Методическая разработка модуля по математике в 5 классе по теме "Понятие обыкновенной дроби".
методическая разработка по математике (5 класс)

Малиновская Светлана Анатольевна

Предмет: математика                                                                                                                                                  

Класс: 5

Учитель: Малиновская Светлана Анатольевна, МБОУ г.Керчи РК «Школа №23»

 

Уроки №87, №88. Модуль №44.

Тема модуля: «Понятие обыкновенной дроби».

Тип: урок открытия нового знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. 

 

Цели по содержанию:

  • Обучающие: формировать представления об обыкновенной дроби, её элементах; понимания того, на что указывает знаменатель дроби, числитель дроби, формировать умения чтения и записи обыкновенной дроби, знание алгоритма нахождения дроби от числа, решения задач на нахождение дроби от числа, тренировать способность применения правил при решении задач повышенной сложности.
  • Развивающие: развивать аналитико-синтетические умения и навыки, умения сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы, развивать абстрактное и логическое мышление, речь, память, внимание, воображение; чертёжные и вычислительные умения и навыки.
  • Воспитывающие: воспитание культуры математической речи, оформления математических записей и чертежей, культуры общения; формирование волевых качеств личности – самостоятельности, ответственности, аккуратности, коллективизма, воли к победе, чувства юмора.

Методы.

   По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Ресурсы урока

Основные: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация, карточки с вариантами выходного контроля, тетради.

Используемые технологии: модульного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, дифференцируемый подход в обучении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_obyknovennoy_drobi21.doc596.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика                                                                                                                                                  

Класс: 5

Учитель: Малиновская Светлана Анатольевна, МБОУ г.Керчи РК «Школа №23»

Уроки №87, №88. Модуль №44.

Тема модуля: «Понятие обыкновенной дроби».

Тип: урок открытия нового знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.  

Цели по содержанию:

  • Обучающие: формировать представления об обыкновенной дроби, её элементах; понимания того, на что указывает знаменатель дроби, числитель дроби, формировать умения чтения и записи обыкновенной дроби, знание алгоритма нахождения дроби от числа, решения задач на нахождение дроби от числа, тренировать способность применения правил при решении задач повышенной сложности.
  • Развивающие: развивать аналитико-синтетические умения и навыки, умения сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы, развивать абстрактное и логическое мышление, речь, память, внимание, воображение; чертёжные и вычислительные умения и навыки.
  • Воспитывающие: воспитание культуры математической речи, оформления математических записей и чертежей, культуры общения; формирование волевых качеств личности – самостоятельности, ответственности, аккуратности, коллективизма, воли к победе, чувства юмора.

Методы.

   По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Ресурсы урока

Основные: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация, карточки с вариантами выходного контроля, тетради.

Используемые технологии: модульного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, дифференцируемый подход в обучении.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание, трудолюбие и самостоятельность;

- формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний;

- развитие инициативы и активности при решении математических задач;

- критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль;

- формировать волевые качества личности.

Метапредметные УУД.

  • Регулятивные: понимать учебную задачу модуля, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, ставить цели деятельности на каждом этапе модуля, составлять план деятельности, выполнять план, контролировать свои действия в процессе его выполнения; обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
  • Коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие; формировать коммуникативную компетенцию учащихся, дисциплинированность, самостоятельность мышления, выдвижение гипотез и их обоснование; формировать способность конструктивно решать возникающие проблемы, чувство товарищества, чувство юмора.
  • Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логическую цепочку рассуждений.

Предметные УУД:

- формулировать определения обыкновенной дроби, элементов дроби;

- находить дробь от числа;

- находить различия и сходства;

- решать задачи на нахождение дроби от числа

- решать задачи повышенной сложности;

Технологическая карта модуля математики в 5 классе по учебнику А.Г.Мерзляка

№/п

Этап модуля

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1 мини – модуль

УЭ – 0

Организационный момент.

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к модулю; организует внимание.

Включаются в деловой ритм, записывают число и вид работы.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: постановка учебной цели.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

УЭ -1

Сообщение целей и задач модуля.

Цель: научить планировать свою работу на модуле, результаты своей деятельности.

- Начать модуль я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный персидский учёный Ал - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит» (слайд 2)

Пусть эти слова станут девизом нашего занятия.

Озвучивает и демонстрирует перечень задач на данный модуль.

  1. Провести устный счёт.
  2. Рассмотреть новую тему.
  3. Научиться применять новый материал при решении задач.

Взаимодействуют с информацией: воспринимают, наблюдают, запоминают.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи; осознание того, что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера.

УЭ -2

Актуализация опорных знаний.

Цель: актуализировать учебные знания и умения учащихся для восприятия нового материала.

  1. Фронтальный опрос.

- Связь между единицами измерения

       1м=100 см

        1 м=1000 мм

        1 м =10 дм

1кг=1000 г

1т=1000 кг

1т=10 ц

1ч=60 мин

1 мин = 60 с

1 ч = 3600 с.

- Формулы нахождения периметра, площади прямоугольника.

  1. Устный счёт.

Работа с учебником.

Стр.172, №1,№2,№3,№4.

Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируют и дополняют ответы товарищей.

Формулируют определения и правила.

Отвечают на поставленные вопросы.

Устное комментирование.

Познавательные: применение изученных определений, структурирование знаний.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, обосновывать свои ответы, слушать и слышать других.

Регулятивные: определение и осознание того, что уже известно.  

УЭ-3

Мотивация новых знаний и умений.

Цель: обеспечение мотивации учения, принятие детьми   целей модуля.

Этап постановки проблемы

Этап целеполагания

- Учитель читает стихотворение (можно показать мультфильм) (слайды 3, 4) 

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура!

Он сердит на нас. Беда!

Разбегайтесь кто куда!

Валя пригласила на свой день рождения подруг. Она разрезала торт на 8 равных частей (слайд 6)

Вера взяла одну часть, а Катя — две (рис. 143). а) Какие доли получаются при делении на 8 равных частей? б) Какую часть торта получила Вера и какую — Катя?

 Названия долей мы знаем. Но мы ведь привыкли в математике все записывать. Как нам записать одна девятая, две девятых и др.?

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи.

- Для записи долей используется специальная запись. А вот как она называется, мы с вами узнаем, если отгадаем ребус (слайд7):

- Правильно, это дробь.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей модуля

- Ребята, открываем наши тетради и запишем в них сегодняшнее число.

- А теперь скажите мне, что же мы будем сегодня, по-вашему, изучать на модуле?

- Действительно, тема нашего занятия: «Понятие обыкновенной дроби». Запишем ее в тетрадь. (слайд 8)

Взаимодействуют с информацией: воспринимают, наблюдают, запоминают.

Считая, дети загибают пальчики, а потом отвечают на вопросы: на сколько долек разделили апельсин? какую дольку получил еж? какую дольку получили котята?

Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируют и дополняют ответы товарищей.

Обучающиеся сталкиваются с проблемой.

Формулируют тему модуля.

Формулируют цели.  

  1. Познакомиться с обыкновенной дробью, её элементами.
  2. Понять, что означают элементы дроби.
  3. Научиться читать, записывать дроби.
  4. Решать задачи с дробями.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Логические - формулирование проблемы.

УЭ-4

Изучение нового материала, первичное осмысление

Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся, познакомить их с обыкновенными дробями, элементами дроби. Организовать познавательную деятельность обучающихся.

Объясняет новый материал. Демонстрирует слайды урока, иллюстрирующий вводимые понятия.

Задает вопросы, подводящие к определению понятий.

- Как же записать долю с помощью математических знаков?

- Что показывает знаменатель? (на сколько долей делят целое)

- Что показывает числитель? (сколько таких долей взяли)

- Назовите, какие самые часто встречающиеся доли вы знаете?

- Какую часть круга составляет доля на каждом из кругов?

img1

(слайд 8 - 16)

-  Прочитать дроби № 674.

-  Записать дроби № 675.

Организовать фиксирование нового знания в    

 речи и знаках.

Записывают тему модуля в тетрадь.

Учащиеся слушают, смотрят и анализируют новый материал.

В беседе с учителем осмысливают и формулируют определения,

записывают в тетрадь, строят чертежи.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, извлечение необходимой информации из прослушанного и увиденного, умение структурировать знания;  

Регулятивные: саморегуляция.

2 мини – модуль

УЭ – 5

Изучение нового материала, первичное осмысление и закрепление знаний.

Цель:

выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Проблема

Андрей прочитал 4/9 книги, в которой 180 страниц. Сколько страниц прочитал Андрей.

Сообщает перечень заданий из учебника для работы на модуле - №678, №680, №682, №688, №702. (слайд17)

Комментирует, направляет работу учащихся.

Ставит проблемные вопросы.

Организует методическое сопровождение и фронтальное обсуждение решения.

Дополнительные задания

№697,№698, №704, №706, №708,

Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.                

Составляют алгоритм нахождения

дроби от числа.

Работа с учебником.

Решение заданий у доски с комментированием решения.

        

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ объектов;

Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, оценивать полученные результаты; делать выводы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:  умение   слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме согласно речевому этикету и понимать речь других;      

3 мини – модуль

УЭ – 6

Закрепление изученного материала.

 Цель: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Комментирует, направляет работу учащихся.

Ставит проблемные вопросы.

Организует методическое сопровождение и фронтальное обсуждение решения

Выполняют задания в индивидуальном режиме, сверяются с результатами, полученными при работе у доски. Правильность выполнения отмечают знаком «+» в тетради, если правильно.

Решение дополнительных заданий

 

Выполняют задания, делают выводы, проверяют их правильность, записывают в тетрадь.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выполнение  знаково-символических действий, включая  моделирование;   умение структурировать знания;     выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

УЭ-7

Динамическая пауза

Зарядка для глаз (слайд 18)

(Звучит музыка) Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... Засыпают...

Шея не напряжена

И расслаблена...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

Дышится легко... ровно... глубоко...

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

(Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Пoтянулись! Улыбнулись!

Выполняют упражнения

УЭ-8

Выходной контроль

В-1. Выразить в метрах: 7 см, 8 дм, 5 мм,38 мм.

        Найти от числа 72: 1) 1/8, 2)4/9, 3) 17/36.

В-1. Выразить в метрах: 6 см, 3 дм, 4 мм, 67мм.

        Найти от числа 64: 1) 1/8, 2)3/4, 3) 13/32.

Взаимопроверка в парах по ответам.

Выполняют задания, делают выводы, проверяют их правильность, записывают в тетрадь.

УЭ – 9

Рефлексия учебной деятельности на модуле. Подведение итогов модуля.

Цель: осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение целей и результатов, степени их соответствия, подведение итогов работы класса на модуле.

Акцентирует внимание на конечных результатах, организует рефлексию. (слайд 21)

  1. Какие числа называют обыкновенными дробями?
  2. Что показывает знаменатель дроби?
  3. Что показывает числитель дроби?
  4. Как найти дробь от числа?
  5. Какую часть метра составляет  1 см? 1дм? 1мм?
  6. Какую часть часа составляет 1 мин? 1с?
  7. Какую часть тонны составляет 1кг? 1ц?

Подведем итог работы на модуле.                          

Предлагает вспомнить цели, которые были поставлены

- Какую цель мы ставили?

- Достигли ли цели?

             - Чему вы научились?

Предлагает оценить модуль и свою работу на модуле.

Рефлексия

Даёт качественную оценку персональной работы обучающихся и работы класса на модуле.

Вспоминают цели.

- Оценивают свою деятельность на модуле

    Сегодня я узнал ….

    Я понял, что ….

    Теперь я могу ….

    Было трудно ….

Отвечают на вопросы учителя; рассказывают, что узнали,  чему научились, какие трудности испытали, что получилось и чем гордятся; осуществляют самооценку, своими  впечатлениями по модулю нарисовав соответствующий смайлик в тетради

Личностные: иметь желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий путем осознания усвоения или того, что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные:

формулировать и обосновывать свои успехи или неудачи.

УЭ– 10

Информация о домашнем задании

Цель:

обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Комментирует ход выполнения, и организуют запись домашнего задания (слайд 22-23).

Записывают домашнее задание, получают консультацию.

§25 выучить определения,

с. 179-180 «Когда сделаны уроки» (прочитать)

Б.у. №679, 687,

П.у. №679, 705,

В.у. №679, №707.

№ 716 (на повторение).

Регулятивные: выделение и осознание того, что необходимо выполнить дома, саморегуляция.

Личностные: ответственность за выполнение д.з.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -путешествие по математике 6 класс : "Действия с обыкновенными дробями"

Урок по теме: "Действия с обыкновенными дробями", урок повторения с презентацией и самоанализом урока по учебнику Н.Я. Виленкина 6 класс...

Презентация к уроку математика 5 класс по теме "Обыкновенные дроби"

Данная презентация поможит учтелю при объяснении новой темы "Обыкновенные дроби"...

Самостоятельные работы по математике 5 класс по теме Обыкновенные дроби (II полугодие)

Катрочки с готовыми заданиями самостоятельной работы по теме Обыкновенные дроби, изучаемой в 5 классе...

урок математики, 5 класс, Понятие доли. Обыкновенные дроби.

Цель урока: Организация деятельности учащихся по понятию доли и установлению  взаимосвязи  целого и частей обыкновенными дробями.Образовательные задачи урока (формирование познавательн...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....