Открытый урок по математике "Сравнение обыкновенных дробей"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Трифонова Анна Андреевна

Данный урок первый по этой теме в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_matematike_5_klass.doc200.5 КБ
Office presentation icon sravnenie_drobey_5_klass.ppt2 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Сравнение обыкновенных  дробей»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока : Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия сравнения дробей, формирование умения «видеть» равные и неравные дроби, приводить примеры таких дробей, применять при выполнении сравнения дробей

Предметные УУД: Ввести понятие равных дробей , научить сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями, формировать умение применять правило  сравнения обыкновенных дробей при выполнении различных заданий.

Метапредметные УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Личностные:. формировать учебную мотивацию;   активную самооценку;    необходимость приобретения новых знаний

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать  по плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки.

 Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения, организовать взаимодействие в группе , паре.

Этапы урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального  затруднения в пробном действии.
  3. Выполнение места и причины  затруднения.
  4. «Открытие» детьми нового знания.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

Вот и встретились мы снова

И к уроку всё готово

Я надеюсь, что урок

Вам пойдёт сегодня впрок !

 Здравствуйте. Садитесь.

  Сегодня я пришла к вам на урок вот с таким настроением.

Слайд №1 (Появление по щелчку)

Чтобы мое настроение оставалось с вами на протяжении всего урока, я помещу  солнышко  на доску (приклеить солнышко). Я надеюсь ,что оно своими лучами обогреет вас и у вас тоже на протяжении всего урока будет хорошее настроение.

Сегодня  мы проведём необычный урок . У вас на столах лежат листы самооценки. Не забывайте проставлять свои полученные баллы.

Слайд №2 (Появление по щелчку)

Сегодня мы скучать не будем,
Про лень, тоску мы позабудем,
Мы оторвёмся от Земли туда,
Где бороздят просторы корабли,
Где вечный мрак, спокойствие Вселенной,
В то место, что зовётся Солнечной системой.

(Музыкальное сопровождение)

Я предлагаю совершить увлекательное космическое путешествие по Солнечной системе.

Вы не против! Тогда вперёд!

А чтобы мы не сбились с курса, вернулись домой, за нами будут наблюдать из центра управления (поставить табличку ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ). Он будет следить за нашими успехами.

Разрешите себя назначить командиром корабля. Вас я назначаю своим экипажем. Прошу доложить мне о готовности экипажа дежурного по классу.

Экипаж  в сборе. Откройте свои бортовые журналы,  тетради,  запишите на полях число, классная работа .

Слайд №3 (Появление по щелчку)

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального  затруднения в пробном действии.

Однако, прямо сейчас отправиться в путешествие мы не можем. Любое путешествие требует подготовки, нужно собрать багаж.

Что для нас будет багажом? (Необходимые знания.)

 

  1. Что такое доля?
  2. Как называют доли , , ?
  3. Что показывает знаменатель обыкновенной дроби?
  4. Что показывает числитель обыкновенной дроби?
  5. Что означает черта в дроби?
  6. Как найти  от числа 42?
  7. Как найти число, если  известно, что  от него равно 4?
  8. Какое число отмечено точкой на координатной прямой?

                                     

                                              ?                                      ?  

         

       

    Молодцы! Багаж собран, теперь нужно составить карту путешествия.

Слайд №4 (Появление по щелчку)

 Карту составить нам поможет графический диктант, который вы сейчас  выполните.

И  вместо ответов вы будете писать знаки , «да» - « ^ » , если вы согласны с утверждением или ответом  и  «нет» - « _ », если вы не согласны с утверждением или ответом.  Знаки записываем в тетради в строчку.

Начинаем работу!

Закончили работу. Чтобы не сбиться с пути, проверим вашу карту путешествий . (Поменялись тетрадями проверили карту соседа,  неверное подчеркнули).

Полученный рисунок –  это карта  нашего путешествия. Вершины на карте – это планеты,  на которые мы сегодня полетим .

     Слайд №5 (Появление по щелчку)

     Итак! Внимание! Взлет!

     И наша ракета помчалась вперед.

     Прощально мигнут и растают вдали

     Огни золотые любимой земли.

 

Слайд №6 (Появление по щелчку)

И вот мы приближаемся к МЕРКУРИЮ. 

Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,.

 Чтобы дальнейший путь не вызывал трудностей  устроим небольшой привал  на  этой планете

 Слайд №7 (Появление по щелчку)

Физкультминутка.

Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.

Слайд №8 (Появление по щелчку)

  Продолжаем  путешествие следующая планета на нашем пути – планета УРАН.

 Уран сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.

 На этой планете мы должны произвести сбор образцов для исследования и узнать что-то новое.

Прочитайте числа в порядке возрастания:

679,504,398,276,985,414.

- А теперь вторую группу чисел в порядке возрастания прочитайте:

,   ,  .

-? Можем? Нет . А почему? Нужно сравнивать , а мы не умеем – как.

Вот сегодня мы с вами и займемся этим. Так кто же сформулирует тему урока?

Тема урока «Сравнение обыкновенных  дробей», запишите в тетради.

Какая цель будет стоять перед нами  (научиться сравнивать дроби).

На слайде тот же ряд дробей: ,   ,  .

Подумайте, на какие  две группы вы можете их разделить. Запишите дроби каждой группы в две строчки в тетради.    Почему вы так разделили?

 

Молодцы! А теперь расположите дроби каждой группы в порядке возрастания: первый вариант – для первой группы, а второй вариант – для второй.

Кто справился. Почему вы не смогли справиться с заданием? Вам не хватило знаний о дробях?

Те, кто сравнил дроби, назовите правило, которым вы воспользовались?

  1. Выявление места и причины затруднения.

Уточните, какое задание вы выполняли? ( сравнивали дроби)

Почему задание вызвало затруднение?( не знаем правило сравнения дробей)

 Какие способы сравнения чисел вы знаете?  Два: порядковый счет и с помощью  координатного луча.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Открывать знания вы будете,  работая в группах  и  парах.

 Сначала вы будете работать в группах с первой группой  дробей , а  затем в парах – со второй группой дробей.

5.Реализация построенного проёкта.

Работа в группе.

Продолжим  работу и поработаем с дробями второй группы в парах.

Возьмите на краю парты карточку № 1 .

На карточке изображены два круга, с  помощью этих кругов сравните  дроби http://festival.1september.ru/articles/624216/img3.gif

 Закрасьте то количество частей круга , которое соответствует числителям дробей, сравните, закрашенные части, сделайте вывод.
Запишите в тетрадь  с помощью математических символов, что получилось.

Теперь с помощью прямоугольников  сравните   дроби http://festival.1september.ru/articles/624216/img4.gif
Запишите результат в тетрадях.

Посмотрите внимательно на полученные записи . Какие дроби у вас били и сделайте вывод: какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше?

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) Работа с текстом учебника.

Давайте, сравним наше правило  с правилом в учебнике на странице 22. Прочитайте правило.

Попробуйте повторить его про себя, а теперь расскажите своему соседу по парте.

Давайте, проверим, как вы запомнили правило. Возьмите на краю парты карточку № 2 . Заполните пропуски.

Из двух дробей с одинаковыми _______________, меньше та дробь, у которой ________  ___________, и больше та, у которой __________ ___________.  

А теперь можно и проверить.

Поднимите руки те, кто правильно заполнил пропуски.

Мы должны не только знать и применять правило, но правильно читать равенства и неравенства. Откроем учебник на странице 23, найдем  рубрику ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО. Обратим внимание на то, как читаются неравенства.

Давайте подведем итог. Чему мы научились на этой планете? И узнали? (правило сравнения дробей).

Слайд № (Появление по щелчку)

Следующая планета – Красный глаз.
Это – Марс.
- И нашим глазам нужен отдых.

Физкультминутка для глаз

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб очки тебе не носить,

Эти лёгкие движения

Предлагаю повторить!

Слайд № (Появление по щелчку)

Продолжаем полёт.

Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.

Закрепим  правило, которое мы изучили на планете Уран,  для этого выполним задания из учебника.

 Выполнение заданий из учебника.

№ 96

№  97

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд №  (Появление по щелчку)

Что ж Дружок
В жизни много дорог.
Летим на Венеру
Хоть путь наш далёк.

На этой планете я должна провести проверку ваших знаний.  Проверка  пройдет в форме самостоятельной работы. Возьмите на краю стола карточку № 3 . Запишите фамилию, читаем задание и выполняем. Время пошло.

Ф.И.О._______________________

В-1

1. Поставьте вместо многоточия знак <, > или =.

Ф.И.О._______________________

В-2

1. Поставьте вместо многоточия знак <, > или =.

Слайд № (Появление по щелчку)

Для проверки самостоятельной работы мы отправимся на планету НЕПТУН

На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.

Проверьте  сами правильность выполнения работы и оцените:

Поднимите руки те, кто справился без ошибок, у кого одна ошибка? Ну, остальные не расстраивайтесь, ведь это только первый урок.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Слайд № (Появление по щелчку)

Дальше и дальше летим мы от солнца,
Юпитер нас встретит светом в оконце.  

Слайд № (Появление по щелчку)

Сравнение дробей используется при решении задач. Я могу предложить одну из задач.

Маша и Настя пошли за ягодами. Маша набрала 4/5 бидона, а Настя 3/5 бидона. Кто из девочек собрал больше ягод?

Вот это и будет вашим домашним заданием. Придумайте задачу на сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и нарисуйте рисунок к задаче.

Слайд № (Появление по щелчку)

Д.з.

1)п.24,  №965, 966, придумать задачу и на сравнение дробей и нарисовать рисунок к задаче  

2)Ответить на вопрос: в каком мешке больше муки ?

6431    6431

  4/5 муки                        3/4 муки

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд № (Появление по щелчку)

Из полёта возвратились.

Мы на Землю приземлились.

А чему мы научились?

Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями и с одинаковыми знаменателями.)

Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на партах лежат разноцветные круги. Поднимите один из них.

Я работал на уроке с желанием.

Я хорошо понял тему урока.

Я работал на уроке с желанием, но чувствовал себя не очень уверенно.

Я не до конца понял тему урока.

Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

Я плохо  понял  тему урока.

http://festival.1september.ru/articles/553544/img3.gif

http://festival.1september.ru/articles/553544/img4.gif

http://festival.1september.ru/articles/553544/img5.gif

 

Подошло к концу наше путешествие по планетам Солнечной системы.

 

     Спасибо, ребята, вам всем за урок,                                    

      Пусть все эти знанья будут вам впрок.                          

     Теперь говорю я вам всем “до свидания”,                        

     Окончен урок. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сегодня мы скучать не будем, Про лень , тоску мы позабудем, Мы оторвёмся от Земли туда, Где бороздят просторы корабли, Где вечный мрак, спокойствие Вселенной, В то место, что зовётся Солнечной системой.

Слайд 3

Космическое путешествие по планетам Солнечной системы

Слайд 4

Задание №1 Сбор багажа Что такое доля? Как называют доли ; ; ? Что показывает знаменатель обыкновенной дроби? Что показывает числитель обыкновенной дроби? Что означает черта в дроби? Как найти от числа 42? Как найти число, если известно, что от него равно 4? Какое число отмечено точкой на координатной прямой? 0 ? 1 ?

Слайд 5

Задание №2 Графический диктант (3 балла) «да» ^ , «нет» _

Слайд 6

В гараже стояло 9 машин. 1. Красные машины составляли машин 3. Грузовые машины составляли машин 2. Синие машины составляли машин

Слайд 7

4.Петухи составляют от домашних птиц

Слайд 8

От 12 равно 6 Числитель в дроби расположен над чертой Знаменатель дроби расположен под чертой

Слайд 9

Карта путешествия ^ _ ^ ^ _ ^ ^

Слайд 10

ЗЕМЛЯ

Слайд 11

УРАН Сбор образцов с поверхности планеты

Слайд 12

Прочитайте числа в порядке возрастания: 679,504,398,276,985,414 ;

Слайд 13

Сравнение дробей

Слайд 14

Разделите дроби на две группы

Слайд 15

Меркурий Проверка состояния здоровья

Слайд 16

Физическая минутка Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись.

Слайд 17

Карточка №1 (3 балла) 1.С помощью кругов сравните дроби 2.С помощью прямоугольников сравните дроби

Слайд 18

Задание №4 (2 балла) Проверка правила Из двух дробей с одинаковыми _______________, меньше та дробь, у которой ________ ___________, и больше та, у которой __________ ___________. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями , меньше та дробь, у которой меньше числитель , и больше та, у которой больше числитель .

Слайд 19

Говори правильно

Слайд 20

САТУРН Проведение опытов на основе собранных материалов

Слайд 22

ВЕНЕРА Проверка знаний

Слайд 23

Карточка №3 (5 баллов)

Слайд 24

НЕПТУН Контроль

Слайд 25

ЮПИТЕР Сбор образцов из глубины планеты

Слайд 26

Решите задачу (3 балла) Маша и Настя пошли за ягодами. Маша набрала бидона, а Настя бидона. Кто из девочек собрал больше ягод?

Слайд 27

Домашнее задание п.24, стр.22, №117, 118, придумать задачу на сравнение дробей и нарисовать рисунок к задаче.

Слайд 28

Итог урока Я работал на уроке с желанием. Я хорошо понял тему урока. Я работал на уроке с желанием, но чувствовал себя не очень уверенно. Я не до конца понял тему урока. Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу. Я плохо понял тему урока.

Слайд 29

Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб очки тебе не носить, Эти лёгкие движения Предлагаю повторить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытые уроки. 6 класс. Обыкновенные дроби

6 класс. Обыкновенные дроби....

Разработка открытого урока по математике "Обыкновенные дроби", 6 класс.

Разработка открытого урока по математике "Обыкновенные дроби" (6 класс). Цель урока: повторение теоретического материала по данному разделу, формирование знаний по пройденной теме, развитие познавател...

презентация к уроку "действия с обыкновенными дробями". Урок- путешествие

Данная презентация созданна для обобщающего урока в форме урока- путешествия по планетам солнечной системы по теме "Действия с обыкновенными дробями" 5 класс....

План открытого урока по теме «Обыкновенные дроби».

План открытого урока математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида "Обыкновенные дроби"...

Открытый урок по теме "Обыкновенные дроби.Обобщение темы"

Открытый урок по теме "Обыкновенные дроби.Обобщение темы"...

Открытый урок на тему "Обыкновенные дроби"

Открытый урок на тему "Обыкновенные дроби"....