Методическая разработка "Математика - царица всех наук"
методическая разработка по алгебре (10, 11 класс) по теме
Данный проект актуален, так как он формирует у обучающихся представление о математике как о науке полезной для изучения других предметов, совершенствует развития интеллектуальных способностей, расширяет кругозор обучающихся.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его материалы могут быть использованы как на уроках математики, так и на других уроках, как дополнительный материал, при подготовке обучающихся к олимпиадам и конкурсам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.doc | 139 КБ |
diagramma_d.docx | 66.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №44
СТАТЬЯ
МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА ВСЕХ НАУК
Разработала преподаватель математики
Гареева Р.М.
УФА-2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. План исследования
2. Введение 3
3. Доказательство выдвинутых гипотез
3.1 Математика – первая из всех наук и полезна, и необходима для них. 4
3.2 Математика - это язык, на котором написана книга природы. 6
3.3 Математика – один из видов искусства. 7
3.4 Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению. 9
4. Социологический опрос 13
5.Заключение 14
6.Список литературы и интернет ресурсов 15
Математика – царица всех наук
«Математика — царица всех наук». Это изречение, написанное над школьной доской в кабинете математики, утверждает превосходство всевозможных формул и цифр. А всегда ли так было? Или это произошло после какого-то определенного периода? Я поставила перед собою цель доказать утверждение о том, что «Математика – царица всех наук» и на все времена. Для достижения цели мне необходимо решить следующие задачи:
- Найти цитаты и афоризмы о математике;
- Изучить высказывания великих людей о значимости математики живущих в разное время;
- Проследить связь математики с другими науками через цитаты, афоризмы и высказывания.
Данный проект актуален, так как он формирует у обучающихся представление о математике как о науке полезной для изучения других предметов, совершенствует развития интеллектуальных способностей, расширяет кругозор обучающихся.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его материалы могут быть использованы как на уроках математики, так и на других уроках, как дополнительный материал, при подготовке обучающихся к олимпиадам и конкурсам.
Научность работы определяется тем, что я рассматриваю несколько гипотез:
- Математика – первая из всех наук и полезна, и необходима для них. ( Р. Бэкон)
- Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г.Галилей)
- Математика – один из видов искусства. (Н. Винер)
- Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению. (В. Каверин)
- ВВЕДЕНИЕ
Значение математики сейчас непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Всё это расширяет сферу её приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности людей, где математика не играла бы существенной роли. Она стала незаменимым орудием во всех науках о природе, в технике, в обществоведении. Даже юристы и историки берут на своё вооружение математические методы.
Любая наука применяет математические методы. Задача математики — разработать те модели и методы, которые позволят решать самые разнообразные задачи. Наиболее распространенные приложения математики используются в механике, химии, физике. Математическая точность нужна во многих сферах нашей жизни: к примеру, при проектировании современных летательных аппаратов, при строительстве любых объектов.
Если сигнал кодируется, то он может быть и раскодирован, и перекодирован. Значит, появляется проблема безопасности. Дополнительной защиты потребуют базы данных, проведение банковских операций. Все эти задачи могут быть успешно решены при участии математики. Механик и кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов заметил, что «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».
В своей работе я обратилась к высказываниям известных ученых, писателей, политических деятелей со времен Эсхила до наших дней.
3.ДОКАЗАТЕЛЬСВО ВЫДВИНУТЫХ ГИПОТЕЗ
3.1 Математика – первая из всех наук и полезна, и необходима для них. (Роджер Бэкон)
Известно первое высказывание о математике как о науке, которое было сказано древнегреческим драматургом Эсхилом жившим в IV веке до нашей эры:
«Премудрость чисел, из наук главнейшую, я для людей измыслил».
В III веке до нашей эры основатель философской школы Платон в разговоре со своим собеседником продолжает мысль: «Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?»
Высказывания других великих людей я оформила в таблицу, соблюдая при этом временные рамки и указывая основную сферу их деятельности:
ФИО известного деятеля | Сфера деятельности | Годы жизни | Высказывания, цитаты, афоризмы |
Эсхил | древнегреческий драматург | 525 до н.э 456 до н.э. | Премудрость чисел, из наук главнейшую, Я для людей измыслил. |
Платон | Философ, основатель философской школы | 427 до н.э.-347 | Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе? |
Роджер Бэкон | Ученый, доктор | 1214-1292 | В истории черпаем мы мудрость, в поэзии – остроумие, в математике – проницательность. |
Михаил Васильевич Ломоносов | Ученый химик, физик | 1711-1765 | …химия – правая рука физики, математика – её глаза. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. Стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть сведущ и в математике. Слеп физик без математики. |
Иммануил Кант | представитель немецкой философии | 1724–1804 | В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики. |
Иоганн Вольфганг Гёте | крупнейший поэт и гений немецкой литературы | 1749–1832 | Математики – вроде французов: когда говоришь с ними, они переводят твои слова на свой язык и сразу получается что-то совсем другое |
Николай Иванович Лобачевский | Математик, геометр | 1792–1856 | Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. |
Нильс Хенрик Абель | норвежский математик. | 1802-1829 | Математика для учёного – то же самое, что скальпель для анатома |
Александр Иванович Герцен | российский революционер, писатель, философ. | 1812-1870 | Астрономия (как наука) стала существовать с тех пор, как она соединилась с математикой. |
Панфутий Львович Чебышев | Математик, механик | 1821-1894 | Науки математические с самой глубокой древности обращали на себя особенное внимание, в настоящее время они получили еще больше интереса по влиянию своему на искусство и промышленность. |
Пётр Фёдорович Каптерев | российский педагог и психолог | 1849-1922 | Математика нужна для изучения многих наук, но сама она не нуждается ни в какой науке. |
Джордж Сантаяна | Писатель,публицист философ США | 1863-1952 | Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике. |
Ю́рий Ма́ркович Нагибин | русский писатель-прозаик, журналист и сценарист. | 1920- 1994 | Для современного физика математика всё равно, что абсолютный слух для композитора. |
- Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Галилео Галилей)
Числа в природе присутствуют повсюду и управляют множеством процессов. Можно подумать, что подсолнухи гении во многих отношениях, ведь их бесчисленные семена расположены таким образом, чтобы максимально использовать предоставленную им площадь не теряя ни миллиметра. Ветви и листья растений расположены в таком порядке, чтобы получать максимум света, благодаря этому, они не мешают друг другу.
Связь математики с природой и ее явлениями были также подмечены людьми из разных сфер деятельности и в разное время.
ФИО известного деятеля | Сфера деятельности | Годы жизни | Высказывания, цитаты, афоризмы |
Галилео Галилей | Философ, астроном, физик, изобретатель | 1564-1642 | Математика - это язык, на котором написана книга природы. |
Жан Батист Жозеф Фурье | французский математик и физик. | 1768-1830 | Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики". |
Дмитрий Иванович Писарев | Критик, демократ, переводчик | 1840-1868 | Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы. |
Вениами́н Фёдорович Каган | российский и советский математик | 1869-1953 | ...Было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике, свести параллели к схождению и раздвинуть перпендикуляры к прямой на расхождение. |
Герман Клаус Гуго Вейль | немецкий математик. | 1885 -1955 | В природе существует внутренне присущая ей скрытая гармония, отражающаяся в наших умах в виде простых математических законов. Именно этим объясняется, почему природные явления удаётся предсказывать с помощью комбинации наблюдений и математического анализа. |
Андре́й Никола́евич Колмогоров | советский математик, один из крупнейших математиков ХХ века. | 1903-1987 | «Без знания математики нельзя понять основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные и социальные явления» Математика – это то, посредством чего люди управляют природой и собой. |
- Математика – один из видов искусства. (Н. Винер)
В первой половине IV столетия до Рождества Христова в Амфиполисе жил древнегреческий живописец Памфил, у которого молодые люди благородного звания обучались живописи. Он считал, что ни один живописец не может хорошо писать, не зная геометрии. «Наши наметки, в которых изложено всё искусство живописи во всём безусловном совершенстве, будут легко поняты всяким геометром, но невежда в геометрии не поймёт, ни этих, ни каких-либо иных правил живописи».
Леон Баттиста Альберти — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения утверждает, что живописцу просто необходимо обучаться геометрии, чтобы достичь чего-то в живописи.
В приведенной ниже таблице я представила высказывания, цитаты и афоризмы, в которых также говорится о математике как об искусстве.
ФИО известного деятеля | Сфера деятельности | Годы жизни | Высказывания, цитаты, афоризмы |
Аристотель | древнегреческий философ. Ученик Платона с 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. | 384 до н. э — 322 до н. э | Математика выявляет порядок, симметрию и определённость, а это – важнейшие виды прекрасного. Мы с наслаждением познаём математику… Она восхищает нас, как цветок лотоса. |
Леон Баттиста Альберти | итальянский ученый, гуманист, писатель | 1404-1472 | Живописцу необходимо обучаться геометрии. |
Леонардо да Винчи | живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый | 1452-1519 | Все проблемы Перспективы можно прояснить при помощи пяти терминов Математики: точка, линия, угол, поверхность и тело. |
Иоганн Кеплер | Немецкий астроном, физик, астролог, | 1571-1630 | Математика есть прообраз красоты мира. |
Франсуа Жак Блондель | архитектор | 1618-1686 | Удовлетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нём соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывают единственно лишь пропорции. |
Александр Сергеевич Пушкин | русский поэт, драматург и прозаик. | 1799-1837 | "Всё, что превышает геометрию, превышает нас”, сказал Паскаль. И вследствие того написал свои философические мысли Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. |
Карл Вейерштрасс | Немецкий математик | 1815-1897 | Математик, который не является также немного поэтом, никогда не будет завершённым математиком Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом. |
Николай Егорович Жуковский | русский учёный, создатель аэродинамики как науки. | 1847-1921 | В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. |
Жюль Анри́ Пуанкаре | французский математик, физик, астроном, философ | 1854-1912 | Математика – это искусство называть разные вещи одним и тем же именем. |
Бертран Рассел | английский философ, логик, математик, социолог | 1872-1970 | Математика, правильно понятая, обладает не только истиной, но также величайшей красотой, какой обладает искусство ваяния. |
Герман Клаус Гуго Вейль | немецкий математик. | 1885-1955 | Красота тесно связана с симметрией. Симметрия…является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство. |
Александр Викторович Волошинов | Доктор философских наук, профессор кафедры «Культурология». | Родился 3 августа 1947 года в Саратове | математика является символом мудрости науки, образцом научной строгости и простоты, эталоном совершенства и красоты в науке. осмысленное и систематическое приложение к искусству математика нашла, конечно , в музыке, в трудах древнегреческого математика Пифагора, его многочисленных учеников и последователей. |
- Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению. (В. Каверин)
Замечательным свойством мышления является его творческий характер. Мышление способно порождать новые идеи, новое знание на основе опыта, эксперимента, проверки гипотез, анализа, рассуждений и т.д.
Сегодня творческий потенциал мышления поддерживается большими экспериментальными и инструментальными возможностями науки и техники, современными информационными технологиями, высокоскоростными способами проверки гипотез, идей и выводов на базе компьютерной техники.
Развитие памяти, мышления было важным и много лет назад. Так Галилей отмечал, что «геометрия является самым могущественным средством для изощрения умственных способностей», но так просто ничего не дается – необходимо много работать над собой. Еще раньше древнегреческий математик Евклид предупреждал, что «Нет царского пути в геометрию». Однако, русский писатель Лев Николаевич Толстой успокаивал «Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду». Польский учёный Гуго Дионисий Штейнгауз, один из основоположников Львовской математической школы продолжает: «Ни одна наука так не укрепляет веру в силу человеческого разума, как математика».
Высказывания известных деятелей о влиянии математики на умственные способности и мышление человека приведены в таблице:
ФИО известного деятеля | Сфера деятельности | Годы жизни | Высказывания, цитаты, афоризмы |
Евклид | древнегреческий математик. | около 300 г. до н. э.) | Нет царского пути в геометрию. |
Галилео Галилей | Астроном, физик, изобретатель | 1564-1642 | Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей |
Иоганн Генрих Песталоцци | швейцарский педагог | 1746- 1827 | Счет и вычисления - основа порядка в голове. |
Лаза́р Карно | французский государственный и воен ный деятель, инженер и учёный | 1753- 1823 | Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, - это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым. |
Николай Иванович Лобачевский | Математик, геометр | 1792–1856 | Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни. |
Михаи́л Васи́льевич Остроградский | российский математик и механик | 1801 -1862 | Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое. |
Э́дгар А́ллан По | американский писатель, поэт, литературный критик | 1809 -1849 | Высшая гармония одарённого воображением интеллекта всегда наделена преимущественно математическим характером. |
Лев Николаевич Толстой | Русский писатель, мыслитель | 1828- 1910 | Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду |
Джо́рдж Бе́рнард. Шоу | британский писатель, романист, драматург, | 1856 - 1950 | Умение мыслить математически – одна из благороднейших способностей человека. |
А́ртур Конан Дойл | шотландский и английский писатель | 1859- 1930 | …человека, умеющего наблюдать и анализировать, обмануть просто невозможно. Его выводы будут безошибочны, как теоремы Евклида. |
Михаил Иванович Калинин | Государственный и партийный деятель | 1875-1946 | Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. |
Ге́рман Гессе | немецко-швейцарский писатель и художник | 1877- 1962 | Всякая хорошо решённая математическая задача доставляет умственное наслаждение. |
Альбе́рт Эйнштейн | великий физик; | 1879 -1955 | Математика - единственный совершенный метод, позволяющий провести самого себя за нос. |
Гуго Дионисий Штейнгауз | польский учёный, основоположник Львовс-кой матема-тической шк | 1887-1972 | Ни одна наука так не укрепляет веру в силу человеческого разума, как математика. Из дома реальности легко забрести в лес математики, но лишь немногие способны вернуться обратно. |
Ге́нрих Густа́вович Нейгауз | русский пианист и педагог | 1888-1964 | Математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется и определяется вся творческая духовная деятельность человека и что между ними размещается всё, что человечество создало в области науки и искусства. |
Алексей Иванович Маркушевич | Доктор физи-ко-математи-ческих наук, профессор | 1908-1979 | Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. |
Александр Данилович Александров | Советский и российский математик, геометр | 1912-1999 | Математика полезна тем, что она трудна. Нигде, как в математике, ясность и точность вывода не позволяет человеку отвертеться от ответа разговорами вокруг вопроса. Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а всё это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка. |
Василий Александрович Сухомлинский | русский педагог | 1918 - 1970 | Умственный труд на уроках математики - пробный камень мышления. |
Наум Яковлевич Виленкин | известный математик | 1920-1991 | Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости. |
В. Шрадер | Математик, художник | 1943 | Задача заключается не в том, чтобы учить математике, а в том, чтобы при посредстве математике дисциплинировать ум. |
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
Среди учащихся 1-2 курса нашего лицея я провела небольшое исследование. Я составила анкету, в которой попросила их ответить их на два вопроса:
- Каким для вас является предмет математика?
- Назовите цитату, афоризм или высказывание известных людей о математике.
В опросе приняло участие 127 учащихся из 35, 36, 37, 38, 16, 17 групп. Результаты представлены на диаграммах: «Диаграмма 1» и «Диаграмма 2»
Из результатов опроса стало видно, что большая часть учащихся с интересом изучают математику, но только 7 человек смогли назвать более трех цитат, афоризмов и высказываний великих людей о математике. Часть афоризмов цитат и высказываний будут оформлены и размещены в кабинетах математики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Математика нужна всем людям на земле. Математика нужна в истории, физике, химии, биологии, географии и даже в русском языке и литературе. Математика нужна в повседневной жизни: например, при кройке шитья, приготовления пищи или при решении денежных вопросах. Математика позволяет человеку думать, логически мыслить, делать выводы. Известный польский математик Гуго Штейнгаус шутливо утверждает, что существует закон, который формулируется так: математик сделает это лучше. То есть, если поручить двум людям, один из которых математик, выполнение любой незнакомой им работы, то результат всегда будет следующим: математик сделает ее лучше. Математик в любом деле видит задачу. А «Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения. Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (Д Пойа).
Немецкому философу И. Канту принадлежат такие слова: «В каждой науке ровно столько истины, сколько в ней математики». Да, математику действительно по праву можно считать царицей всех наук, но она и сама служит верой и правдой всем наукам. Проведя исследования, я нашла подтверждения своим гипотезам. И теперь я могу с твердой уверенностью сказать: «Математика – царица всех наук». Так было, так есть и так будет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ
- Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках: пособие для учащихся 4-8 классов / М.М. Лиман. – М.: Просвещение, 1981. – 180с.
- Энциклопедический словарь юного математика / Под ред. Б.В. Гнеденко. г.Москва, 1989г. - 313с.
- http://matema.ucoz.ru/index/citaty_velikikh_o_matematike/0-19
- http://publ.lib.ru/ARCHIVES/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1129470577.html
Предварительный просмотр:
I
ДИАГРАММА 1
Каким для вас является урок математики?
ДИАГРАММА 2
Количество названных высказываний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика - царица всех наук!
Мероприятие посвящается науке - математика. Рассказывается о важности изучения математики....
Математика-царица всех наук
Презентация "Математика- царица всех наук" может быть полезна как во время проведения недели математики, так и на любом уроке...
"Математика- царица всех наук"
Публикация в газету о проведении недели математики в школе...
Математика-царица всех наук.
Математический вечер для старшеклассников....
Урок-путешествие "Великий, могучий и Царица всех наук"
Интегрированный урок по русскому языку и математике поможет повторить темы: "Местоимение" и "Рациональные числа"...
Внеклассное мероприятие по математике «Математика – царица всех наук»
Интеллектуальная игра по математике в формате телевизионной игры «Своя игра».Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя. Для малокомплектной школы с количеством...
Методическая разработка общешкольного мероприятия в рамках недели математики "Математика – царица всех наук".
Данная методическая разработка составлена для общешкольной игры по станциям в рамках Недели математики. Цель мероприятия: активизация познавательной деятильности, закрепление знаний математических тер...