Правильные и неправильные дроби 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)

Донгак Айзана Сергеевна

Разработка уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pravilnye_i_nepravilnye_drobi.ppt1.39 МБ
Файл pravilnye_i_nepravilnye_drobi.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правильные и неправильные дроби 5 класс А.Г.Мерзляк

Слайд 2

Устно

Слайд 3

Решите задачу Саша и Миша пошли на выставку кошек. Саша подсчитал, что всего кошек было 40. Миша подсчитал, что 10 кошек были полосатыми, 17 кошек были белыми, 13 кошек – черными. Какую часть общего количества составляли кошки каждой расцветки?

Слайд 4

Какая часть фигуры закрашена

Слайд 5

Проверка домашней работы

Слайд 6

Дан ряд дробей: Какая из дробей лишняя? Почему? Числитель больше знаменателя Какая из дробей лишняя? Почему? Числитель равен знаменателю

Слайд 7

-Распределите дроби на группы. -Сколько групп получилось? -По какому принципу выполнено распределение?

Слайд 8

ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ Числитель меньше знаменателя Числитель больше знаменателя Числитель равен знаменателю

Слайд 9

ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ Числитель меньше знаменателя Числитель больше знаменателя Числитель равен знаменателю

Слайд 10

5 класс Правильные и неправильные дроби

Слайд 11

Цель: Научиться находить правильные и неправильные дроби

Слайд 12

ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ Числитель меньше знаменателя Числитель больше знаменателя Числитель равен знаменателю

Слайд 13

3 4 числитель меньше знаменателя числитель равен знаменателю ДРОБЬ НЕПРАВИЛЬНАЯ числитель больше знаменателя 5 4 4 4 ДРОБЬ ПРАВИЛЬНАЯ

Слайд 14

Дан ряд дробей

Слайд 15

Проверка

Слайд 16

Выполнить № 719 с.184 № 721 № 727 № 729

Слайд 18

Выполнить самостоятельно

Слайд 19

Проверка

Слайд 20

Домашнее задание № 720 с.184 № 722 № 728 № 730



Предварительный просмотр:

Тема урока « Правильные и неправильные дроби»

Цель: Знакомство с правильными и неправильными дробями, формирование умения различать эти дроби, сравнивать их с единицей.

Задачи:

 Регулятивные: уметь самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися в поиске и сборе информации; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ с выделением существенных признаков, синтез как составление целого из частей (анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать аналогии)

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

На перемене обучающиеся оформляют «дерево настроения»: зеленые листочки – «хорошее настроение», желтые – «не очень», красные – «плохое».

ХОД УРОКА:

Организация начала урока.

Приветствие учащихся, настрой ребят на урок.

Актуализация опорных знаний.

1. Дана дробь .

- Назовите числитель дроби.

- Назовите знаменатель дроби.

- Что показывает знаменатель дроби?

- Что показывает числитель дроби?

2. У учащихся  по два вырезанных круга на парте. (В паре выполнить)

- Как разделить круг на четыре равные части? (Сгибанием)

- Сколько четвертых долей содержит один круг? Два круга?

Проблемная ситуация.

Может ли числитель дроби быть равным ее знаменателю? В случае утвердительного ответа дать название данной дроби.

Учащиеся получили шаблоны прямоугольников, которые разделены на 8 равных частей.

Выполните задание: воспользуйтесь шаблоном прямоугольника и закрасьте 8 частей прямоугольника. Какая часть прямоугольника закрашена? Запишите получившуюся дробь.

Может ли числитель дроби быть больше знаменателя? В случае утвердительного ответа дать название данной дроби.

Учащиеся получили шаблоны круга. Круги разделены на 6 равных частей.

Выполните задание: воспользуйтесь шаблонами круга и закрасьте 11 частей круга. Какая часть круга закрашена? Запишите получившуюся дробь.

- Покажите результаты. Давайте   проверим, есть ли верно выполненное задание?

- Надо было заштриховать  .

- Что показывает знаменатель дроби? (На сколько частей надо разделить целое.)

- Что показывает числитель? (Сколько частей надо взять.)

- Значит надо разделить целое на 6 частей и взять 11. (Делю на 6 частей.)

- У нас 6 долей, а надо 11. Сколько долей не хватает? Где взять ещё 5 долей? (Взять второй круг.)

- Сколько взять от второго круга? (5 шестых доли.)

- Посмотрите на данные дроби , , . Чем отличаются дроби? (числитель меньше знаменателя, равен знаменателю, больше знаменателя)

Сегодня мы с вами узнаем, как называются дроби   и  , и как называются такие дроби как  . Давайте запишем тему урока –  «Правильные и неправильные дроби».

Изучение нового материала.

Дробь, у которой числитель меньше знаменателя называется правильной дробью.

Дробь, у которой числитель больше знаменателя или равен ему, называется неправильной  дробью.

Сравните дроби с 1?    

Правильная дробь меньше единицы, а неправильная – больше или равна единице.

Запись в тетради:

Динамическая пауза.

Сейчас  мы проведем зарядку, используя понятия правильных и неправильных дробей. Я буду называть дробь, а вы будете выполнять:

  • если дробь правильная – хлопаем;
  • если дробь неправильная – поднимаем руки вверх;
  • если дробь неправильная и равна 1 – приседаем.

    , , , , , .

Первичная проверка усвоения знаний.

Опрос учащихся:

- Какие дроби называют правильными, приведите пример?

- Какие дроби называют неправильными, приведите пример?

- Сравните правильную и неправильную дробь с единицей.

Первичное закрепление знаний.

Задание 1. Запишите все правильные дроби со знаменателем 8.

- Что можно сказать про числитель таких дробей?

(Числитель правильных дробей со знаменателем 8, все числа меньше 8)

- Назовите такие дроби.   ,,

Задание 2. Запишите все неправильные дроби с числителем 8.

- Что можно сказать про знаменатель таких дробей?

(Знаменатель неправильных дробей с числителем 8, все числа меньше 8)

- Назовите такие дроби. , ,

Задание 3. Найдите все натуральные значения , при которых:

         а)  будет правильной;

         б)  будет неправильной?

На доске записаны ответы:   а)  1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8      б) 1; 2; 3; 4; 5.

Задание 4.  По учебнику (с. 184, №723)

Решите самостоятельно. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу.     

Контроль и проверка знаний.

Каждому ребенку раздается проверочная работа, которая рассчитана на 5 мин. (см. Приложение)

Подведение итогов урока.

- Какие дроби называют правильными, приведите примеры?

- Какие дроби называют неправильными, приведите примеры?

Выставление оценок.

Информация о домашнем задании.

п. 26 с. 180-183 (правила учить).

№720, №722, №724, №730, №732

Рефлексия.

Оформить «дерево настроения». Выбрать листочек, соответствующий настроению в конце урока, на котором написать продолжение следующих предложений:

1. На уроке научился (научилась)…

2. Понятие обыкновенной дроби можно/нельзя
(записать одно слово) применить на практике. Например...

3. Я доволен (довольна) своей работой на уроке…

4. Ставлю себе за работу на уроке оценку…

Список использованной литературы

  1. Математика: 5 класс: учебник/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; под ред. В.Е. Подольского.- 5-е изд., дораб. – М.: Вентана- Граф, 2019.-304с.: ил. – (Российский учебник)

Приложение

Фамилия Имя__________________________________________

Вариант 1

  1. Выпишите:

Правильные дроби______________________________________

Неправильные дроби____________________________________

  1. Напишите все правильные дроби со знаменателем 5

_______________________________________________________

  1. Напишите все неправильные дроби с числителем 7

          _______________________________________________________

Фамилия Имя__________________________________________

Вариант 2

  1. Выпишите:

Правильные дроби______________________________________

Неправильные дроби____________________________________

  1. Напишите все правильные дроби со знаменателем 11

_______________________________________________________

  1. Напишите все неправильные дроби с числителем 5

          _______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока проверки знаний. Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".

Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".Цели урока:v   закрепление умения распознавать, понимать и объяснять правильные и непра...

Обобщающий урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби , смешанные числа "

Тип урока :Повторительно-обобщающий с использованием игровых технологий.Задачи урока :-закрепление изученных на прошлом уроке понятий « обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, смеша...

Открытый урок в 5 классе" Дроби.Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби"

Папка содержит разработку урока, приложения, презентацию. Урок разработан на основе урока учителя Лагуткиной Елены Александровны " Решение  уравнений и задач по теме"Обыкновенные дроби"" ....

Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей"

Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей" (Мерзляк)...

Конспект урока математики по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей" 5 класс

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. Ход урока:Организационный этап:Здравствуйте, присаживайтесь! Сегодня на уроке мы с Вами вспомним одну из изученных тем, но для того чтобы узнать каку...