Рабочая программа по математике 6 класс
рабочая программа по математике (6 класс)
Рабочая программа по математике 6 класс, Учебник: «Математика 6», авторы: Г.В.Дорофеев и др., М.: Просвещение, 2018г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_6_ag_klass.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Амурская область Константиновский район село Константиновка
Муниципальное образовательное автономное учреждение
Константиновская средняя полная общеобразовательная школа
«Утверждено» «Согласовано» «Рассмотрено»
решением педагогического Заместитель директора по УМР Протокол № заседания
совета от ___ августа 20___г Черникова Л.Е. ________ методического объединения
протокол № ______________ 20__ года учителей математики СОШ
Директор: Бянкина Н.А. от_______ 20___года ______________________ _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По математике
Уровень обучения – основное общее образование, 6 а, г класс
Количество часов – 170
Учитель – Жамкочян Анжела Артуровна
Программа разработана на основе примерной программы автора Т. А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2017 г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Пр.№1897 от 17.12.2010 г. Учебник: «Математика 6», авторы: Г.В.Дорофеев и др., М.: Просвещение, 2018г.
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на базе Федерального государственного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, Примерной программы основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, и коммуникативных качеств личности.
Эта программа является основой для организации работы учителя, ведущего преподавание по указанному учебно-методическому комплекту. В ней цели и требования к результатам обучения математике в основной школе конкретизированы применительно к этапу 5—6 классов.
Общая характеристика курса математики 5-6 классов
В Федеральном государственном образовательном стандарте и Примерной программе основного общего образования сформулированы цели обучения математике в основной школе и требования к результатам освоения содержания курса. Эти целевые установки носят общий характер и задают направленность обучения математике в основной школе в целом. В данной рабочей программе они конкретизированы применительно к этапу 5—6 классов с учетом возрастных возможностей учащихся. В качестве приоритетных выдвигаются следующие цели:
• подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;
• развитие познавательной активности; формирование мыслительных операций, являющихся основой интеллектуальной деятельности; развитие логического мышления, алгоритмического мышления; формирование умения точно выразить мысль;
• развитие интереса к математике, математических способностей;
• формирование знаний и умений, необходимых для изучения курсов математики 7—9 классов, смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
В данной рабочей программе курс 5-6 классов представлен как арифметико-геометрический с включением элементов алгебры. Кроме того, к нему отнесено начало изучения вероятностно-статистической линии, а также элементов раздела «Логика и множества», возможность чего предусмотрена Примерной программой по математике для 5—9 классов.
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения математики и смежных предметов, способствует развитию логического мышления учащихся, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. При изучении арифметики формирование теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, которая актуальна и при наличии вычислительной техники, в частности, с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел. Параллельно на доступном для учащихся данного возраста уровне в курсе представлена научная идея — расширение понятия числа.
В задачи изучения раздела «Геометрия» входит развитие геометрических представлений учащихся, образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Этот этап изучения геометрии осуществляется в 5—6 классах на наглядно-практическом уровне, при этом большая роль отводится опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и базовыми конфигурациями, овладевают некоторыми приёмами построения, открывают их свойства, применяют эти свойства при решении задач конструктивного и вычислительного характера.
Изучение раздела «Алгебра» в основной школе предполагает, прежде всего, овладение формальным аппаратом буквенного исчисления. Это материал более высокого, нежели арифметика уровня абстракции. Его изучение решает целый ряд задач методологического, мировоззренческого, личностного характера, но в то же время требует определенного уровня интеллектуального развития. Поэтому в курсе 5—6 классов представлены только начальные, базовые алгебраические понятия, и он играет роль своего рода мостика между арифметикой и алгеброй, назначение которого можно образно описать так: от чисел к буквам.
Изучение раздела «Вероятность и статистика» вносит существенный вклад в осознание учащимися прикладного и практического значения математики. В задачи его изучения входит формирование умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, оценивать вероятность наступления события. Основное содержание этого раздела отнесено к 7-9 классам. Для курса 5-6 классов выделены следующие вопросы: формирование умений работать с информацией, представленной в форме таблиц и диаграмм, первоначальных знаний о приёмах сбора и представления информации, первое знакомство с комбинаторикой, решение комбинаторных задач.
Введение в курс элементарных теоретико-множественных понятий и соответствующей символики способствует обогащению математического языка школьников, формированию умения точно и сжато формулировать математические предложения, помогает обобщению и систематизации знаний.
В содержание основного общего образования, предусмотренного Примерными программами по математике для 5-9 классов, включён также раздел «Математика в историческом развитии». Его элементы представлены и в содержании курса 5-6 классов. Назначение этого материала состоит в создании гуманитарного, культурно-исторического фона при рассмотрении проблематики основного содержания.
Результаты обучения математики 5-6 классах
К важнейшим результатам обучения математике в 5—6 классах относятся следующие:
• в личностном направлении:
1) знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
2) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
3) умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
• в метапредметном направлении:
1) умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
2) умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты и пр.);
3) умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
4) умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
5) применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
6) умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
• в предметном направлении:
1) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
2) владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
3) умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
4) усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
5) приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерения длин, площадей, объёмов;
6) знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
7) умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
8) использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
9) знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
10) понимание и использование информации, представленной в форме таблицы, столбчатой или круговой диаграммы;
11) умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ
Арифметика
Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.
Степень с натуральным показателем.
Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Делители и кратные. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Проценты; нахождение процента от величины и величины по ее проценту. Отношение; выражение отношения в процентах.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Рациональные числа. Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Множество целых чисел. Множество
т рациональных чисел; рациональное число как отношение,
где т — целое число, п — натуральное. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.
Координатная прямая; изображение чисел точками координатной прямой.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Приближённое значение величины. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Элементы алгебры
Использование букв для обозначения чисел, для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения букв в выражении.
Уравнение; корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Примеры решения текстовых задач с помощью уравнений.
Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по ее координатам, определение координат точки на плоскости.
Описательная статистика. Комбинаторика
Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Логика и множества
Множество, элемент множества. Задание множества перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.
• Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера-Венна.
Пример и контрпример.
Место предмета в учебном плане.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 6 классе основной школы отводит 5 часов в неделю, всего 170 уроков.
Календарно-тематическое планирование уроков в 6 а, г классе
№ п/п | Кол-во часов | Тема раздела, урока | Дата по плану | Дата по факту |
Глава 1. Дроби и проценты (18 часов) | ||||
1 | 1 | Что мы знаем о дробях. | ||
2 | 1 | Действия с дробями. | ||
3 | 1 | Вычисления с дробями. | ||
4 | 1 | Решение задач. | ||
5-6 | 2 | Многоэтажные дроби. | ||
7 | 1 | Задачи на нахождение части от числа. | ||
8 | 1 | Задачи на нахождение числа по его части. | ||
9 | 1 | Основные задачи на дроби. | ||
10 | 1 | Что такое процент. | ||
11 | 1 | Нахождение процента от числа. | ||
12-13 | 2 | Решение задач на проценты. | ||
14 | 1 | Решение задач на проценты. | ||
15 | 1 | Столбчатые диаграммы. | ||
16 | 1 | Круговые диаграммы. | ||
17 | 1 | Повторение по теме «Дроби и проценты». | ||
18 | 1 | Контрольная работа №1 «Дроби и проценты» | ||
Глава 2. Прямые на плоскости и в пространстве ( 7часов). | ||||
19 | 1 | Пересекающиеся прямые. | ||
20 | 1 | Пересекающиеся прямые. | ||
21 | 1 | Параллельные прямые. | ||
22 | 1 | Параллельные прямые. | ||
23 | 1 | Расстояние. | ||
24 | 1 | Расстояние. | ||
25 | 1 | Повторение и обобщение. Проверочная работа по теме «Прямые на плоскости и в пространстве». | ||
Глава 3. Десятичные дроби (9 часов) | ||||
26-27 | 2 | Десятичная запись дробей. | ||
28 | 1 | Десятичные дроби и метрическая система мер. | ||
29-30 | 2 | Перевод обыкновенной дроби в десятичную. | ||
31-32 | 2 | Сравнение десятичных дробей. | ||
33 | 1 | Повторение и обобщение по теме «Десятичные дроби». | ||
34 | 1 | Контрольная работа № 2 «Прямые на плоскости и в пространстве. Десятичные дроби» | ||
Глава 4 . Действия с десятичными дробями (31 час) | ||||
35-36 | 2 | Сложение десятичных дробей. | ||
37-38 | 2 | Вычитание десятичных дробей. | ||
39 | 1 | Умножение десятичной дроби на 10,100,1000,… | ||
40 | 1 | Деление десятичной дроби на 10,100,1000,… | ||
41 | 1 | Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000, … | ||
42-43 | 2 | Умножение десятичных дробей. | ||
44 | 1 | Нахождение значения выражения. | ||
45-46 | 2 | Решение задач. | ||
47 | 1 | Деление десятичной дроби на натуральное число. | ||
48-49 | 2 | Деление десятичных дробей. | ||
50-51 | 2 | Решение задач. | ||
52 | 1 | Деление десятичных дробей (продолжение) | ||
53-54 | 2 | Нахождение значения выражения. | ||
55-56 | 2 | Решение задач. | ||
57 | 1 | Проверочная работа по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | ||
58-59 | 2 | Округление десятичных дробей. | ||
60 | 1 | Задачи на округление. | ||
61-62 | 2 | Задачи на движение. | ||
63-64 | 2 | Решение задач на движение. | ||
65 | 1 | Повторение и обобщение по теме «Действия с десятичными дробями» | ||
66 | 1 | Контрольная работа № 3 «Действия с десятичными дробями» | ||
Глава 5 . Окружность (9 часов) | ||||
67 | 1 | Окружность и прямая. | ||
68 | 1 | Касательная. | ||
69 | 1 | Две окружности на плоскости. | ||
70 | 1 | Две окружности на плоскости. | ||
71-72 | 2 | Построение треугольника. | ||
73-74 | 2 | Круглые тела. | ||
75 | 1 | Повторение и обобщение по теме «Окружность». Проверочная работа. | ||
Глава 6. Отношение и проценты (15 часов) | ||||
76 | 1 | Что такое отношение. | ||
77 | 1 | Масштаб. | ||
78-79 | 2 | Деление в данном отношении. | ||
80 | 1 | Решение задач. | ||
81-82 | 2 | «Главная» задача на проценты. | ||
83-84 | 2 | Решение задач. | ||
85 | 1 | Выражение отношения в процентах. | ||
86-87 | 2 | Решение задач на проценты. | ||
88-89 | 2 | Повторение по теме «Окружность. Отношение и проценты» | ||
90 | 1 | Контрольная работа № 4 «Окружность. Отношение и проценты». | ||
Глава 7. Симметрия (8 часов) | ||||
91 | 1 | Осевая симметрия. | ||
92 | 1 | Зеркальная симметрия. | ||
93-94 | 2 | Ось симметрии фигуры. | ||
95-96 | 2 | Центральная симметрия. | ||
97 | 1 | Повторение и обобщение по теме «Симметрия» | ||
98 | 1 | Повторение и обобщение по теме «Симметрия». Проверочная работа. | ||
Глава 8. Выражения, формулы, уравнения (16 часов) | ||||
99-100 | 2 | О математическом языке. | ||
101-102 | 2 | Буквенные выражения и числовые подстановки. | ||
103 | 1 | Формулы. | ||
104-105 | 2 | Вычисления по формулам. | ||
106 | 1 | Формула длины окружности. | ||
107 | 1 | Формула площади круга. Формула объема шара | ||
108 | 1 | Что такое уравнение. | ||
109-110 | 2 | Решение уравнений. | ||
111 | 1 | Решение задач с помощью уравнений. | ||
112-113 | 2 | Повторение по теме «Выражения, формулы, уравнения. Симметрия». | ||
114 | 1 | Контрольная работа № 5 по теме «Выражения, формулы, уравнения. Симметрия». | ||
Глава 9. Целые числа (14 часов) | ||||
115 | 1 | Какие числа называют целыми. | ||
116-117 | 2 | Сравнение целых чисел. | ||
118 | 1 | Сложение чисел с одинаковыми знаками. | ||
119 | 1 | Сложение чисел с разными знаками. | ||
120 | 1 | Сложение целых чисел. | ||
121-122 | 2 | Вычитание целых чисел. | ||
123 | 1 | Нахождение значения выражения. | ||
124 | 1 | Умножение целых чисел. | ||
125 | 1 | Деление целых чисел. | ||
126 | 1 | Умножение и деление целых чисел. | ||
127 | 1 | Повторение по теме «Целые числа». | ||
128 | 1 | Повторение по теме «Целые числа». Проверочная работа. | ||
Глава 10. Множества. Комбинаторика (10 часов) | ||||
129 | 1 | Понятие множества. | ||
130 | 1 | Множества чисел. | ||
131 | 1 | Пересечение множеств. | ||
132 | 1 | Объединение множеств. | ||
133-134 | 2 | Решение задач с помощью кругов Эйлера. | ||
135 | 1 | Комбинаторные задачи. | ||
136-137 | 2 | Решение комбинаторных задач. | ||
138 | 1 | Контрольная работа № 6 по теме «Целые числа | ||
Глава 11. Рациональные числа (16 часов) | ||||
139 | 1 | Рациональные числа | ||
140 | 1 | Рациональные числа на координатной прямой. | ||
141 | 1 | Сравнение рациональных чисел. | ||
142 | 1 | Модуль числа. | ||
143 | 1 | Сложение рациональных чисел. | ||
144 | 1 | Вычитание рациональных чисел. | ||
145 | 1 | Умножение рациональных чисел. | ||
146 | 1 | Деление рациональных чисел. | ||
147 | 1 | Действия с рациональными числами. | ||
148-149 | 2 | Что такое координаты. | ||
150 | 1 | Прямоугольные координаты на плоскости. | ||
151-152 | 2 | Построение фигур по точкам на плоскости. | ||
153 | 1 | Повторение по теме «Рациональные числа» | ||
154 | 1 | Контрольная работа № 7 по теме «Рациональные числа» | ||
Глава 12. Многоугольники и многогранники (10) | ||||
155 | 1 | Параллелограмм. | ||
156 | 1 | Свойства параллелограмма. | ||
157 | 1 | Построение параллелограмма. | ||
158 | 1 | Площадь. | ||
159-160 | 2 | Нахождение площади фигур. | ||
161-162 | 2 | Призма. | ||
163 | 1 | Повторение по теме «Многоугольники и многогранники» | ||
164 | 1 | Повторение по теме «Многоугольники и многогранники». Проверочная работа. | ||
Повторение (6 часов) | ||||
165 | 1 | Действия с десятичными дробями. | ||
166 | 1 | Действия с целыми числами. | ||
167 | 1 | Действия с рациональными числами. | ||
168 | 1 | Проценты. Координаты. | ||
169 | 1 | Контрольная работа №8 итоговая за 6 класс. | ||
170 | 1 | Итоговый урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...
- Мне нравится (1)