Технологическая карта и презентация урока по математике «Свойство углов треугольника»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Волкова Валентина Витальевна

Класс: 5

Тема: Свойство углов треугольника

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: Вывести совместно с учащимися основное свойство углов треугольника и научить решать задачи с его использованием для различных треугольников.

Планируемые результаты

Личностные: Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развитие инициативы и активности при решении математических задач.

Метапредметные: Умение понимать и использовать средства наглядности (чертежи, рисунки), умение работать в парах.

Предметные: Овладение геометрическим языком, развитие изобразительных умений. Умение измерять углы с помощью транспортира, вычислять углы треугольника, используя свойство углов треугольника. Умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Ресурсы урока

Основные: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, проектор, компьютер.

Дополнительные: треугольники, транспортиры, линейки, карандаши.

Педагогические технологии:

-технология проблемного обучения,

-технология сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Волкова Валентина Витальевна                                                                                                                                                  

Класс: 5

Тема: Свойство углов треугольника

Тип урока: урок «открытия» нового знания  

Цель: Вывести совместно с учащимися основное свойство углов треугольника и научить решать задачи с его использованием для различных треугольников.

Планируемые результаты  

Личностные: Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развитие инициативы и активности при решении математических задач.

Метапредметные: Умение понимать и использовать средства наглядности (чертежи, рисунки), умение работать в парах.

Предметные: Овладение геометрическим языком, развитие изобразительных умений. Умение измерять  углы с помощью  транспортира, вычислять углы треугольника, используя  свойство углов треугольника. Умение работать с математическим текстом  (анализировать, извлекать необходимую информацию).

Формы работы:  фронтальная,  индивидуальная, работа в парах,  работа в группах.  

Ресурсы урока

Основные: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, проектор, компьютер.      

Дополнительные:    треугольники,  транспортиры, линейки, карандаши.

Педагогические технологии:

-технология проблемного обучения,

-технология сотрудничества.

Технологическая карта урока 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

(слайд 1)

Здравствуйте, ребята!  Я рада вас видеть в хорошем настроении.

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок (слайд 2)

 Откройте тетради, запишите число.

Включаются в деловой ритм урока.

Записывают дату урока.

 

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.  Актуализация и самоопределение

Актуализация опорных знаний и способов действий.

-Какие знания получили об углах на предыдущих уроках?

- Для чего они были необходимы?

Часто знает и дошкольник,

что такое треугольник.

  -Дайте определение треугольника.    

-Какие виды треугольников вы знаете?

(слайд 3)

 А теперь устно решим задачи:

-Могут  ли  стороны треугольника быть равными 5 см, 8 см и  9 см? (да)

- Может ли в тупоугольном треугольнике быть угол, равный 26°? (да)

-Найдите периметр равностороннего треугольника, в котором длина одной из сторон 8 см. (24 см) (слайд 4)

Просматривают домашнее задание.  

Отвечают на поставленные вопросы.

 

Перечисляют виды треугольников.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: Целеполагание, постановка учебной задачи; определение и осознание того, что уже известно  

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

- В повседневной жизни  мы постоянно сталкиваемся с треугольниками.

 - Подумайте и скажите, а где вы в реальной жизни сталкивались с треугольником?

 -  ТРЕУГОЛЬНИК, самозвучащий музыкальный инструмент — стальной прут, согнутый в виде треугольника, по которому ударяют палочкой. Применяется в оркестрах и инструментальных ансамблях (слайд 5)

  -« Бермудский треугольник» Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа «бермудского треугольника» остаётся тайной, и по сей день (слайд 6)

- Созвездие треугольник - созвездие Северного полушария; с территории России лучше всего видно в конце лета, осенью и зимой (слайд 7)

При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники.
Чем больше треугольников в любой конструкции, тем она прочнее
(слайд 8)

Узнаем новое о треугольнике, так как он обладает большим количеством свойств, каким не обладает ни одна геометрическая фигура.

-Сформулируйте тему урока (слайд 9)

- Чему хотим научиться на уроке, поставьте цели урока (слайд 10)

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Цели урока:  

1. сформулировать свойство углов треугольника

2. изобразить на математическом  языке

3. научиться применять  при решении задач

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Логические - формулирование проблемы.

4. Введение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.  

1.  Работа в парах:

 На каждую парту раздаётся по 3 треугольника: прямоугольный, тупоугольный, прямоугольный. Учащимся предлагается измерить транспортиром углы каждого треугольника и сложить, определив, тем самым сумму углов треугольника. Затем ответы выборочно записываются на доске: 178°, 185°, 188°, 180°, 176° и т.д.  К единому мнению учащиеся не приходят. Разгорается спор.

- Какие результаты получились?

Сделайте вывод (слайд 11)

   У всех результаты разные, но близкие к 1800

  -Попробуйте сформулировать свойство углов треугольника (слайд 6)

 Задание 2.

- У вас на столах треугольники.

(У -  С помощью ножниц отрезаем углы

 угл  в ваших треугольниках и собираем их

вме в одну точку.

-Какой угол получили?

- Какой угол называют развернутым?

-Какова его градусная мера?

-Что можно сказать о сумме углов  любого треугольника.

Выполняют работу, проверяя друг друга в парах.

1 ряд измеряет углы остроугольного  треугольника

2 ряд - прямоугольного треугольника

3 ряд - тупоугольного  треугольника

Результаты записывают на доске

Делают вывод

1800

Формулируют  свойство углов треугольника и записывают в тетрадь.

Проверяют по учебнику  с. 160

На столах лежат треугольники.  С помощью ножницы отрезают углы и

собирают в развернутый угол.

Отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: саморегуляция.

5. Физкульт-

минутка          

Встаем и рукой чертим углы:

Прямой, тупой, острый, развернутый.

Теперь головой  рисуем в воздухе треугольники: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный.

Молодцы, а теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

Выполняют зарядку. 

Личностные:

Эмоциональная и физическая разгрузка учащихся.

6. Первичное закрепление

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Задание 3.  

А сейчас мы с вами выполним небольшую самостоятельную работу на закрепление данного материала. У вас на столах лежат карточки с таблицей.

Дан треугольник АВС.  

Заполните следующую таблицу.

АВС

1

2

3

4

400

400

500

1200

600

300

600

600

Вид треугольника

-  Назовите виды треугольников

Поменялись в парах карточками, взяли в руки карандаши сделали проверку. Верные ответы на доске.

Оценили работу и поменялись обратно.

А теперь подведем итоги.

Задание 4. Работа с учебником

 № 582(1-4)

 Найдите величину угла, и определить вид треугольника.

Возникает проблема при заполнении 4 колонки.

 

Подписывают данные карточки и выполняют  задания в течение 5 минут.

Проверяют ответы и выставляют оценки.

Первую колонку на доске  выполняет ученик. Дальше самостоятельно с взаимопроверкой.

Самостоятельно  приходят к тому, что  в 4 колонке такого треугольника не существует.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения,    контроль, коррекция

7. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Задание 5.  Подумайте и ответьте на вопросы:

1. В каком треугольнике сумма углов больше: в остроугольном или тупоугольном треугольнике?

2. В равностороннем треугольнике все углы равны. Чему равен угол равностороннего треугольника?

3. Существует ли треугольник,  у которого два прямых угла?

4. Может ли в треугольнике быть:

а) два тупых угла;

б) сумма трех  углов  190о.

 5. Является ли треугольник прямоугольным, если градусные меры двух углов 35о  и 55о

Самостоятельное выполнение.

 Взаимопроверка

1.одинаково

        2. 55о 

        3. нет

        4. а) нет; б) нет

        5. да

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: освоение способа действий, моделируют, оценивают результат своей деятельности;

Личностные: самоопределение.

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

 Учащимся дается дифференцированное домашнее задание

1 группа:

Выучить правило стр.160,

№ 586, № 602 (а)                                                                                                                                                                      2 группа:

Выучить правило стр.160,                                 №585, №584

Нарисовать на альбомном листе рисунок из треугольников.

   

Записывают домашнее задание в дневнике

9. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.  

  Рефлексия учебного материала и деятельности учащихся.

Спасибо за активное участие, за хорошее настроение и знания!

 Продолжают фразы

- теперь я знаю…

- теперь я могу…

- мне было интересно…

- испытывал(а) трудности, когда

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные: интерес к учебному материалу    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Свойство углов треугольника Презентацию составил: учитель математики Волкова В. В.

Слайд 2

Посмотрите, все ль в порядке: Книжка, ручки и тетрадки. Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок.

Слайд 3

Отвечаем на вопросы -- Какие знания получили об углах на предыдущих уроках? - Для чего они были необходимы? - Какие виды углов вы знаете ? - Какие виды треугольников вы знаете?

Слайд 4

Устная работа - Могут ли стороны треугольника быть равными 5 см, 8 см и 9 см? - Может ли в тупоугольном треугольнике быть угол, равный 26°? - Найдите периметр равностороннего треугольника, в котором длина одной из сторон 8 см.

Слайд 5

Музыкальный треугольник. ТРЕУГОЛЬНИК, самозвучащий музыкальный инструмент — стальной прут, согнутый в виде треугольника, по которому ударяют палочкой. Применяется в оркестрах и инструментальных ансамблях.

Слайд 6

Бермудский треугольник В западной части Атлантического океана, у юго-восточных берегов Соединённых Штатов Америки, есть район, приблизительно напоминающий по форме треугольник .Это – одно из самых удивительных и загадочных мест на Земле. В этом районе, обычно именуемом Бермудским треугольником, исчезли без следа (после 1945 года) более 100 самолётов и судов (в том числе подводных лодок) и более тысячи человек.

Слайд 7

Созвездие треугольник. ТРЕУГОЛЬНИК (лат. Triangulum), созвездие Северного полушария; с территории России лучше всего видно в конце лета, осенью и зимой.

Слайд 8

При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники. Чем больше треугольников в любой конструкции, тем она прочнее

Слайд 9

тема урока: Свойство углов треугольника

Слайд 10

Цели урока: Сформулировать свойство углов треугольника. Изобразить на математическом языке. Научиться применять при решении задач.

Слайд 11

Работа в парах: На каждой парте три треугольника: прямоугольный, остроугольный , тупоугольный . Найдите сумму углов каждого из них.

Слайд 12

Выводы: Сумма углов остроугольного треугольника равна… Сумма углов тупоугольного треугольника равна… Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна…

Слайд 13

Свойство углов треугольника:

Слайд 14

Задание 2:

Слайд 15

Физкультминутка Встаем и рукой чертим углы: Прямой, тупой, острый, развернутый. Теперь головой рисуем в воздухе треугольники: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно.

Слайд 16

Заполните таблицу: АВС 1 2 3 4 40 0 40 0 50 0 120 0 60 0 30 0 60 0 60 0 Вид треугольника

Слайд 17

Проверяем АВС 1 2 3 4 40 0 30 0 40 0 60 0 50 0 120 0 80 0 60 0 90 0 30 0 60 0 60 0 Вид треугольника Прямоугольный Тупо уголь ный Остроугольный Равносторонний

Слайд 18

Подумайте и ответьте на вопросы: 1. В каком треугольнике сумма углов больше: в остроугольном или тупоугольном треугольнике? 2. В равностороннем треугольнике все углы равны. Чему равен угол равностороннего треугольника? 3. Существует ли треугольник, у которого два прямых угла? 4. Может ли в треугольнике быть: а) два тупых угла; б) сумма трех углов 190 о . 5. Является ли треугольник прямоугольным, если градусные меры двух углов 35 о и 55 о

Слайд 19

Взаимопроверка 1.одинаково 2. 55 о 3. нет 4. а) нет; б) нет 5. да

Слайд 20

домашнее задание 1 группа: Выучить правило стр.160, № 586, № 602 (а) 2 группа: Выучить правило стр.160, №585, №584 Общее: Нарисовать на альбомном листе рисунок из треугольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: Сумма углов треугольника

Расширить знания учащихся о треугольниках, доказать теорему о сумме углов треугольнике, научить решать задачи на применение теоремы...

Технологическая карта урока по теме: Сумма углов треугольника (презентация)

Расширить знания учащихся о треугольниках, доказать теорему о сумме углов треугольнике, научить решать задачи на применение теоремы...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 6 классе "Нахождение дроби от числа"

Учитель: Дронова Ирина Александровна, МАОУ «СОШ №1 с УИОП», г. Губкин Белгородской областиЦели педагога:·        обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нах...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Тип урока:  комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся.Образовательные цели: содействовать в усвоении и обеспечении знаний и способов деятельности;помочь учащимся осознать со...

Технологическая карта и презентация к открытому уроку по математике 5 класс в рамках региональной "Недели математики-2016"

Технологическая карта и презентация к открытому уроку математики "Прямоугольник. Ось симметрии  фигуры" в рамках региональной НЕдели математики-2016...

Технологическая карта урока по теме "Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника."

Технологическая карта урока по теме "Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника". Геометрия 7 класс....