Волшебная арифметика
рабочая программа по математике
внеурочная деятельность по матемаике "Волшебная арифметика" для обучающихя 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_arifmetika_2020-21.docx | 37.18 КБ |
analiz_raboty_matematicheskogo_kruzhka_2019-20.pdf | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат»
Верхнекетского района Томской области
Программа внеурочной деятельности по математике для 5 – 7 классов
«Волшебная арифметика»
Составитель:
Учитель математики
Бурачкова И.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся 5 - 7 классов навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации.
Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогу формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие навыков у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа рассчитана на детей возрастной группы от 11 до 14 лет.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими арифметического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа составлена на основе Основной образовательной программы дополнительного образования МБОУ «Клюквинская СОШИ».
Программа учитывает возрастные, обще учебные и психологические особенности обучающихся 5 – 7 классов.
Цель данной программы: создание условий для раскрытия учебного математического потенциала обучающихся.
Задачи:
- дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на соробане;
- развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое мышление;
- обогатить арифметические представления школьников, формировать некоторые основные понятия;
- развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание;
- развивать скорость мышления и скорость обработки информации;
- развивать концентрацию зрительного и слухового внимания;
- развивать все виды памяти: зрительная (фотографическая), аудиальная (слуховая), кинетическая (мышечная);
- развивать наблюдательность, самостоятельность, находчивость, сообразительность;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать уважение к окружающим, доброжелательность;
- формирование коммуникативных умений, развитие навыков сотрудничества.
Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у обучающихся появляется реальная возможность проявиться, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. Отрабатывать арифметический навык. Подготовить ум для более серьезной работы. Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.
Решая проблему развития пространственного мышления, данный курс направлен на развитие у учащихся образного (пространственного) мышления, повышения скорости мышления, а также использование на практике приемов умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Формировать у детей способность быстро принимать решения в нестандартных ситуациях. Программа кружка также способствует развитию всех видов памяти и повышению концентрации внимания.
Описание места курса в учебном плане
Занятия кружка «Волшебная арифметика» проводятся один раз в неделю по 1 часу. Срок реализации программы – 2 года (68 часов).
Состав групп постоянный, количество учащихся до10 человек.
Общая характеристика курса
Программа курса «Волшебная арифметика» создана для 5 - 7 классов. Разработка программы данного курса обусловлена необходимостью совершенствования вычислительных навыков школьников.
Знакомство со старинными методами счета дает возможность не только более глубоко постичь историю математики, её огромную роль в системе человеческих знаний, укрепляет веру в значение математики, усиливает познавательный интерес к ней. Оно имеет и громадное нравственное значение в становлении молодых людей, так как выдающиеся математики были одновременно и выдающимися личностями, подлинными реформаторами и борцами в науке, мужественно отстаивавшими правоту своих передовых научных и философских идей.
В рамках кружковых занятий предлагаются экскурсы в историю математики. Учащиеся знакомятся с развитием нумерации и счета, интересными приемами устных и письменных вычислений, математическими задачами-загадками и известными задачами и методами счета разных времен. В результате изучения старинных методов и приемов счета различных народов учащиеся увидят их большую роль в зарождении математических знаний.
Процесс обучения основывается на следующих методах: рассказ, объяснение, беседа, практическая работа, упражнения, викторины, игры, работа с учебной литературой, работа с Интернет ресурсами и ресурсами образовательного центра «Точка роста».
Также используются методы с техническими средствами обучения: демонстрация презентаций на мультимедийном устройстве, поиск учебной информации на сайтах интернета и др. Многие задания учащиеся выполняют дифференцированно. Используется групповая и фронтальная организационная форма обучения. Проверка знаний, умений и навыков осуществляется в форме устного опроса, письменных работ, наблюдений и др.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Целями обучения математики являются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения. В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах.
На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
Цель изучения предмета на конкретной ступени образования для формирования личностных универсальных учебных действий (УУД): образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач; закладывание основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; регулятивных УУД: воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
В результате освоения курса учащиеся научатся:
- применять в практике вычислительной деятельности известные алгоритмы вычислительных действий с натуральными числами в письменной и комбинированной форме;
- применять в устной вычислительной работе некоторые рациональные способы устного счета;
- самостоятельно определять порядок выполнения арифметических действий;
- использовать способы и методы быстрого счета при решении заданий вычислительного характера;
- использовать в практике вычислительной деятельности различные приемы быстрого счета.
В результате освоения курса учащиеся получат возможность научиться:
- использовать вычислительные навыки в решении прикладных задач, в том числе межпредметного характера;
Система оценки планируемых результатов.
Оценка достижения планируемых результатов осуществляется по итогам показательных занятий №1-2 и итогового занятия с учетом индивидуальных результатов обучающихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Форма проведения | Дата проведения | |
календ | факт | |||
1 год | ||||
Блок 1. Старинные способы счета (11 часов) | ||||
1 | Римский счет | Лекционные занятия; Практические занятия; интерактивные формы: игровые; исследовательские. | ||
2 | Римский счет | |||
3 | Китайский счет | |||
4 | Китайский счет | |||
5 | Японский счет | |||
6 | Японский счет | |||
7 | Английский счет | |||
8 | Английский счет | |||
9 | Русский счет | |||
10 | Русский счет | |||
11 | Показательное занятие «Старинные способы счета» | Открытое обобщающее занятие | ||
Блок 2. Методика и способы древнего умножения (9 часов) | ||||
12 | Русский крестьянский способ умножения | Лекционные занятия; Практические занятия; интерактивные формы: игровые; исследовательские. | ||
13 | Русский крестьянский способ умножения | |||
14 | Метод «Решетки» | |||
15 | Метод «Решетки» | |||
16 | Индийский способ умножения | |||
17 | Индийский способ умножения | |||
18 | Египетский способ умножения | |||
19 | Египетский способ умножения | |||
20 | Показательное занятие «Методика и способы древнего умножения» | Открытое обобщающее занятие | ||
Блок 3. Ментальная арифметика (14 часов) | ||||
21 | Знакомство с ментальной арифметикой | Лекционные занятия; Практические занятия; интерактивные формы: игровые; исследовательские. | ||
22 | Абакус и его конструкция (братья и друзья) | |||
23 | Правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использование большого и указательного пальцев | |||
24 | Набор чисел от 10 до 99 | |||
25 | Закрепление пройденного материала (1 до 99), | |||
26 | Трехзначные числа от 100 до 999 | |||
27 | Простое сложение | |||
28 | Простое сложение | |||
29 | Простое сложение на ментальной карте | |||
30 | Простое вычитание | |||
31 | Простое вычитание | |||
32 | Простое сложение и вычитание на ментальной карте | |||
33 | Закрепление пройденного материала | |||
34 | Итоговая работа | Творческая работа | ||
2 год | ||||
35 | Абакус и его конструкция | Практические занятия; интерактивные формы: игровые; Игры с флеш картами; Онлайн тренажер «Учусь распознавать числа» | ||
36 | Правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9) | |||
37 | Набор чисел от 10 до 99. Игры с флеш картами | |||
38 | Набор чисел от 10 до 99. Игры с флеш картами | |||
39 | Набор чисел от 10 до 99. Игры с флеш картами | |||
40 | Набор чисел от 10 до 99. Онлайн тренажер «Учусь распознавать числа» | |||
41 | Набор чисел от 10 до 99. Онлайн тренажер «Учусь распознавать числа» | |||
42 | Набор чисел от 10 до 99. Онлайн тренажер «Учусь распознавать числа» | |||
43 | Набор чисел от 10 до 99. Онлайн тренажер «Учусь распознавать числа» | |||
45 | Закрепление пройденного материала | |||
46 | Показательное занятие «Абакус – что это?» | Открытое обобщающее занятие | ||
47 | Повторение простого сложения и вычитания | Практические занятия; интерактивные формы: игровые; Игры с флеш картами; Онлайн тренажер «Учусь складывать и вычитать» | ||
48 | Повторение простого сложения и вычитания | |||
49 | Сложение 5: Метод «помощь брата» | |||
50 | Сложение 5: Метод «помощь брата» | |||
51 | Сложение 5: Метод «помощь брата» | |||
52 | Сложение 5 на ментальной карте: Метод «помощь брата» | |||
53 | Вычитание 5: Метод «помощь брата» | |||
54 | Вычитание 5: Метод «помощь брата» | |||
55 | Вычитание 5 на ментальной карте: Метод «помощь брата». | |||
56 | Сложение и вычитание 5: Метод «помощь брата» | |||
Сложение и вычитание 5 на ментальной карте: Метод «помощь брата» | ||||
57 | Сложение 10: Метод «помощь друга» | Практические занятия; интерактивные формы: игровые; Игры с флеш картами; Онлайн тренажер «Учусь складывать и вычитать» | ||
58 | Сложение 10: Метод «помощь друга» | |||
59 | Сложение 10: Метод «помощь друга» | |||
60 | Сложение 10 на ментальной карте: Метод «помощь друга» | |||
61 | Вычитание 10: Метод «помощь друга» | |||
62 | Вычитание 10: Метод «помощь друга» | |||
63 | Вычитание 10 на ментальной карте: Метод «помощь друга». | |||
64 | Сложение и вычитание 10 на ментальной карте: Метод «помощь друга» | |||
65 | Закрепление пройденного материала | |||
66 | Показательное занятие «Сложение и вычитание на соробане» | Открытое обобщающее занятие | ||
67 | Итоговая работа | Творческая работа | ||
68 | Подведение итогов | Круглый стол | ||
ИТОГО: 68 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Блок 1. Старинные способы счета:
Римский счет; Китайский счет; Японский счет; Английский счет; Русский счет.
Блок 2. Методика и способы древнего умножения:
Русский крестьянский способ умножения; Метод «Решетки»; Индийский способ умножения; Египетский способ умножения
Блок 3. Ментальная арифметика:
Абакус и его конструкция (братья и друзья); Правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9); Набор чисел от 10 до 99; Простое сложение; Простое вычитание; Простое сложение и вычитание на ментальной карте.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Для реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение | Методическое и дидактическое обеспечение |
Учебный кабинеты центра «Точка роста» с современным техническим оборудованием: компьютеры, планшеты, 3D-принтер, сканер, проектор, классная доска и др. | Подборка информационной и справочной литературы; Обучающие и справочные электронные издания; Доступ в Интернет |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
При изучении курса «Волшебная арифметика» используются следующая литература и электронные образовательные ресурсы:
- Ройтман П.Б. и др. «Повышение вычислительной культуры учащихся» (методическое пособие для учителей средней школы), М., «Просвещение», 1980г.
- Чекмарев Я.Ф. «Методика устных вычислений» (с набором упражнений по устному счету), М., «Просвещение», 1970г.
- С.С.Минаева «Вычисляем без ошибок» (работы с самопроверкой), М., «Экзамен», 2014г.
- Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. «Устные вычисления и быстрый счет» (тренировочные упражнения за курс 7-11 классов), Ростов-на-Дону, «Легион-М», 2010г.
- Перельман Я. «Быстрый счет. Тридцать простых приемов устного счета», Ленинград, бесплатная электронная библиотека BooksCafe.Net
- Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: книга учащихся, - М., Просвещение, 1986
- Минских Е.М. От игры к знаниям, - М., Просвещение, 1982
- Свечников А.А. Числа, фигуры, задачи, - М., Просвещение, 1977
- Юшкевич А.П. История математики, Т.1, - М., 1970
- Глейзер Г.И. История математики в школе, - М., 1964
- Ментальная арифметика https://mentalar.ru/mentalnaya-arifmetika-v-domashnix-usloviyax/
- Онлайн тренажер https://pifagorka.com/
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арифметика чисел
«Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»...
Урок "Двоичная арифметика"
Урок основан на использовании электронных образовательных ресурсов...
Организация учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании математического образования с использованием УМК «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» линии «Сферы».
Материалы к VІ областной научно-методической конференции «Школьное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития»...
арифметик урта 5 класс
Арифметик урта 5 класс...
Занятие математического кружка. Арифметика Магницкого.
Занятие математического кружка."Арифметика Магницкого" 5-6 класс....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
План учебно-воспитательной работы объединения « Волшебная иголочка» по программе «Волшебная иголочка»
План учебно-воспитательной работы по 2 годичной образовательная программе «Волшебная иголочка», предназначен для ознакомления детей 7-11 лет с различными видами рукоделия: швейное искусство, пош...