Программа кружка «Занимательная математика. Мир текстовых задач»
рабочая программа по математике (9 класс)
Программа кружка «Занимательная математика. Мир текстовых задач», 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_9_kl.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» обще интеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 9-х классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(с изменениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).
Цели курса:
- Расширение и углубление знаний по приобретению методов решения текстовых задач
- Закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений.
- Развитие логического мышления и вычислительных навыков.
- Развитие графической культуры учащихся.
Задачи курса:
- формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
- расширение и углубление курса математики;
- формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
- формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
- развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Освоение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» предполагает достижение следующих результатов:
- в личностном направлении:
- Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
- Формирование качеств мышления;
- Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
- Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении:
- Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
- Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
- Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
- Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
- в предметном направлении:
- Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
- Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
- Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Формы организации учебных занятий по курсу «Занимательная математика. Мир текстовых задач» следующие:
- лекция,
- беседа,
- практикум по решению задач,
- тренировочные упражнения,
- зачёт,
- самостоятельная работа.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
- решение занимательных задач;
- участие в дистанционных математических олимпиадах, международной игре «Кенгуру»,
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы;
- подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» включает следующие критерии:
- участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
- Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.
Содержание курса:
1. Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики (2 ч.)
Понятие текстовой задачи. История использования текстовых задач в России. Текстовые задачи в зарубежной школе. Решение старинных задач.
2. Решение текстовых задач арифметическим способом (4 ч.)
Задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решение задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.
3. Решение текстовых задач на составление числа (4ч) Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Задачи на составление многозначного числа по известным зависимостям между его цифрами.
4. Задачи на движение (14 ч.)
Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Движение протяжённых тел. Движение с косвенно выраженной скоростью.
5. Задачи на совместную работу (10 ч.)
Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу.
6. Задачи на проценты (10 ч.)
Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов.
7. Задачи на смеси и сплавы (10 ч.)
Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание.
8. Задачи на прогрессии (6 ч.)
Формулы n-го члена и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Бесконечная геометрическая прогрессия при |q|<1. Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.
9. Нестандартные способы решения текстовых задач (10 ч.)
Переформулировка задачи. «Лишние» неизвестные. Использование делимости. Решение задач в общем виде.
- Календарно-тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики. | 2 |
2. | Решение текстовых задач арифметическим способом. | 4 |
3. | Решение текстовых задач на составление числа | 4 |
4. | Задачи на движение | 14 |
5. | Задачи на совместную работу. | 10 |
6. | Задачи на проценты | 10 |
7. | Задачи на смеси и сплавы. | 10 |
8. | Задачи на прогрессии. | 6 |
9. | Нестандартные способы решения текстовых задач. | 10 |
Итого | 70 |
Календарно-тематическое планирование
03.09 | Основные типы текстовых задач | 2 | Познакомится с основными типами текстовых задач. Применять алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры. | |
10.09 | Решение задач арифметическим способом. | 2 | Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического. | |
17.09 | Решение задач арифметическим способом. | 2 | Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического. | |
24.09 | Решение задач на составление чисел. | 2 | Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа. | |
01.10 | Решение задач на составление чисел. | 2 | Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа. | |
08.10 | Задачи на равномерное движение. | 2 | Решать задачи на равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути. | |
15.10 | Задачи на движение по реке. | 2 | Решать задачи на движение по воде. | |
22.10 | Задачи на движение по реке. | 2 | Решать задачи на движение по воде. | |
29.10 | Движение по кольцевым дорогам. | 2 | Решать задачи на движение по окружности. | |
12.11 | Движение протяжённых тел. | 2 | Решать задачи на движение протяженных тел. | |
19.11 | Движение с косвенно выраженной скоростью. | 2 | Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью. | |
26.11 | Движение с косвенно выраженной скоростью. | 2 | Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью. | |
03.12 | Задачи на работу. | 2 | Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу. | |
10.12 | Задачи на работу. | 2 | Решение задач на работу. | |
17.12 | Задачи на планирование. | 2 | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы. | |
24.12 | Задачи на планирование. | 2 | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы. | |
14.01 | Задачи на планирование. | 2 | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы. | |
21.01 | Задачи на проценты. | 2 | Решение задач на проценты, нахождение числа по его части, нахождение части от числа. | |
28.01 | Простой и сложный процентный рост. | 2 | Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов. | |
04.02 | Простой и сложный процентный рост. | 2 | Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов. | |
11.02 | Формула сложных процентов. | 2 | Применение формулы сложных процентов. | |
18.02 | Формула сложных процентов. | 2 | Применение формулы сложных процентов. | |
25.02 | Задачи на смеси и сплавы. | 2 | Оперирование понятиями : масса смеси, массовая концентрация вещества, процентное содержание вещества, объёмная концентрация вещества. Работа с алгоритмом решения задач на смеси и сплавы. | |
04.03 | Задачи на смеси и сплавы. | 2 | Решение задач на смеси и сплавы. | |
11.03 | Задачи на разбавление. | 2 | Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы. | |
18.03 | Задачи на разбавление. | 2 | Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы. | |
01.04 | Задачи на разбавление. | 2 | Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы. | |
08.04 | Задачи на прогрессии. | 2 | Применение формулы n-го члена и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. | |
15.04 | Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. | 2 | Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. | |
22.04 | Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. | 2 | Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. | |
29.04 | Нестандартные методы решения задач. | 2 | Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные) | |
06.05 | Нестандартные методы решения задач. | 2 | Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные) | |
13.05 | Нестандартные методы решения задач. | 2 | Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде. | |
20.05 | Нестандартные методы решения задач. | 2 | Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде. | |
24.05 | Нестандартные методы решения задач. | 2 | Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- Варшавский И.К., Гаиашвили М.Я., Глазков Ю.А. Текстовые задачи на Едином государственном экзамене. // Математика для школьников, №3, 2005
- Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Учебное пособие для учащихся 7-11 классов. – Челябинск. Взгляд, 2005
- Дорофеев В.Г. Математика для поступающих в ВУЗы; Пособие /В.Г.Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Е.А.Седова – М.:Дрофа, 2001
- Ерина Т.М. Задачи на движение. //Математика для школьников, № 3, 2005
- Захарова А.Е. Несколько задач «про цены» // Математика в школе, №8, 2002
- Захарова А.Е. Учимся решать задачи на смеси и сплавы. // Математика для школьников, №3, 2006
- Звавич Л.И. Задания для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе: пособие для учителя – М.Просвещение, 2001
- Кузнецова Л.В. Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9 кл. – М.: Дрофа ,2009
- Семенов А.Л., Ященко И.В.Математика. Типовые экзаменационные варианты. – М.Национальное образование, 2011
- Шевкин А.В. Сборник задач. 5-6 класс. – М.: ИЛЕКСА, 2011
- Шевкин А.В. Сборник задач. 7-11 класс. – М.: ИЛЕКСА, 2011
Технические средства обучения:
∙ Мультимедийный компьютер
∙ Мультимедийный проектор
∙ Экран навесной.
∙ Доска магнитная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка занимательная математика
Основные разделы программы :1. Различные способы решения задач.2. Удивительный мир математики.3. В мире чисел.4. Занимательная геометрия5. Разнообразный мир задач.6. Конкурсные и олимпиадные задачи....
Программа кружка "Занимательная математика" 6 класс.
Внеурочная деятельность по предмету....
Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
Данная программа рассчитана на 1 год и предназначена для учащихся 5-6 классов. Уровень сложности заданий позволяет привлечь значительное число учащихся, а не только сильных учеников....
Программа кружка "Занимательная математика"
Внеклассная работа по математике....
Дополнительное образование, программа кружка "занимательная математика"
Дополнительное образование, программа кружка "занимательная математика"...
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа расчитана на 4 года для учащихся 5-8 классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. МИР ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ» 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» общеинтеллектуально...