Рабочая программа по математике 6 класс
рабочая программа по математике (6 класс)

Рабочая программа по математике 6 класс, Учебник: «Математика 6», авторы: Г.В.Дорофеев и др., М.: Просвещение, 2018г.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_6_ag_klass.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Амурская область Константиновский район село Константиновка

Муниципальное образовательное автономное учреждение

Константиновская средняя полная общеобразовательная школа

«Утверждено»                                 «Согласовано»                                 «Рассмотрено»

решением педагогического                Заместитель директора по УМР    Протокол №  заседания                                                                                                                            

совета от   ___ августа       20___г      Черникова Л.Е.     ________           методического объединения

протокол №                                        ______________  20__ года              учителей математики СОШ

Директор: Бянкина Н.А.                                                                                от_______ 20___года ______________________                                                                              _________________    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По              математике

Уровень обучения – основное общее образование, 6 а, г класс

Количество часов – 170

Учитель – Жамкочян Анжела Артуровна

Программа разработана на основе примерной программы автора Т. А. Бурмистрова,  М.: Просвещение, 2017 г.  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Пр.№1897 от 17.12.2010 г. Учебник: «Математика 6», авторы: Г.В.Дорофеев и др., М.: Просвещение, 2018г.  

 

2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  разработана на базе Федерального государственного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, Примерной программы основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, и коммуникативных качеств личности.

Эта программа является основой для организации работы учителя, ведущего преподавание по указанному учебно-методическому комплекту. В ней цели и требования к результатам обучения математике в основной школе конкретизированы применительно к этапу 5—6 классов.

Общая характеристика курса математики 5-6 классов

В Федеральном государственном образовательном стандарте и Примерной программе основного общего образования сформулированы цели обучения математике в основной школе и требования к результатам освоения содержания курса. Эти целевые установки носят общий характер и задают направленность обучения математике в основной школе в целом. В данной рабочей программе они конкретизированы применительно к этапу 5—6 классов с учетом возрастных возможностей учащихся. В качестве приоритетных выдвигаются следующие цели:

•    подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;

•    развитие познавательной активности; формирование мыслительных операций, являющихся основой интеллектуальной деятельности; развитие логического мышления, алгоритмического мышления; формирование умения точно выразить мысль;

•    развитие интереса к математике, математических способностей;

•    формирование знаний и умений, необходимых для изучения курсов математики 7—9 классов, смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.

В данной рабочей программе курс 5-6 классов представлен как арифметико-геометрический с включением элементов алгебры. Кроме того, к нему отнесено начало изучения вероятностно-статистической линии, а также элементов раздела «Логика и множества», возможность чего предусмотрена Примерной программой по математике для 5—9 классов.

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения математики и смежных предметов, способствует развитию логического мышления учащихся, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. При изучении арифметики формирование теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, которая актуальна и при наличии вычислительной техники, в частности, с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел. Параллельно на доступном для учащихся данного возраста уровне в курсе представлена научная идея — расширение понятия числа.

В задачи изучения раздела «Геометрия» входит развитие геометрических представлений учащихся, образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Этот этап изучения геометрии осуществляется в 5—6 классах на наглядно-практическом уровне, при этом большая роль отводится опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и базовыми конфигурациями, овладевают некоторыми приёмами построения, открывают их свойства, применяют эти свойства при решении задач конструктивного и вычислительного характера.

Изучение раздела «Алгебра» в основной школе предполагает, прежде всего, овладение формальным аппаратом буквенного исчисления. Это материал более высокого, нежели арифметика уровня абстракции. Его изучение решает целый ряд задач методологического, мировоззренческого, личностного характера, но в то же время требует определенного уровня интеллектуального развития. Поэтому в курсе 5—6 классов представлены только начальные, базовые алгебраические понятия, и он играет роль своего рода мостика между арифметикой и алгеброй, назначение которого можно образно описать так: от чисел к буквам.

Изучение раздела «Вероятность и статистика» вносит существенный вклад в осознание учащимися прикладного и практического значения математики. В задачи его изучения входит формирование умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, оценивать вероятность наступления события. Основное содержание этого раздела отнесено к 7-9 классам. Для курса 5-6 классов выделены следующие вопросы: формирование умений работать с информацией, представленной в форме таблиц и диаграмм, первоначальных знаний о приёмах сбора и представления информации, первое знакомство с комбинаторикой, решение комбинаторных задач.

Введение в курс элементарных теоретико-множественных понятий и соответствующей символики способствует обогащению математического языка школьников, формированию умения точно и сжато формулировать математические предложения, помогает обобщению и систематизации знаний.

В содержание основного общего образования, предусмотренного Примерными программами по математике для 5-9 классов, включён также раздел «Математика в историческом развитии». Его элементы представлены и в содержании курса 5-6 классов. Назначение этого материала состоит в создании гуманитарного, культурно-исторического фона при рассмотрении проблематики основного содержания.

Результаты обучения математики 5-6 классах

К важнейшим результатам обучения математике в 5—6 классах относятся следующие:

•    в личностном направлении:

1) знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);

2)    способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

3)    умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать  смысл   поставленной   задачи,   осуществлять   перевод с естественного языка на математический и   наоборот;

•    в метапредметном направлении:

1)    умение   планировать   свою   деятельность   при   решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

2)    умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты и пр.);

3)    умение  проводить  несложные доказательные рассуждения,    опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;

4)    умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

5)    применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

6)    умение   видеть   математическую   задачу   в   несложных практических ситуациях;

•    в предметном направлении:

1)    владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

2)    владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

3)    умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

4)    усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

5)    приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей   и объёмов; понимание идеи измерения длин, площадей, объёмов;

6)    знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

 7) умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

8)    использование букв для записи общих утверждений, формул,   выражений,   уравнений;   умение   оперировать   понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;

9)    знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;

10)  понимание и использование информации, представленной в форме таблицы, столбчатой или круговой диаграммы;

11)  умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ

Арифметика

Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.

Степень с натуральным показателем.

Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическим способом.

Делители и кратные. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.

Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.

Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Проценты; нахождение процента от величины и величины по ее проценту. Отношение; выражение отношения в процентах.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Рациональные числа. Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Множество целых чисел. Множество

т рациональных чисел; рациональное число как отношение,

где т — целое число, п — натуральное. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.

Координатная прямая; изображение чисел точками координатной прямой.

Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Приближённое значение величины. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений.

Элементы алгебры

Использование букв для обозначения чисел, для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения букв в выражении.

Уравнение; корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Примеры решения текстовых задач с помощью уравнений.

Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по ее координатам, определение координат точки на плоскости.

Описательная статистика. Комбинаторика

Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.

Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.

Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.

Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса.

Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.

Логика и множества

Множество, элемент множества. Задание множества перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.

• Иллюстрация   отношений   между  множествами   с   помощью диаграмм Эйлера-Венна.

Пример и контрпример.

Место предмета в учебном плане.

         Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 6 классе основной школы отводит 5 часов в неделю, всего 170 уроков.

Календарно-тематическое планирование уроков в 6 а, г классе

№ п/п

Кол-во часов

Тема раздела, урока

Дата по плану

Дата по факту

Глава 1. Дроби и проценты (18 часов)

1

1

Что мы знаем о дробях.

2

1

Действия  с дробями.

3

1

Вычисления с дробями.

4

1

Решение задач.

5-6

2

Многоэтажные дроби.

7

1

 Задачи на нахождение части от числа.

8

1

Задачи на нахождение числа по его части.

9

1

Основные задачи на дроби.

10

1

Что такое процент.

11

1

Нахождение процента от числа.

12-13

2

Решение задач на проценты.

14

1

Решение задач на проценты.

15

1

Столбчатые диаграммы.

16

1

Круговые диаграммы.

17

1

Повторение по теме «Дроби и проценты».

18

1

Контрольная работа №1  «Дроби и проценты»

Глава 2. Прямые на плоскости и в пространстве ( 7часов).

19

1

Пересекающиеся прямые.

20

1

Пересекающиеся прямые.

21

1

Параллельные прямые.

22

1

Параллельные прямые.

23

1

Расстояние.

24

1

Расстояние.

25

1

Повторение и обобщение. Проверочная работа по теме «Прямые на плоскости и в пространстве».

Глава 3. Десятичные дроби (9 часов)

26-27

2

Десятичная запись дробей.

28

1

Десятичные дроби и метрическая система мер.

29-30

2

Перевод обыкновенной дроби в десятичную.

31-32

2

Сравнение десятичных дробей.

33

1

Повторение и обобщение по теме «Десятичные дроби».

34

1

Контрольная работа № 2 «Прямые на плоскости и в пространстве. Десятичные дроби»

Глава 4 . Действия  с десятичными дробями (31 час)

35-36

2

Сложение десятичных дробей.

37-38

2

Вычитание десятичных дробей.

39

1

Умножение десятичной дроби на 10,100,1000,…

40

1

Деление десятичной дроби на 10,100,1000,…

41

1

Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000, …

42-43

2

Умножение десятичных дробей.

44

1

Нахождение значения выражения.

45-46

2

Решение задач.

47

1

Деление десятичной дроби на натуральное число.

48-49

2

Деление десятичных дробей.

50-51

2

Решение задач.

52

1

Деление десятичных дробей (продолжение)

53-54

2

Нахождение значения выражения.

55-56

2

Решение задач.

57

1

Проверочная работа по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

58-59

2

Округление десятичных дробей.

60

1

Задачи на округление.

61-62

2

Задачи на движение.

63-64

2

Решение задач на движение.

65

1

Повторение и обобщение по теме «Действия с десятичными дробями»

66

1

Контрольная работа № 3 «Действия с десятичными дробями»

Глава 5 . Окружность (9 часов)

67

1

Окружность и прямая.

68

1

Касательная.

69

1

Две окружности на плоскости.

70

1

Две окружности на плоскости.

71-72

2

Построение треугольника.

73-74

2

Круглые тела.

75

1

Повторение и обобщение по теме  «Окружность». Проверочная работа.

Глава 6. Отношение и проценты (15 часов)

76

1

Что такое отношение.

77

1

Масштаб.

78-79

2

Деление в данном отношении.

80

1

Решение задач.

81-82

2

«Главная» задача на проценты.

83-84

2

Решение задач.

85

1

Выражение отношения в процентах.

86-87

2

Решение задач на проценты.

88-89

2

Повторение по теме «Окружность. Отношение и проценты»

90

1

Контрольная работа № 4 «Окружность. Отношение и проценты».

Глава 7. Симметрия (8 часов)

91

1

Осевая симметрия.

92

1

Зеркальная симметрия.

93-94

2

Ось симметрии фигуры.

95-96

2

Центральная симметрия.

97

1

Повторение и обобщение по теме «Симметрия»

98

1

Повторение и обобщение по теме «Симметрия». Проверочная работа.

Глава 8. Выражения, формулы, уравнения (16 часов)

99-100

2

О математическом языке.

101-102

2

 Буквенные выражения и числовые подстановки.

103

1

Формулы.

104-105

2

Вычисления по формулам.

      106

1

Формула длины окружности.

      107

1

Формула площади круга. Формула объема шара

108

1

Что такое уравнение.

109-110

2

Решение уравнений.

111

1

Решение задач с помощью уравнений.

112-113

2

Повторение по теме «Выражения, формулы, уравнения. Симметрия».

114

1

Контрольная работа № 5 по теме «Выражения, формулы, уравнения. Симметрия».

Глава 9. Целые числа (14 часов)

      115

1

Какие числа называют целыми.

116-117

2

Сравнение целых чисел.

118

1

Сложение  чисел с одинаковыми знаками.

119

1

Сложение чисел с разными знаками.

120

1

Сложение целых чисел.

121-122

2

Вычитание целых чисел.

123

1

Нахождение значения выражения.

124

1

Умножение целых чисел.

125

1

Деление целых чисел.

126

1

Умножение и деление целых чисел.

127

1

Повторение по теме «Целые числа».

128

1

Повторение по теме «Целые числа». Проверочная работа.

Глава 10. Множества. Комбинаторика (10 часов)

129

1

Понятие множества.

130

1

Множества чисел.

131

1

Пересечение множеств.

132

1

Объединение множеств.

133-134

2

Решение задач с помощью кругов Эйлера.

135

1

Комбинаторные задачи.

136-137

2

Решение комбинаторных задач.

138

1

Контрольная работа № 6 по теме  «Целые числа

Глава 11. Рациональные числа (16 часов)

139

1

Рациональные числа

140

1

Рациональные числа на координатной прямой.

141

1

Сравнение рациональных чисел.

142

1

Модуль числа.

143

1

Сложение рациональных чисел.

144

1

Вычитание рациональных чисел.

145

1

Умножение рациональных чисел.

146

1

Деление рациональных чисел.

147

1

Действия с рациональными числами.

148-149

2

Что такое координаты.

150

1

Прямоугольные координаты на плоскости.

151-152

2

Построение фигур по точкам на плоскости.

153

1

Повторение по теме «Рациональные числа»

154

1

Контрольная работа № 7 по теме «Рациональные числа»

Глава 12. Многоугольники и многогранники (10)

155

1

Параллелограмм.

156

1

Свойства параллелограмма.

157

1

Построение параллелограмма.

158

1

Площадь.

159-160

2

Нахождение площади фигур.

161-162

2

Призма.

163

1

Повторение по теме «Многоугольники и многогранники»

164

1

 Повторение по теме «Многоугольники и многогранники». Проверочная работа.

Повторение (6 часов)

165

1

Действия с десятичными дробями.

166

1

Действия с целыми числами.

167

1

Действия с рациональными числами.

168

1

Проценты. Координаты.

169

1

 Контрольная работа №8 итоговая за 6 класс.

170

1

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...