Урок
материал по математике
Предварительный просмотр:
Баринова Мария Дмитриевна,
учитель математики
Урок математики в 5 классе, 31.03.2017
Тема: Деление и умножение десятичных дробей на десятичную дробь
Цель урока:
Образовательная: повторить действия с десятичными дробями, сформулировать правило деления и умножения десятичных дробей на десятичную дробь.
Развивающая: развивать мыслительную деятельность, математическую речь, интуицию;
Воспитательная: создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирование положительного мотива учения.
Тип урока: урок систематизации, обобщения и обобщающие знания.
Оборудование: компьютер, проектор, листы с заданиями.
Ход урока
- Организационный момент. (слайд 1; слайд 2)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На уроке сопутствует успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелаем нам удачи,
И успешности в придачу!
- Мотивация к учебной деятельности.
(слайд 3)- Сегодня на уроке мы продолжим изучение тем "Умножение и деление на десятичные дроби" и повторим правила действий с десятичными дробями.
На ваших столах лежат «Маршрутные листы» и карточки с заданиями.
- Сейчас вам предстоит пройти маленький тест на готовность к уроку. Выполните указанные действия и расшифруйте слово:
Кто быстрее посчитает – сразу руку поднимает.
- Актуализация опорных знаний.
(слайд 4)
- 3,75*12 =
- 0,25 * 40 =
- 243,2:8 =
- 93,15:23=
- 20*0,5 =
- 182,4:6=
5,6 | 10 | 0,8 | 45 | 4,05 | 4 | 30,4 | 17,3 | 5,60 | 100 | 17 | 80 |
д | к | о | с | з | р | а | б | е | ь | у | м |
(слайд 5) - Итак, у нас получилось слово "сказка".
Правила игры:
(слайд 6)- Ребята, мы отправляемся в сказочное королевство - в королевство десятичных дробей.
- Жители королевства - числа. А правит в этом королевстве строгая, но справедливая (слайд 7) Королева - Запятая. Она требует от жителей королевства строго соблюдать законы Королевства Десятичных дробей.
(слайд 8) А, помогают королеве министры: умножения и деления.
(слайд 9) - Для нарушителей закона в королевстве построены темницы, в которые помещаются все виновные в незнании или несоблюдении правил. Незнание законов не освобождает от ответственности.
Сейчас в королевстве кризис - очень большое число жителей оказалось в темницах.
Королева и министры обеспокоены сложившейся ситуацией и обращаются к вам за помощью.
У вас, ребята, сегодня важная миссия - помочь жителям королевства выйти из темниц. А для этого вы должны выяснить, какое правило нарушили помещенные туда числа, рассказать его и исправить ошибки.
- Итак, в путь! (слайд 10)
- Обобщение и систематизация изученного материала.
(слайд 11) Темница №1
- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?
- Исправьте ошибки:
1) 4,2*0,3=12,6 2) 6,45*1,8=1161,00 3) 27,35*0,2=5470
(слайд 12) Давайте мы с вами вспомним правило, как умножать десятичную дробь на десятичную дробь.( Правило: чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
1) выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
2)в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе)
- И сама королева Запятая отпускает исправившихся жителей королевства на свободу.
(слайд 13) Темница №2
- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?
- Исправьте ошибки:
1) 345,2*0,1=3452 2) 4,5*0,01=0,0045 3) 54*0,001=0,54
(слайд 14) Давайте мы с вами вспомним частный случай умножения десятичных дробей на десятичную дробь. (Правило: умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 – то же самое , что разделить его на 10, 100, 1000. Для этого надо перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе.)
-Министр умножения отпускает числа на свободу.
(слайд 15) Темница №3
- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?
- Исправьте ошибки:
1) 4,2:0,6=0,7 2) 1,05:0,7=1,05 3) 85:1,7=5
(слайд 16) Давайте мы с вами вспомним правило, как делить десятичную дробь на десятичную дробь. (Правило : чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо:1)в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;2) после этого выполнить деление на натуральное число)
- И опять же сама королева Запятая отпускает исправившихся жителей королевства на свободу.
(слайд 17) Темница №4
- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?
- Исправьте ошибки:
1) 4,9:0,1=0,49 2) 5,453:0,01=54,53 3) 7,8:0,001=0,78
(слайд 18) Давайте мы с вами вспомним частный случай деления десятичных дробей на десятичную дробь. (Правило Чтобы разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 – это то же самое , что умножить её на 10, 100, 1000.Для этого, надо перенести в ней запятую вправо на столько цифр, сколько в делителе стоит нулей перед единицей.)
- Министры деления отпускает числа на свободу.
(слайд 19) А обитатели темницы № 5 не смогли выполнить указанные действия.
1 вариант идет на помощь в западное крыло, а 2 вариант - в восточное.
Задание выполните на листочках.
Время на выполнение задания 3-5 минут.
- (12,5 + 83,16): 0,1 - 4,8 * 0,01=956,552
- (64,29 + 83,71) * 0,01 - 0,02081 : 0,1=1,2665
Проверить ответы.
- У кого такой ответ, поднимите руки. Молодцы, помогли числам и теперь они свободны.
(слайд 20)
- Физкультминутка
Ребята давайте мы сейчас с вами немного отдохнем.
Встанем ручки вверх поднимем, тихонечко потянемся вверх, пальчики сжимаем.
Ручки на пояс поставим вправо влево повернемся
Глазки вверх вниз вверх вниз
Закроем глазки, откроем…Посмотрим в даль…И тихонечко садимся и продолжим наш урок.
- Решение задач повышенного уровня.
Обитатели темницы № 6 а жители следующих темниц не смогли решить задачи.
Ребята, помогите им:
(слайд 21) Задача “Наезднику нужно преодолеть расстояние в 5,13 км. Сколько времени ему потребуется, чтобы победить в забеге, если его скорость 0,9 км в час?”.
(слайд 22) Решение: 5,13: 0,9 = 51,3:9=5,7 (км/час)
- И еще одна темница опустела.
(слайд 23) Обитатели темницы № 7, тоже, не смогли решить задачу. Поможем им
Задача. Товар массой в 13,3т распределили на две автомашины. На первую автомашину погрузили в 1,5 раза больше, чем на вторую автомашину. Сколько тонн товара погрузили на каждую автомашину.
(слайд 24) Решение: пусть х т погрузили на вторую машину, тогда 1,5х груза погрузили на первую машину.
Составим и решим уравнение:
х+1,5х=13,3
2,5х=13,3
х=13,3:2,5
х=133:25
х=5,32(т)-погрузили на первую машину
2) 1,5х=1,5*5,32=7,98(т)- погрузили на вторую машину
Ну, что ж, последняя темница опустела.
(слайд 25) Ваша миссия, дети, по освобождению и обучению жителей сказочного королевства, помещенных в темницы, выполнена.
Жители сказочного королевства и правительство благодарят вас за помощь.
Но чтобы доказать себе и им что мы все с вами умеем и все знаем. Нужно выполнить последнее задание.
- Самостоятельная работа с проверкой.
(слайд 26)
Самостоятельная работа по вариантам с взаимопроверкой.
1 вариант
- 39,156:7,8=5,02
- 2,5*0,37=0,925
- 1,598:4,7=0,34
- 56,2*0,001=0,0562
- 5,453:0,01=545,3
- 0,25*0,48=0,12
- 0,0081:0,001=8,1
- 435,7*0,01=4,357
Дополнительные задания
(130,2-30,8):2,8-21,84=13,66
(21,2544:0,9+1,02*3,2):5,6=4,8
2 вариант
- 14,976:7,2=2,08
- 0,8*0,92=0,736
- 6,256:0,01=625,6
- 65,3*0,001=0,0653
- 1,872:2,4=0,78
- 0,35*0,52=0,182
- 0,0052:0,001=5,2
- 635,9*0,01=6,359
Дополнительные задания
8,16:(1,32+3,48)-0,345=1,355
(3,91:2,3*5,4-4,03)*2,4=12,36
- Рефлексия
(слайд 27) Мы побывали в сказке.
Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.
- А какой урок, ребята, вы извлекли из этой сказки?
(Нужно соблюдать правила действий с десятичными дробями.)
- А еще?
Подвести детей к выводу, что нельзя нарушать законы государства, в котором мы живем или находимся; что нельзя нарушать правила и устав того учебного заведения, в котором мы учимся!
(Чему вы научились на этом уроке? Какие возникали трудности?) Карточки
- Домашнее задание.
(слайд 28,29,30) Из истории десятичных дробей:
Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.
(слайд 31)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...