«Особенности усвоения геометрического материала учащимися с ТНР»
статья по математике (9 класс)
Выступление на ШМО «Особенности усвоения геометрического материала учащимися с ТНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_dlya_tnr.docx | 38.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Особенности усвоения геометрического материала
учащимися с ТНР»
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи
Категория детей с нарушениями речи полиморфна по своему составу и весьма многочисленна. Нарушения речи имеют различную этиологию и патогенез, в структуре дефекта могут выступать как первичные и как вторичные нарушения. К категории детей с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
Клинико-педагогическая классификация нарушения устной речи:
Расстройства фонационного оформления речи:
– афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса,
– брадилалия – патологически замедленный темп речи,
– тахилалия – патологически убыстренный темп речи,
– заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
– дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,
– ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,
– дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:
– алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
– афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Характерными для всех категорий проблемных детей являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру.
Особенности усвоения геометрического материала учащимися с ТНР.
Изучение геометрического материала представляет определенные трудности для детей с ТНР по следующим причинам:
1. Особенностей познавательной деятельности (недостаточность внимания, воображения, операций словесно-логического мышления: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования);
2. Недоразвития речи (бедность словаря, нарушения звуко-слогового строя, аграмматизмы, недоразвитие связной речи);
3. Недоразвития сенсомоторных функций (нарушения зрительно-пространственных функций, мелкой моторики)
Вследствие этого у детей наблюдаются следующие проблемы:
1. затруднения в пространственной ориентировке (не различают понятия «слева-справа», «вверху-внизу» и т.п.)
2. слабо дифференцируют геометрические фигуры, особенно многоугольники. Плохо ориентируются в видах треугольников, их названиях, видах углов.
3. подмена абстрактного образа геометрических фигур конкретным предметом (вместо прямоугольника называют окно, доску и т.п.)
4. нечеткие представления о том, что является геометрическими фигурами: к геометрическим фигурам дети относят и величины (площадь, объем), и единицы измерения, и инструменты (линейку и пр.)
5. фрагментарность и разрозненность геометрических представлений: запоминают лишь некоторые признаки, но не все (например, вместо полного определения квадрата (прямоугольник, у которого все стороны равны и все углы прямые) указывается только то, что у квадрата все стороны равны)
6. упрощенность, схематичность представлений, слабость воображения → не узнают фигуры, данные в необычном ракурсе
7. замена суждения наглядным действием: вместо называния фигуры рисуют ее, не могут рассказать о ее свойствах
8. плохо ориентируются в единицах измерения – смешивают длину и площадь, площадь и объем
9. неправильно называют и запоминают названия геометрических фигур (крадвáт (квадрат), трýльник, тегóльник, гóльник, трёльник, трегоýльник (треугольник), прямогóльник, прямýльник (прямоугольник) и т.п.)
10. плохо владеют измерительными и чертежными навыками (из-за несовершенства мелкой моторики, слабости мышц руки, скованности движений), не понимают смысла и назначения точных измерений, не могут на глаз сравнивать фигуры (из-за несовершенства глазомера)
В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, выраженное фонетико‑фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является коммуникативно‑деятельностный подход, предполагающий:
– взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;
– ситуативно‑тематическую организацию материала;
– концентричность в подаче и закреплении материала;
– опору на высказывание и текст;
– подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.
В обучении детей с ТНР традиционно используются модификации словесных, наглядных и практических, игровых методических приемов.
По способу передачи информации выделяют три группы методов.
1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.
Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.
Существуют наглядные средства для демонстрации:
– средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);
– средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);
– условно‑символические средства (формулы, символы, схемы).
В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле. При реализации наглядных методов обучения, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам обследования, побуждать детей обобщать и закреплять свой практический опыт.
2. Словесные методы:
– рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;
– беседа – это диалог учителя и ученика;
– объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.
Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.
Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
3. Практические методы:
– упражнения (устные и письменные);
– продуктивная деятельность;
– опытно‑экспериментальная деятельность.
– элементы программированного обучения.
На начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде. Таким образом легче формируется сенсомоторная основа представлений и понятий об окружающем мире. Методы словесной передачи учебной информации выступают как дополнительные. На последующих этапах обучения словесные методы выдвигаются на первый план.
Часто у обучающихся затруднено формирование словесно‑логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу (от частного к общему), а также методам объяснительно‑иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.
Метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся объяснение нового материала по учебнику проводится не всегда, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно‑практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.
Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно‑образовательный процесс.
Какие приемы использую я на уроках геометрии:
Составление опорных схем для определений
****- ЭТО _____что______, КОТОРАЯ____ (описание основных свойств)_____ И___ (описание дополнительных свойств)______
- Треугольник — это геометрическая фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, последовательно соединенных отрезками.
- Многоугольник — это геометрическая фигура, которая состоит из нескольких точек плоскости, поочередно соединённых между собой непересекающимися отрезками.
- Параллелограмм- это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
Составление блок-схем и заполнение их на уроке:
многоугольники | ||||||||
выпуклые | невыпуклые | |||||||
треугольники | четырехугольники | другие n-угольники | ||||||
равносторонние | равнобедренные | прямоугольные | параллелограмм | трапеция | ||||
прямоугольник | ромб | прямоугольная | равнобедренная | |||||
квадрат |
Мнемонические правила:
Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам
Медиана обезьяна – сидит на стороне и делит ее на половинки… ДВЕ!
Высота – перпендикулярная красота!
Все тригонометрические функции в I четверти принимают положительные значения ( «+»);
у синуса знаки расположены горизонтально,
у косинуса – вертикально, а
у тангенса и котангенса – крест-накрест.
Учащиеся прекрасно запоминают, что у тангенса и котангенса знаки располагаются крест-накрест, но забывают, у какой функции (синуса или косинуса. В этом случае поможет следующее правило: произносить слова «синус» и «косинус» нужно нараспев, выделяя ударную гласную и фиксируя при этом, в каком направлении вытягивается рот. При произнесении слова «синус» ударная гласная «и» вытягивает рот в направлении «↔», значит, у синуса знаки расположены горизонтально. Аналогично, при произнесении слова «косинус», ударная гласная «о» вытягивает рот в направлении «↕», значит, у косинуса знаки расположены вертикально.
Синус = противный гиппопотам
Косинус = приятный гиппопотам
Значения тригонометрических функций некоторых углов:
Сначала нужно составить таблицу, в первой строке которой следует записать по возрастанию 30°, 45° и 60° , а в первом столбце – функции по порядку: sin α, cos α, tg α
30° | 45° | 60° | |
sin α, | |||
cos α | |||
tg α |
1 2 3
корень корень корень
делить на 2 делить на 2 делить на 2
в следующей строке записываем наоборот
в строке тангенса: делим синус на косинус
В младших классах делаем проекты:
- по измерению длины окружности и нахождению числа пи,
- клеим объемные фигуры и изучаем их элементы (параллелепипед),
- доказываем, что треугольник у которого сумма двух меньших сторон меньше третьей стороны не существует.
Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно‑педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися.
В презентации обосновывается необходимость внедрения в учебный процесс такого метода контроля, как тестирование обучающихся....
ОсОбенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах
Материал можно использовать при оформлении математического уголка в начальных классах и при изучении раздела "Методика изучения геометрического материала" по учебной дисциплине "Мето...
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6- КЛАССАХ
Богатым арсеналом эффективных средств для всестороннего развития мышления учащихся располагает курс школьной геометрии. Особая роль при развитии учащихся средствами геометрии при этом отводится изучен...
Основные трудности и особенности усвоения геометрических знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1. .. Основные трудности и некоторые особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.. 3 2. .. Основные средства, методы и приемы изучения гео...
Применение на уроках истории коррекционно-развивающих заданий с учетом особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.
Характеристика особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта и описанив видов коррекционно-развивающих заданий по формированию исторических знаний....
Выступление по теме " Иллюстрационный материал на уроках биологии как одно из средств качественного усвоения учебного материала учащимися"
Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Илл...
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения геометрического материала учащимися с интеллектуальными нарушениями" 5 класс
Данная разработка поможет педагогам, работающим в специальных (коррекционных) школах дял детей с интеллектуальными нарушениями провести итоговое тестирование обучающихся по геометрическому материалу в...