«Решение текстовых задач на сложение» 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)
План-конспект открытого урока
по математике
в 5 классе «МОУ «С(К)ОШИ № 4»
на тему : «Решение текстовых задач на сложение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naumenkova_urok.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Решение текстовых задач на сложение».
Дата проведения: 11.10.2019г
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технология урока:
Цель урока: закрепить навыки использования сложения при решении задач; активизировать умственную и познавательную деятельность обучающихся; повышать заинтересованность в изучении предмета математики; продолжать формирование универсальных учебных действий.
Задачи:
Образовательная:
усиление прикладной направленности;
формирование функциональной грамотности школьников;
повторение и обобщение свойств действий с натуральными числами;
продолжение работы над развитием вычислительных навыков;
использование знаний по теме «Действия с натуральными числами».
Воспитательная:
добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;
•способствовать формированию у обучающихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, гражданских качеств личности, бережливости, экономности, деловитости, толерантности, предприимчивости, самостоятельности в принятии решений через решение задач;
Развивающая:
развитие математического мышления, интереса к предмету, познавательной и творческой деятельности обучающихся, математической речи, умения самостоятельно добывать знания.
Задачи: создание условий для развития функциональной грамотности.
Познавательные УУД:
уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные: решение практических задач, встречающихся в повседневной деятельности с использованием действий с числами. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Метапредметные:
уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
уметь анализировать задачу,
уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Основные термины, понятия.
Слагаемое, сумма, вычитаемое, разность , уменьшаемое, переместительный закон сложения, сочетательный закон сложения.
Оборудование : классная доска, учебник по математике (Никольский, Потапов, Решетников).
План урока:
1.Организационный момент (1 мин)
2.Актуализация опорных знаний (11 мин)
3.Формирование умений и навыков (20 мин)
4.Физкультминутка (4мин)
5.Итоги урока (4 мин)
6.Постановка домашнего задания (1 мин)
Ход урока:
1. Организационный момент (1 мин)
Приветствие, постановка темы и цели урока.
-Здравствуйте, ребята! (Садитесь!)
Какое у вас сегодня настроение? (Слушаю ответы)
Улыбнитесь друг другу. Давайте проверим готовность к уроку! Начинаем наш урок! (дети осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль готовности к уроку).
2.Актуализация опорных знаний (11 мин)
На предыдущих уроках мы изучили с вами такие темы, как «Натуральные числа и нуль», «Сложение. Законы сложения» и «Вычитание». Для того, чтобы вспомнить пройденный материал, я предлагаю поиграть в игру «Верно-неверно».
1)Игра «Верно-неверно»
Если вы считаете, что утверждение, которое я зачитала верно, то вы хлопаете, если неверно – поднимаете руки вверх.
Утверждения:
Числа, которые используют при подсчёте, называют натуральными (верно).
Нуль – это натуральное число (неверно).
Из двух натуральных чисел больше то, которое в ряду натуральных чисел стоит правее (верно).
Сочетательный закон сложения звучит так: «От перестановки слагаемых сумма всегда меняется» (неверно).
Переместительный закон сложения звучит так: «От перестановки слагаемых сумма всегда не меняется» (верно).
2) Математический диктант:
2 ученика работают за доской (для дальнейшей самопроверки):
1. Найдите сумму чисел 25 и 25 (50)
2. Первое слагаемое 13, второе – 47. Найдите сумму.(60)
3. Вычитаемое 20 ,разность равна 67.Найди уменьшаемое (87)
4. Увеличьте число 18 на 8. (26)
5. Найдите разность 37 и 19. (18)
6.В школу привезли 10 кг капусты ,а моркови на 5 кг больше. Сколько кг моркови привезли в колу?(15 кг)
7. В первой день мальчик съел 15 конфет, а во второй на 5 конфет больше. Сколько конфет съел мальчик во второй день? (20)
Самопроверка. Критерии оценивания 0 ошибок- «5», 1-2 ошибки. -4, 3-4 ошибки -3; 5 и более-2.
Мотивация учебных действий. Определение темы и цели урока: какими были два последних задания в математическом диктанте?
Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься, какой будет тема нашего урока?
Записываем тему урока « Решение текстовых задач на сложение».
3.Формирование умений и навыков (25 мин).
Открываем учебник на странице 19 (читают учащиеся вслух).
С помощью сложения и вычитания решают задачи, в которых требуется найти число, большее или меньшее данного на несколько единиц, ответить на вопросы «на сколько больше?», «на сколько меньше?», «сколько всего?», сколько осталось?» и т.п.
Решение таких задач можно оформить с помощью вопросов и ответов на них. Давайте рассмотрим примеры.
Открываем учебник на странице 19 задача № 67.
Задача № 67(а).
Ученик токаря обточил 120 деталей за смену, а токарь на 36 деталей больше. Сколько деталей обточили токарь и его ученик вместе?
Составляем совместно краткую задачи задачи на доске:
Ученик-120 дет. ?
Токарь-?, на 36 дет. б
Чтобы найти, сколько деталей обточил токарь и его ученик вместе, надо сначала найти( -ребята, что нужно найти? (слушаем ответы)),-правильно сколько деталей обточил токарь.
Значит (слушаю ответы), правильно:
Токарь обточил на 36 деталей больше, чем ученик. Значит, нужно решить с помощью сложения.
К количеству деталей, обточенных учеником, прибавляем 36.
- 120+36=156 (дет.)-обточил токарь.
Теперь нужно сложить количество деталей, которое обточил токарь, и количество деталей, которое обточил ученик.
- 120+156=276 (дет)-обточили токарь и его ученик вместе.
Ответ: всего 276 деталей.
4.Физкультминутка( 4 минуты)
Раз — подняться, потянуться.
Два — нагнуть, разогнуться.
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
Задача № 67(б).
От Санкт-Петербурга до Петрозаводска 401 км, а от Петрозаводска до Мурманска на 643 км больше. Сколько километров от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск?
Рисуем краткую схему задачи :
? км
401км ?
/__________/__________/__на 643 больше________/
С-П Петрозаводск Мурманска
Чтобы найти, сколько километров от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск, надо сначала найти расстояние от Петрозаводска до Мурманска .
От Петрозаводска до Мурманска на 643 км больше, чем от Санкт-Петербурга до Петрозаводска. Значит, найти расстояние от Петрозаводска до Мурманска можно с помощью сложения.
К расстоянию от Санкт-Петербурга до Петрозаводска прибавляем 643.
- 401+643=1044 (км)-расстояние от Санкт-Петербурга до Мурманска
Теперь нужно сложить расстояние от Санкт-Петербурга до Петрозаводска и от Петрозаводска до Мурманска.
- 401+1044=1445 (км) - расстояние от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск.
Ответ: расстояние от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск 1445 км.
Молодцы ребята!
5.Итоги урока (4 мин)
Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? (слушаем ответы)
Сегодня на уроке мы с вами вспомнили (что такое текстовая задача); научились и повторили методы решения текстовых задач на сложение.
6.Постановка домашнего задания (1 мин)
Открываем дневники записываем домашнее задание на завтра
№ 68 ( на выбор А или Б).
Спасибо за урок!
Список использованной литературы: Учебник по математике (Никольский,Решетников, Потапов),
Интернет. ссылка: https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-po-matematike-na-temureshenie-tekstovih-zadach-s-pomoschyu-slozheniya-i-vichitaniya-klass-3705825.html
Самоанализ урока.
Урок математики проведен в 5 классе на тему: «Решение текстовых задач на сложение».
Класс организован, дисциплинирован. На уроке присутствовало 16 из 16 человек. Из них 50% с достаточным уровнем учебной мотивации, 30% - с высоким, 20 %- с низким.
Тип и структура урока:
Тип урока: усвоение новых знаний.
Для достижения целей весь материал был представлен с набором задач для систематизации знаний, обобщения материала.
Знания подлежат прочному усвоению, их объем заложен в программе, и они должны быть усвоены каждым учеником.
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
1.Организационный момент (1 мин)
2.Актуализация опорных знаний (11 мин)
3.Формирование умений и навыков (20 мин)
4.Физкультминутка (4мин)
5.Итоги урока (3 мин)
6.Постановка домашнего задания (1 мин)
Все структурные элементы урока были выдержаны.
Целью первого этапа было быстро включить обучающихся в деловой ритм, проверить готовность класса и оборудование к уроку;
На втором этапе устный счет позволил быстрее включиться в деловой ритм урока.
На третьем этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность обучающихся.
Ребята старались активно включиться в урок, у них возникло желание мыслить. Даже самые пассивные из обучающихся включились в урок с желанием. Некоторые задания вызвали затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения.
В процессе урока задачи решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они выражали суть выполняемых заданий.
Решение тренировочных упражнений позволило закрепить знания и оценить степень усвоения материала. Физкультминутка дала возможность отдохнуть.
На пятом этапе обучающиеся смогли выразить свое отношение к материалу урока, дать оценку своей работе в ходе него, а также выработали умения применять знания. Дети которые активно участвовали в работе урока, получили соответствующую оценку. И это будет стимулировать их для дальнейшей активной работы на последующих уроках.
Домашнее задание соответствует нормативным требованиям.
Методы обучения
соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:
- практические (решение заданий)
по уровню самостоятельности учащихся:
репродуктивные, проблемно – поисковые
по аспекту мышления:
продуктивные (самостоятельное решение заданий),
по логическому аспекту:
- дедуктивные.
Общие результаты урока:
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определялись, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с искорки, побуждающей к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания из жизни, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность различного характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Домашнее задание было объяснено.
Итог урока подведен. План урока выполнен, цели реализованы. Были отработаны умения вычислять устно.
Недостатком проведения урока, считаю:
Нужно было дать разноуровневые задания.
Положительно оцениваю то, что:
- полностью удалось реализовать поставленные задачи. Качество знаний урока -75%
- каждый за урок получил оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод моделирования и использование мультимедийных средств в решении текстовых задач в 5 классе
Решению текстовых задач отводится достаточно много времени в школьном курсе математики. В ходе работы над задачами педагог раскрывает связи между данными и искомыми величинами, отношения, заданные в у...
программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"
Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...
Рабочая программа дополнительного образования «Решение текстовых задач» для 6 класса
Рабочая Программа дополнительного образования «Решение текстовых задач» предназначена для детей 12-13 лет, склонных к занятиям математикой, а также тех, кто желает повысить уровень своих математ...
Методические особенности обучения учащихся решению текстовых задач в 5 классе
Предлагаю методические рекомендации по обучению пятиклассников решению задач с помощью уравнений...
Программа курса "Решение текстовых задач" для 8 класса
программа факультативного курса для 8 класса...
Здоровьесберегающий урок "Математика и здоровье". Решение текстовых задач, 9-й класс
Здоровьесберегающий урок "Математика и здоровье". Решение текстовых задач, 9-й класс...
Рабочая программа Элективного курса «Практикум по решению текстовых задач» в 9 классе
Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 17 часов. На изучение методов решения типовых ...