Уроки математики с применением дидактических игр
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Уроки математики в 5-11 классах  с применением дидактических игр. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Владимир\Рабочий стол\картинки\25232105.jpg

УРОКИ МАТЕМАТИКИ

С ПРИМЕНЕНИЕМ        ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.                                     

Тема урока: Действия с десятичными дробями (5 класс).

Цель урока: закрепить способности обучающихся выполнять действия с десятичными дробями; развивать наблюдательность, логическое мышление; развивать умение преодолевать трудности в учении, сводя к минимуму  помощь учителя.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Оборудование: интерактивная доска, сигнальные карточки.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

1. Расположи ответы примеров в порядке возрастания, и ты узнаешь:

а) название металла, который горит:

Й- 0,35 + 0,392        Г- 5- 4,573              М- 3,087-2,84

А- 2,174 - 1,9          И- 0,72 + 0,004       Н -1,5 - 1,028

(ответ: магний).

б) название металла, который плавает в воде, как пробка:

И - 0,0032+ 0,0168    И - 4,78- 4,777      Й - 3,556- 3,456

Т – 0,0025 +0,0015      Л – 8,3245 – 8,324

(ответ: литий).

  1. Конкурс «Лучший счётчик» (работа с сигнальными карточками).

Вычислить:

а)   1,5 + 2,3        б)     2* 0,9            в) 0,45:9

      0,9 + 3,45          0,3* 0,7              5,6: 0,8

      4,8 – 1,2            0,08 * 10             0,36 : 6

      2,5 – 0,17          0,8 * 80               10: 0,2

      3 – 1,8               10,5* 0,01           1,2 : 0,1

II. Актуализация опорных знаний.

Как складывают и вычитают десятичные дроби? Как умножают десятичные дроби? Как умножают десятичные дроби на 10;100;1000;0,1; 0,01; 0,001?

III. Решение задач. (Работа  на  интерактивной доске)

  1. Расставьте  запятые так, чтобы равенство было верным:

17* 0,2 = 0,34                                   ( 1,7* 0,2 =0,34)

6,54 + 1201 = 18,55                          ( 6,54 + 12,01= 18,55)

315 – 0,25 = 31,25                             ( 31,5 – 0,25 = 31,25)

264 : 2 =13,2                                       (26,4: 2 = 13,2)

  1. Округлить дробь 23,953 до а) сотых; б) десятых; в) единиц.

Как округляют десятичные дроби? (Сверить решение).

  1. Из чисел, представленных в таблице, назовите число:

 больше 3,7 и меньше 4;

числа, меньше 2;

больше 5,55;

 равные дроби.

1,257

0,750

3,99

3/4

3,701

0,75

0,12

6,1

1,9

Физкульт минутка.

                                                                             

                                                                             

C:\Documents and Settings\Владимир\Рабочий стол\картинки\005_Bwp_prikol.jpg

  4. Решить уравнение и закодировать ответ:

а) 5,9х – 5,21 = 9,54;      б) ( 2,4у – 1,2) : 2 = 1,8;      в) 1,2а + 4,5а – 0,7= 1,01;

Кодированные ответы:  А (1,2); Л(2,5); С(3,1); Г (8); У(2); К(0,3). (ответ: лук).

Что значит это слово в русском языке? Как называют такие слова?

Как  найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, множитель, вычитаемое?  

5.(Работа  в парах). Найди пропущенную цифру:

1ряд                                                 2ряд                                          3ряд

   27*, 6                                       3,4*5                                                  *2,8* 5

+   *4,*                                    + *, 12*                                                -  9,*2*

_________                              ___________                                   __________

   *88,0                                        3,*35                                                    *,742

6. Решить одну из задач (на выбор).

«3»- Купили по 2кг конфет стоимостью 85,6 рублей и 101,2рублей за килограмм. Сколько заплатили за покупку?  (Ответ:373,6 руб).

«4»- 5 машин песка и 3 машины щебня имеют массу 22,8т. Найти массу одной машины щебня, если масса одной машины песка равна 2,7т.

(Ответ: 3,1т).

«5»-Из пунктов А и В навстречу друг другу едут два велосипедиста. Скорость одного 10,2 км/ч, второго – 8,25км/ч.Какое расстояние будет между ними через 30 минут, если сейчас между ними 25 км?(Ответ:15,775 км).

IY. Итог урока.

Оценки за урок. Домашнее задание: повторить правила сложения, вычитания, умножения, деления  десятичных дробей. С32(уровень сложности на выбор).

                                                                                                                                                                                                             

C:\Documents and Settings\Владимир\Рабочий стол\картинки\41754757_shkola_school.jpg

ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

     Большим интересом у ребят пользуются игры «Кодировка ответов», «Расшифровка вычислений». Эти игры можно использовать при изучении разных тем: «Сложение и вычитание чисел», «Решение уравнений» и т.д. Кодировка ответа упрощает контроль учителя за правильностью выполнения задания.

Например:                      

Вычислить:       I   вариант                                            II вариант

                    1) 27,3 – (-2,6) = а;                                 1) -5,6 – 3,7 = а;      

                    2) -3,3 –а(-3,4) = в;                                 2) 31,2-а(-2,5) =в;

                    3) -13 –в-(-11,2) = с;                               3) -12 – (-6,1) –в =с;

                    4) (а + в) – с = м;                                    4) (в + с ) –а =м;

    В  чём  суть игры? Выполнив первое  упражнение, ученик ищет полученные числа среди ответов. Если его  там  нет - допущена ошибка, если есть - кодирует ответ. Выполнив все упражнения своего варианта, ученик сообщает учителю кодированный ответ. Например: 6281.

Это значит, что а=29,9; в=-36,6; с =34,8; м = - 41,5.

Решить уравнение и закодировать ответ:

А.1)0,3х +7,5 +1,7х =15,52;     2) (20,4 – х):3=5,6;      3) 2(7,2 + х)= 40,6;

Кодированные ответы: М(7,5); Д(0); Р(4,01); К(13,1); А(3,6); Л(1,2).

Ответ: РАК.

         В. 1) х- 2/5 =1/4;    2) 12/15 – х =4/15;       3) (1/3х+2/3х)-1/9 =7/9;

         Кодированные ответы: М(1/2);С (3/5); О(4/9);Ы(8/15);Ч(8/9).

         Ответ: СЫЧ.

Используя данные о зверях, птицах, можно составлять очень много заданий.  

Тема: «Действия с обыкновенными дробями».

Задание 1.

Выполнив действия и закодировав ответы, вы узнаете название удивительной птицы, которая высиживает своих птенцов в морозы.

1-

                                                 

9/11

2/3

1/7

8/15

4/9

                                   

 Кодированные ответы:

                                   

С (7/15); Л (1/3); К (2/11); Е(6/7); Т(5/9);Д(2/5).

                                     

(к)

(л)

(е)

(с)

(т)

После смерти тело клеста может очень долго сохранятся. Сколько лет, вы узнаете, решив уравнение:

   2/5х + 3/5х – 20 = 0;

Ответ: 20 лет.

Задание 2.

Выбрав среди чисел первого ряда наименьшую дробь, сложите ее с числами второго и третьего ряда так, чтобы их сумма равнялась одному.

        Финиш

1

1

1

1

1

1/9

5/9

8/9

3/9

6/9

4/9

2/9

3/9

7/9

5/9

7/9

3/9

5/9

1/9

4/9

                                                                                                            Старт

 Задание 3. Игра «Хочу  все знать».

Выполнив вычитание от 1 обыкновенных дробей и записав в каждую клетку результаты вычислений и подписав под каждым результатом букву, соответствующую данному числу, вы получите название очень интересной птицы, которая совсем не умеет летать:

1 -

7/30

1/3

2/5

7/9

5/6

2/6

4/10

И- 2/3; П- 23/30; Г- 2/9; Н- 3/5;В -1/6.

 Ответ: пингвин.  

Какое слово вы получили? Что вы знаете о пингвинах? Эти птицы хорошо плавают и ныряют. За день во время кормления они проплывают до 27 км, причем  на глубине около 3м проводят в среднем около 80 минут в сутки. Какая это часть часа? Ныряют пингвины на глубину 130м. Какая это часть км? Пингвины бывают разной величины. Малый пингвин длиной 40 см. А вот размеры королевского, самого крупного пингвина вы узнаете, решив уравнение:

2/3х   + 1/3х  -17 =100;  Ответ: 117 см.

Тема: « Сравнение десятичных дробей».

 1.Какой из указанных зверей самый сильный и самый  крупный? Выберите наибольшее число:  Леопард – 0,9;      Тигр – 22,8;   Рысь – 1,24;  Гепард – 9,4.

Тигр – самый сильный и самый крупный зверь. Ударом  лапы он может свалить оленя, лося,  переплыть  с убитым кабаном бурную  реку. По китайскому календарю 2010 год- год тигра.

2.В нашей стране водится много бобров. Бобёр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, делая плотины длинной 5-6 м.

Задание 1. Узнай длину  бобра (в дм), решив удивительный квадрат:

5,9

6,3

3,6

2,3

2,7

0

3,7

4,1

1,4

1.Из первой строки выберите наименьшее число.

2. Из второй строки выберите наибольшее число.

3. Из третей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.

4. Найдите сумму выбранных трех чисел и вы получите ответ.

(3,6 + 2,7 + 3,7 =10 дм). Сколько это сантиметров, метров?

Сравните длину тела бобра со своим ростом.

Задание 2. Узнайте массу бобра в килограммах:

        :    4  =          ;        : 4 =         ;

                 8  * 207      =                     ;                               -  1500 =                 ;        

                                 + 81 =                                 Ответ:120 кг.

Используя «Штору» можно составлять задания  «Лучший  счетчик», «Магические квадраты», «Решить кроссворд», «Найди ошибку» по разным темам. Учащимся предлагаются задания для самостоятельного решения.  При проверке выполнения работы на доске открывается решение «Ученика», допустившего ошибки, которые должны исправить учащиеся.

Тема: «Сложение и вычитание многочленов».

Найди ошибку:

Упростить:  1)  3ав - 7а - 14ав - 9а = 11ав – 2а;

                      2) 17х +23у-19х-27у= 2х+4у;

                      3) - 0,29х- 8,94у – 4,5у +3,8х=3,5х- 12,44у.

Тема: «Свойства степени».

Найди ошибку:

Упростить:  1)  а5   * а 7 = а35;

                      2) а10 : а2 = а5 ;

                      3) ( а6 * а3 )2 = а81 .

Тема: « Формулы сокращенного умножения».

Найди ошибку:

1) Упростить:    1) 4с(с - 2) – (с-4)2  = 4с2 - 8с – с2 +16

                            2) (х +2)( х2 - 4х +4) = х3 + 8;

                            3)  (в+9) (в - 9) +( в - 9)2 = в2 -18 +в2 – 81в + 18;

Тема: «Разложение многочленов на множители».

Найди ошибку:

2) Разложить на множители:

                             1) 3х2 +8х - 3 = ( х +3)( х – 1/3);

                             2) 2а2  - 2в2  - а + в = (а - в) (2а+2в+1);

                             3) 27х3+ 8 = (3х-2)(9х+ 12х+4);

Тема: « Тригонометрические формулы».

Найди ошибку:     sin2t  + cos2t = - 1;      cos2x = sin 2x – cos 2x;

                                 tqx = cosx/sinx;         sin 4t = 2sin 4t cos 4t;

Тема: «Правила дифференцирования».

Найди ошибку:       (u v)/ = u/v – v/u;     (2х2)/  + (х5)/ = 4х + 5х5;

                                 (2 sinx)/ - (cos 4x)/+7 = 2 cosx – sin 4x ;

   «Магический квадрат» - обычно называют     квадратную таблицу, построенную из чисел (выражений) таким образом, что сумма чисел (выражений) в каждой строке, столбце, диагонали равны одному и тому  и тому же числу (выражению). Учащиеся составляют «Магические квадраты».

Например:  

2

2

2

2

а)                    

                                                                                         

б)           

0

1

2

3

1

-1

0

1

2

в)      

а2

2

-4а2

в 2– 6а2

в2 –а2

в2 +4а2

2 +2а2

2 -2а2

2 – 3а2

При  изучении темы  «Координаты точек» проводилась игра «Соревнование художников». На доске  записаны координаты точек. Если на координатной плоскости каждую точку соединить последовательно с предыдущим отрезком, то в результате получится определенный рисунок. Учащиеся выполняли и обратное задание: нарисовать любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин. Фантазия учащихся была безгранична. Каждая работа была по своему хороша. Некоторые из них  я хочу показать. «Щенок»- работа Росляковой Оксаны:F837E906

     (2;5);(3;3,5);(5;2);(6;0);(5;-1);(2,5;0);

(1,5;-2);(2;-5,5);(1;-5,5);(0;-2);(-2,5;-2);                         (-3,5;-4,5);(-2,5;-5,5);(-4,5;-5,5);(-5;-4);

(-4,5;-2);(-5;0);(-4,5;0,5);(-6,5;2);(-6;3,5);

(-3,5;1);(1;1);(1,5;3,5);(2;5).

«Слоненок» - работа Гуменнова Филиппа:( -1,5;-5);(-1;-3);(3,5;-2,5);

(4,5;-5);(6;-5);(6,5;-2,5);(6;-1);(7;-2,5);(6,5;2);(3;4,5);(-2;5);(-5;0);(-4;6,5);

(-6,5;5,5);(-7,5;6);(-11;4,5);(-12;5,5);(-10,5;7);(-11;7,5);(-13;5,5);(-11,5;3,5);

(10;3);(-6,5;1,5);(-3;-5);(-9,5;4).                                    

DECF5FD6

                                                   КНИГИ.bmp

Используемая литература:

В.Г.Коваленко «Дидактические игры на уроках математики»

Москва «Просвещение» 1990г.

В.Д.Ильичёва «Жизнь животных» том 6 Москва «Просвещение»2000г.

Л.С.Атанасян «Геометрия 7-9» Москва «Просвещение» 2014г.

Л.С.Атанасян «Геометрия 10-11» Москва «Просвещение» 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

статья "Использование исследовательских технологий на уроках математики с применением ИКТ"

В работе рассматривается вопрос использования исследовательских технологий на уроках математики. Опыт прошлых лет показыв...

Интегрированный урок (математика-география) "Применение теоремы Пифагора в сельском хозяйстве"

Данная презентация позволяет наглядно рассмотреть изучаемый учебный материал...

Требования к организации урока математики c применением ИКТ, направленного на активизацию познавательного интереса младших подростков

Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, ...

Методическая работа по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением новых технологий"

С целью  развития  у учащихся интереса к предмету необходимо использовать различные педагогические технологии. Все они предполагают создание условий, способствующих проявлению самостоят...

Урок математики с использованием дидактических игр

"Деление обыкновенных дробей" (6 класс)...