Игра "Что? Где? Когда?" по математике
методическая разработка по математике (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Игра «Что? Где? Когда?»
(для учащихся 10-11 классов)
Составитель - учитель математики Клестова О.Л.
Цель игры:
активизация познавательного интереса к математике, развитие мыслительной способности, находчивости, смекалки, воспитание ответственности, организованности, чувства сплочённости, коллективизма.
Задачи игры:
- развитие логического мышления;
- формирование умений строить доказательства, логическую цепочку рассуждений;
- воспитание активной позиции в обучении, самостоятельности, инициативности;
- воспитание здоровой атмосферы соперничества.
Оборудование:
Музыкальные заставки («Что наша жизнь-игра?», произведение А.Вивальди «Времена года»), барабан, волчок, конверты с вопросами, «чёрный ящик», ноутбук, микрофон.
(Приветствие ведущего, объяснение правил игры, представление команд, жюри)
Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет.
Правила игры.
1. Игра состоит из 3-х раундов. В каждом из них по 10 вопросов.
2. Первый раунд разминка. На ответы на все 10 вопросов дается 2 минуты. В остальных двух раундах на обдумывание каждого вопроса дается 1 минута. Если ответ досрочный, то сэкономленная минута может быть использована на обдумывание другого вопроса. Так же команды имеют право один раз воспользоваться – «Подсказкой болельщиков».
3. Как в телевизионной игре в нашей игре есть такие секторы как «Блиц», «Супер блиц» и «Черный ящик» и даже музыкальная пауза.
4. Если команда дает правильный ответ, то ей зачитывается одно очко.
5. Победитель определяется наибольшим количеством набранных очков по итогам трех раудов.
I раунд (2 минуты)
Разминка команд (каждой команде даётся листочек с одинаковыми вопросами)
- На какое наименьшее число делится любое целое число? (На 1)
- Другое название независимой переменной. (Аргумент)
- Кто ввел прямоугольную систему координат? (Рене Декарт)
- Сколько дней в летних каникулах? (92)
- Как называется треугольник со сторонами 3, 4, 5? (Египетский)
- Является ли 25 точным квадратом? (Да)
- Кому принадлежит восклицание: «А все-таки она вертится!» (Г.Галилей)
- Говорят, что математика царица всех наук, а царица математики - …(Арифметика)
- Назовите самую большую хорду окружности.(Диаметр)
- Сколько углов останется у ромба, если один отрезать? (Пять)
II раунд (крутится волчок – выбор вопросов для команд)
(каждая команда может воспользоваться 1 раз подсказкой зала – болельщиков).
Вопрос 1.Мысль выражать все числа знаками настолько проста, что именно из-за этой простоты сложно осознать, сколь она удивительна. Цифры-условные знаки для обозначения чисел.: Увидев на фронтоне старого особняка запись MDCCLXXXIX, скажите, уважаемые знатоки, используяримские цифры, в каком году этот дом был построен?
Ответ: 1789г. (по римской нумерации: М-1000, D– 500, C – 100, L – 50, X – 10, V – 5, I -1.)
Вопрос 2.Когда был маленький, он спрашивал об этом дивном небесном явлении у взрослых, но ему или вовсе не давали ответа, или, говорили:
- Да кто ж его знает. То Бог сотворил.
И страсть как ему хотелось самому додуматься – допытаться, почему появляется во мраке поднебесья такая красота.
Он не только объяснил природу северного сияния, но и стал великим русским ученым. Ему были подвластны все науки: математика, физика, химия, география, история, металлургия, астрономия, геология и др. Он открыл первый в России университет. О каком великом русском ученом идет речь?
Ответ: М.В. Ломоносов.
Вопрос 3. Блиц турнир для обеих команд. Почти все названия геометрических фигур имеют греческое происхождение, также как и многие другие математические термины. Ваша задача перевести на греческий язык некоторые выражения. (команды получают одинаковые листы с заданиями)
Поставьте в соответствие выражения (в левом столбце) и перевод на греческий язык (в правом столбце) стрелками:
1 | столик для еды | теорема | |
2 | сосновая шишка | катет | |
3 | землемерие | гипотенуза | |
4 | зрелище | периметр | |
5 | игральная кость | геометрия | |
6 | натянутая | ромб | |
7 | отвес | конус | |
8 | измерение вокруг | хорда | |
9 | бубен | трапеция | |
10 | струна | куб |
ответ
1 | столик для еды | 1 | трапеция | |
2 | сосновая шишка | 2 | конус | |
3 | землемерие | 3 | геометрия | |
4 | зрелище | 4 | теорема | |
5 | игральная кость | 5 | куб | |
6 | натянутая | 6 | гипотенуза | |
7 | отвес | 7 | катет | |
8 | измерение вокруг | 10 | периметр | |
9 | бубен | 9 | ромб | |
10 | струна | 10 | хорда |
Вопрос 4.«Арифметическое ассорти» для обеих команд.
Команда получает карточку с заданием. Между некоторыми цифрами расставь математические знаки и скобки, чтобы получились верные равенства.
7777777=6
7777777=7
7777777=8
7777777=10
7777777=49
7777777=107
Ответ:
(7+7+7+7+7+7) /7=6
(7*7-7*7+7*7) /7=7
777 / 777+7=8
7 /7+7 /7+7 /7+7=10
7+7+7+7+7+7+7=49
(777-77) /7+7=107
Вопрос 5. Блиц-вопросы. (геометрия) Время на подготовку ответа на вопрос-20 секунд.
(команды пишут ответ на листочке и сдают жюри одновременно через 20 секунд)
1). Оно принимается без доказательства, а носит имя женского рода. Что оно и кто она?
Ответ: высказывание или утверждение – аксиома.
2). Какими словами греческий математик «отец истории» Евклид заканчивал каждый математический вывод? Назовите эти четыре слова.
Ответ: Что и требовалось доказать.
3). Все высоты треугольника пересекаются в одной из его вершин. Какой это треугольник? (Прямоугольный).
Сектор «Черный ящик» (таких сектора 3)
Вопрос 6. Существует легенда, в которой говорится, что один из ученых математиков во время осады Сиракуза римлянами с помощью предмета, подобного тому, что находится в черном ящике, помогал уничтожать корабли римлян?
Вопрос: Что находится в этом ящике?
Ответ: Зеркало. Архимед с помощью зеркально отполированных щитов фокусировал солнечные лучи и таким образом поджигал римские суда.
7. Этот предмет, был изобретен в Древней Греции. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. Умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась.
Вопрос: Что за предмет в чёрном ящике?
Ответ: циркуль.
8. История их изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности их называли клепсидрами. Почти у каждого из вас есть эта замечательная вещь. Эта вещь на протяжении веков постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшаясь в своих размерах, становясь унифицированной. В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа римский, инженер Кулибин. В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение. Что в черном ящике? (Часы).
9. Сектор «Супер-блиц» (обе команды получают одно и то же задание)
Остаётся за столом по одному игроку, кто продолжает игру в этом раунде. (Пишут на листе ответы, сдают в конце листочек со всеми ответами
1). Шоколадка стоит 10 р., и еще половина шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (20 р.)
2). У отца Мэри пять дочерей. Первую зовут Чучу, вторую – Чече, третью – Чичи, четвертую – Чочо. Как зовут пятую?
(И вовсе не Чача, а Мэри, ведь об этом сказано в условии).
3). Назовите автора этих строк? (Выбор ответа из 3-х фамилий: К.Ф.Гаусс, М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин)
1. Математика – царица наук, арифметика – царица математики. Ответ: (К.Ф. Гаусс)
2. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
Ответ: (М.В. Ломоносов)
3. Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. Ответ: (А.С. Пушкин)
10. «Моно», «ди», «поли» - это по-гречески, «уни», «би», «мульти» - это по-латыни, а как это можно сказать по-русски? (Один, два, много)
III раунд (Вопросы от «зрителей»)
1. Вопрос от учителя географии
Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоено таких почестей? (Нуль). (слайд)
2. Вопрос - шутка от учителя литературы.
В пересказе Бориса Заходера "Алиса в Стране Чудес" математик нетривиально разделил кусок пирога между собою и козликом. Что же досталось математику, а что – козлику?
Пи - математику, рога – козлику
3. Вопрос от учителя информатики.
ЕГО названием стало слегка искаженное слово, придуманное девятилетним племянником одного американского математика. По-видимому, это название подчеркивает его претензии на лидерство. И, надо сказать, он действительно занимает ведущие позиции в мире среди себе подобных. Назовите его.
Ответ: Google.
Комментарий: Google — искаженное googol (гугол), 10 в степени 100.
4. Вопрос от воспитателей детского сада. (Можно в чёрном ящике)
Название этого предмета произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что это за предмет? (Кубик).
5. Вопрос от ученика школы.
В одном классе учатся три мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды Чернов сказал Белову: «Забавно, что один из нас – белокурый, другой - брюнет (с черными волосами), а третий – рыжий. Но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». В ответ Белов заметил: «Но я не рыжий». Каков цвет волос у каждого из учеников?
Ответ: (Белов – черный, Чернов – рыжий, Рыжов – белокурый).
6. Вопрос от учителя биологии.
Биологи утверждают, что бактерия за одну секунду производит себе подобную. Если одну бактерию поместить в банку, то она заполнится бактериями за полчаса. За какое время эту же банку заполнят 2 бактерии? (За 29 секунд).
7. Вопрос от учителей начальных классов
Мы, в отличие от египтян, римлян и славян, пользуемся позиционной системой счисления, в которой всего десять цифр, образующие так называемые «ступеньки». Что это за «ступеньки», перечислите их.
Ответ: Это разряды, их всего три – единицы, десятки, сотни.
8. Вопрос учителя истории.
Название какого месяца года произошло от латинского слова «десять» и почему?
(December, от decem – «десять». До реформы календаря при Юлии Цезаре был десятым месяцем).
9. Вопрос задаёт библиотекарь.
60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц.
Ответ: 2 см.
10. Вопрос учителя технологии.
В переводе с латинского это означает “спица колеса”. Что это?
Ответ: радиус
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»
Этот урок посвящен научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"
Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....