Программа кружка «Занимательная математика. Мир текстовых задач»
рабочая программа по математике (9 класс)

Маркова Татьяна Алексеевна

Программа кружка «Занимательная математика. Мир текстовых задач», 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_9_kl.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» обще интеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 9-х классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
  1.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(с изменениями);
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  4. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
  5. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).

Цели курса:

  1. Расширение и углубление знаний по приобретению методов решения текстовых задач
  2. Закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений.
  3. Развитие логического мышления и вычислительных навыков.
  4. Развитие графической  культуры учащихся.

Задачи курса:

  1. формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
  2. расширение и углубление курса математики;
  3. формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
  4. формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
  5. развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

Освоение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» предполагает достижение следующих результатов:

  • в личностном направлении:
  1. Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  2. Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
  3. Формирование качеств мышления;
  4. Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  5. Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
  6. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • в метапредметном направлении:
  1. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
  2. Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
  4. Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
  5. Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  6. Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  7. Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
  • в предметном направлении:
  1. Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
  2. Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  3. Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  4. Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
  5. Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

Формы организации учебных занятий по курсу «Занимательная математика. Мир текстовых задач» следующие:

  • лекция,
  • беседа,
  • практикум по решению задач,
  • тренировочные упражнения,
  • зачёт,
  • самостоятельная работа.

         Основные виды учебной деятельности  на занятиях:

  • решение занимательных задач;
  • участие в дистанционных математических олимпиадах, международной игре «Кенгуру»,
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы;
  • подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике.

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • участие в городских, региональных, российских  творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
  • Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.

Содержание курса:

1. Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики (2 ч.)
Понятие текстовой задачи. История использования текстовых задач в России. Текстовые задачи в зарубежной школе. Решение старинных задач.

2. Решение текстовых задач арифметическим способом (4 ч.)
Задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решение задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.

3. Решение текстовых задач на составление числа (4ч)                                                      Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Задачи на составление многозначного числа по известным зависимостям между его цифрами.

4. Задачи на движение (14 ч.)
Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам.  Движение протяжённых тел. Движение с косвенно выраженной скоростью.

5. Задачи на совместную работу (10 ч.)
Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу.

6. Задачи на проценты (10 ч.)
Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов.

7. Задачи на смеси и сплавы (10 ч.)
Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание.

8. Задачи на прогрессии (6 ч.)
Формулы n-го члена  и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Бесконечная геометрическая прогрессия при |q|<1. Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

9. Нестандартные способы решения текстовых задач (10 ч.)
Переформулировка задачи. «Лишние» неизвестные. Использование делимости. Решение задач в общем виде.

  1. Календарно-тематическое планирование

Учебно-тематический план


п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Понятие текстовой задачи и их роль  в школьном курсе математики.

2

2.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

4

3.

Решение текстовых задач на составление числа

4

4.

Задачи на движение

14

5.

Задачи на совместную работу.

10

6.

Задачи на проценты

10

7.

Задачи на смеси и сплавы.

10

8.

Задачи на прогрессии.

6

9.

Нестандартные способы решения текстовых задач.

10

Итого

70

Календарно-тематическое планирование

03.09

Основные типы текстовых задач

2

Познакомится  с основными типами текстовых задач. Применять алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с  использованием аппарата алгебры.

10.09

Решение задач арифметическим способом.

2

Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.

17.09

Решение задач арифметическим способом.

2

Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.

24.09

Решение задач на составление чисел.

2

Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа.

01.10

Решение задач на составление чисел.

2

Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа.

08.10

Задачи на равномерное движение.

2

Решать задачи на равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути.

15.10

Задачи на движение по реке.

2

Решать задачи на движение по воде.

22.10

Задачи на движение по реке.

2

Решать задачи на движение по воде.

29.10

Движение по кольцевым дорогам.

2

Решать задачи на движение по окружности.

12.11

Движение протяжённых тел.

2

Решать задачи на движение протяженных тел.

19.11

Движение с косвенно выраженной скоростью.

2

Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью.

26.11

Движение с косвенно выраженной скоростью.

2

Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью.

03.12

Задачи на работу.

2

Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу.

10.12

Задачи на работу.

2

Решение задач на работу.

17.12

Задачи на планирование.

2

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.

24.12

Задачи на планирование.

2

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.

14.01

Задачи на планирование.

2

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.

21.01

Задачи на проценты.

2

Решение задач на проценты, нахождение числа по его части, нахождение части от числа.

28.01

Простой и сложный процентный рост.

2

Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов.

04.02

Простой и сложный процентный рост.

2

Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов.

11.02

Формула сложных процентов.

2

Применение формулы сложных процентов.

18.02

Формула сложных процентов.

2

Применение формулы сложных процентов.

25.02

Задачи на смеси и сплавы.

2

Оперирование понятиями : масса смеси, массовая концентрация вещества, процентное содержание вещества, объёмная концентрация вещества. Работа с алгоритмом решения задач на смеси и сплавы.

04.03

Задачи на смеси и сплавы.

2

Решение задач на смеси и сплавы.

11.03

Задачи на разбавление.

2

Применение алгоритма решения  задач на смеси и сплавы.

18.03

Задачи на разбавление.

2

Применение алгоритма решения  задач на смеси и сплавы.

01.04

Задачи на разбавление.

2

Применение алгоритма решения  задач на смеси и сплавы.

08.04

Задачи на прогрессии.

2

Применение формулы n-го члена  и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий.

15.04

Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

2

Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии.

22.04

Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

2

Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии.

29.04

Нестандартные методы решения задач.

2

Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные)

06.05

Нестандартные методы решения задач.

2

Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные)

13.05

Нестандартные методы решения задач.

2

 Решение нестандартных задач  с использованием делимости, решение задач в общем виде.

20.05

Нестандартные методы решения задач.

2

Решение нестандартных задач  с использованием делимости, решение задач в общем виде.

24.05

Нестандартные методы решения задач.

2

Решение нестандартных задач  с использованием делимости, решение задач в общем виде.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  1. Варшавский И.К., Гаиашвили М.Я., Глазков Ю.А. Текстовые задачи на Едином государственном экзамене. // Математика для школьников, №3, 2005
  2. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Учебное пособие для учащихся 7-11 классов. – Челябинск. Взгляд, 2005
  3. Дорофеев В.Г. Математика для поступающих в ВУЗы; Пособие /В.Г.Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Е.А.Седова – М.:Дрофа, 2001
  4. Ерина Т.М. Задачи на движение. //Математика для школьников, № 3, 2005
  5. Захарова А.Е. Несколько задач «про цены» // Математика в школе, №8, 2002
  6. Захарова А.Е. Учимся решать задачи на смеси и сплавы. // Математика для школьников, №3, 2006
  7. Звавич Л.И. Задания для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе: пособие для учителя – М.Просвещение, 2001
  8. Кузнецова Л.В. Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9 кл. – М.: Дрофа ,2009
  9. Семенов А.Л., Ященко И.В.Математика. Типовые экзаменационные варианты. – М.Национальное образование, 2011
  10. Шевкин А.В. Сборник задач. 5-6 класс. – М.: ИЛЕКСА, 2011
  11. Шевкин А.В. Сборник задач. 7-11 класс. – М.: ИЛЕКСА, 2011

Технические средства обучения:

 Мультимедийный компьютер

 Мультимедийный проектор

       Экран навесной.

 Доска магнитная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка занимательная математика

Основные разделы программы :1. Различные способы решения задач.2. Удивительный мир математики.3. В мире чисел.4. Занимательная геометрия5. Разнообразный мир задач.6. Конкурсные и олимпиадные задачи....

Программа кружка "Занимательная математика" 6 класс.

Внеурочная деятельность по предмету....

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

Данная программа рассчитана на 1 год и предназначена для учащихся 5-6 классов. Уровень сложности заданий позволяет привлечь значительное число учащихся, а не только сильных учеников....

Программа кружка "Занимательная математика"

Внеклассная работа по математике....

Дополнительное образование, программа кружка "занимательная математика"

Дополнительное образование, программа кружка "занимательная математика"...

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа расчитана на 4 года для учащихся 5-8 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. МИР ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ» 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» общеинтеллектуально...