Занятие математического кружка. Арифметика Магницкого.
план-конспект урока алгебры (5 класс) на тему

Машукова Ольга Владимировна

Занятие математического кружка."Арифметика Магницкого"  5-6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem.kruzhok..doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие математического

кружка.

«Арифметика Л.Ф. Магницкого»

Учитель математики

МОУ СОШ №5

города Вышний Волочек

Машукова Ольга

Владимировна


Тема:

Арифметика Л.Ф. Магницкого

Цель занятия:

Активизировать познавательную деятельность учащихся;

Развивать интеллектуальные, эмоциональные, волевые стороны

ученика;

Развить интерес к предмету.

Оборудование:

        Плакат с кроссвордом;

        Плакаты с занимательными задачами;

        Дополнительная литература.


В наше время математик

Это каждый человек

Что поделаешь, приятель

Мы живем в ракетный век.

1.Разминка. Задачи-шутки.

1. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если

встанет на обе ноги? (5 кг)

2. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3

мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при

себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице? (Две

ноги, ибо у кошек лапы.)

3. У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у

 отца? (7)

4. Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолетах - голубые? (в

самолетах нет стоп – кранов)

5. Один грузовик ехал в деревню и встретил три трактора, из них два тянули

по комбайну. Сколько машин ехало в деревню? (одна)

6. На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька

 подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на

 грядке? (ни одного)

7. По дороге шли 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними еще четверо идут,

 сколько они найдут? (ноль)

8. Один человек купил 3 коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: по чему

каждая коза пошла? (по земле)

Тему сегодняшнего занятия математического кружка мы узнаем, разгадав кроссворд.

Вопросы:

  1. Записная книжка ученика?
  2. Есть у растения и у уравнения?
  3. Записывается  помощью цифр?
  4. S=V*t. Как называется эта запись?
  5. Результат сложения.
  6. Сотая часть числа.
  7. Самое маленькое трехзначное число.
  8. Знак вычитания.
  9. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны.
  10. Единица измерения площади.

т

е

т

р

а

д

ь

к

о

р

е

н

ь

ч

и

с

л

о

ф

о

р

м

у

л

а

с

у

м

м

а

п

р

о

ц

е

н

т

с

т

о

м

и

н

у

с

к

у

б

а

р

Ключевое слово «Арифметика».

Итак, занятие нашего кружка посвящено арифметике.

Арифметика - это наука о числах. Название «арифметика» происходит от греческого слова «аритмос», что означает «число». В арифметике изучаются простейшие свойства чисел и правила вычислений.

        В 1703 году издан первый в России печатный учебник «Арифметика», до него были лишь рукописные математические книги. Автором этого учебника является Леонтий Филлипович Магницкий.

        Доклад о Л.Ф.Магницком.

Магницкий проделал огромную работу, чтобы излагаемый материал был доступным и интересным.

        Некоторые занимательные задачи из этой книги мы сегодня рассмотрим.

Задача №1. Лошадь съедает воз сена за месяц, коза – за два месяца,

 овца – за три месяца. За какое время лошадь, коза и

овца вместе съедят такой воз сена?

Решение:

        За 1 год: лошадь съест 12 возов,

                      Коза – 6 возов, овца – 4 воза.

Вместе 12 +6+4=22(воза), тогда за = месяца они все вместе съедят воз сена.


Задача № 2. (Старинная задача) Лев может съесть овцу за 2 часа, волк – за

 3 часа, а собака – за 6 часов. За какое

время они вместе съели бы овцу?

Решение:

        Лев за 6 часов съест 3 овцы. Волк за 6 часов – 2 овцы, собака за 6 часов – 1 овцу. Значит вместе за 6 часов (3+2+1)=6 овец, а т.е. 1 овцу за 1 час.

Задача №3. Путешественник идет из одного города в другой 10 дней,

 а второй путешественник тот же путь проходит за 15 дней.

Через сколько дней встретятся путешественники, если выйдут одновременно навстречу друг другу из этих городов?

Решение:

        За 30 дней путешественники проходят 30:10+30:15=5 расстояние между городами. Следовательно, они сойдутся через 30:5=6 дней.

Забавы в «Арифметике» Л.Магницкого составляют особую главу «Об утешных неких действах, через арифметику употребляемых».

        Я вам предлагаю поиграть в игру: «Кто первый скажет «сто»?»

Играющие (2 человека) по очереди называют числа – любые от 1 до 10 включительно – и прибавляют к ним число, сказанное предыдущим по игре. Выигрывает тот, кто первый скажет «сто».

Что б врачом, моряком или

Летчиком стать

Надо, прежде всего математику знать

И на свете нет профессии, вы заметьте-ка

Где бы нам не помогала арифметика.

Дома:

        Найдите сумму от 1 до 199.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие математического кружка "Фокусы-магия или математический расчёт?", 6 класс

На занятии математического кружка "Фокусы - магия или математический расчёт?" шестиклассники в игровой форме разгадывают секрет математических задач и не только....

Презентация к занятию математического кружка в 5 классе. Тема занятия "Волшебный мир иллюзий".

Презентация создана с учетом возрастных особенностей и содержит познавательный материал, развивающий интерес к математике учащихся 5 классов....

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 1. Арифметика

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 2. Арифметика

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 3. Задачи на четность

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 4-6. Задачи на четность

Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...

Занятие математического кружка для учащихся 6 - 8 классов по теме "Математические софизмы"

Математические софизмы могут быть очень полезны. Разбор софизмов развивает логическое мышление, помогает сознательному усвоению обучаемого материала, воспитывает вдумчивость, наблюдательность, критиче...