
Задача 1 Можно ли разменять 25 рублей при помощи десяти купюр достоинством в 1, 3 и 5 рублей?
Работа над задачей:
- Какими должны быть купюры?
- Нечётными.
- Какое количество нечетных купюр должно быть?
- 10.
- Сделаем вывод.
- Чётное количество нечётных купюр будет число чётное, а мы должны получить число 25 – нечётное. Разменять нельзя.
Задача 2 Петя купил общую тетрадь объемом 96 листов и пронумеровал все ее страницы по порядку числами от 1 до 192. Вася вырвал из этой тетради 25 листов и сложил все 50 чисел, которые на них написаны. Могло ли у него получиться 1990?
Задача 3 Петя умножил сумму двух чисел на их произведение и получил 2013. Докажите, что Петя ошибся.
Работа над задачей:
- Какими могут быть числа? Сколько всего случаев?
- Всего три случая. Первое – чётное, второе – чётное; первое- нечётное, второе – нечётное; первое – чётное, второе – нечётное.
- Какие действия производят с числами в задаче?
- Первое – складывают, второе – умножают, третье – умножают результат первого и второго действия.
- Составьте таблицу и сделайте вывод
1 число | 2 число | Сумма чисел | Произведение чисел | Умножение результатов первого и второго действия | Результат вычисления 2013 |
Чётное | Чётное | Чётное | Чётное | Чётное | Нечётный |
Чётное | Нечётное | Нечётная | Чётное | Чётное | Нечётный |
Нечётное | Нечётное | Чётная | Нечётное | Чётное | Нечётный |
- Вывод: в результате были рассмотрены 3 случая и во всех получился ответ чётный, а у нас число 2013 – нечётно.
Ответ: Петя ошибся.
Задача 4 На 99 карточках пишут числа 1, 2, . . . , 99. После этого их переворачивают, перемешивают и на чистых сторонах снова пишут числа 1, 2, . . . , 99. Затем для каждой карточки складывают два её числа и 99 полученных сумм перемножают. Докажите, что результат окажется чётным.
Решение:
Всего получится 100 пар чисел. Для определения чётности произведения можно рассмотреть всего 4 пары чисел.
№ пары | 1 число | 2 число | Сумма | Произведение двух аналогичных пар | Произведение всех пар |
1 | нечётное | нечётное | чётная | чётное | чётное |
2 | чётное | чётное | чётная | ||
3 | нечётное | чётное | нечётная | нечётно | |
4 | нечётное | чётное | нечётная |
№ пары | 1 число | 2 число | Сумма | Произведение двух аналогичных пар | Произведение всех пар |
1 | нечётное | чётное | нечётная | чётное | чётное |
2 | чётное | чётное | чётная | ||
3 | нечётное | чётное | нечётная | чётно | |
4 | нечётное | нечётное | чётная |
Задача 5 На чудо-дереве растут 28 апельсинов и 19 бананов. Каждый день садовник снимает с дерева ровно два фрукта. Если снятые фрукты одинаковы, то на дереве появляется новый банан, а если разные — новый апельсин. В конце концов на дереве оказался только один фрукт. Какой именно?
Решение:
1 снятый фрукт | 2 снятый фрукт | Новый появившийся фрукт |
Апельсин | Апельсин | Банан |
Банан | Банан | Банан |
Апельсин | Банан | Апельсин |
1 случай. Если снимать только по два апельсина или по два банана, то появляться будут только бананы. Поэтому последним останется банан.
2 случай. Если снимать один апельсин и один банан, и таких пар можно составить 19, появятся ещё 19 апельсинов. И того на дереве будет снова 28 апельсинов. Это число четное и из него можно составить 14 пар из апельсинов, которые дадут 14 бананов. А составляя пары из двух бананов, мы будем получать только бананы.
Ответ: в конце концов на дереве окажется один банан.
Задача 6 Маша написала на доске 10 чисел. Паша заметил, что сумма любых девяти чисел нечётна. Чётна или нечётна сумма всех написанных чисел?
Решение: Что бы набрать из 10 чисел в случайном порядке нечётную сумму из любых 9 чисел , не должно быть чисел чётных. Значит десятое число тоже нечётное. А сумма всех 10 чисел чётна.
Задача 7 В парламенте некоторой страны две палаты, имеющие равное число депутатов. В голосовании по важному вопросу приняли участие все депутаты, причём воздержавшихся не было. Когда председатель сообщил, что решение принято с преимуществом в 23 голоса, лидер оппозиции заявил, что результаты голосования сфальсифицированы. Как он это понял?
Решение:
В двух палатах одинаковое число депутатов. Значит всего депутатов четное количество. Голосуют «за» и «против», причем «за» + «против» = 0. Такие пары охватывают четное количество депутатов. А чётное – чётное= четное. Ответ: Значит преимущество должно быть числом чётным.
Задача 8 13 детей сели за круглый стол и договорились, что мальчики будут врать девочкам, а друг другу говорить правду, а девочки, наоборот, будут врать мальчикам, а друг другу говорить правду. Один из детей сказал своему правому соседу: «Большинство из нас мальчики». Тот сказал своему правому соседу: «Большинство из нас девочки», а он своему соседу справа: «Большинство из нас мальчики», а тот своему: «Большинство из нас девочки» и так далее, пока последний ребёнок не сказал первому: «Большинство из нас мальчики». Сколько мальчиков было за столом?
Ответ :7
Задача 9 Подпольный миллионер Тарас Артёмов пришёл в Госбанк, чтобы обменять несколько 50- и 100-рублёвых купюр старого образца. Ему была выдана 1991 купюра более мелкого достоинства, причём среди них не было 10-рублёвых. Докажите, что его обсчитали. ( В то время имели хождение купюры по 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей (нового образца).
Задача 10 Четыре седьмых класса поехали на экскурсию. Когда 7А и 7Б пошли в музей, а 7В и 7Г — обедать в кафе, Марья Ивановна подсчитала, что в музее на 15 семиклассников больше, чем в кафе. А когда вечером 7А и 7В пошли в парк, а 7Б и 7Г — в театр, Марья Ивановна насчитала в парке на 8 семиклассников меньше, чем в театре. Умеет ли Марья Ивановна считать?
Решение: Разница между количеством учащихся в 7А+7 Б и 7В+7Г нечетна, значит и количество всех учащихся нечетно.
7А | 7Б | 7В | 7Г | все |
ч | ч | ч | н | н |
н | н | н | ч | н |
1 случай
7А+7Б | 7В+7Г | Разница 15 |
ч | н | н |
ч | н | н |
2 случай
7А+7В | 7Б+7Г | Разница 8 |
ч | н | н |
ч | н | н |
Ответ: Марья Ивановна не умеет считать.
Литература:
Ленинградские математические кружки: пособие для внеклассной работы/
С. А. Генкин. - Киров, издательство «АСА», 1994.— 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы
Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...
Нестандартные задачи по подготовке к олимпиадам по математике для учащихся 5-6 классов
Методический материал содержит задания по подготовке учеников 5-6 класссов к олимпиадам по математике, способствующие углублению и расширению знаний учащихся, развитию логического мышления, формирован...
Задачник для подготовки к олимпиаде по математике в 5-6 классах.
Аннотация.Задачник представлен в виде электронного тренажера, созданного в программе Microsoft office в приложении Power Point в виде показа презентации. В задачнике представлены задачи по различ...
Задачи для подготовке к олимпиаде по математике. 6 класс
Даны задачи с решениями и рекомендациями для подготовке к олимпиаде по математике в 6 классе....
«Система работы учителя по подготовке к олимпиадам по математике в 5-6 классах».
Выступление на обучающем семинаре "Популярные идеи и методы решения задач олимпиадного характера", организованного РМО учителей математики Менделеевского муниципального района РТ...
Программа внеурочной деятельности "Задачи для подготовки к олимпиадам по математике для учащихся 6 классов"
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение...
Факультативный курс «ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ»
Предлагаю факультативный курс, предназначенный для учащихся 5-6-х классов, проявляющих повышенный интерес к математике, которые участвуют в различных соревнованиях по математике.Цель курса:-...