Урок-путешествие по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел" в 5 классе.
план-конспект урока по математике (5 класс)

Газеева Эльвина Гарифьяновна

Вашему вниманию представлены методические разработки, необходимые для проведения урока-путешествия в пятом классе по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел" (сценарий проведения урока, технологическая карта и презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока - путешествия по математике в 5 классе (в контексте ФГОС ООО)

Авторы,  разработчики:

Студентка группы ПФ-51215 Мухамедьянова Эльвина Гарифьяновна

Предмет

Математика

Класс

5 класс

Тема

«Сложение и вычитание натуральных чисел»

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель темы урока

Обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу и подготовить их к самостоятельной работе.

Основные термины, понятия

Сумма двух чисел, разность двух чисел, периметр треугольника, свойства сложения, компоненты сложения и вычитания, буквенные и числовые выражения, уравнение, корень уравнения, решить уравнение.

Планируемый результат:

Личностные результаты образовательной деятельности:

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать (Л1);

- Проявлять познавательный интерес и активность в обсуждении предлагаемой проблемы (Л2);

- Определять мотив и смысл своей деятельности (Л3);

- Применять и развивать творческие способности, фантазию (Л4);

- Проявлять самостоятельность (Л5);

- Проявлять внимательность и аккуратность при выполнении действий (Л6);

- Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л7).

Метапредметные результаты образовательной деятельности учащихся:

Регулятивные УУД:

- Выстраивание логической цепочки рассуждения (Р1);

- Уметь корректировать действия (Р2);

- Развитие навыков оценки и самоанализа (Р3).

Познавательные УУД:

- Осмысливать полученную информацию (П1);

- Делать выводы на основе полученного опыта (П2).

Коммуникативные УУД:

- Слушать и понимать речь других (К1);

- Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К2);

- Формулировать и аргументировать своё мнение и позицию (К3);

- Публично защищать свою позицию (К4);

- Соблюдать культуру учебного труда (К5);

- Воспитывать уважительное чувство взаимопомощи (К6).

Предметные результаты:

- Знать устную формулировку основных терминов и определений по теме (Пр1);

- Уметь правильно складывать и вычитать натуральные числа (Пр2);

- Уметь применять свойства сложения при решении примеров (Пр3);

- Уметь устно выполнять действия с натуральными числами (Пр4)

- Знать компоненты  сложения и вычитания (Пр5);

- Уметь находить неизвестные компоненты сложения и вычитания (Пр6);

- Уметь находить значения буквенных и числовых выражений (Пр7);

- Уметь решать текстовые задачи (Пр8).

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная

Индивидуальная

Персональный компьютер

Мудитимедийный проектор

Презентация «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Бутылка с записками

Учебник математики (5 класс, под редакцией Виленкина Н.Я.)

Рабочая тетрадь

Таблички «SOS», нарисованные спасательные круги, бонусные жетоны

Красные, желтые и зеленые бумажные круги

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые

результаты

  1. Организационный момент (5 мин)

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют свою готовность и слушают учителя.

Выслушивают предложенные правила и для того, чтобы подняться на корабль,  отгадывают ребус.

Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу и определяет цель урока. Объявляет учащимся, что урок пройдёт в форме путешествия. Рассказывает легенду-предысторию о пирате и спрятанном кладе на острове Знаний, затем предлагает отправиться на поиски сокровищ:

«Жил да был на свете один пират и звали его Эдвард Тич (Чёрная Борода). Был он известен своей отвагой и жестокостью, занимался разбоем и грабежом, под его руководством сражались сотни пиратов. Ни один судовладелец не рисковал отправлять свой груз без охраны. Даже бедные рыбаки не знали от него покоя, а лицо Тича, покрытое шрамами и чёрной бородой, приводило в ужас всех его противников. Дело дошло до того, что за его голову была объявлена награда.

Тич был искусным моряком, но однажды, во время одной из жестоких бурь его корабль основательно потрепало. И вдруг на горизонте показался военный крейсер, который пустился вдогонку за пиратским кораблём. Пираты  успели высадиться на берег Острова Знаний и спрятать награбленное добро. Вскоре Тич и его команда были настигнуты английским лейтенантом Мейнардтом, отправлены под суд и вскоре казнены. По сей день, тайна пиратских сокровищ остаётся покрытой густым мраком».

Далее рассказывает правила, которые необходимо соблюдать путешественникам. Для того чтобы «подняться» на борт корабля предлагает отгадать ребус, в котором загадано его название.

Ребус.png

 Л1, Л3, Л4,  П1, К1

  1. Актуализация знаний (5 мин)

Записывают в тетрадь тему урока и по очереди отвечают на вопросы учителя.

Знакомятся с картой и маршрутом. Отвечают на вопросы.

Проводит актуализацию знаний учащихся. Задаёт вопросы по пройденному материалу, на которые учащиеся отвечают:

  • Что называют суммой двух чисел?
  • Какие свойства сложения вы знаете? Дайте их словесную формулировку.
  • Что такое периметр треугольника?
  • Какое действие называют вычитанием?
  • Как называются компоненты сложения и вычитания?
  • Какие выражения называют буквенными, а какие - числовыми?
  • Какое равенство называют уравнением?
  • И что значит «решить уравнение»?

Выводит на слайд ученикам карту с изображением маршрута для путешествия. Задаёт вопросы по карте: «посмотрите на карту, какая наша конечная цель и какие преграды нам нужно преодолеть сегодня?»

Л2, Р1, П1, К1, К2, К3, К4, Пр1, Пр5

  1. Закрепление изученного материала (21 мин)

Слушают учителя, выполняют задания на устный счёт и дают ответы по поднятой руке.

Трое учеников выходят к доске и выполняют задание, а остальные работают в тетради и проверяют правильность решения на доске. Кто решает вперёд или у кого возникли трудности – поднимает руку для того, чтобы учитель подошел и проверил правильность.

Ученики по очереди подходят к доске, снимают с доски рыбок и решают уравнения, если возникнут сложности, то товарищи могут «бросить» свой спасательный круг и помочь «утопающему».

Трое учеников подходят к доске и выполняют задания. Остальные работают в тетради. На физкультминутке выполняют указания учителя.

Желающие выходят к доске и решают две задачи. Кто решает вперёд – выполняют дополнительное задание.

Учитель выводит на слайд задания при преодолении различных преград учащимися:

Для преодоления айсберга следующее задание:

№212 зачитываются учащимся устно:

30 – 18

19 * 3

118 + 17

400 – 29

40 – 17

80 / 4

250 / 5

Далее на слайд выводится пример из №315 (г) и учащиеся по очереди устно выполняют действия:

  ?

- Молодцы, ребята! Вы справились, и мы благополучно миновали огромный айсберг. Но вот беда, наш штурман сбился с пути и для того, чтобы взять правильный курс, мы должны проплыть узкий Пролив Правильных действий. Откройте ваши учебники, выполняйте в бортовых журналах №227 (2,3) и №258 (г)). Самые быстрые получат бонусные жетоны. Но помните, что важна не только скорость, но и правильность выполнения заданий.

№227 (2,3). Выполните действия: 

2)

3)

№258 (г). Выполните действия:

г)

- Мы незаметно выплыли из пролива и пришвартовались к берегу Полуострова Верных равенств. Гигантские голодные крокодилы окружили наш корабль и не отпускают нас.

Учитель предлагает учащимся «наловить» рыбок, которые прикреплены к доске. На обратной стороне которых изображено уравнение, которое нужно решить для, того чтобы снять рыбку с доски.

(уравнения №376 (в, е), №395 (в), №396 (б) и из доп. литературы).

Рыбка 3.png

Рыбка 2.png

Рыбка 1.png

Рыбка 4.png

Рыбка 5.png

Рыбка 6.png

Учитель выводит на слайд решение и правильные ответы к каждому уравнению.

-  Ну, вот все уравнения решены, и наше судно наконец-то высвободилось из плена. Далее учитель в Бухте выражений проводит с учащимися подводную экскурсию, где нужно решить следующие задания:

№303 (б). Найдите значение выражения:

№342 (г). Найдите значение выражения, предварительно упростив его:

№371 (а). Найдите значение выражения:

После окончания «подводного плавания» учитель проводит с детьми физкультминутку.

Над волнами чайки кружат, 
Полетим за ними дружно. 
Брызги пены, шум прибоя, 
А над морем – мы с тобою! 
(ученики машут руками, словно крыльями, имитируя чаек
Мы теперь плывём по морю 

И резвимся на просторе. 
Веселее загребай 

И дельфинов догоняй 
(плавательные движения руками)  
Поглядите: чайки важно 

Ходят по морскому пляжу. 
(ходьба на месте)  
Сядьте, дети, на песок, 
Продолжаем наш урок. 
(садятся за парты

Прибыв на Море Задач, учащиеся узнают, что оно заколдованно и полностью затянуто льдом. Для того, чтобы его расколдовать им необходимо решить текстовые задачи, которые учитель выводит на слайд и затем лёд начнёт таять:

№236. Найдите периметр треугольника KMP, если длина стороны КМ равна 5 см 8 мм, сторона МР на 1 см 5 мм длиннее стороны КМ, но короче на 2 см 3 мм стороны РК.

№348. Токарь выполнил заказ на изготовление одинаковых деталей за три дня. В первый день он изготовил 23 детали, во второй день – на b деталей больше, чем в первый день, а в третий день – на четыре детали меньше, чем в первый день. Сколько деталей изготовил токарь за эти три дня? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при b = 7 и b = 9.

Дополнительная задача:

«Три пирата решили собрать все свои награбленные монеты в один сундук и зарыть на острове. Первый пират принёс 15 кг монет, второй – на 7 кг больше, чем первый. Но оба пирата принесли в два раза меньше монет, чем третий более опытный пират. Известно, что на 1 монету приходится 10 грамм чистого золота. Сколько монет в общей сложности закопали в сундуке три пирата? Ответ дайте в штуках».

Для того, чтобы обезьянки принесли путешественникам карту острова Знаний с изображением места, где закопан клад, учитель предлагает учащимся решить следующую цепочку примеров:

Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Р1, Р2, П1, К1, К2, К3, К4, К5, К6, Пр2, Пр3, Пр4, Пр6, Пр7, Пр8

  1. Подведение итогов (4 мин)

Слушают учителя и выполняют задание, в котором зашифрован код замка. Затем «открывают» сундук с сокровищем.

После того, как учащиеся выполнили предыдущее задание, обезьянки в благодарность приносят бутылку с картой.

Карта.png

«Я, Эдвард Тич, зарыл здесь на Острове Знаний клад 12 ноября 1718 года. Я понимаю, что больше никогда не увижу моих сокровищ. Но я хочу, чтобы эти богатства принесли пользу другим людям, и поэтому предоставляю шанс любому, у кого хватит на это смекалки, стать их обладателем. Выполните задание и полученный ответ – код замка. Такова моя последняя воля, желаю удачи!

                                Эдвард Тич»

№197 (а) и полученный ответ будет ключом к замку!

№197 (а). Замените звёздочки цифрами так, чтобы получилось правильно выполненный пример:

+7*9*5

  54*76

  **718*

Открыв полученным ключом сундук с сокровищами, учитель поощряет учащихся и предлагает вернуться обратно в порт и подвести итоги.

Л1, Л2, Л4, Л6, П1, К1, К5, К6, Пр2, Пр6

  1. Выдача домашнего задания (2 мин)

Открывают свои дневники, записывают домашнее задание и выслушивают учителя.

- А теперь откройте ваши дневники и запишите домашнее задание:

Затем при наличии времени учитель проводит краткую инструкцию по выполнению домашнего задания.Дз.png

Л1, Л2, П1, К1

  1. Рефлексия (3 мин)

Учащиеся проводят самоанализ выполненной работы при помощи кружочков с разными цветами. Выбрав определенный цвет кружочка, объясняют причину, по которой его выбрали и высказывают своё мнение. Рассказывают, что нового узнали и что повторили.

Учитель выставляет оценки и проводит рефлексию, применяя метод рефлексии «светофор»:

У вас на столах лежат кружочки (красный, жёлтый и зеленый). Оцените прошедший урок и вашу работу на уроке, и ответьте на вопрос: что повторили и узнали нового вы на уроке? Выберите один из кружочков и выскажите своё мнение и причину, по которой был выбран цвет кружочка. Красный кружочек – (не понравилось, были допущены ошибки), желтый – (сомнения, возникали трудности) и зеленый – (понравилось, всё получилось). Далее ученики высказывают свое мнение по вопросу цвета.

- Всем большое спасибо за урок и за вашу активность! Вы молодцы и желаю вам успехов на предстоящей самостоятельной работе. До свидания!

Л3, Л7, Р1, П2, К1, К2, К3, К4



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к самостоятельной работе по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Слайд 2

Путешествие к Острову знаний

Слайд 3

Эдвард Тич («Чёрная борода»)

Слайд 5

Фортуна

Слайд 7

Пролив Правильных действий Порт П-в Верных равенств Бухта Выражений Море Задач О. Знаний

Слайд 9

54 : 6 * 7 +17 : 10 - 8 ? №315 (г) Вычислите устно : =9 =9*7=63 =63+17=80 =80:10=8 =8-8=0

Слайд 10

Пролив Правильных действий Порт П-в Верных равенств Бухта Выражений Море Задач О. Знаний

Слайд 11

Пролив Правильных действий №227 (2,3). Выполните действия: 2) 344 + 56 * (153 – 95); 3) (1239 + 601) * (1521 – 1481). №258 (г). Выполните действия: г) 7301 – 2514 + 3829. =3592 =73600 =8616

Слайд 12

Пролив Правильных действий Порт П-в Верных равенств Бухта Выражений Море Задач О. Знаний

Слайд 14

Полуостров Верных равенств (45- y )+18=58 87-(41+ y )=22 55-(х-15)=30 156+ y =218 166= m -34 300 -y =206

Слайд 15

Полуостров Верных равенств (45- y )+18=58 45- y+18=58 63-y=58 y=63-58 y=5 Назад Вперёд

Слайд 16

Полуостров Верных равенств 55-(х-15)=30 55-x+15=30 70-x=30 x=70-30 x=40 Назад Вперёд

Слайд 17

Полуостров Верных равенств 156+ y =218 y=218-156 y=62 Назад Вперёд

Слайд 18

Полуостров Верных равенств 87-(41+ y )=22 87-41-y=22 46-y=22 y=46-22 y=44 Назад Вперёд

Слайд 19

Полуостров Верных равенств 166= m -34 166+34=m m=200 Назад Вперёд

Слайд 20

Полуостров Верных равенств 300 -y =206 y=300-206 y=94 Назад Вперёд

Слайд 21

Пролив Правильных действий Порт П-в Верных равенств Бухта Выражений Море Задач О. Знаний

Слайд 22

Бухта Выражений №303 (б). Найдите значение выражения: a-(b+12) , если a=80, b=58 . №342 (г). Найдите значение выражения предварительно упростив его: 349+p+461 при p=115 . №371 (а). Найдите значение: 36366-17366 :(200-162) =10 =925 =35909

Слайд 23

Физкультминутка

Слайд 24

Пролив Правильных действий Порт П-в Верных равенств Бухта Выражений Море Задач О. Знаний

Слайд 26

Море Задач №236. Найдите периметр треугольника KMP , если длина стороны КМ равна 5 см 8 мм, сторона МР на 1 см 5 мм длиннее стороны КМ, но короче на 2 см 3 мм стороны РК. №348. Токарь выполнил заказ на изготовление одинаковых деталей за три дня. В первый день он изготовил 23 детали, во второй день – на b деталей больше, чем в первый день, а в третий день – на четыре детали меньше, чем в первый день. Сколько деталей изготовил токарь за эти три дня? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при b = 7 и b = 9. =22 см 6 мм =23+(23+ b )+19=65+ b 1) =72 ; 2) =74

Слайд 27

Море Задач Дополнительная задача: «Три пирата решили собрать все свои награбленные монеты в один сундук и зарыть на острове. Первый пират принёс 15 кг монет, второй – на 7 кг больше, чем первый. Но в сумме оба пирата принесли в два раза меньше монет, чем третий более опытный пират. Известно, что на 1 монету приходится 10 грамм чистого золота. Сколько монет в общей сложности закопали в сундуке три пирата? Ответ дайте в штуках». Вес сундука 111 кг, всего 11100 штук монет.

Слайд 31

20 *5 -60 : 8 +25 *3 30 40 5 100 90

Слайд 32

Письмо: «Я, Эдвард Тич – Чёрная Борода, зарыл здесь на Острове Знаний клад 12 ноября 1718 года. Я понимаю, что больше никогда не увижу моих сокровищ. Но я хочу, чтобы эти богатства принесли пользу другим людям, и поэтому предоставляю шанс любому, у кого хватит на это смекалки, стать их обладателем. Выполните задание и полученный ответ – код замка. Такова моя последняя воля, желаю удачи! Эдвард Тич » Карта: Указания на карте: «От побережья свернуть налево, дойти до высокой пальмы, свернуть направо и под кактусом, закопан клад».

Слайд 33

Пролив Правильных действий Порт П-в Верных равенств Бухта Выражений Море Задач О. Знаний

Слайд 34

+7*9*5 54*76 ** 718* №197 (а). Замените звёздочки цифрами так, чтобы получилось правильно выполненный пример: + 72905 54276 127181 Код замка: 127181

Слайд 35

ВЫ МОЛОДЦЫ!!!

Слайд 36

Домашнее задание: Готовиться к самостоятельной работе, повторить §2 (с. 33 – 58) №186, №296 ( в,г ) и №376 ( б,в,д ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Цели урока: систематизация знаний учащихся по данной теме;закрепление знаний правил сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями;развитие интереса учащихся к изучению математ...

Урок-путешествие по теме:«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

Умение выполнять действия сложения и вычитания чисел с разными знаками...