Формирование УУД учащихся на уроках математики
статья по математике

Селютина Татьяна Васильевна

учебно-методический материал на тему: "Формирование УУД учащихся на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_uchashchihsya_na_urokah_matematiki.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование УУД учащихся на уроках математики»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Основные функции УУД:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия: 

• коммуникативные;

• познавательные;

• регулятивные;

• личностные.

Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

• Целеполагание

• Планирование

• Прогнозирование

• Контроль

• Коррекция

• Оценка

• Саморегуляция

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

• Самоопределение

• Смыслообразование

• Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

• Общеучебные универсальные действия

• Логические универсальные действия

• Постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

• Планирование

• Постановка вопросов

• Разрешение конфликтов

• Контроль, коррекция действий

Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики применяются различные технологии в зависимости от типа урока:

Тип урока / Педагогические технологии

Урок сообщения новых знаний / ИКТ, технология проблемного обучения

Урок закрепления знаний / ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления

Урок повторения / Игры, групповые формы работы

Урок систематизации изученного материала / ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы
Комбинированный урок / Возможно применение всех технологий

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:

• 1 этап — вводно-мотивационный.

Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.)

• 2 этап — открытие математических знаний.

На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

• 3 этап — формализация знаний.

Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.

• 4 этап — обобщение и систематизация.

На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т. е. носит деятельностный характер.

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий.

Виды универсальных действий / Виды заданий 

Личностные 

• участие в проектах;

• подведение итогов урока;

• творческие задания, имеющие практическое применение;

• самооценка событий.

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ:

1 пример: необходимо раскрасить бабочку в цвета, по определенному цвету, сначала надо вычислить значения выражений.

Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике. Формировать положительное отношение к процессу познания, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.

2 пример: решить задачу древних индусов (геометрия: практическое применение теоремы Пифагора).

Над озером тихим,

С полфута размером, высился лотоса цвет.

Он рос одиноко. И ветер порывом

Отнес его в сторону. Нет

Боле цветка над водой.

Нашел же рыбак его ранней весной

В двух футах от места, где рос.

Итак, предложу я вопрос:

Как озера вода здесь глубока?

Познавательные

• «Найти отличия»

• «Поиск лишнего»

• «Лабиринты»

• «Цепочки»

• Составления схем-опор

• Работа с разными видами таблиц

• Составления и распознавание диаграмм

• Работа со словарями

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

1 пример (квадратные уравнения, 8 класс)

• Решите уравнения и расшифруйте полученное слово

1) 35x² + 2x - 1 = 0; 5). 4 - x² = 0;

2) 9y² + 30y + 25 = 0; 6). x²- 9x + 14 = 0;

3) 3x²- 15 = 0; 7). 2x² - 11x + 9 = 0;

4) 0,5x² - 3,5x = 0; 8). -3x² + 7x + 10 = 0.

Каждому ответу соответствует буква. Если все правильно решено, то получается слово БХАСКАРЫ.

• Используя интернет или дополнительную литератору, записать в тетрадь задачу индийского ученого (про обезьян) и её решить. А затем обсудить решение совместно с учителем и другими учениками класса.

Забавляясь, обезьяны на две группы разделились:
Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвилась,
А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте.
Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе.

Пример 2.

Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях. Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест.

Виды: Прыжки в длину / Метание / Бег

Маша: 185 см / 0,01 км / 420 сек

Катя: 19 дм / 1200 см / 5 мин 30 сек

Оля: 1 м 7 дм / 6 см 135 дм/ 0,1 ч

Регулятивные

• «Преднамеренные ошибки»

• Поиск информации в предложенных источниках

• Взаимоконтроль

• Диспут

• «Ищу ошибку»

• Контрольный опрос на определенную проблему

Пример 1.

Правильно прочтите высказывание Н.К. Крупской, записанное без пробелов. Если нужно, поставьте запятую.

Математика – это цепь понятий: выпадет одно звено и не понятно будет дальнейшее.

Пример 2.

(ученик решил задачу, найдите ошибку и оформите верное решение)

1. ÐСЕF=ÐAED (односторонние), ÐСFE = ÐEAD (накрест лежащие при параллельных прямых), D АЕD = D FЕС (по первому признаку)

2. CE:DE = AE:FE = DA:CF  => 4:8=10:FE=7:СF

Ответ: FC = 3,5 см, FЕ = 5 см.

Коммуникативные

• Составь задание партнеру

• Отзыв на работу товарища

• Групповая работа по составлению кроссвордов

• «Подготовь рассказ на тему…»

• «Объясни …»

Пример 1.

ИГРА «МОРСКОЙ БОЙ»

а b c d е f g h l
1
2
3
4
5
6
7
8
10

Пример 2.

Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, какая группа наиболее полно отразила понятия данной темы.

Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников.

Результаты формирования УУД 

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

• выделять тип задач и способы их решения ;

• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;

• различать обоснованные и необоснованные суждения;

• обосновывать этапы решения учебной задачи;

• производить анализ и преобразование информации;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);

• владеть общим приемом решения задач;

• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;

• умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:

• выбирать средства для своего поведения;

• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

• планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;

• начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.

Результатом формирования личностных УУД следует считать:

• уровень развития морального сознания;

• присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения;

• полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Помните - каждый ребенок индивидуален.

2. Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников

3. Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете

4. Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал

5. Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике

6. Научите ребенка высказывать свои мысли

7. Не бойтесь" нестандартных уроков".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий. Презентация

Обобщение опыта работы по методической теме "Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий".Презентация к докладу "Обобще...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Урок в 11 классе по теме: Формирование познавательной рефлексии и действия смыслообразования учащихся на уроке математики по теме «Показательная функция, ее свойства и график» по учебнику А.Г. Мордковичтся первым в данной теме.

Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов.  По тематическому планированию это п...

Урок в 11 классе по теме: Формирование познавательной рефлексии и действия смыслообразования учащихся на уроке математики по теме «Показательная функция, ее свойства и график» по учебнику А.Г. Мордковичтся первым в данной теме.

Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов.  По тематическому планированию это п...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность...

Формирование самооценки учащихся на уроках математики и физики

Перед  учителем стоит задача не только дать знания учащимся , но и развития их как личность.На разных этапах урока нужно дать понятия самопознания, самоанализа, самоконтроля, которые направляют р...

ФОРМИРОВАНИЕ регулятивных УУД на уроках математики. РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа учащихся над решением математических задач должна включать в себя самоконтроль. Необходимо привить школьникам критичность мышления, чтобы любая задача ими воспринималась не как едиственно прави...