РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету МАТЕМАТИКА
рабочая программа по математике (5 класс)
5 класс
Основное общее образование
базовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.programma.5klass2020.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление Администрации по образованию и делам молодежи
Благовещенского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2»
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей математики Председатель ___________ О.Н. Печёнкина Протокол №______ от «____»____________2020г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ А.С. Рыхтикова «____»_________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________А.И.Петренко Приказ № ____________ от «___» __________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
МАТЕМАТИКА
5 класс
Основное общее образование
базовый уровень
Составитель Печёнкина Ольга Николаевна учитель математики, первая квалификационная категория
р.п. Благовещенка
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа, составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
- Федерального государственного стандарта основного общего образования.
- Федерального перечня учебников.
- Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2».
- Учебного плана МБОУ БСОШ №2 на 2020 – 2021 г.
- Положения о рабочей программе в МБОУ БСОШ №2.
- Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Е.А.Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С.Минаева и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.
Приоритетными целями обучения математики в 5 классе являются:
- продолжение формирования центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования школьников;
- подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, познавательной активности, критичности мышления, интереса к изучению математики;
- формирование умения извлекать информацию, новое знание, работать с учебным математическим текстом.
Изучение математики должно обеспечить:
- в направлении личностного развития:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для развития различных сфер человеческой деятельности;
- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
3) в предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о пространственных телах;
- формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире, о простейших вероятностных моделях;
- развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках и анализировать её.
В учебном плане МБОУ БСОШ №2 на изучение математики в 5 классе предусмотрено 5 часов в неделю (170 часов в год).
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
Метапредметные:
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты и пр.);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
Предметные:
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира.
- приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерения длин, площадей, объёмов;
- знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
- использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
- знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
- понимание и использование информации, представленной в форме таблицы, столбчатой или круговой диаграммы;
- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Содержание курса.
1.Линии (9 часов)
Линии на плоскости. Замкнутые и незамкнутые линии. самопересекающиеся. Прямая, отрезок, луч. Ломаная. Длина отрезка, метрические единицы длины. Окружность. линии Построение конфигураций из прямой, её частей, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге.
2.Натуральные числа (12 часов)
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Натуральный ряд. Изображение натуральных чисел точками на координатной прямой. Сравнение, округление натуральных чисел. Решение комбинаторных задач перебором всех возможных вариантов.
3. Действия с натуральными числами (21 час)
Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Возведение числа в степень с натуральным показателем. Вычисление значений числовых выражений; порядок действий. Решение задач арифметическим методом.
4. Использование свойств действий при вычислениях (10 часов)
Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; преобразование сумм и произведений. Распределительное свойство умножения относительно сложения; вынесение общего множителя за скобки. Примеры рациональных вычислений. Решение задач арифметическим способом.
5. Углы и многоугольники (9 часов)
Угол. Прямой, острый, тупой углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Ломаные и многоугольники. выпуклые и многоугольники. Периметр многоугольника.
6. Делимость чисел (16 часов)
Делители и кратные числа; наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители. Делимость суммы и произведения. Признаки делимости.
Итоговый срез за 1 полугодие.
Деление с остатком; разбиение натуральных чисел на классы по остаткам от деления.
7. Треугольники и четырёхугольники (10 часов)
Треугольники и их виды. Прямоугольник. Квадрат. Равенство фигур. Площадь прямоугольника, единицы площади.
8. Дроби (19 часов)
Представление о дроби как способе записи части величины. Правильные и неправильные дроби. Изображение дробей точками на координатной прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Запись натурального числа в виде дроби.
9.Действия с дробями. (35 часов)
Сложение и вычитание дробей. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной и выделение целой части числа из неправильной дроби. Умножение и деление дробей; взаимно обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части.
10. Многогранники (11 часов)
Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развёртки многогранников.
11. Таблицы и диаграммы (9 часов)
Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы. Простейшие приёмы сбора и представления информации.
Итоговое повторение – 9 часов.
Учебно - тематическое планирование.
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Календарные сроки изучения | Примечание | ||||||
По плану | По факту | |||||||||
Глава 1. Линии (9 часов). | ||||||||||
1, 2 | Разнообразный мир линий. Виды линий. | 2 | ||||||||
3, 4 | Прямая. Части прямой. Ломаная. | 2 | ||||||||
5, 6 | Длина линии. | 2 | ||||||||
7, 8 | Окружность. | 2 | ||||||||
9 | Проверочная работа № 1 «Линии». | 1 | ||||||||
Глава 2. Натуральные числа (12 часов) | ||||||||||
10, 11 | Как записывают и читают числа. | 2 | ||||||||
12 13 14 | Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел. | 3 | ||||||||
15 16 | Округление натуральных чисел. | 2 | ||||||||
17 18 19 | Комбинаторные задачи | 3 | ||||||||
20 | Обобщение по теме «Натуральные числа» | 1 | ||||||||
21 | Проверочная работа № 2 «Натуральные числа». | 1 | ||||||||
Глава 3. Действия с натуральными числами (21 час) | ||||||||||
22 23 24 | Сложение и вычитание. | 3 | ||||||||
25 26 27 28 | Умножение и деление. | 4 | ||||||||
29 30 31 32 | Порядок действий в вычислениях. | 4 | ||||||||
33 34 35 | Степень числа. | 3 | ||||||||
36 37 38 39 | Задачи на движение. | 4 | ||||||||
40 41 | Обобщение по теме «Действия с натуральными числами». | 2 | ||||||||
42 | Проверочная работа № 3 «Действия с натуральными числами». | 1 | ||||||||
Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях (10 часов) | ||||||||||
43 44 | Свойства сложения и умножения. | 2 | ||||||||
45 46 47 | Распределительное свойство. | 3 | ||||||||
48 49 50 | Решение задач | 3 | ||||||||
51 | Обобщение по теме «Использование свойств действий при вычислениях». | 1 | ||||||||
52 | Проверочная работа №4 «Использование свойств действий при вычислениях». | 1 | ||||||||
Глава 5. Углы и многоугольники (9 часов) | ||||||||||
53 54 | Как обозначаются и сравниваются углы. | 2 | ||||||||
55 56 57 | Измерение углов. | 3 | ||||||||
58 59 | Многоугольники. | 2 | ||||||||
60 | Обобщение по теме «Углы и многоугольники». | 1 | ||||||||
61 | Проверочная работа №5 «Углы и многоугольники». | 1 | ||||||||
Глава 6.Делимость чисел (16 часов) | ||||||||||
62 63 64 | Делители и кратные. | 3 | ||||||||
65 66 67 | Простые и составные числа. | 3 | ||||||||
68 69 | Делимость суммы и произведения | 2 | ||||||||
70 71 72 | Признаки делимости. | 3 | ||||||||
73 74 75 | Деление с остатком. | 3 | ||||||||
76 | Обобщение по теме «Делимость чисел». | 1 | ||||||||
77 | Проверочная работа №6 «Делимость чисел». | 1 | ||||||||
Глава 7. Треугольник и четырёхугольники (10 часов) | ||||||||||
78 79 | Треугольники и их виды. | 2 | ||||||||
80 81 | Прямоугольники. | 2 | ||||||||
82 83 | Равенство фигур. | 2 | ||||||||
84 85 | Площадь прямоугольника. | 2 | ||||||||
86 | Обобщение по теме «Треугольники и четырехугольники» | 1 | ||||||||
87 | Проверочная работа № 7 «Треугольники и четырехугольники». | 1 | ||||||||
Глава 8. Дроби (19 часов ) | ||||||||||
88 - 93 | Доли и дроби | 6 | ||||||||
94 - 98 | Основное свойство дроби | 5 | ||||||||
99-102 | Сравнение дробей | 4 | ||||||||
103 104 | Натуральные числа и дроби | 2 | ||||||||
105 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Дроби» | 1 | ||||||||
106 | Проверочная работа № 8. Дроби | 1 | ||||||||
Глава 9. Действия с дробями (35 часов ) | ||||||||||
107-112 | Сложение и вычитание дробей. | 6 | ||||||||
113-118 | Сложение и вычитание смешанных дробей | 6 | ||||||||
119-123 | Умножение дробей | 5 | ||||||||
124-129 | Деление дробей | 6 | ||||||||
130-134 | Нахождение части целого и целого по его части | 5 | ||||||||
135-138 | Задачи на совместную работу | 4 | ||||||||
139 140 | Обобщение по теме «Действия с дробями» | 2 | ||||||||
141 | Проверочная работа № 9. Действия с дробями | 1 | ||||||||
Глава 10. Многогранники ( 11 часов) | ||||||||||
142 143 | Геометрические тела и их изображения. | 2 | ||||||||
144 145 146 | Параллелепипед и пирамида. | 3 | ||||||||
147 148 | Объём параллелепипеда. | 2 | ||||||||
149 150 | Развертки | 2 | ||||||||
151 | Обобщение по теме «Многогранники» | 1 | ||||||||
152 | Проверочная работа № 10 «Многогранники» | 1 | ||||||||
Глава 11. Таблицы и диаграммы ( 9 часов) | ||||||||||
153 154 155 | Чтение и составление таблиц. | 3 | ||||||||
156 157 | Диаграммы. | 2 | ||||||||
158 159 | Опрос общественного мнения. | 2 | ||||||||
160 | Обобщение по теме «Таблицы и диаграммы» | 1 | ||||||||
161 | Проверочная работа № 11. Таблицы и диаграммы. | 1 | ||||||||
Повторение (9 часов) | ||||||||||
162 | Повторение по теме «Линии». | 1 | ||||||||
163 | Повторение по теме «Натуральные числа и действия с ними». | 1 | ||||||||
164 | Повторение по теме «Углы, многоугольники, треугольники и четырехугольники». | 1 | ||||||||
165 166 | Повторение по теме «Делимость чисел». | 2 | ||||||||
167 | Повторение по теме «Дроби. Действия с дробями». | 1 | ||||||||
168 | Повторение по теме «Многогранники». | 1 | ||||||||
169 | Повторение по теме «Таблицы и диаграммы». | 1 | ||||||||
170 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||||||||
Итого 170 часов |
Учебно-методическое обеспечение
Книгопечатная продукция:
- Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович,Г.В.Дорофеев,С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2013 г.
- Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., «Просвещение» 2015 г.
- Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., «Просвещение» 2014 г.
- Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., «Просвещение» 2015 г.
- Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочное планирование. 5 класс: пособие для учителей ОУ/ Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С.Б.Суворова, «Просвещение» 2010 г.
- Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочные методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Н.В. Сафронова «Просвещение» 2012 г.
Технические средства обучения и оборудование кабинета:
- мультимедийный компьютер;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска.
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников, используемых в образовательном процессе:
- сайт интернет – поддержки УМК «Сферы»: www.spheres.ru;
- Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
- Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
- Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
- Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внёсшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., учителем математики
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., учителем математики...
Рабочая программа по предмету «Математика» (компонент основной общеобразовательной программы ООО) ФГОС ООО 5-9 класс
Рабочая программа по математики расчитана на срок освоения 5 лет и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерн...
Рабочая программа учебного предмета «Математика (Алгебра)» Предметная область: математика и информатика Ступень: 2 Класс: 7
Рабочая программа составлена на основе программыПрограммы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7 - 9 классы / [сост. Т. А. Бурмистрова]. - М.: Просвещение, 2009. – 256 с....
Рабочая программа по предмету «Математика» (компонент основной образовательной программы ООО) ФГОС ООО 5-9 классы
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта авторов А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир издательства Москва, «Вентана -Граф». Срок реализации - 5 лет....
Рабочая программа учебного предмета математика УМК «Виленкин Н.Я «Математика 6 класс» _6_ класс, базовый уровень
Рабочая программа учебного предмета УМК «Виленкин Н.Я «Математика 6 класс»...
Рабочая программа по предмету МАТЕМАТИКА для 9 "Б" (профильный класс математики и компьютерных технологий)
Рабочая программа по предмету "Алгебра" для 9 класса, авторы Макарычев Ю.Н. и др. по предмету "Геометрия 7,8,9" авторы Атанасян Л.С. и др....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «МАТЕМАТИКА» КЛАСС 5 по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативных документов:- В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании», приказом М...