технологическая карта "деление десятичных дробей"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Дина Рафиковна Садреева

Учебный  предмет:  математика

Класс: 5

Тема урока:  «Деление десятичных дробей»    

Урок  урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Нижнеалькеевская СОШ» Алькеевского МР РТ

КОНСПЕКТ УРОКА  МАТЕМАТИКИ

        Садреева Дина Рафиковна

     

 Учебный  предмет:  математика

Класс: 5

Тема урока:  «Деление десятичных дробей»        

Урок  урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Методы и формы работы: поисковый,  индивидуальная, фронтальная,  работа в парах.


Технологическая карта урока

Базовый учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.   Математика : Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин и др. – 34 изд., стер.- М.: Мнемозина, 2015.

Тема урока: Деление десятичных дробей.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний.    

Задачи урока:  

  • организовать поисковую деятельность, направленную на осознание взаимосвязи между действиями деления натуральных чисел и десятичных дробей;
  • формировать навыки межличностного общения, умения сотрудничать в парах;
  • повышать вычислительную культуру учащихся;
  • развивать активную познавательную деятельность обучающихся, интерес к математике, умения преодолевать трудности при решении математических задач;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, самостоятельность, аккуратность.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная,  работа в парах.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Уметь грамотно излагать свои мысли,

подмечать сходство и различие отдельных выражений;

Развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе.

Увидеть роль и место изучаемой темы  в других дисциплинах и окружающей жизни

Усвоить правило деления десятичной дроби на десятичную дробь

Основные понятия, изучаемые на уроке: десятичная дробь, натуральное число, деление чисел, делимое, делитель, частное.

Структура и ход урока

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Мотивацион-ный

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

Здравствуйте дети!  Мы начинаем урок. Девизом нашего  урока будут такие слова:

Думать - коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

И всё будет у нас - замечательно!

Учитель: Французский писатель 19 века Анатоль Франц однажды заметил, что учиться можно только весело, чтобы переварить эти знания,  нужно поглощать их с аппетитом. Ребята, так давайте сегодня на уроке следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.                                                                                      


Слушают  обращение учителя,  настраиваются  на продуктивную работу. ( Выделенные слова на доске дети говорят хором)

Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений

Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и  осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Организует устную работу класса. Выдаёт листы самооценки  для  работы на уроке и предлагает на стилизованной картинке отметить настроение в начале урока (листок самооценки).

Демонстрирует слова, записанные на слайде: сумма, произведение, разность, частное. Прочитайте слова и скажите, что подразумевает каждое из этих математических понятий.  Слайд 1.

Предлагает выполнить три группы заданий для устной работы.

1.Найдите ошибки в вычислениях и объясните их появление:

21,8:10=2180  (2,18)     10,4:2=2,8 (5,2).

0,0005:10=0,5 (0,00005)      0,42:6=0,07  Слайд 2                  

2. По краткой записи сформулируйте условия задачи и её вопрос. Решите задачу.

а = 0,2 см. с -?. S=10,4 кв.см. Слайд 3

3. На доске вы видите примеры, примеры на группы по какому-нибудь признаку и вычислите.

 

3,2:4           6,1+0,12     5,48 - 3      1-0,6  12,096:2,24   2,4:0,1         4:8            3,4 *0,1

Слайд 4

 С каким заданием вы сразу можете справиться?

Определяют лишнее слово, которое не подходит по смыслу.


1 задание: Все примеры знакомые. Можно исправить ошибки, используя известные правила.

2 задание: Чтобы найти  сторону прямоугольника, нужно выполнить деление 10,4 :0,2, при этом перевести единицы измерения в мм.

3 задание: Не все примеры умеем решать, например 5, 6

Умение выражать свои мысли; учебное сотрудничество; целеполагание.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

Постановка и формулирование проблемы.

Открытие нового знания.

Цель этапа: обсуждение затруднений ,

постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Предлагает решить задание 3 письменно в тетради, а те примеры, которые не умеют выполнять, оставляют не выполненными.

После выполнения этого задания сформулируйте цель и тему  урока, и посмотрите параграф 37, найдите необходимую нам информацию и попробуйте самостоятельно решить

№2, не переводя в другие единицы измерения.

Учащиеся работают в парах. Придумывают и предлагают свои способы деления десятичных дробей (демонстрируя своё решение на доске).

Добывают информацию, проговаривают правило (открытие нового знания).

Решают задание №2.

Закрепляют правило деления с помощью слайдов 6-9

Умение выражать  свои мысли; Учебное сотрудничество;

Планирование способов взаимодействия;

Выбор оснований и критериев для сравнения.

Первичное закрепление с проговарива-нием во внешней речи

Цель этапа: обсуждение затруднений

постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

2. Организует  фронтальную работу – №1443(а), №1444(в), №1445(а,ж)

С какими трудностями вы встретились? Попробуйте сформулировать  алгоритм деления десятичной дроби.

1 Самостоятельно выполняют задания в        тетрадях,  производят взаимопроверку, обсуждают результаты.

3. 4  учащихся выполняют и комментируют  задания у доски, остальные работают на местах.  

Выполняют задания.

Задают вопросы отвечавшему

 Высказывают свое мнение.

Построение логической цепи рассуждений.

Анализ истинности утверждений.

Физкульт-минутка

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Выполняют упражнения

Работа с учебником

№1451 . Предлагает выполнять работу в парах

Учащиеся работают в парах, комментируя друг- другу свой вариант решения

Умение выражать  свои мысли; Учебное сотрудничество;

Планирование способов взаимодействия;

Самостоятельная работа

Цель этапа: закрепление способов действий, вызвавших затруднения

Предлагает выполнить работу Слайд 11

После выполнения задания демонстрирует правильное решение на доске. Слайд 12

Подводит итог работы и количество «хороших» отметок за это задание в целом по классу.

Расскажите,  как вы выполняли деление? Учитель выясняет, были ли затруднения при выполнении самостоятельной работы, просит поднять руку тем детям, которые без ошибок выполнили работу (с одной, двумя, тремя  ошибками). Задания, которые вызвали затруднения,  разбираются с комментированием.

Еще раз обращает внимание учащихся на правило деления дробей, учащиеся проговаривают правило деления десятичных дробей

Выполняют задания самостоятельно, проверяют обмениваясь тетрадями соседей по парте, по эталону, корректируют свои решения, комментируют решения товарищей

Выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий;

оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Этап закрепление изученного материала

Цель этапа: закрепление способов действий, вызвавших затруднения

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания  вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Этап подведение итогов Домашнее задание

Полученные сегодня  знания на уроке математики,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  физике, биологии. А также при сдаче экзамена ЕГЭ.  

Постановка домашнего задания с комментированием. Сообщает домашнее задание: прочитать теоретический материал п.37 на стр. 214.

Выполнить письменно № 1483 (а-е)

№1485;   Подготовить устный рассказ «Для чего человеку нужны десятичные дроби»

Записывают задание в дневник. Задают вопросы по Д/З (если что-либо не понятно).

Рефлексия

Прошу вас теперь подвести итоги урока

НА УРОКЕ

  •  Я узнал…
  •  Я научился…
  •  Мне понравилось…
  •  Я затруднялся…
  •  Моё настроение…

и оставить смайлики соответствующие записям Выставление и комментирование оценок за урок.

-  Я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей,

Чувствовал (а) себя уверенно.

- Я работал (а) хорошо, но не в полную силу, испытывал (а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

- У меня не было желания работать сегодня не мой день.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Унарлы вакланмалар : сумма, аерма , тапкырчыгыш , өлеш

Слайд 2

Хаталарны таб а) 21,8:10=2180 б)10,4:2=2,8. в) 0,0005:10=0,5 г) 0,42:6= 0,07

Слайд 3

Телдән исәпләү Бирелгән шарт буенча мәс ь әлә төзе а = 0,2 см. в -?. S =10,4 кв.см.

Слайд 4

Унарлы вакланмага бүлү

Слайд 5

Санны унарлы вакланмага бүлү өчен: 12, 096: 2,24= =1209,6:224 = 1209,6 224 5 1120 89 , 6 4 896 0 5,4 1. бүлүчедә өтердән соң ничә ц ифр булса, бүленүче белән бүлүчедә өтерне шулкадәр цифрга уңга күчерергә; 2. шуннан соң натурал ь санга бүлү гамәлен башкарырга кирәк

Слайд 6

Деление на десятичную дробь 12, 096: 2,24= =1209,6:224 = 1209,6 224 5 1120 89 , 6 4 896 0 Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе ; 2) после этого выполнить деление на натуральное число. 5,4

Слайд 7

Санны унарлы вакланмага бүлү өчен: 4,5:0,125 = =4500:125 = 4500 125 3 375 75 0 6 750 0 36 Бүленүче белән бүлүчедә өтерне 3 цифрга уңга күчерергә . Бүленүчедә өтердән соң бер генә цифр булганлыктан, аның уң ягына ике нул ь өстәп язабыз . 1209,6 224 1209,6 224

Слайд 8

Деление на десятичную дробь 4,5:0,125 = =4500:125 = 4500 125 3 375 75 0 6 750 0 36 Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1)в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе ; 2) после этого выполнить деление на натуральное число. 1209,6 224 1209,6 224

Слайд 9

Иг ътибар ! 12,096: 2,24=5,4 12,096 ˃ 5,4 ; 2,24 ˃ 1, чөнки 2,24 – аралаш вакланма 4,5:0,125=36 4,5 ˂ 36; 0,125 ˂ 1, чөнки 0,125 – ялгыз унарлы вакланма Нәтиҗә : санны аралаш вакланмага бүлгәндә, бу сан кими Яки үзгәрешсез кала, ә ялгыз унарлы вакланмага бүлгәндә Ул арта

Слайд 10

Үзлектән эш 6, 944 : 3,2 = 2,17 0,0456 : 3,8 = 0,012 0,182 : 1,3 = 0,14 131, 67 : 5,7 = 23,1 6,36 : 0,12 = 53 14,976 : 0,72 = 20,8 24, 48 : 4,8 = 5,1

Слайд 11

Билге кую критериясе 2 бирем дөрес эшләнсә « 3 » 3 бирем дөрес эшләнсә « 4 » 4 бирем дөрес эшләнсә « 5 »

Слайд 12

Рефлексия Дәрестә нәсрсәгә өйрәндегез? Нинди авырлыклар булды ?

Слайд 13

Өй эше п. 37 (220-221 бит укырга , кагыйдәләрне өйрәнергә ) № 1483 ( а-е ) №1485 225 бит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

"История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество" - говорил Н.М.Карамзин. Изучать математику также интересно, если в этом помогает наша история....

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Технологическая карта урока "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.", 5 класс

Технологическая карта урокаПредмет:     МатематикаКласс:    5Тема урока:    "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей."Тип урока: изучение и первичное ...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей

Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...