Урок математики в 5 классе "Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Бекеева Дилара Сабировна

Урок проведен в рамках недели математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»

Урок математики

в 5 классе по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

Подготовила и провела

учитель математики:

 Бекеева Д.С.

а.Эдельбай, 2018

Урок математики в 5 классе по теме:

«Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

Цель урока:

  • Создать условия для обобщения и систематизации знаний  по данной теме;
  • Проверка и коррекция знаний и умений умножать и делить  десятичные дроби на натуральные числа;
  • Закрепление знаний и умений учащихся при решении уравнений и задач, решаемых с помощью уравнений;
  • Развитие логического мышления, математической речи;
  • Расширение знаний учащихся об окружающем их мире.

Оборудование: ПК, презентация.

Ход урока.

1. Орг.момент. Определение темы и цели урока

- Сегодня мы совершим путешествие на планету МиФ (математика и фантазия).  

А по какой теме вы узнаете, разгадав анаграмму.

- Правильно, запишем в тетрадях число и тему урока: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

Как вы думаете, каковы цели урока? А кто является жителями этой планеты?

Население планеты составляют дробные числа. В путешествие отправляется весь класс - экипаж ракеты. Следить за путешествием будет Центр управления полетом.

Полет на планету МиФ

Учитель:

- Мы побывает в Волшебном саду и Музее истории дробей, наш путь будет лежать через Озеро неизвестности и Водопад приближений. Мы увидим Город Законов и Дворец Смекалки. В дороге нам помогут строки стихотворения:

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.  

Никогда не давались легко

Достижения людям.

Центр управления полетом дает задание (команды) экипажу и следит, чтобы все члены экипажа принимали участие в работе.

2. Ход игры

1) Волшебный сад  

-   Поздравляю, Вы прилетели на планету МиФ и приземлились в Волшебном саду. Необходимый багаж (знание правил)

-    Как разделить десятичную дробь на 1000?

- На сколько разрядов и в какую сторону перемещается запятая при умножении на 10, на 1000, на 100000?

- В десятичной дроби запятую перенесли на 5 разрядов влево. Во сколько раз дробь уменьшилась?

- В десятичной дроби запятую перенести на 4 разряда вправо. Как изменилась дробь?

-    Как записать обыкновенную дробь в виде десятичной?

2) Операция «Компьютер»                                                                                                                             Требуется проверить «блок памяти» и исправить «неполадки» (ошибки в вычислениях) 

1.Проверка д.з. Найди ошибки, укажи и исправь их.(№ 1379 ж,з)  

2. Исправив «неполадки», проконтролируйте работу компьютера (устно)

 Восстановите запятые в примерах:

а) 32+ 18 = 5

6)3 + 108 = 408

в) 42+17 = 212        

г) 736 - 336 = 4

д) 63 - 27 = 603

е) 57 - 4= 17

2)  Ракета

    Экипаж должен путешествовать в ракете. Чтобы в нее попасть, надо преодолеть по 8 ступенек с каждой стороны.

Ответим   на   след.  вопросы :

 а)   найдите значение выражения   198 : х,   если х= 100;

 б)   упростите выражение  1,8а - 0,2а + а;

 в)   найдите произведение чисел 2,4 и 3;

 г)    делитель 8, частное 1,2, найдите делимое;                                                              

 д)   представьте в виде десятичной дроби   2/5;

 е)   найдите значение выражения   12,378у,   если у =100.

2)  Водопад приближений

- Чтобы благополучно пройти водопад, требуется выполнить такое задание:

1.   Выполните умножение и округлите ответ до целых   0,075* 24

2.   Выполните  деление   и   округлите результат до десятых   77,28 : 12

3) Озеро неизвестности  

В «Озере неизвестности» плавают рыбы - уравнения. Их нужно «поймать», то есть решить .                                                                   

1. 4х-х = 8,7     2.  5х + 3х-1,3 = 1,1       3.  3,08:у = 4        4.  10х +3,72 = 5,69

4) Город Законов

Благополучно переплыв Озеро неизвестности, мы подошли к Городу законов.

 Найти значение выражения (использовав распределительный закон умножения)

1.    3,6 *   23 + 3,6 * 77

2.    12,83* 356 + 644* 12,83

3.    0,271*   56 + 0,271*33-0,271*  79

5) Дворец Смекалки

- И, наконец, конечный и главный пункт нашего путешествия - Дворец Ее Величества - Смекалки.

Нужно решить задачи:

1. Если к некоторому числу прибавить 0,7  и полученную сумму увеличить в 2 раза, то получится 15. Найти данное число.  

6)  Мы подошли к Музею истории

Самостоятельная работа (тест) Если вы решите правильно, то у вас должна получиться фамилия известного узбекского математика

Тест по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»

Вариант 1. Поставьте букву или символ правильного ответа в таблицу :

 

 

 

 

 

 

    -

  1. Выполните умножение: 0,0245*100

           а)2,45        б) 0,245         в)245          г) 0,00245

  1.  Выполните умножение :  5,73*7

о)401,1          л)40,11             к)4,011            н) другой ответ

     3.    Выполните деление:  3,74:10

          о)0,0374            п)37,4               ь)0,374            н) другой ответ

    4.   Выполните деление:  77,8:25

           р)31,12            к)  3,112             ь)0,31            ф) другой ответ

     5.    Решите уравнение: 2у+2,4=5,8

          в)4,1           п)6,8      д) другой ответ;      а) 1,7 

     6.   Округлите число:  до сотых

          ш)         н)            р)           м) другой ответ.

    7.    Какая из данных десятичных дробей на координатном луче              

           расположена левее:

           и)        л)           о)             р)

Вариант 2. Поставьте букву или символ правильного ответа в таблицу :

 

 

 

 

 

 

 

    -

1.Выполните умножение: 0,576*10

     а)5,76        б) 57,6         в)576          г) 0,00576

2. Выполните умножение :  2,43*6

о)1,458          л)14,58             к)0,41            н) другой ответ

     3.    Выполните деление:  4,45:10

          а)0,0445            д)44,5               ь)0,445           и) другой ответ

    4.   Выполните деление:  48,8:61

          р)8            к) 0,8              ь)0,085            ф) другой ответ

     5.    Решите уравнение: 3а+8а=1,87

          в)17           п)1,7      д) другой ответ;      а) 0,17

    6.   Округлите число:  до сотых

          ш)          к)            р)          м) другой ответ

  7.    Какая из данных десятичных дробей на координатном луче              

           расположена правее:

           и)         л)            о)            р)

     Если совпали все буквы -  оценка «5»

 Если  1 или 2 буквы не совпали – оценка «4»

 Если  4 буквы не совпали – оценка «3»

Если вы решили правильно, то у вас получилась фамилия известного узбекского математика  Джамшида  Аль-Коши, который написал  сочинение «Ключ арифметики». Он в своей работе  изложил  учение о десятичных дробях. Записывал  он десятичные дроби так же как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял чертой. В Европе дроби были заново изобретены только через 100 лет Симоном Стевином. В России учение о дробях изложил Л.Ф.Магницкий.

 Если совпали все буквы -  оценка «5».  Если  1 или 2 буквы не совпали – оценка «4»

 Если  4 буквы не совпали – оценка «3» .  Если вы хотите, чтобы за решение теста оценку поставили в журнал, обведите ее в кружочек.

- Молодцы, ребята! Путешествие окончено. Возвращаемся домой

7. Домашнее задание

   Сюжетная линия: 

В кабинете математики чрезвычайная ситуация – пропала Волшебная книга с правилами действий над десятичными дробями. Для поиска Злоумышленника организуются «Детективные агентства» ( каждый стол – одно агентство). Вы  должны определить  его приметы.

Выполнив   задание, учащиеся  узнают особые приметы Злоумышленника, о чем сообщат на следующем уроке.  

       8 Подведение итогов.

Вот мы уже дома. Вам понравилось путешествовать? Что интересного вы узнали?

Какие трудности встретились на пути?

Поставить отметки.

          9.  Рефлексия

Оцените свое отношение к уроку, покажите соответствующие смайлики.

                                                         

          Учителю для проверки д.з.:

Приметы Злоумышленника: круглое лицо, голубые глаза, кудрявые каштановые волосы, прямой длинный нос, узкие губы, черные усики. Во всех вариантах при правильном решении должен получиться такой портрет.

                                                     

    Вариант Ι.

Приметы:

  • Форма лица:

Вычислите 3,57 + 2,23 - 4,8.

а) 10,7; овальное                в) 5,79; вытянутое

б) 1; круглое                        г) 1,3; квадратное

  • Цвет глаз:

Вычислите 5,508 ׃ 0,27 - 5,3

а) 20,4; зеленые                в) 15,1; голубые

б) 16,1; карие                        г)15,4; черные

  • Волосы:

Вычислите (17,28 ׃ 3,2 + 1,4 · 2,5) ׃ 89 + 1,9.

а) 1,1; черные прямые        в) 2,9; лысый

б) 2; каштановые кудрявые        г) 11,9;черные кудрявые

  • Форма носа:

Решите уравнение: 1,5х - 1,15 = 1,1.

а) х = 2,25; картошкой                        в) х = 2,16; с горбинкой

б) х = 0,75; курносый  г) х = 1,5; прямой длинный

  • Губы:

Решите уравнение: 2,7у + 5,31у - 2,81у - 2,6 = 0.

а) у = 2; бантиком                 в) у = 5; пухлые

б) у = 0,5; узкие                  г) у = 2,5; уголки опущены вниз

  • Особые приметы:

Некоторое число увеличили в 2,5 раза, а затем вычли половину исходного числа, после чего получилось число, на 1,99 большее исходного. Найдите исходное число.

а) 2; пышные светлые усы в) 1,4; маленькая черная бородка

б) 7,96; родинка на левой щеке г) 1,99; черные усики

         

Вариант ΙΙ.

Приметы:

  • Форма лица:

Вычислите 3,59 + 2,24 – 4,83.

а) 10,8; овальное                в) 5,88; вытянутое

б) 1; круглое                        г) 1,2; квадратное

  • Цвет глаз:

Вычислите 550,8 : 27 – 5,3

а) 20,4; зеленые                в) 15,1; голубые

б) 16,1; карие                        г)15,4; черные

  • Волосы:

Вычислите (34,56 : 32 + 2,8 * 2,5) ׃ 4 – 0,02.

а) 1,1; черные прямые                в) 2,9; лысый

б) 2; каштановые кудрявые                г) 11,9;черные кудрявые

  • Форма носа:

Решите уравнение: 1,2х – 14,2 = 3,8.

а) х = 2,25; картошкой                в) х = 2,16; с горбинкой

б) х = 0,75; курносый                г) х = 1,5; прямой длинный

  • Губы:

Решите уравнение: 2,8у + 3,31у – 2,72у – 0,695 = 1.

а) у = 2; бантиком                 в) у = 5; пухлые

б) у = 0,5; узкие                  г) у = 2,5; уголки опущены вниз

  • Особые приметы:

Некоторое число увеличили в 2,5 раза, а затем вычли половину исходного числа, после чего получилось число, на 1,99 большее исходного. Найдите исходное число.

а) 2; пышные светлые усы в) 1,4; маленькая черная бородка

б) 7,96; родинка на левой щеке г) 1,99; черные усики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа / Интеллектуально-тренинговые игры на уроках математики / 5 класс

Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа».Выяснить закономерности деления десятичных дробей на разрядные единицы.Закрепить правила ...

Урок математики в 5 классе «Деление десятичных дробей на натуральное число и история правил дорожного движения»

Урок способстует формированию навыков решения задач прикладного характера, обеспечивающих безопасность движения....

Урок математики в 5 классе "Деление десятичной дроби на натуральное число"

Конспект урока математики в 5 классе "Деление десятичной дроби на натуральное число"...

Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление десятичной дроби на натуральное число"

Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление десятичной  дроби на натуральное число"...

Методическая разработка урока. 5 класс "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число"

Данная методическая разработка предназначена для проведения обощающего урока в 5 класс на тему  "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число". данный урок составлен в соответс...

Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление десятичных дробей на натуральное число"

Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление десятичных дробей на натуральное число"...