Внеклассное мероприятие: "Состязание умных и находчивых"
методическая разработка по математике (7 класс)
Внеклассное мероприятие по математике и физике для 7-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_7-8kl.docx | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по физике и математике в 7-ых классах:
«Состязание умных и находчивых»
Цели:
1. Расширять знания учащихся, развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект.
2. Показать взаимосвязь математики и физики с другими науками.
3. Развивать интуицию, эрудицию, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели.
4. Развивать культуру общения, умение работать группах.
5. Воспитывать внимание, сообразительность, находчивость, тренировку памяти.
Ход мероприятия:
Учитель: Добрый день дорогие гости и участники игры! Мы рады приветствовать сегодня Вас на нашем внеклассном мероприятии по физике и математике «Состязание умных и находчивых». Для кого, для чего мы сегодня собрались? Конечно, для вас, наши ученики! Чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много!), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой. А для чего мы начинаем состязание? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям вопрос: «А зачем мне математика? А зачем мне физика? Мне они в жизни не пригодятся!» А ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где «мантейн» означает учиться и приобретать знания; «фюзис» - в переводе «природа». И если есть упражнения для развития тела, то математика и физика призваны развивать логическое мышление, внимание, мозг, не говоря уже о приобретённых знаниях. Недаром их называют «гимнастикой ума».
Я надеюсь, что вы сегодня убедитесь, что математика и физика– это не «сухие» наукии что заниматься ими очень увлекательно. А девиз нашего мероприятия таков: Не подумав, не отвечай,
Не проверив на опыте, не утверждай.
1 ведущий.
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь!
Это встреча важных двух наук …
Приглашает вас сегодня в круг.
2 ведущий.
Физика – это наука!
Но вижу в глазах у детей только муку.
Формулы скачут, мелькают подряд,
Ох, как им трудно их выстроить в ряд!
Но без физики не объяснить,
И кран подъемный, и гвоздь как забить,
Как в Космос летаем, машины водим,
И почему по Земле так просто мы ходим
1 ведущий.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе
2 ведущий.
Я, думаю, что сегодня собрались те, кто любит физику и математику. Ну а тем, кто еще равнодушен к этим наукам, наше мероприятие поможет изменить свою точку зрения и вызвать у них интерес.
На нашем состязании
Все физиками и математиками станут.
Серьезные вопросы
Мы будем вам задавать.
1 ведущий.
Кто знает – тот ответит,
Кто догадался – скажет,
Задачи не из легких
Придется вам решать.
2 ведущий.
Пусть победят всезнайки
Пытливые ребята
Кто учится серьезно
Стремится много знать.
1 ведущий.
И так начинаем. В нашем состязании принимают участие 3 команды: команда 7«а», 7 «б» и 7 «в» класса.
Предлагаем первый конкурс: «Разминка».
Каждой команде задается по 16 вопросов. За правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы для 1 команды.
- Прибор для измерения сил (динамометр).
- Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого (сила трения)
- Сохранение объема и формы – свойство (твердого тела)
- Название множителя одна сотая. (Санти).
- Единица измерения давления (Паскаль)
- Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой. (Радиус).
- Смазка является одним из способов уменьшения (силы трения)
- Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел (инерция)
- Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит равные участки пути (равномерное)
- Если плотность тела больше плотности жидкости, то это тело в ней
( тонет)
- Прибор для измерения давлений, больших или меньших атмосферного (манометр)
- Может ли при делении получиться ноль? (Да)
- Шла старуха в Астану, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Астану? (1старуха).
- Что тяжелее: тонна пуха или тонна железа?
- Может ли быть в треугольнике два тупых угла? (Нет)
- Самая простая смазка, всегда имеющаяся под рукой. (Вода).
Вопросы для 2 команды.
- Прибор для измерения температуры (термометр)
- На тело, погруженное в жидкость, действует (архимедова сила)
- Величина, равная отношению пройденного пути ко времени (скорость)
- Сторона, лежащая против прямого угла. (Гипотенуза).
- Изменение с течением времени положения тела относительно других тел (механическое движение)
- Учёный, установивший закон всемирного тяготения. (Ньютон).
- Если вещество сохраняет объем, но легко меняет свою форму, то оно находится в (жидком состоянии)
- Единица измерения длины в СИ (метр)
- «Часы жизни». (Время).
- Величина, равная отношению массы тела к его объему (плотность)
- Единица измерения силы (Ньютон)
- На каком явлении основана засолка огурцов (диффузия)
- Чему равна одна четвёртая часть часа? (15мин. )
- Назовите самое маленькое двузначное число. (10)
- На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (Ни одной)
- Какое явление мешает остановиться машине мгновенно. (Инерция).
Вопросы для 3 команды.
- Прибор для измерения атмосферного давления (барометр)
- Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела (сила тяжести)
- Единица массы в СИ ( кг)
- Геометрическое тело, на которое похожа земля. (Шар).
- В каком рассоле- горячем или холодном – быстрее просаливаются огурцы?
- Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса).
- Наименьшее, натуральное число. (1)
- То, что невозможно выразить физической величиной и что, по утверждению
Достоевского, спасёт мир. (Красота).
- У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)
- Мельчайшая частица данного вещества (молекула)
- Четырёхугольник, у которого все стороны равны. (Ромб).
- Прибор для измерения углов? (Транспортир)
- Найдите четверть от ста. (25)
- Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый из участников?(4)
- Чему равна сумма смежных углов? (180)
- На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Наш следующий конкурс называется «Эрудицион».
Каждая команда вытягивает по 3 вопроса. Время на обдумывание 3 мин. Если команда по истечении времени не отвечает, может ответить другая команды. Могут помогать болельщики. За каждый правильный ответ 5 баллов.
- Двенадцатый месяц у нас называется декабрь. Это слово происходит от греческого «дека» - десять. Отсюда также слово декалитр - 10 литров, декада - 10 дней. Выходит, что декабрь носит название «десятый». Внимание, вопрос! Чем объяснить это несоответствие? (Раньше Новый год начинался с марта).
- Космос, косметика - слова одного корня. Как вы считаете, при чём здесь Пифагор?(Именно Пифагор впервые назвал вселенную космосом, что в переводе с греческого - украшенный мир, прекрасно устроенный).
- Известно, что в древности большое значение имел счёт на пальцах. Сейчас его в основном применяют дети, которые учатся считать. Внимание, вопрос! А где ещё в наши дни используется только пальцевый счёт? (На биржах).
- Назовите 5 великих страстей Альфреда Нобеля. Именно в этих областях человеческой деятельности и присуждается знаменитая Нобелевская премия. (Медицина, литература, физика, химия, борьба за мир.)
- Известный советский физик Ландау на вступительных экзаменах задавал вопрос: продолжите ряд букв: О, Д, Т, Ч,...Внимание, вопрос! Как нужно было его продолжить? (Один, два, три, четыре, П, Ш, С, ...).
- Фирменным знаком, украшающим продукцию Мерседес-Бенц, является трехлучевая звезда. Внимание, вопрос! На что указывают её лучи? (На три среды обитания, где используются двигатели, производимые фирмой: на воду, землю и воздух).
- Первым в России ученым-медиком, всерьёз изучавшим проблему детской близорукости, был Фёдор Фёдорович Эрисман. Он определил, что расстояние от книги до глаз, при котором глаза не уставали бы, должно быть 30-35 см. В связи с этим он, не будучи инженером, разработал конструкцию, которая получила повсеместное использование. Что это за конструкция? (Школьная парта).
- При раскопках в Перу был обнаружен аппарат, представляющий собой две высушенные тыквы, между которыми были натянуты растительные волокна. Предшественником какого современного аппарата было это приспособление? (Телефона).
- Какой способ измерения высоты предметов и зданий подсказала Фалесу из Милета обыкновенная палка? (Когда тень от палки, поставленной вертикально, равна её длине, тень любого находящегося предмета равна его высоте, т.е. достаточно измерить тень).
А пока наши команды думают, мы поиграем с вами, дорогие болельщики.
Игра со зрителями (Задачи-шутки)
1. Пожарных учат надеть штаны за три секунды. Сколько штанов успеет одеть хорошо обученный пожарный за одну минуту? (20)
2. В бублике одна дырка, а в кренделе в два раза больше. Насколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях?(17)
3. Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой – получится 59кг. Если взвесить бабушку без Кузи – получится 59кг. Сколько весит Кузя без бабушки?(5)
4. Рост Кати 1м 75см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155см. Сколько сантиметров Кати торчит из под одеяла?(20)
5. Площадь одного уха слона равна 10 000кв.см.
Узнайте в кв. метрах площадь двух ушей слона. ( 2 кв.м)
6. На уроке математики присутствовали учащиеся, у которых было 56 ушей, а у учительницы на 54 уха меньше. Сколько всего ушей можно насчитать во время урока математики? (58)
7. Допустим, что вы решили прыгнуть в воду с высоты 8м. И, пролетев 5 метров, передумали. Сколько метров вам придётся ещё лететь поневоле?(3м)
8. У многодетного папы 10 детей. 2\4 – девочки, 4\8 – мальчики. Сколько девочек и мальчиков у папы. (по5)
9. Вам надо сварить яйцо всмятку. Известно, что всмятку яйцо варится 4 минуты. У вас есть двое песочных часов : одни отмеряют 3 мин., а другие 7 мин. Как, пользуясь этими часами, варить яйцо точно положенное время?
Конкурс: « Кто быстрее».
Я читаю вопрос. Кто знает ответ, поднимает руку и дает ответ. За каждый ответ 2 балла.
1. С разных концов медного провода длиной в 1000 км парочка физиков отколупнула по одной молекуле меди. Чем отличаются эти молекулы друг от друга?
2. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
3. Почему семиклассник Вася, за которым гоняется мама с веником, не может сжаться до размеров таракана и убежать в замочную скважину?
4. Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин окунуть в подсолнечное масло?
5. Четырехлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу, и действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной, догадалась о случившемся?
6. В первом утюге молекулы танцуют медленное танго, как учительницы на выпускном вечере, а во втором прыгают, как первоклассницы на переменке. Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку - первым или вторым?
7. Вовочка стащил в школе кусочек мела, принес домой, бросил в стакан с водой и дедушкиными зубами. Из мела побежали маленькие пузырьки. Откуда они взялись и чего они испугались?
8. Почему пуговицы, которые ученый с мировым именем нарочно прикладывал к штанам, сами не держатся – приходится их пришивать, а жвачка, смола, пластилин, замазка, на которые нечаянно сел талантливый ученый, так прилипли, что уже не отдерешь?
Конкурс капитанов
Конкурс капитанов начинается также с разминки, вопросы задаются сразу, кто быстрее найдёт ответ, отвечает.
1. Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? (Запасное).
2. Где на Земле самые длинные сутки? (Везде одинаковые)
3. Самая яркая звезда в созвездии Большой Медведицы - Полярная звезда. Верно ли это? (Нет, т.к. Полярная звезда входит в созвездие Малой Медведицы).
4. При смеси извести, песка и соды при высокой температуре получается субстанция, без которой наша сегодняшняя жизнь практически невозможна. Что это? (Стекло).
5. Музей, теория пяти механизмов, гибель римских кораблей. Какое имя объединяет эти словосочетания? (Архимед. Музей Александрийский, где сосредотачивалась вся научная жизнь того времени, 5 механизмов - рычаг; блок, винт, болт, лебёдка. Гибель римских кораблей — город Сиракузы. Архимед участвовал в инженерном обеспечении этой войны — вторая Пуническая война).
«Одна минута». Капитанам завязывают глаза, по счёту три они должны отсчитать минуту и поднять руку. Кто наиболее близко посчитал, получает 3 балла, следующему 2 балла.
«Кто точнее». Перед вами банка с конфетами. За одну минуту вы должны прикинуть, сколько здесь конфет, подойти и тихонько сказать мне. Кто наиболее точно назовёт мне число, тот получает 3 балла и конфеты в придачу.
Конкурс «Опытная лаборатория»
Командам необходимо определить плотность вещества твердого тела. (Оборудование: 3 цилиндра, 3 весов, 3 мензурки)
А пока команды выполняют задание, проведем конкурс с болельщиками.
Игра со зрителями
-В истории, в которой нарочно перепутаны все единицы измерения, нужно исправить ошибки, правильно расставить единицы измерения.
-«Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое - 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 5 литров в час. Пришёл, закинул удочку. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую: длинной 50 минут и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».
Конкурс: Раскрываем тайну Черного ящика
Итак, теперь мы готовы к выполнению серьёзного задания.
Следующий конкурс мы назвали “Раскрываем тайну Черного ящика”.
Вы должны узнать, что находится в черном ящике?
Чёрный ящик №1.
То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В наше время им умеет пользоваться любой школьник.
Вопрос: Что лежит в чёрном ящике? (Циркуль).
Чёрный ящик №2.
Сначала он плавал, потом стал и летать.
Он многим, будучи их проводником , спас жизнь.
Он не любит большую жару и сильную тряску.
Он всегда целенаправлен.
Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом. (Компас)
Чёрный ящик №3.
Его используют в системах и механизмах для нагрева и охлаждения.
Его используют для уменьшения трения.
Со всеми тремя его агрегатными состояниями вы довольно часто встречаетесь.
Это вещество называют соком жизни на земле. (Вода)
Другой конкурс не менее интересный, чем предыдущий и назвали мы его “Рассказки с подсказками”. Мы даем вам подсказки, с каждой подсказки вы теряете один балл. Максимальное количество баллов, который вы можете принести в копилку своей команды 5 баллов.
Рассуждалка первой команде.
– Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать – и сделаешь.
-Во втором классе они простые, в 7 классе – линейные, в 8 – квадратные,
- Не знаю, есть ли у них листья и стебли, а вот корни бывают, может быть один, а может и больше.
(Уравнение)
Рассуждалка второй команде:
-Это такая кривая, уходящая в бесконечность. Если взять нитку или веревку двумя руками, так, чтобы они провисли, то тоже в общем то ее получим;
- Люди давно ее знают и используют, когда подковывают лошадей. Ведь подкова тоже ее часть.
- А. вообще то, это красивая кривая – график одной из функций, а точнее квадратичной функции.
(Парабола)
Рассуждалки третьей команде:
– Это такая геометрическая фигура, интересная , красивая, у которой нет начала и нет конца. Эта фигура используется везде: в быту, в технике, архитектуре и других областях;
- Если пойдешь по нему, то все равно, когда-нибудь придешь туда, откуда ушел;
- А еще можно увидеть его на кораблях, катерах, Там он называется спасательным.
(Круг)
Рассуждалка первой команде.
– Она названа по фамилии ученого. Ученый этот известный, его знают даже те,
кто ее еще не изучал. В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с детства,
- Ее нужно доказывать. А зачем? Ведь он ее доказал уже давным-давно
- А над самим ученым часто смеются, говорят, что у него штаны во все стороны
равны
(Теорема Пифагора)
Рассуждалка второй команде:
- Сначала делили, потом тоже делили. А потом между ними равно ставили. И она получается. Впервые вы знакомитесь с ней в 6 классе. С ее помощью можно и уравнения решать и задачи.
- Если готовят какое-нибудь лекарство, настои или мази, то нужно знать, какой она должна быть. А то возьмешь одного вещества больше или меньше чем надо и не получишь то, что нужно.
-А в математике равенство двух отношений называется…
(Пропорция)
Рассуждалка третьей команде.
- Это выражение содержит две части, между которыми стоит знак равенства. Иногда в обеих частях выражения, которые требуют преобразований: иногда в одной части стоит просто число, или буква, или выражение, с которым больше ничего не сделаешь.
- Вообще-то надо еще доказать, что это равенство – оно и есть. Для этого есть три способа: либо преобразовать правую часть его и привести к левой, либо левую к правой, а иногда приходится мучиться над обеими частями. И вот долгожданный результат – равенство верно.
Значит оно -....
(Тождество)
Конкурс болельщиков: «Весёлый урок»
- Горят 7 свечей. 4 из них погасли. Сколько свечей осталось? (4)
- Сколько концов у 5 палок? А у 5 с половиной? (12)
- Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (0)
- Если перевернуть эту цифру сверху вниз, она уменьшится на 3. Что это за цифра? (9)
- 6 картофелин сварятся за 30 минут. За сколько минут сварится одна?
- Все знают, что два в квадрате это четыре, три в квадрате - девять. А чему равен угол в квадрате? (90°).
- Полторы трети километра это сколько'' (Полкилометра. 1,5·(1/3)=1/2=0,5).
- Какими двумя нотами измеряется морской путь? Ответ: миля
- Какие ноты при соединении обозначают только часть чего-либо? Ответ: доля
Награждение команд. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игра "Умные Веселые Находчивые"
математическая игра...
Внеклассное мероприятие "Самый умный"
Данная разработка составлена в рамках недели естественно-научного цикла совместно с учителем химии Джанджгавой Е.В. Мероприятие проходит по аналогии с телевизионным проектом "Самый умный" и содержит в...
Внеклассное мероприятие "Самый умный физик"
В работе представлена интеллектуальная игра «Самый умный физик», которая проводится ежегодно среди учащихся 10-ых классов общеобразовательных школ. Каждый год игра приурочена к какой-нибудь знаменател...
Внеклассное мероприятие "Самый умный математик"
Целью внеклассного мероприятия "Самый умный математик" среди учащихся 7-9 классов является расширение математического кругозора и развитие познавательного интереса. Девизом игры будут слова, кото...
Внеклассное мероприятие "Самый умный"
Презентация содержит занимательные вопросы и подготовлена для проведения виторины в рамках недели Естественно-научных и физико-математических дисциплин....
КВУН (Конкурс веселых, умных и находчивых)
Разработка внеурочного мероприятия по математике...
Презентация внеклассного мероприятия "Конкурс умных и находчивых"
Внеклассное мероприятие по математике "Конкурс умных и находчивых" для учащихся 7 класса....