Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы «Математика 5 класс» В. И. Жохова, Н. Я. Виленкина. Издательство: Москва, Мнемозина, 2011 г. Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5-9 классы» Издательство: Москва. Просвещение, 2011 г. Рабочая программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по математике 5 класс | 35.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Викуловская средняя общеобразовательная школа №1» - отделение Каргалинская школа – детский сад
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО на заседании методического приказом директора
учителей математики, совета школы
информатики и физики /протокол № 1 /№ 176/4-ОД
/протокол № 1 от 28.08.2020г./ от 31.08.2020г./
от 27.08.2020г./ Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО _____________________
__________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике в 5 классе
учителя математики
Лотовой Светланы Вячеславовны
на 2020 – 2021 учебный год
Программа разработана
на основе авторской программы
«Математика 5 класс»
В. И. Жохова,Н. Я. Виленкина
Издательство: Москва, Мнемозина, 2011 г.
Примерной программы по учебным предметам
«Стандарты второго поколения. Математика 5-9 классы»
Издательство: Москва. Просвещение, 2011 г.
с. Каргалы
2020 год
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы «Математика 5 класс» В. И. Жохова, Н. Я. Виленкина. Издательство: Москва, Мнемозина, 2011 г. Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5-9 классы» Издательство: Москва. Просвещение, 2011 г. Рабочая программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» в 5 классе:
в личностном направлении:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
- овладение базовым понятийном аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально – графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание учебного предмета «Математика 5 класс».
- Натуральные числа и шкалы (15 часов).
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, многоугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель—систематизировать и обобщать сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.
Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи.
Вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному штриху на координатном луче.
- Сложение и вычитание натуральных чисел (20 часов).
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Основная цель — закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы главное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.
Начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
- Умножение и деление натуральных чисел (25 часа).
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
Проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия степени (с натуральным показателем), квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в..,)», «меньше на... (в.,.)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и пройденным путем; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении задач на части с помощью составления уравнений учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
- Площади и объемы (15 часов).
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Основная цель—расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (25 часов).
Окружность и круг, Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
Изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (12 часов).
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей, подчиняется переместительному и сочетательному законам.
Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
При изучении операции округления числа вводится новое понятие — приближенное значение числа, отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (25 часов).
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель—выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Главное внимание уделяется алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия.
Продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (16 часов).
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол. Величина (градусная мера) угла. Чертежный треугольник. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель — сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
Важно выработать у учащихся содержательное понимание смысла термина процент. На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов;
находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.
Представления о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой–нибудь величины дают учащимся круговые диаграммы. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
9. Повторение (16 часов).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 5 КЛАСС (170 ЧАСОВ) | ||
№ урока п/п | Тема урока | Количество часов |
Натуральные числа и шкалы (15 часов) | ||
1 | Математическое путешествие в страну Натуральных чисел. | 1 |
2-3 | Обозначение натуральных чисел. | 2 |
4 | Входная контрольная работа. | 1 |
5-6 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | 2 |
7 | Видео урок «Плоскость, прямая, луч». | 1 |
8-9 | Плоскость, прямая, луч. | 2 |
10-11 | Шкалы и координаты. | 2 |
12-14 | Меньше или больше. | 3 |
15 | Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа и шкалы». | 1 |
Сложение и вычитание натуральных чисел (20 часов) | ||
16-19 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 4 |
20-23 | Вычитание. | 4 |
24 | Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел». | 1 |
25-27 | Числовые и буквенные выражения. | 3 |
28-30 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | 3 |
31 | Уравнение. | 1 |
32 | Режим в питании нарушать нельзя. Тема «Уравнения» | 1 |
33 | Уравнение | 1 |
34 | Обобщающий урок- сказка «Путешествие в страну уравнений» | 1 |
35 | Контрольная работа № 3 по теме «Свойства сложения. Уравнение». | 1 |
Умножение и деление натуральных чисел (25 часов) | ||
36-41 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 6 |
42-43 | Деление. | 2 |
44 | Урок-путешествие в Изумрудный город «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 |
45-46 | Деление с остатком. | 2 |
47 | Урок – путешествие в страну «Натуральные числа». | 1 |
48 | Контрольная работа № 4 по теме « Деление». | 1 |
49 | Видео урок «Упрощение выражений». | 1 |
50-53 | Упрощение выражений. | 4 |
54-56 | Порядок выполнения действий. | 3 |
57-59 | Квадрат и куб. | 3 |
60 | Контрольная работа № 5 по теме «Упрощение выражений». | 1 |
Площади и объемы (15 часов) | ||
61-63 | Формулы. | 3 |
64-66 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | 3 |
67-68 | Единицы измерения площадей. | 2 |
69 | Урок-ярмарка «Измерение величин» | 1 |
70-71 | Прямоугольный параллелепипед. | 2 |
72-73 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 2 |
74 | Космическое путешествие «Площади и объемы» | 1 |
75 | Контрольная работа № 6 по теме «Площади и объемы». | 1 |
Обыкновенные дроби (25 часов) | ||
76-77 | Окружность и круг. | 2 |
78-82 | Доли. Обыкновенные дроби. | 5 |
83-85 | Сравнение дробей. | 3 |
86-88 | Правильные и неправильные дроби. | 3 |
89 | Урок-сказка Дробная репка. Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби» | 1 |
90 | Контрольная работа № 7 по теме « Обыкновенные дроби». | 1 |
91-93 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 3 |
94-95 | Деление и дроби. | 2 |
96-98 | Смешанные числа. | 3 |
99-100 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 2 |
101 | Математическое лото по теме «Сложение смешанных дробей» | 1 |
102 | Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание дробей». | 1 |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (12 часов) | ||
103-104 | Десятичная запись дробных чисел. | 2 |
105-107 | Сравнение десятичных дробей. | 3 |
108 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 |
109 | Урок-сказка «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 |
110 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 |
111 | Экскурсия в Кремль . Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 |
112-113 | Приближенные значения чисел. Округление чисел. | 2 |
114 | Контрольная работа № 9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». | 1 |
Умножение и деление десятичных дробей (25 часов) | ||
115 | Видео урок «Умножение десятичных дробей на натуральные числа». | 1 |
116 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 1 |
117 | Урок игра «Умножение десятичных дробей» | 1 |
118 | Умножение десятичных дробей | 1 |
119-124 | Деление десятичных дробей на натуральные числа. | 6 |
125 | Контрольная работа № 10 по теме «Умножение и деление дробей на натуральные числа». | 1 |
126-130 | Умножение десятичных дробей. | 5 |
131-132 | Деление десятичных дробей. | 2 |
133 | Путешествие в сказку «Деление десятичных дробей на 0,1; 0,01 и т. д.» | 1 |
134 | Урок-сказка «Действия с десятичными дробями» | 1 |
135 | Ролевая игра «Математический поезд «Действия с десятичными дробями» | 1 |
136 | Среднее арифметическое. | 1 |
137 | Путешествие в сказку «Десятичные дроби» | 1 |
138 | Среднее арифметическое. | 1 |
139 | Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление на десятичные дроби». | 1 |
Инструменты для вычислений и измерений (16 часов) | ||
140-141 | Микрокалькулятор. | 2 |
142 | Урок здоровья от доктора Айболита по теме «Проценты» | 1 |
143-144 | Проценты. | 2 |
145 | Урок-игра «Лабиринт» по теме «Проценты» | 1 |
146 | Контрольная работа № 12 по теме «Проценты». | 1 |
147-148 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | 2 |
149-151 | Измерение углов. Транспортир. | 3 |
152-154 | Круговые диаграммы. | 3 |
155 | Контрольная работа № 13 по теме «Угол. Измерение углов». | 1 |
Повторение и решение задач (17 часов) | ||
156 | Действия с натуральными числами. | 1 |
157 | Правильные и неправильные дроби | 1 |
158-159 | Решение задач на движение | 2 |
160 | Деление и дроби. Десятичные дроби | 1 |
161 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 1 |
162-163 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 2 |
164-165 | Умножение и деление десятичных дробей. | 2 |
166 | Урок-путешествие по Солнечной системе. Решение уравнений и задач с помощью уравнений. | 1 |
167 | Решение уравнений. Урок- конкурс. | 1 |
168 | Урок-концерт по итоговому повторению. | 1 |
169 | Годовая контрольная работа. | 1 |
170 | Работа над ошибками. Занимательная математика. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...