Сложение рациональных чисел
план-конспект урока по математике (6 класс)
Открытый урок по математике 6 класс
Тема: «Сложение рациональных чисел»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike_6_klass.docx | 742.63 КБ |
slozhenie_rats_chisel.pptx | 137.12 КБ |
model_koordinatnoy_pryamoy.docx | 38.71 КБ |
issledovatelskaya_rabota.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Все упорядочивается согласно чисел.
Пифагор
Открытый урок по математике 6 класс
Тема: «Сложение рациональных чисел»
Этапы урока:
| 2 мин |
| 3 мин |
| 15 мин |
| 2 мин |
| 16 мин |
| 1 мин |
| 1 мин |
- Организационный этап.
На доске написано: «20.02.2020 Классная работа»
Приветствие:
– Добрый день, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас открытый урок по математике и на уроке у нас присутствуют гости: __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Записываем число, классная работа. 20 февраля, классная работа. Тему урока мы с вами запишем чуть позже, когда сформулируем.
- Повторение изученного материала.
Каждый из вас должен придумать по одному вопросу по пройденному материалу и задать классу.
- Изучение нового материала.
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
(Ребята дают свои ответы: отличным, хорошим и т.д.)
- Исходя из вашего настроения, можно сказать, что вы положительно/ отрицательно настроены к уроку?
- А есть ли еще слова в русском языке, которые с точки зрения математики означали бы «+» или «−»? (Приводят свои примеры)
- Давайте заполним таблицу.
+ | − |
Доход | Расход |
Выигрыш | Проигрыш |
Взял | Отдал |
Зарплата | Налог |
Прибыль | Долг |
Действительно, бережливый хозяин хорошо должен знать как размер своего дохода, так и свои расходы (долги).
Предлагаю вам решить задачу:
Однажды купец решил посчитать, с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если:
Первый человек отдал ему 32 рубля своего долга;
Второму он дал в долг половину этих денег;
На строительство башни он пожертвовал 30 рублей;
Третий вернул 17 рублей;
И последняя сделка принесла ему доход 10 рублей.
Давайте составим выражение:
Решение: 32 – 16 – 30 + 17 + 10 = ?
16 ? - Как вычесть из 16 число 30?
Все эти деньги принадлежат купцу? Изначально были его?
− да.
Тогда давайте соберем их все в мешок купца с учетом знаков «+» и «−» согласно нашей таблице:
(В нарисованный мешок складываются числа 32, -16, -30, +17, +10)
−Что мы сделали с числами? (Сложили)
−А каким арифметическим знаком обозначается сложение? (+)
−Тогда какое получится выражение?
+32 + (−16) + (−30) + (+17) +(+10)
−Можем сложить с помощью координатной прямой? (Да)
− Перед вами модель координатной прямой, выполните сложение, жду результат. (13)
- С каким знаком получившееся число? (-)
- В какую колонку можно отнести полученный результат? (Левую)
- А если бы число получилось отрицательное? (Правую)
- Какой вывод сделал купец? (Прожил месяц с прибылью)
- На уроках в школе мы учимся учиться. Что мы получаем «доход» или «расход»? (доход)
- Назовите числа, из которых составлено выражение? (рациональные)
- На какие группы можно поделить эти числа? (положительные и отрицательные)
- Какое понятие в математике связывает эти числа? (сложение)
- Сформулируйте тему урока. (Сложение рациональных чисел)
- Запишем тему урока.
- Удобно ли складывать рациональные числа с помощью координатной прямой? (нет, если числа очень большие или дроби и т.д.)
- Давайте выведем правила сложения рациональных чисел
- Я предлагаю вам провести небольшое исследование с помощью демонстрационного термометра и заполнить исследовательский лист.
- Итак, повторим правила еще раз: ____ (по одному ученику на правило)
- Прекрасно. Мы с вами работали с выражениями, в которых содержатся одновременно + и −. Такие выражения называются алгебраическими суммами.
- Скажите, зависит ли результат подсчета доходов и расходов от порядка слагаемых? (нет)
- Значит, для рациональных чисел выполняется переместительное и сочетательное свойства сложения. Давайте их вспомним.
- Физкультминутка.
- Закрепление полученных знаний
Решаем №964 по одному примеру устно по цепочке, начинаем с _____________.
6 класс:
№968(1-5) по одному у доски, начиная с _________________________.
5 класс: по листочку №1 и №2
№986
№987 (резерв)
− 6 класс прошу вас пройти за компьютеры. Вы видите, что открыт тест. Выбирайте свою фамилию и начинайте выполнять.
− А пока 6 класс решает тест, пятому классу предлагаю решить одну интересную задачу:
Прошу подумать в тишине,
Учтите случай редкий:
Сидела белка на сосне,
На самой средней ветке.
Потом вскочила вверх на пять,
Потом спустилась на семь.
Затем проворно белка вновь
Вскочила на четыре,
Потом еще на девять
и уселась на вершине.
Сидит и смотрит с высоты
На пни, березки и кусты.
А сколько веток у сосны,
Мы с вами вычислить должны.
(13 веток)
− Наш урок подходит к концу.
– Чему Вы научились на уроке? Какие приобрели знания? Что нового для себя узнали?
– Какую проблему ставили на уроке?
– Удалось ли нам её решить?
– Что было самым трудным? А что было легким?
– Над чем еще надо поработать?
− На уроке вам было:
Легко, усвоил все. Могу применять.
Обычно. Усвоил частично
Трудно. Не понял
− Кому было на уроке трудно, предлагаю выбрать время и проработать эту тему еще раз.
− Записываем домашнее задание:
§34,35 читать, правила выписать в тетрадь для правил, выучить.
Решить №965, №988, №981
− Всем спасибо. Урок окончен, до свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
… И вот однажды купец решил посчитать, с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если : Первый человек отдал ему 32 рубля своего долга; Второму он дал в долг половину этих денег; На строительство башни он пожертвовал 30 рублей; Третий вернул 17 рублей ; И последняя сделка принесла ему доход 10 рублей.
СЛОЖЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Правила сложения: Чтобы сложить два числа с одинаковыми знаками, можно сложить их модули и поставить общий знак. Чтобы сложить два числа с разными знаками, можно вычесть их модули И поставить перед полученной разностью знак числа с большим модулем. a + 0 = a a+ (-a) = 0
Свойства сложения: Переместительное свойство сложения: a + b = b + a Сочетательное свойство сложения: (a + b) + c = a + (b + c)
Решите задачу: Прошу подумать в тишине, Учтите случай редкий: Сидела белка на сосне, На самой средней ветке. Потом вскочила вверх на пять, Потом спустилась на семь. Затем проворно белка вновь Вскочила на четыре, Потом еще на девять и уселась на вершине. Сидит и смотрит с высоты На пни, березки и кусты. А сколько веток у сосны, Мы с вами вычислить должны.
На уроке вам было: Легко, усвоил (а) все. Могу применять. Обычно. Усвоил (а) частично Трудно. Не понял (а)
Домашнее задание : §34,35 читать П равила выписать в тетрадь для правил, выучить . Решить №965, №988, №981
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
Цель работы:
Выполнив задания исследовательской работы, открыть правила сложения рациональных чисел.
Задание 1. С помощью демонстрационного термометра определите, как изменится температура воздуха в каждом из следующих случаях.
- Утром температура воздуха составляла 5°С, к полудню температура повысилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?
- Днем температура воздуха составляла -5°С, к ночи температура понизилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?
- Ночью температура воздуха составляла -5°С, к утру температура повысилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?
- Днем температура воздуха составляла - 5°С, к вечеру температура повысилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?
Задание 2. Попробуйте самостоятельно сформулировать правила сложения рациональных чисел.
1). Сумма двух положительных чисел __________________________ число.
2). Сумма двух отрицательных чисел __________________________ число.
3). Чтобы сложить два отрицательных числа нужно
А. В ответе поставить знак ________________ .
Б. Сложить соответствующие ______________________________ чисел.
4). Сумма двух чисел с разными знаками может быть как __________________________ числом, так и _______________________ числом.
5). Чтобы сложить два числа разных знаков нужно:
А. Определить знак суммы: посмотреть какое число _____________по модулю.
Б. Из числа, которое _____________ по модулю, вычесть второе число.
Исследовательская работа
Цель работы:
Выполнив задания исследовательской работы, открыть правила сложения рациональных чисел.
Задание 1. С помощью демонстрационного термометра определите, как изменится температура воздуха в каждом из следующих случаях.
- Утром температура воздуха составляла 5°С, к полудню температура повысилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?
- Днем температура воздуха составляла -5°С, к ночи температура понизилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?
- Ночью температура воздуха составляла -5°С, к утру температура повысилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?
- Днем температура воздуха составляла - 5°С, к вечеру температура повысилась на 3°С. Какой стала температура воздуха?
Задание 2. Попробуйте самостоятельно сформулировать правила сложения рациональных чисел.
1). Сумма двух положительных чисел __________________________ число.
2). Сумма двух отрицательных чисел __________________________ число.
3). Чтобы сложить два отрицательных числа нужно
А. В ответе поставить знак ________________ .
Б. Сложить соответствующие ______________________________ чисел.
4). Сумма двух чисел с разными знаками может быть как __________________________ числом, так и _______________________ числом.
5). Чтобы сложить два числа разных знаков нужно:
А. Определить знак суммы: посмотреть какое число _____________по модулю.
Б. Из числа, которое _____________ по модулю, вычесть второе число.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Сложение рациональных чисел" 6 класс
Урок для интерактивной доски Smart Notebook и дублирован в PDF. (В архиве находится урок для 6 класса и для 7 класса по теме "Одночлены"))....
Тест сложение рациональных чисел
Тест-оболочка. Урок-зачет 6 класс. Учебник математика 6 кл Виленкин....
Тест сложение рациональных чисел
Тест-оболочка. Урок-зачет 6 класс. Учебник математика 6 кл Виленкин....
Тренажеры по теме "НОД", "НОК", "Сложение рациональных чисел", "Решение уравнений".
Для закрепления навыков счета и усвоения правил нахождения НОД, нахождения НОК, сложения рациональных чисел и решения простейших уравнений с нахождением неизвестных слагаемых, уменьшаемого и вычитаемо...
Технологическая карта урока. Сложение рациональных чисел.
Урок математики в 6 классе. Тип урока: открытие новых знаний. Цель урока:формировать умение складывать рациональные числа с одинаковыми знаками и разными знаками....
Презентация к уроку "Сложение рациональных чисел"
Урок математики в 6 классе. Тип урока: открытие новых знаний. Цель урока:формировать умение складывать рациональные числа с одинаковыми знаками и разными знаками....
Разработка урока в 6 классе по теме « Сложение рациональных чисел с разными знаками».
Разработка урока в 6 классе по математике Тема: « Сложение рациональных чисел с разными знаками»....