Технологическая карта урока по учебному предмету «математика» в 5-ом классе на тему «Понятие дроби»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Яковкина Светлана Олеговна

Тип урока:

 Изучение  нового материала

Авторы УМК:

С.  М.  Никольский, М.  К.  Потапов, Н.  Н.  Решетников, А.  В.  Шевкин

Цели урока:

Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;  понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;  уметь записывать дроби.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся,

Метапредметные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения, ориентируются на разнообразие способов решения задач, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные: Имеют представление о дроби как результате деления натуральных чисел, о частном от деления, о дроби как одной или нескольких равных долях; умеют развернуто обосновывать суждения.

Могут отмечать на координатном луче точки с дробными координатами, воспринимать устную речь, участвовать в диалоге, аргументированно рассуждать и обобщать, приводить примеры. 

Оборудование:

 Компьютер, проектор

Образовательные ресурсы:

 1.  Математика: 5  кл.  /  С.  М.  Никольский, М.  К.  Потапов, Н.  Н.  Решетников, А.  В.  Шевкин.  —  М.: Просвещение, 2015.

2.  Потапов  М.  К. Математика: дидактические материалы. 5  кл.  /  М.  К.  Потапов, А.  В.  Шевкин.  —  М.: Просвещение, 2009.

 

 

 

 

Технологическая карта

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приемы, методы

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в учебный процесс

Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.

организация своей учебной деятельности; мотивация учения

2. Актуализация знаний

Активизирует знания учащихся  и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать или записывать числа?

Найдите половину от 18, от 42, от 100, от 356, от 5.

 

Скажите, а можно ли 5 яблок разделить на 15 человек.

Давайте попробуем это сделать. На сколько частей надо разрезать одно яблоко.

Пока я это делаю, разгадайте загадку.

Загадка:

Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники?

Людям часто приходится делить целое на части. Делить можно, что угодно: круг, торт, хлеб, арбуз, а мы с вами сегодня делим яблоко. Каждое яблоко разделили на 5 частей. Каждый из вас получит…, т.е. 1/5 яблока.

 А теперь, ребята, скушайте ваш кучек яблока и назовите тему нашего урока. Ведь вы, наверное, догадались, что это ….

Запись темы урока на доске

Считать

 

 

Устно: 9 , 21, 50, 178, а 5 пополам разделить нельзя.

 

Можно, если яблоко разрезать.

 

 

На 5 частей.

 

 

 

 

Устно: Дробь

 

 

 

 

Дроби

 

 

1 кусочек

 

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Метод проблемного изложения

Наблюдение, внимательность, опыт, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Развитие навыка сотрудничества.        Выдвижение гипотезы.

3. Постановка цели и задач урока. 

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими  тему и целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

 

Метод ученического целеполагания

 

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

самоопределение.

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Этап изучение нового материала и усвоение новых знаний

Введение понятия обыкновенная дробь. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы

Определение дробей.

  1. Мама поделила между четырьмя детьми поровну 12 ягод. По сколько ягод получил каждый ребенок?
  2. Мама поделила между четырьмя детьми поровну 8 персиков. По сколько персиков получил каждый ребенок?
  3. Если буханку хлеба весом 1 кг разрезать на 2 равные по весу части. Сколько будет весить часть? 

 

Слова с приставкой «пол»  можно услышать,  пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма. Говорят «половина» или «пол», подразумевают 1/2. Говорят «треть», подразумевают 1/3. Говорят «четверть», подразумевают 1/4 . Говорят «восьмушка» (разговорная форма), «осьмушка» (устаревшая форма), подразумевают 1/8.

Назовите еще несколько слов с этими приставками.

- Когда образуются дроби?

Записи 1/2, 1/3, 1/4, 2/3 … называют обыкновенными дробями или короче, дробями.

Дробь 1/2 означает половину, или одну вторую часть единицы. Такой же смысл имеют и остальные дроби 5/6 – пять шестых, 7/11 – семь одиннадцатых.

Практическая работа

На доске записаны дроби:

Число можно записать в виде     (пэ кутых), где p, число находящее над чертой и называется числитель, число q, находящее под чертой - знаменатель дроби.

 

Как Вы думаете, что показывает знаменатель дроби? числитель?

 

А каким числом не может быть знаменатель дроби?

Может ли существовать дробь со знаменателем 1? Приведите примеры.

Конечно же, дробь со знаменателем 1 существует, ведь это еще одна форма записи натурального числа.

Скажите, какой арифметический знак может означать дробная черта?

 

Получат по 3 ягоды

 

 

 

По 2 персика

 

 

Каждая по половине килограмма.

 

 

 

Приводят примеры употребления приставки «пол».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда, когда один предмет делятся на равные части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся всем классом проговаривают правильное чтение дробей

 

Учащиеся своими словами дают ответ на вопрос, с помощью учителя правильно формулируется определение

 

(Числитель - на сколько равных частей разделили целое. Знаменатель - сколько частей взяли.)

Делают запись в тетрадях

 

 

Устный ответ: Нулем.

 

 

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

 

 

Для закрепления дети записывают формулу в тетрадь: .

 

Знак деления.

Устный счет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие самостоятельности, умения  слушать и слышать.

Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем.

Познавательная активность.

Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Установление правильности и осознанности изучения темы «Дроби».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Открываем учебники на стр. 165 №728-730 -устные задания.

 

А теперь обратите внимание на интерактивную доску.

Деление квадрата на части

 

Решение задачи №732

Устно отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Параллельная работа у доски и в тетрадях, с последующей проверкой и обсуждением.

 

Учащиеся работают у доски на оценку и в тетрадях, анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач

 

 

 

Текстовые задания

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Элементы волевой саморегуляции, выбор наиболее эффективных способов задач в зависимости от конкретных условий.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Быстро встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко, сладко потянулись

И друг другу улыбнулись,

Рот закрыли на замок,

Продолжается урок.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

 

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

 

6.  Этап первичное осмысление и закрепление знаний.

 

 

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

 

№ 731 (а). Вызывает ученика к доске для решения задачи, задает дополнительные вопросы по заданию.

Что требуется найти по условию задачи?

Что нам для этого нужно знать?

Все ли из этого нам известно?

Можем найти это?

Как «половину» можно представить в виде дроби? Чему равен числитель и знаменатель?

№731 (б).

Ученик читает задачу вслух, вместе с классом под руководством учителя анализируют задачу.

 

 

 

Какова длина одной части?

 

Сколько метров проволоки  было и сколько отрезали.

Да. 1) 100: 2 = 50 (см) – отрезали проволоки.

2) 100 – 50 = 50 (см) – осталось проволоки.

1/2, 

  1. числитель,
  2. знаменатель.

Текстовые задания

формирование позитивной самооценки

умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги  класса.

Что изучали сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать определение дроби?

- Из чего она состоит?

- Что показывает знаменатель дроби?

- А что показывает числитель дроби?

- Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: ….

 

Обыкновенные дроби.

Это часть от единицы.

 

Числитель и знаменатель.

Знаменатель - сколько частей взяли.

Числитель - на сколько равных частей разделили.

Метод рефлексии, подведение итогов самими учащимися

оценивание собственной деятельности на уроке, проверка усвоенных на уроке знаний.

 

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Стр. 166,  №734, 735.

Творческая работа  по  желанию: составить сказку про  обыкновенные дроби.

Учащиеся записывают в дневники задание.

Особое задание

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_5m_yakovkina_s.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                    Яковкина С.О.,

                                                     учитель математики МБОУ «ЦО № 3» ,

                                                                                                         г. Донской

                                                                                                                                                                                                                                                                       

Технологическая карта урока

по учебному предмету «математика» в   5-ом  классе на тему «Понятие дроби»

Тип урока:

 Изучение  нового материала

Авторы УМК:

С.  М.  Никольский, М.  К.  Потапов, Н.  Н.  Решетников, А.  В.  Шевкин

Цели урока:

Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;  понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;  уметь записывать дроби.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся,

Метапредметные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения, ориентируются на разнообразие способов решения задач, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные: Имеют представление о дроби как результате деления натуральных чисел, о частном от деления, о дроби как одной или нескольких равных долях; умеют развернуто обосновывать суждения.

Могут отмечать на координатном луче точки с дробными координатами, воспринимать устную речь, участвовать в диалоге, аргументированно рассуждать и обобщать, приводить примеры. 

Оборудование:

 Компьютер, проектор

Образовательные ресурсы:

 1.  Математика: 5  кл.  /  С.  М.  Никольский, М.  К.  Потапов, Н.  Н.  Решетников, А.  В.  Шевкин.  —  М.: Просвещение, 2015.

2.  Потапов  М.  К. Математика: дидактические материалы. 5  кл.  /  М.  К.  Потапов, А.  В.  Шевкин.  —  М.: Просвещение, 2009.

 

Технологическая карта

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приемы, методы

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в учебный процесс

Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.

организация своей учебной деятельности; мотивация учения

2. Актуализация знаний

Активизирует знания учащихся  и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать или записывать числа?

Найдите половину от 18, от 42, от 100, от 356, от 5.

Скажите, а можно ли 5 яблок разделить на 15 человек.

Давайте попробуем это сделать. На сколько частей надо разрезать одно яблоко.

Пока я это делаю, разгадайте загадку.

Загадка:

Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники?

Людям часто приходится делить целое на части. Делить можно, что угодно: круг, торт, хлеб, арбуз, а мы с вами сегодня делим яблоко. Каждое яблоко разделили на 5 частей. Каждый из вас получит…, т.е. 1/5 яблока.

 А теперь, ребята, скушайте ваш кучек яблока и назовите тему нашего урока. Ведь вы, наверное, догадались, что это ….

Запись темы урока на доске

Считать

Устно: 9 , 21, 50, 178, а 5 пополам разделить нельзя.

Можно, если яблоко разрезать.

На 5 частей.

Устно: Дробь

Дроби

1 кусочек

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Метод проблемного изложения

Наблюдение, внимательность, опыт, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Развитие навыка сотрудничества.        Выдвижение гипотезы.

3. Постановка цели и задач урока.  

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими  тему и целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Метод ученического целеполагания

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

самоопределение.

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Этап изучение нового материала и усвоение новых знаний

Введение понятия обыкновенная дробь. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы

Определение дробей.

  1. Мама поделила между четырьмя детьми поровну 12 ягод. По сколько ягод получил каждый ребенок?
  2. Мама поделила между четырьмя детьми поровну 8 персиков. По сколько персиков получил каждый ребенок?
  3. Если буханку хлеба весом 1 кг разрезать на 2 равные по весу части. Сколько будет весить часть?  

Слова с приставкой «пол»  можно услышать,  пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма. Говорят «половина» или «пол», подразумевают 1/2. Говорят «треть», подразумевают 1/3. Говорят «четверть», подразумевают 1/4 . Говорят «восьмушка» (разговорная форма), «осьмушка» (устаревшая форма), подразумевают 1/8.

Назовите еще несколько слов с этими приставками.

- Когда образуются дроби?

Записи 1/2, 1/3, 1/4, 2/3 … называют обыкновенными дробями или короче, дробями.

Дробь 1/2 означает половину, или одну вторую часть единицы. Такой же смысл имеют и остальные дроби 5/6 – пять шестых, 7/11 – семь одиннадцатых.

Практическая работа

На доске записаны дроби:

Число можно записать в виде     (пэ кутых), где p, число находящее над чертой и называется числитель, число q, находящее под чертой - знаменатель дроби.

Как Вы думаете, что показывает знаменатель дроби? числитель?

А каким числом не может быть знаменатель дроби?

Может ли существовать дробь со знаменателем 1? Приведите примеры.

Конечно же, дробь со знаменателем 1 существует, ведь это еще одна форма записи натурального числа.

Скажите, какой арифметический знак может означать дробная черта?

Получат по 3 ягоды

По 2 персика

Каждая по половине килограмма.

Приводят примеры употребления приставки «пол».

Тогда, когда один предмет делятся на равные части.

Учащиеся всем классом проговаривают правильное чтение дробей

Учащиеся своими словами дают ответ на вопрос, с помощью учителя правильно формулируется определение

(Числитель - на сколько равных частей разделили целое. Знаменатель - сколько частей взяли.) 

Делают запись в тетрадях

Устный ответ: Нулем.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Для закрепления дети записывают формулу в тетрадь: .

Знак деления.

Устный счет

Эвристическая беседа

Развитие самостоятельности, умения  слушать и слышать.

Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем.

Познавательная активность.

Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Установление правильности и осознанности изучения темы «Дроби».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Открываем учебники на стр. 165 №728-730 -устные задания.

А теперь обратите внимание на интерактивную доску.

Деление квадрата на части

Решение задачи №732

Устно отвечают.

Параллельная работа у доски и в тетрадях, с последующей проверкой и обсуждением.

Учащиеся работают у доски на оценку и в тетрадях, анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач

Текстовые задания

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Элементы волевой саморегуляции, выбор наиболее эффективных способов задач в зависимости от конкретных условий.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Быстро встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко, сладко потянулись

И друг другу улыбнулись,

Рот закрыли на замок,

Продолжается урок.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

6.  Этап первичное осмысление и закрепление знаний.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

№ 731 (а). Вызывает ученика к доске для решения задачи, задает дополнительные вопросы по заданию.

Что требуется найти по условию задачи?

Что нам для этого нужно знать?

Все ли из этого нам известно?

Можем найти это?

Как «половину» можно представить в виде дроби? Чему равен числитель и знаменатель?

№731 (б).

Ученик читает задачу вслух, вместе с классом под руководством учителя анализируют задачу.

Какова длина одной части?

Сколько метров проволоки  было и сколько отрезали.

Да. 1) 100: 2 = 50 (см) – отрезали проволоки.

2) 100 – 50 = 50 (см) – осталось проволоки.

1/2,  

  1. числитель,
  2. знаменатель.

Текстовые задания

формирование позитивной самооценки

умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги  класса.

Что изучали сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать определение дроби?

- Из чего она состоит?

- Что показывает знаменатель дроби?

- А что показывает числитель дроби?

- Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: ….

Обыкновенные дроби.

Это часть от единицы.

Числитель и знаменатель.

Знаменатель - сколько частей взяли.

Числитель - на сколько равных частей разделили.

Метод рефлексии, подведение итогов самими учащимися

оценивание собственной деятельности на уроке, проверка усвоенных на уроке знаний.

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Стр. 166,  №734, 735.

Творческая работа  по  желанию: составить сказку про  обыкновенные дроби.

Учащиеся записывают в дневники задание.

Особое задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе на тему: «Определение координат на плоскости»

Урок выполнен с применением специализированного программного обеспечения для интерактивных досок (наглядная  презентация, выполненная в программе elitePanaboardbook; презентация «Гимнастика для г...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Риторика» в 7-ом классе на тему «Вежливый совет».

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Создать педагогические условия для развития умения общаться. 2. Познакомить учащихся с советом как этикетным речевым жанром. 3. Обеспечить закрепление изучаемого материала в ходе решени...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»

УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Химия» в 11 классе на тему «Гидролиз солей»

Технологическая карта урока ОНЗ (открытие нового знания) составлена в технологии деятельностного метода. Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о типах гидролиза солей, о среде растворов солей...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 5 классе на тему «Литературная стилизация в сказке А.Н.Толстого «Кикимора» из цикла «Русалочьи сказки».

Данная разработка пригодится на уроках внеклассного чтения для закрепления по теме "Русские народные сказки". Материал развивает кругозор, знакомит с понятием стилизации, учит анализировать ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа В.П. Астафьева «Яшка – лось»).

Тема данного урока выбрана неслучайно.  Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию  школьников в рамках  работы по теме «Человек и...

Технологическая карта урока по учебному предмету "Математика" в 6-ом классе на тему "Деление рациональных чисел"

Урок открытия нового знания. Изучение правил деления рациональных чисел, закрепление и обобщение действий с рациональными числами....