Методическая разработка общешкольного мероприятия в рамках недели математики "Математика – царица всех наук".
методическая разработка по математике
Данная методическая разработка составлена для общешкольной игры по станциям в рамках Недели математики. Цель мероприятия: активизация познавательной деятильности, закрепление знаний математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления, вычитания и сложения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
общешкольного мероприятия в рамках недели математики "Математика – царица всех наук".
Цели:
- активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях по математике;
- закрепление знаний математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления, вычитания и сложения;
- пробуждение интереса к математике.
Задачи:
- восприятие математики через мир песен, стихов, рисунков, пословиц и поговорок;
- развитие творческих способностей учащихся;
- сплочение детского коллектива;
- воспитание чувства ответственности и взаимопомощи;
- закрепление знаний математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления, вычитания и сложения;
- развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания.
Оборудование
- компьютер, проектор;
- презентация «Математика – царица всех наук»;
- раздаточный материал;
Ход мероприятия
Как люди научились считать? (Презентация)
Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?
Чтобы все подсчитать нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями растений. Иногда ловили рыбу, одевались в шкуры убитых животных. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных лишь тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.
Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь маленьких детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.
Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стада волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из колоса с зернами – одно зерно. Поначалу они определяли соотношение как «один» и «много».
Учиться считать требовала жизнь. Кстати, пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди стали обмениваться друг с другом предметами своего труда.
Одна пятерня означала – 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.
Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Числа больше двух называли с помощью сложения: 3 - это два и один; 5 – это два, два и один.
Индивидуальный конкурс: «Шуточные вопросы» Приложение №1
Как люди научились записывать цифры?
В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков или в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.
В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек, скобка виде подковы обозначала 10. Человек возвел руки кверху – 1000000. Не очень-то удобно было записывать таким образом большие числа и совсем неудобно их складывать, вычитать, умножать, делить.
По-другому было у вавилонян. Они записывали числа, выдавливая значки палочкой на глиняной дощечке. Все числа у них составлялись из сочетаний клинышков.
Вот посмотрите римскую нумерацию: I — один, II— два, III — три. На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5. Потом к пяти прибавляли один и получали шесть. Вот так: шесть — VI, семь — VII.
Вы знаете, что десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру «десять» изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз — X. Иначе десять можно записать двумя пересекающимися палочками. Если рядом с X написать одну палочку справа — XI, то будет одиннадцать, а если слева — IX — девять.
Решите эти примеры:
V+II= V+I=
IIХ+I= X—II=
VI+II= VIII—III=
X—I= IХ+I=
Римская нумерация была большим изобретением для своего времени. И все же для записи и выполнения арифметических действий она была не очень удобна.
После того как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы.
Греки и славяне добавляли к буквам специальные значки, чтобы не спутать с обычными буквами. В Древней Руси буква «а» обозначала единицу, «в» — два, «г» — три. И так далее. Специальная черточка над буквой (титло), указывает, что это не буква, а цифра. Так же буква «а» с особым значком слева обозначала тысячу, а обведенная кружком — десять тысяч, или «тьму», как тогда называлось такое число.
Однако и буквенная нумерация тоже была неудобна для обозначения большого числа.
Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью); который принят теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета распространилась затем по Европе, а цифры получили название арабских (в отличие от применяющихся иногда римских цифр). Но правильнее их называть все-таки индийскими.
«Мы с наслаждением познаем математику ...
Она восхищает нас, как цветок лотоса». Аристотель (древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире 384 — 322 до н. э).
Конкурс 1
В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл.
Вставьте числа вместо точек:
Конкурс 2
Разгадай ребусы.
Из истории геометрии
Геометрия – это часть математики, и зародилась она очень давно, в древние времена. Эта наука возникла из практических потребностей человека измерить землю. Слово “геометрия” греческого происхождение, в переводе с греческого “геометрия” означает “землемерие” (гео – земля, метрео – измерять).
Геометрические знания были необходимы людям во все времена для того, чтобы измерять землю, строить дома, путешествовать на кораблях. Эти знания и сейчас нужны рабочим, строителям, инженерам, лётчикам, людям других профессий.
Геометрия – это наука о различных фигурах и их расположении в пространстве.
Конкурс 3
Создайте рисунок из геометрических фигур.
Конкурс 4
Посчитай количество треугольников.
Индивидуальные вопросы. Приложение №3
«Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». М.В. Ломоносов первый русский ученый - естествоиспытатель мирового значения, поэт...
Подведение итогов Олимпиады.
Вызываются победители из каждой параллели. Награждаются.
Каждый ученик берет табличку с надписью. Все вместе составляют высказывание: «Математика полезна тем, что она трудна». Александр Данилович Александров математик, физик, философ и альпинист
Итоги командных конкурсов будут подведены на линейке в пятницу!
Всем спасибо за участие!
Литература.
- Математика: открытые уроки 5, 6, 7, 9, 11 классы. Вып. 2. Авт.-сост. Н. М. Ляшева и др. – Волгоград: Учитель, 2007 г. – 84 с.
- 365 задач на смекалку. – М.: АСТ-Пресс-книга, 2006 г. – 272 с. (Умникам и умницам).
- Математическая смекалка. Б. А. Кордемский. Государственное издательство технико-теоретический литературы. Издание 2. М.: 1955 г. – 575 с.
- Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка. Козлова Е. Г. – М.: МИРОСЮ 1994 г. – 128 с.
- Старинные занимательные задачи. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. – М: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996, – 152 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как люди научились считать?
Пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15 Две руки и две ноги - 20 Одна пятерня обозначала – 5 Две пятерни – 10
Как люди научились Записывать цифры?
В Древнем Египте
У Вавилонян
Древние римляне
V + II = IX + I = VI + II = X – I = V + I = X – II = VIII – III = XI + I = Решите примеры: VII X XII V VIII VI VIII IX
Римские цифры употребляются довольно часто в наши дни. Например:
Греки и славяне
В Древней Индии
Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью), который принят теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета распространилась затем по Европе, а цифры получили название арабских (в отличии от применяющихся иногда римских цифр). Но правильно их называть все-таки индийскими . Арабские цифры
«Мы с наслаждением познаем математику ... Она восхищает нас, как цветок лотоса .» Аристотель
Вставьте числа вместо точек: … за всех и все за … . … в поле не воин. За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь. … сапога – пара. … голова – хорошо, а … лучше. Бог любит … . Обещанного … года ждут. Знать, как свои … пальцев. … раз отмерь, … раз отрежь. … … не ждут. В … царстве, в … государстве. В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл. Конкурс 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 3 3 30 30 5 7 7
Конкурс 2 Ребусы ПРЕСТОЛ АКТРИСА СТОЛИЦА КИСТОЧКА СТОЛБ
Геометрия – это часть математики, и зародилась она очень давно, в древние времена. Эта наука возникла из практических потребностей человека измерить землю. Слово “ геометрия ” греческого происхождение, в переводе с греческого “геометрия” означает “землемерие” ( гео – земля, метрео – измерять). Из истории геометрии
Геометрические знания были необходимы людям во все времена для того, чтобы измерять землю , строить дома , путешествовать на кораблях . Эти знания и сейчас нужны рабочим, строителям, инженерам, лётчикам, людям других профессий. Геометрия – это наука о различных фигурах и их расположении в пространстве.
Конкурс 3 СОЗДАЙТЕ РИСУНОК ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
Конкурс 4 8 Сколько треугольников изображено на чертеже
«Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.» Михаил Васильевич Ломоносов первый русский ученый - естествоиспытатель мирового значения, поэт...
«Математика полезна тем, что она трудна.» Александр Данилович Александров математик, физик, философ и альпинист
СПАСИБО ВСЕМ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика - царица всех наук!
Мероприятие посвящается науке - математика. Рассказывается о важности изучения математики....
Математика-царица всех наук
Презентация "Математика- царица всех наук" может быть полезна как во время проведения недели математики, так и на любом уроке...
"Математика- царица всех наук"
Публикация в газету о проведении недели математики в школе...
Внеклассное мероприятие по математике «Математика – царица всех наук»
Интеллектуальная игра по математике в формате телевизионной игры «Своя игра».Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя. Для малокомплектной школы с количеством...
Методическая разработка "Математика - царица всех наук"
Данный проект актуален, так как он формирует у обучающихся представление о математике как о науке полезной для изучения других предметов, совершенствует развития интеллектуальных способностей,...
Внеклассное мероприятие по математике "Математика -царица всех наук"
Привить любовь к математике...
Внеклассное мероприятие по математике "Математика - царица всех наук" для учащихся 7-8 классов
Без математики невозможно представить развитие других наук, но и сама математика многим обогащается, взаимодействуя с другими отраслями....