Технологическая карта урока по учебному предмету "Математика" в 6-ом классе на тему "Деление рациональных чисел"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Урок открытия нового знания. Изучение правил деления рациональных чисел, закрепление и обобщение действий с рациональными числами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: математика

Класс: 6

Тема урока: Деление рациональных чисел

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель занятия:  организация деятельности учащихся по изучению правил деления рациональных чисел, закрепление и обобщение действий с рациональными числами

Основные образовательные результаты:

предметные:

 формулировать и записывать с помощью букв законы действий с рациональными числами;

 применять правила для преобразования числовых выражений;

 сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

выполнять арифметические действия с рациональными числами, включая возведение в степень;

личностные: умение записывать ход решения по образцу; умение дополнять и исправлять ответы других учащихся, предлагать свои способы решения задач, решать простейшие творческие задания;  умение выполнять пошаговый контроль, взаимоконтроль результата учебной математической деятельности; способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи

метапредметные:

понимание сущности алгоритма, умение действовать по готовому алгоритму; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата, умение принимать выдвинутую гипотезу, соглашаться и не соглашаться с ней;  применять индуктивные способы рассуждения;

Формы работы учащихся: индивидуальная; фронтальная; самостоятельная работа; работа в парах.

Необходимое оборудование: проектор и экран, индивидуальный лист учащегося.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Мотивационно – ориентировочный блок

1

Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Приветствует     обучающихся, настраивает на работу.

Проверяют готовность к уроку

Регулятивные

способность к волевому усилию

2

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

«Научиться можно лишь тому, что любишь, и чем глубже и полнее должны быть знания, тем сильнее, могучее и живее должна быть любовь»

И. В. Гете

-Согласны ли вы с таким утверждением?

Средневековый философ Фома Аквинский дал такое определение знанию: «Знание – настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника».

-Как вы думаете почему?

-И сегодня на уроке мы тоже будем открывать новые знания.

 Эпиграфом нашего урока станут слова известного персидского поэта и мудреца Фирдоуси: «Если путь твой к познанию мира ведет, - Как бы не был он долог и труден – вперед!»

Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры, контролируют и оценивают одноклассников.

Личностные

доброжелательное отношение к окружающим; потребность в самовыражении

Регулятивные

способность к волевому усилию

Коммуникативные

умение вступать в диалог, формулировать свою точку зрения.

3

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового знания.

Я приглашаю вас к размышлению в творческую мастерскую.

Устно.

Верно ли выполнено умножение:

а) -5·6=30; б) 9·(-3)=-27; в) -4/6 ·6=-4;

г) 0·(-4,56) =-4,56?

Решите уравнение: а)х*(-5,2) = 5,2;

 б)у*(-3,7) = -3 ,7; в)-5*х =0.

Любопытные вопросы

  • Какую роль играет при умножении

      число -1?

  • Каким числом - положительным, отрицательным или нулем- является произведение:
  1.        (-1)²·(-1) ³ ·(-1) ¹²·(-1) ¹³ ·(-1) ·(-1);
  2.        (-1) ·(-2) ·(-3) ·…· (-2008);
  3.        (-3) ·(-2) ·(-1) ·0·1·2·3?
  • Чему равно произведение  нуля и разности самого большого двузначного числа и самого большого однозначного натурального числа?
  • Какое число надо разделить на 5, чтобы получить 0,2?    

Как можно быстрее сравнить выражения, не вычисляя их значения?

 Выполни действия: а) 0,8· (- 0,3)-0,6· (-0,3); б) -24+(-16)+(-10)+23+17.

Устно выполняют задание учителя. Осуществляют проверку (на экране правильные ответы) и фиксируют ответы на которые затруднялись ответить.

Регулятивные

оценка  и самооценка

результатов деятельности; коррекция.

Познавательные

установление причинно-следственных связей;

формулирование проблемы.

Предметные

Умножают отрицательные числа и числа с разными знаками; используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

4

Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать уточнение и согласование темы, цели урока с помощью подводящего к теме диалога и продуктивных заданий, зафиксировать причину затруднения.

-Сформулируйте следующее задание.

      - Найти значение выражений:

11/5 : 3 =          ;

4 : 3 1/9 =         ; 4 2/5 :  12/3 =

           - Заменить частное произведением и вычислить:

 - 1/5 : 3/4  = - 4/15 ;                2/3 : (- 1/3) = -2;              - 6 : 3 = -2;             - 24 : (-8) = 3

 - Можно ли в последних двух  примерах результат получить проще?

-Сформулируйте проблему урока.

-Сформулируйте тему урока.

-Какова цель нашего урока?

-Составьте план наших действий.

 Регулятивные

работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства.

Личностные

проявляют познавательный интерес к изучению предмета, способам решения учебных задач.

Познавательные сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников;

дают адекватную самооценку учебной деятельности; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; анализируют соответствие результатов требованиям учебной задачи.

Коммуникативные  сотрудничать в совместном

решении задачи

Предметные

Находят частное от деления отрицательных чисел и чисел с разными знаками; прогнозируют результат вычисления.

Организационно – деятельностный блок

5

Этап моделирования.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при выполнении проблемного задания.

Соотнести новое знание с правилом в учебнике.

-Вернёмся к проблеме урока: как вывести правило деления положительных и отрицательных чисел?

 -Какие есть гипотезы?

- 6 : 3 =   ;             - 24 : (-8) =

Подтвердите свое мнение доказательством.

-Сформулируйте правила деления рациональных чисел.

-Найдите его в учебнике.

-Чему равно частное 0:а, где а неравно 0?

-Можно ли делить на 0?

Ученики предлагают свои гипотезы…

Личностные

готовность к самообразованию

Регулятивные

составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; умение вносить коррективы в выполнение своих действий.

Познавательные

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

выполнение анализа и синтеза объектов.

Коммуникативные

умение вступать в диалог.

Предметные

Находят частное от деления отрицательных чисел и чисел с разными знаками; прогнозируют результат вычисления.

6

Этап конструирования.

Реализация построенного проекта.

Построение и фиксация нового знания.

Цель: организовать фиксацию преодоления затруднения.

-Как запомнить правила деления?

Предложите способы запоминания.

(+) : (+) = (+)

(+) : (-) = (-)

(-) : (+) = (-)

(-) : (-) = (+)

Ученики высказывают своё мнение и предлагают способы запоминания.

7

Этап презентации образовательных продуктов.

Первичное закрепление с комментарием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи.

Сформулировать задание:

1)Определить знак частного:

а) -75.648 : 45.876

б)-564.87 : (-56.873)

в) 23/345 : (-75/58)

г)-546,876 : (-453,87): (-45,97)

2)Верно ли

а) -36 : 2 =-18

б) 2,7 : (-1) =2,7

в) -7,5 : (-5) =1,5?

3)Найдите частное:

а) -38 : 19;

б) 45 : (-15);

в) -36 : (-6).

Ученики выполняют задание, комментируя решение.

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися продуктивных заданий, самопроверку, выявление и исправление допущенных ошибок.

-Выполните задания самостоятельно.

Приложение 1

Предложите критерии оценивания.

Проверьте по эталону.

-В чём проявилось знание?

-В чём проявилось незнание?

-Оцените свою работу.

Ученики самостоятельно выполняют задание.

Учащиеся оценивают свою работу.

Личностные

адекватная позитивная самооценка

Регулятивные составляют план выполнения задач, решают проблемы творческого и поискового характера,

способность к волевому усилию;

оценка  и самооценка

результатов деятельности

Познавательные самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Предметные

находят частное от деления отрицательных чисел и чисел с разными знаками; вычисляют числовое значение; сравнивают; решают простейшие уравнения; решают задачу.

9

Этап презентации образовательных продуктов.

Включение в систему заданий на повторение.

Цель: организовать включение нового знания в систему знаний, выработать стратегию решения задания практико-ориентированного и познавательного характера.

Из предложенных заданий выберите любые и выполните самостоятельно

Приложение 2

Проверьте по эталону

-В чём проявилось знание?

-В чём проявилось незнание?

-Оцените свою работу.

Ученики выполняют индивидуально любые задания в течение 7 минут.

Ученики самостоятельно проверяют правильность выполнения заданий. Корректируют ошибки и рефлексируют свою деятельность.

10

Домашнее задание.

Задает дифференцированное домашнее задание, комментарии по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание, задают возникающие вопросы по выполнению домашнего задания.

Рефлексивно – оценочный блок

11

Рефлексия.

Цель: соотнести цель урока и его результаты, провести самооценку работы на уроке, осознать новое знание и спрогнозировать направления будущей деятельности.

Поделитесь результатами урока.

  •  это для меня важно и интересно…
  •  сегодня мы научились …
  •  мне было сложно …
  •  я понял, что …
  •  я планирую ...

Психофизическая пауза

Человек обладает положительными и отрицательными качествами. Распределите эти качества на координатной прямой. К чему должен стремиться человек? Какими качествами, которых у вас нет, вы хотели обладать?

«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…» (из Поучения Владимира Мономаха).

Учитель благодарит учащихся за урок.

Ученики делятся впечатлениями об уроке, подводят итоги демонстрируют, насколько понятным и интересным был урок, какие знания открыли, чему научились, что было трудно и почему.

Регулятивные

оценка  и самооценка

результатов деятельности

Коммуникативные

умение вступать в диалог, формулировать свою точку зрения.

Литература для учителя и учащегося:

1. Математика. 6 класс. Учебник. ФГОС Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Издательство: Мнемозина, 2014 г.

2. Рабочая программа по математике. 6 класс. К УМК Н.Я. Виленкина и др. Издательство: Вако, 2014 г.

3. Тесты по математике. 6 класс. К учебнику Н.Я. Виленкина "Математика. 6 класс". Издательство: Экзамен, 2014 г.

4. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 6 класс. К учебнику Виленкина Н.Я. «Математика. 6 класс». Издательство: Экзамен

5. Методические рекомендации для учителя. Преподавание математики в 5-6 классах. Автор В.И. Жохов Издательство: Мнемозина, 2014 г.

Приложение 1

Лист ученика

  1. Выполните деление:

а)-5,1 : (-17)=

б)-4,4 : 4=

в)650 : (-1,3)=

г)-5 : (-3)=

д)-5/8 : 3/4=

  1. Выполните действия:

а)15 : (-15) – (-24) : 8=

б)-8 * (-3 + 12) : 36 + 2=

  1. Решите уравнение:

а) х * (-4)=-100;           б)3 * (-х)=-27;           в)-4/7 * у=8/21.

Приложение 2

Лист ученика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному курсу «Как задать вопрос» в 5б классе «Кто-кто в алфавите живет? Занимательные игры с буквами и словами» (ФГОС)

Тема  урока:  «Кто-кто в алфавите живет? Занимательные игры с буквами и словами» Класс: 5 класс БТип урока:   урок-игра Технология: развитие критического мышления через ч...

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе "Сложение натуральных чисел и его свойства"

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства " предназначена для учителей,работающих по ФГОС. Она поможет им в планировании современного...

Технологическая карта урока «У Габи дома» в 5 классе по учебному предмету «Немецкий язык»

Совершенствование орфографических навыков и техники чтения, расширение словарного запаса учащихся, умение воспринимать на слух небольшие по объему текст-описание, умение  вести диалог-расспрос об...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе на тему: «Определение координат на плоскости»

Урок выполнен с применением специализированного программного обеспечения для интерактивных досок (наглядная  презентация, выполненная в программе elitePanaboardbook; презентация «Гимнастика для г...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Риторика» в 7-ом классе на тему «Вежливый совет».

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Создать педагогические условия для развития умения общаться. 2. Познакомить учащихся с советом как этикетным речевым жанром. 3. Обеспечить закрепление изучаемого материала в ходе решени...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»

УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...

Технологическая карта урока открытия новых знаний на тему "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Урок открытия новых знаний по математике в 6 классе, тема: "Сложение и вычитание смешанных чисел"...