«Решение текстовых задач на сложение» 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Науменкова Инга Энгелевна

План-конспект открытого урока

по математике

в 5 классе «МОУ «С(К)ОШИ № 4»

на тему : «Решение текстовых задач на сложение».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naumenkova_urok.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Решение текстовых задач на сложение».

Дата проведения: 11.10.2019г

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технология урока:

Цель урока: закрепить навыки использования сложения  при решении задач; активизировать умственную и познавательную деятельность обучающихся; повышать заинтересованность в изучении предмета математики; продолжать формирование универсальных учебных действий.

Задачи:  

Образовательная:

усиление прикладной направленности;

формирование функциональной грамотности школьников;

повторение и обобщение свойств действий с натуральными числами;

продолжение работы над развитием вычислительных навыков;

использование знаний по теме «Действия с натуральными числами».

Воспитательная:

 добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;

•способствовать формированию у обучающихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;

способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, гражданских качеств личности, бережливости, экономности, деловитости, толерантности, предприимчивости, самостоятельности в принятии решений через решение задач;

Развивающая:

развитие математического мышления, интереса к предмету, познавательной и творческой деятельности обучающихся, математической речи, умения самостоятельно добывать знания.

Задачи: создание условий для развития функциональной грамотности.

Познавательные УУД:

уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Планируемые результаты:

Предметные: решение практических задач, встречающихся в повседневной деятельности с использованием действий с числами. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.

Метапредметные:

уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,

уметь анализировать задачу,

уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Основные термины, понятия.

Слагаемое, сумма, вычитаемое, разность , уменьшаемое, переместительный закон сложения, сочетательный закон сложения.

Оборудование : классная доска, учебник по математике (Никольский, Потапов, Решетников).

План урока:

1.Организационный момент (1 мин)

2.Актуализация опорных знаний (11 мин)

3.Формирование умений и навыков (20 мин)

        4.Физкультминутка (4мин)

  5.Итоги урока (4 мин)

 6.Постановка домашнего задания (1 мин)

Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин)

Приветствие, постановка темы и цели урока.

-Здравствуйте, ребята! (Садитесь!)

 Какое у вас сегодня настроение? (Слушаю ответы)

Улыбнитесь друг другу. Давайте проверим готовность к уроку! Начинаем наш урок! (дети осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль готовности к уроку).

2.Актуализация опорных знаний (11 мин)

На предыдущих уроках мы изучили с вами такие темы, как «Натуральные числа и нуль», «Сложение. Законы сложения» и «Вычитание». Для того, чтобы вспомнить пройденный материал, я предлагаю поиграть в игру «Верно-неверно».

1)Игра «Верно-неверно»

Если вы считаете, что утверждение, которое я зачитала верно, то вы хлопаете, если неверно – поднимаете руки вверх.

Утверждения:

Числа, которые используют при подсчёте,  называют натуральными (верно).

Нуль – это натуральное число (неверно).

Из двух натуральных чисел больше то, которое в ряду натуральных чисел стоит правее (верно).

Сочетательный закон сложения звучит так: «От перестановки слагаемых сумма всегда меняется» (неверно).

Переместительный закон сложения звучит так: «От перестановки слагаемых сумма всегда не меняется»  (верно).

2) Математический диктант:

 2 ученика работают за доской (для дальнейшей самопроверки):

1. Найдите сумму чисел 25 и 25 (50)

2. Первое слагаемое 13, второе – 47. Найдите сумму.(60)

3. Вычитаемое 20 ,разность равна 67.Найди уменьшаемое (87)

4. Увеличьте число 18 на 8. (26)

5. Найдите разность 37 и 19. (18)

6.В школу привезли 10 кг капусты ,а моркови на 5 кг больше. Сколько кг моркови привезли в колу?(15 кг)

7. В первой день мальчик съел 15 конфет, а во второй на 5 конфет больше. Сколько конфет съел мальчик во второй день? (20)

Самопроверка. Критерии оценивания 0 ошибок- «5», 1-2 ошибки. -4, 3-4 ошибки -3;  5 и более-2.

Мотивация учебных действий. Определение темы и цели урока: какими были два последних задания в математическом диктанте?  

Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься, какой будет тема нашего урока?

Записываем тему урока « Решение текстовых задач на сложение».

3.Формирование умений и навыков (25 мин).

Открываем учебник на странице 19 (читают учащиеся вслух).

 С помощью сложения и вычитания решают задачи, в которых требуется найти число, большее или меньшее данного на несколько единиц, ответить на вопросы «на сколько больше?», «на сколько меньше?», «сколько всего?», сколько осталось?» и т.п.

Решение таких задач можно оформить с помощью вопросов и ответов на них. Давайте рассмотрим примеры.

Открываем учебник на странице 19  задача № 67.

Задача № 67(а).

 Ученик токаря обточил 120 деталей за смену, а токарь на 36 деталей больше. Сколько деталей обточили токарь и его ученик вместе?

Составляем совместно краткую задачи  задачи на доске:

Ученик-120 дет.        ?

Токарь-?, на 36 дет. б

Чтобы найти, сколько деталей обточил токарь и его ученик вместе, надо сначала найти( -ребята, что нужно найти? (слушаем ответы)),-правильно сколько деталей обточил токарь.

 Значит (слушаю ответы), правильно:

Токарь обточил на 36 деталей больше, чем ученик. Значит, нужно решить с помощью сложения.

К количеству деталей, обточенных учеником, прибавляем 36.

  1. 120+36=156 (дет.)-обточил токарь.

Теперь нужно сложить количество деталей, которое обточил токарь, и количество деталей, которое обточил ученик.

  1. 120+156=276 (дет)-обточили токарь и его ученик вместе.

Ответ: всего  276 деталей.

4.Физкультминутка( 4 минуты)

Раз — подняться, потянуться.
Два — нагнуть, разогнуться.
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

Семь и восемь – лень отбросим.

Задача № 67(б).

От Санкт-Петербурга до Петрозаводска 401 км, а от Петрозаводска до Мурманска на 643 км больше. Сколько километров от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск?

Рисуем краткую схему задачи :

                                           

                                          ? км

                    401км                                          ?

/__________/__________/__на 643 больше________/

С-П                 Петрозаводск                              Мурманска

Чтобы найти, сколько километров от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск, надо сначала найти расстояние от Петрозаводска до Мурманска .

От Петрозаводска до Мурманска на 643 км больше, чем от Санкт-Петербурга до Петрозаводска. Значит, найти расстояние от Петрозаводска до Мурманска можно с помощью сложения.

К расстоянию от Санкт-Петербурга до Петрозаводска прибавляем 643.

  1. 401+643=1044 (км)-расстояние от Санкт-Петербурга до Мурманска

Теперь нужно сложить расстояние от Санкт-Петербурга до Петрозаводска и от Петрозаводска до Мурманска.

  1. 401+1044=1445 (км) - расстояние от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск.

Ответ: расстояние от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск 1445 км.

Молодцы ребята!

5.Итоги урока (4 мин)

Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? (слушаем ответы)

Сегодня на уроке мы с вами вспомнили (что такое текстовая задача); научились и повторили методы решения текстовых задач на сложение.

6.Постановка домашнего задания (1 мин)

Открываем дневники записываем домашнее задание на завтра

№ 68 ( на выбор А или Б).

Спасибо за урок!

Список использованной литературы: Учебник по математике (Никольский,Решетников, Потапов),

Интернет. ссылка: https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-po-matematike-na-temureshenie-tekstovih-zadach-s-pomoschyu-slozheniya-i-vichitaniya-klass-3705825.html


Самоанализ урока.

Урок математики проведен в 5 классе на тему: «Решение текстовых задач на сложение».

Класс организован, дисциплинирован. На уроке присутствовало 16 из 16 человек. Из них 50% с достаточным уровнем учебной мотивации, 30% - с высоким, 20 %- с низким.

Тип и структура урока:

Тип урока: усвоение новых знаний.

Для достижения целей весь материал был представлен с набором задач для систематизации знаний, обобщения материала.

Знания подлежат прочному усвоению, их объем заложен в программе, и они должны быть усвоены каждым учеником. 

В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:

1.Организационный момент (1 мин)

2.Актуализация опорных знаний (11 мин)

3.Формирование умений и навыков (20 мин)

        4.Физкультминутка (4мин)

  5.Итоги урока (3 мин)

 6.Постановка домашнего задания (1 мин)

Все структурные элементы урока были выдержаны.

Целью первого этапа было быстро включить обучающихся в деловой ритм, проверить готовность класса и оборудование к уроку;

На втором этапе устный счет позволил быстрее включиться в деловой ритм урока.

На третьем этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность обучающихся.

Ребята старались активно включиться в урок, у них возникло желание мыслить. Даже самые пассивные из обучающихся включились в урок с желанием. Некоторые задания вызвали затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения.

В процессе урока задачи решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они выражали суть выполняемых заданий.

Решение тренировочных упражнений позволило закрепить знания и оценить степень усвоения материала. Физкультминутка дала возможность отдохнуть.

На пятом этапе обучающиеся смогли выразить свое отношение к материалу урока, дать оценку своей работе в ходе него, а также выработали умения применять знания. Дети которые активно участвовали в работе урока, получили соответствующую оценку. И это будет стимулировать их для дальнейшей активной работы на последующих уроках.

Домашнее задание соответствует нормативным требованиям.

Методы обучения

соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:

- практические (решение заданий)

по уровню самостоятельности учащихся:

репродуктивные, проблемно – поисковые

по аспекту мышления:

продуктивные (самостоятельное решение заданий),

по логическому аспекту:

- дедуктивные.

Общие результаты урока:

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определялись, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с искорки, побуждающей к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания из жизни, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность различного характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. 

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

 Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. 
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Домашнее задание было объяснено.

Итог урока подведен. План урока выполнен, цели реализованы. Были отработаны умения вычислять устно.

Недостатком проведения урока, считаю:

Нужно было дать разноуровневые задания.

Положительно оцениваю то, что:

- полностью удалось реализовать поставленные задачи. Качество знаний урока -75%

- каждый за урок получил оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод моделирования и использование мультимедийных средств в решении текстовых задач в 5 классе

Решению текстовых задач отводится достаточно много времени в школьном курсе математики. В ходе работы над задачами педагог раскрывает связи между данными и искомыми величинами, отношения, заданные в у...

программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"

      Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...

Рабочая программа дополнительного образования «Решение текстовых задач» для 6 класса

Рабочая Программа дополнительного образования «Решение текстовых задач» предназначена для детей 12-13 лет, склонных к занятиям математикой, а также  тех, кто желает повысить уровень своих математ...

Методические особенности обучения учащихся решению текстовых задач в 5 классе

Предлагаю методические рекомендации по обучению пятиклассников решению задач с помощью уравнений...

Программа курса "Решение текстовых задач" для 8 класса

программа факультативного курса для 8 класса...

Здоровьесберегающий урок "Математика и здоровье". Решение текстовых задач, 9-й класс

Здоровьесберегающий урок "Математика и здоровье". Решение текстовых задач, 9-й класс...

Рабочая программа Элективного курса «Практикум по решению текстовых задач» в 9 классе

Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 17 часов. На изучение методов решения типовых ...