Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
проект по математике (7 класс)

Дударева Анна Павловна

Районная научно – практическая конференция школьников «Будущее Баунта»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Баунтовский эвенкийский район»

Районная научно – практическая конференция школьников «Будущее Баунта»

Направление «Математика»

Научно-исследовательская работа

«Математика в профессии водителя»

                                                              Автор: ученица 7 класса МБОУ

                                                            «Витимская средняя общеобразовательная

                                                              школа» Какорина Евгения

                                                              домашний адрес: Республика Бурятия

                                                              Баунтовский эвенкийский район  

                                                              с. Романовка ул. Партизансая-19

                                              Руководитель: Дударева Анна Павловна

                                              Контактные телефоны: рабочий - 8-301-53-5-42-43,

                                              домашний – 8-301-53- 54-5-81, мобильный –

                                              8-924-350-55-57.

с. Романовка

2018 г.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………………3

2. Основная часть……………………………………………………………………..........4

  1.  Сбор и статистическая обработка данных…………………………………………..4
  2.  Задачи, решаемые водителем в профессиональной деятельности………...............5

3. Заключение……………………………………………………………………………...7

4. Список литературы………..…………………………………………………………....9

Приложение …………………………………………………………………………….....10

                                                                                               " Рано или поздно всякая правильная

математическая идея находит

применение в том или ином деле".

А.Н. Крылов[1] 

1.    Введение

     Не каждый человек с начала своего образовательного пути знает, какую профессию он приобретет в будущем, но благодаря ответственному отношению к изучению математики, каждый ученик обеспечивает себя необходимыми знаниями, качествами, которые необходимы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе. Опираясь на эти суждения, исследуем профессию моего папы – водителя и убедимся, что математика необходима в его работе.

     Актуальность моего исследования состоит в том, что в стране сейчас происходит огромное количество дорожно-транспортных происшествий. Одной из причин этих ДТП является неумение водителями решать дорожно-транспортные задачи. И нам, ученикам, полезно было бы в школе, анализировать дорожно-транспортные происшествия, узнавать о причинах  случившегося, решать дорожно-транспортные задачи, закреплять математические знания в этой области и делать выводы. Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека, в данном случае в профессии моего дядушки - в профессии водителя.

     Гипотеза исследования: если показать связь математики с профессией водителя, то это повысит качество математических знаний и уровень будущих профессиональных качеств водителя.

Цель:  

  • Исследовать, какие задачи решает водитель в своей профессиональной деятельности;
  • Доказать, необходимость изучения математики будущим  водителям.

 

        В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

  • Провести анкетирование среди учащихся школы, родителей и учителей, провести статистическую обработку данных;
  • Показать связь между наукой и повседневной жизнью.

     Объект исследования: профессия водителя.

     Предмет исследования: математика в профессии водителя.

     При работе над проектом  были использованы следующие методы: опрос (анкетирование),  анализ (статистическая обработка данных), работа с источниками информации, экскурсия в ПАО «Бурятзолото», наблюдения.

     Данная работа относится к прикладным исследованиям, т.к. в ней показывается роль  математики в профессиональной деятельности водителя.

     Учитывая, что основными задачами, решаемыми водителями являются задачи на движение, эта информация была взята из различных источников.

  1.    Основная часть

  1.  Сбор и статистическая обработка данных

     Проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни человека. Какие профессии хотят приобрести  дети школ нашего района? Как они видят математику в своей будущей профессии? Нужна ли математика будущему водителю? Кто хотел бы иметь свой личный автомобиль и управлять им? Чтобы ответить на эти вопросы, было проведено анкетирование среди учащихся нашей школы, учителей и родителей с целью изучения их представления о роли математики в профессии водителя (Приложение 1).  

     В опросе приняли участие 87 человек. Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что  большинство  детей хотят стать дизайнерами, актерами, банкирами, юристами. В своей профессии математику видят лишь  будущие банкиры, поэтому  особое внимание уделяют этому предмету, углубленно его изучают, только те, кто хочет приобрести эту профессию. Остальные считают, что в их профессии математика их не коснется. (Результаты анкетирования отражены в диаграммах) (Приложение 2).

     Проведя статистическую обработку данных, видно, что учащиеся недостаточно полно представляют роль математики в профессии. Это отношение учащихся  к обучению математики и побудило исследовать профессию моего дяди - водителя. Проследить, как водители применяют математические знания в своей профессиональной деятельности.

2.2.  Задачи, решаемые водителем в профессиональной деятельности.

     На протяжении нескольких месяцев было проведено исследование профессии водителя. Была изучена соответствующая литература,  проведены беседы с водителями  ОАО «Хиагда». За это время были определены задачи, которые решает водитель в своей повседневной профессиональной деятельности и которые также влияют на безопасность движения на дорогах.

  1. Расход топлива

Задача. Водителю необходимо преодолеть путь из с. Романовка  в  посёлок Багдарин, протяженность этого пути 170 км. Машина расходует 10 литров бензина на 100 км. Сколько потребуется бензина для преодоления пути в посёлок Багдарин и обратно?

Решение:

  1. 10:100=0,1(л) – расходуется на 1 км
  2. 0,1*170=17(л) – расходуется на путь в один конец
  3. 17*2=34(л) – потребуется на всю дорогу

Ответ: 34 литров        

  1. Расчет времени, скорости, пути

Основной формулой, которой пользуется водитель для расчета скорости, времени и расстояния является формула пути, изученная в 5 классе .

Формула пути: S=vt      

Из этой формулы находим скорость по формуле: v=S:t    

Время находим по формуле: t=S:v

Рассмотрим задачи на применение формулы пути, учитывая, что в населенных пунктах разрешается движение легковым автомобилям со скоростью не более 60км/ч, а вне населенных пунктов на автомагистралях – не более 110, на других дорогах – не более 90км/ч

Задача 1. Путь от пункта назначения до пункта прибытия составляет 350 км. Это расстояние автомобиль преодолевает со скоростью 70 км/ч, за какое время автомобиль преодолеет путь?

Решение:

1) 350:70=5(ч) – время преодоления пути

Ответ: за 5 часов

Задача 2. Из пункта А в пункт В навстречу друг другу выехали два автомобиля. Скорость автомобилей 55км/ч и 60км/ч. Через какое время автомобили встретятся, если расстояние между пунктами составляет 460 км?

Решение:

1) 55+60=115(км/ч) – скорость сближения автомобилей

2) 460:115=4(ч) – время, через которое автомобили встретятся

Ответ: 4 часа

Задача 3. Расстояние в 180 км необходимо преодолеть за 3 часа. С какой средней скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы прибыть в пункт назначения вовремя.

Решение

1) 180:3=60(км/ч) – средняя скорость движения

Ответ: 60 километров в час

Задача 4. Какой путь преодолеет автомобиль за 5 часов, если будет двигаться со средней скоростью 50км/ч?

Решение:

1) 5*50=250(км) – путь, пройденный за 5 часов

Ответ: 250 километров

  1. Расчет остановочного пути

Выбирая скорость движения, папа всегда помнит, что остановить автомобиль в один миг невозможно. Остановочный путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Состоит он из двух отрезков – это путь, проехавший автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути, плюс зависимость от состояния дороги и многих других факторов.

Задача. Легковой автомобиль движется по сухой дороге со скоростью 40 км/час. Тормозной путь легкового автомобиля при этой скорости, составляет 14,7 м. Какую длину составит остановочный путь, если реакция водителя составляет 1сек.

Решение:  

40 км = 40000м; 1час = 3600сек

1) 40000: 3600 = 11(м/сек) – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя

2) 11 + 14,7 = 25,7(м) – длина остановочного пути

Ответ: 25,7 метров

  1. Разрешенная максимальная масса

Разрешенная максимальная масса – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. Перегружать автомобиль запрещено, т.к. нарушается работа тормозной системы и рулевого управления, а это ведет к ДТП.

Задача. Масса легкового автомобиля 1050кг, вместимость 5 человек, которые весят в среднем 70кг, плюс 10кг груза на каждого человека – это разрешенная максимальная масса для автомобиля. Необходимо на этом автомобиле, в котором едут 4 человека перевезти груз массой 220кг. Соответствует ли вес разрешенной максимальной массе автомобиля.

Решение

1) 1050 + 5 * (70 + 10) = 1450 (кг) – разрешенная максимальная масса

2) 1050 + 4 * 70 + 220 = 1550 (кг) – необходимая масса

3) 1550 – 1450 = 100 (кг) – превышение разрешенной максимальной массы

Ответ: не соответствует, вес превышает на 100 килограммов

  1. Заключение

     Исследовав применение математики в профессии водителя, делаю вывод, что в его профессии математика играет большую роль. Это – умение решать постоянно меняющиеся дорожно-транспортные задачи, делать элементарные вычисления по определению скорости, времени, пройденного пути, объема двигателя, расчеты по расходу горюче-смазочных материалов и т.д. Все это важный фактор в профессии водителя, т.к. от объема знаний и умения применять эти знания в различных профессиональных ситуациях зависит благополучие нашего общества. Учащиеся  недостаточно ясно представляют значимость математики в их будущей профессии.

           Проведя статистическую обработку данных, были получены следующие результаты:

  • Хотят иметь профессию водителя только 3% , иметь собственный автомобиль – 100% учащихся и 85% взрослых респондентов[2];
  • Математика нужна в профессии водителя – считают 31% учащихся и 92% взрослых;
  • В профессии водителя математика необходима для безопасности движения, считают 75% респондентов, для грамотного обслуживания машины – 21% и для решения организационных вопросов – 4%.

Выводы:

  • От математического образования зависит успешность вождения  автомобиля, так как все хотят иметь свой личный автомобиль, безаварийно управлять им[3].
  • У учеников повышен интерес в основном к тем профессиям, которые транслируются по телевидению – банкир, актёр, юрист.
  • Есть необходимость  изучать математику, т.к. она нужна  людям разных профессий.
  • В школьной программе очень мало задач с практическим применением, показывающих значимость математики в будущей профессиональной деятельности.

     Со своим исследованием я обратился к  директору школы. В результате, в школе были организованы и проведены: 1) классные часы по правилам дорожного движения; 2) выпуск стенгазет «Все профессии важны. Все профессии дружны»; 3)изготовлены памятки «Памятка юному пешеходу»

 

 

4. Список литературы

1.Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике, Саратов ОАО Издательство «Лицей», 2011

2.Борзенко В.И., Горелов А.Г. Требования к исследовательским работам по математике// 3.Виленкин Н.Я. Математика: учебник для 5 кл. – Издательство «Просвещение», 2014

4. Депман И.Я.,  Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 2004.

5.  Джуди Галенс, Нэнси Пир. Книга ответов для почемучки. Книжный клуб, Харьков, 2006

6.Журнал «Исследовательская работа школьников», 2005.№3.с.63-64

7.Журнал «Исследовательская работа школьников», 2005.№3.с.65-823.

8.Правила дорожного движения Российской Федерации, Москва. 2008. с.5, 19-20

9. Ризванова Х.Я. Книга для внеклассного чтения по математике.  – Уфа: Китап, 2005.

9. Шпорер З. Ох, эта математика! – М.: педагогика, 2003.

10. Энциклопедический словарь юного математика / cост. Савин А.П. – М.: Педагогика, 1989.

11.Интернет-ресурсы.

1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8_(%F7%E8%F1%EB%EE)

2.http://portfolio.1 september.ru/worr.php.?id=586528

3. http://images.yandex.ru/

Приложение 1.                               АНКЕТА – ОПРОС (для детей)

  1. Сколько тебе лет? __________________________________________________

Для следующих вопросов воспользуйся готовыми ответами. Поставь знак         

  1. Какую профессию ты хочешь приобрести в будущем?

Актер        

Дизайнер                        

Учитель

Водитель

Юрист

  1. Какую роль играет математика в твоей будущей профессии?

 Работа построена на математических знаниях.

Некоторые  математические знания будут нужны.

Математика в моей будущей профессии не нужна.

      4.  Какому учебному предмету ты уделяешь больше внимания?

Математика

Русский язык

География

Физика

Литература

ИЗО

Другие

 8. Есть ли у Вас в семье легковой автомобиль?   Да                        Нет

 9. Хотите ли вы в будущем иметь свой личный автомобиль и управлять им?

             Да

            Нет

                                                                     АНКЕТА – ОПРОС (для педагогов)

        Уважаемые учителя, прошу Вас ответить на вопросы анкеты.

1. Ваша специальность ____________________

Для следующих вопросов воспользуйся готовыми ответами. Поставь знак                напротив

3. Вас устраивает отношение учеников к предмету, который Вы  преподаёте?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

4. Какому учебному предмету Вы отдавали большее предпочтение, когда учились в школе?

Математика

Русский язык

Литература

География

ИЗО

Другой предмет

5. Знания, каких учебных предметов Вы чаще  применяете в повседневной жизни? _______________________________________________________________________________

6. Какой профессии необходим преподаваемый Вами предмет?

Учителю

Водителю

Актеру

Дизайнеру

Банкиру

Другие профессии

7. Как вы применяете математические знания в своей профессии?

8. Какой учебный предмет Вы любили в детстве?

9. В детстве Вы мечтали стать?

АНКЕТА – ОПРОС (для родителей)

        Уважаемые родители, если Вас волнует тема «Математика в профессии» прошу Вас ответить на вопросы анкеты.

1. Ваша специальность?

2. Где вы работаете?      

Для следующих вопросов воспользуйся готовыми ответами. Поставь знак                напротив

3. По каким предметам вы помогаете своему ребёнку выполнить домашнее задание или контролируете выполнение?

Математика

Русский язык

Литература

География

ИЗО

Другой предмет

Все

4. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок приобрел профессию:

Учитель

Водитель

Актер

Дизайнер

Банкир

Другую профессию

5. Как вы применяете математические знания в своей профессии?

6. Хотите Вы иметь свой личный автомобиль и управлять им?

Да

Нет

7. Как Вы считаете, нужны ли математические знания водителю?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Приложение 2                                                

1) Выбор профессии

   

2) Применение школьных знаний в профессии водителя, по мнению детей

3) Нужна ли математика водителю?

4) Математика в профессии водителя


[1] Русский советский математик, кораблестроитель, академик А.Н. Крылов родился 3 августа 1863. Умер 26 октября 1945 года в Ленинграде.

[2] Респодент- участник социально психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого. 

[3] Информация ГИБДД: за 11 месяцев 2018 года в ДТП погибли более 14,8 тыс. человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...