Внеклассное мероприятие "Самый умный физик"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Широкова Ирина Борисовна

В работе представлена интеллектуальная игра «Самый умный физик», которая проводится ежегодно среди учащихся 10-ых классов общеобразовательных школ. Каждый год игра приурочена к какой-нибудь знаменательной дате в области физики и технике, чем и объясняется тематика вопросов игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suf-2011.doc87.5 КБ
Office presentation icon suf-2011.ppt2.54 МБ

Предварительный просмотр:

1.    Как направлена мгновенная скорость при движении по окружности?

А.  от центра окружности     Б. по касательной к окружности    

В.  к центру окружности

2.    Где год длится дольше, на Марсе или на Сатурне?

А.  на Марсе          Б. одинаково          В. на Сатурне  

3.    С какой скоростью движется Земля вокруг Солнца?

А.   30 м/с           Б. 30 км/с          В. 1200 км/мин           Г. 900 км/ч

4.     Какой физический закон лежит в основе реактивного движения?

А.  1 закон Ньютона                                 Б. 2 закон Ньютона          

В.  Закон сохранения импульса            Г. закон сохранения энергии

  1. Какова форма траектории тела, движущегося со скоростью

        10 км/с вокруг Земли?

А. окружность              Б. эллипс                В. при такой скорости тело

     покинет орбиту Земли, и полетит в космическое пространство

6.  Кто впервые назвал Вселенную космосом?

А. Гагарин          Б. Архимед         В. Эйнштейн        Г. Пифагор

7.     Как нужно изменить расстояние между телами, чтобы сила их взаимного притяжения увеличилась в 4 раза?

А.  увеличить в 2 раза                       Б.  уменьшить в 2 раза    

В.  увеличить в 4 раза                       Г.  уменьшить в 4 раза

8. Человек, стоящий на лодке, начинает идти от носа лодки к корме. Что произойдет с лодкой ?

А. лодка поплывет в сторону, противоположную направлению

     движения человека                  

Б. лодка останется на месте                               В. утонет

9.  Какая из стрелок показывает направление центростремительного ускорения в точке А?                                                

А. 1                 Б.  2                  В. 3                Г. 4                                                1

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                 2           А             А          3

                                                                                                                              4

                                                                                                                       

  1. Какую скорость получит модель ракеты m = 300 г, и массой пороха в ней 100 г, а газы вырываются из сопла со скоростью 100 м/с?

А. 10 м/с              Б. 33 м/с                 В. 300 м/с                Г. 33 км/с

  1. Физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения?

А. мощность          Б. энергия          В. ускорение            Г. импульс

  1.  Ускорение свободного падения на Земле равно

А. 8,9 м/с²          Б. 9,8 м/с²         В. 12 м/с²           Г. 26 м/с²

13. 4.Когда был запущен первый ИСЗ?

А. 1949г           Б. 1957г           В. 1961г             Г. 1973г

14. С какой высоты свободно падает сосулька, если расстояние до земли она преодолела за 4 с?    (g = 10 м/с²)      

А. 30 м               Б. 80 м                  В. 100 м             Г. 120 м

15. Больно ли космонавту при ударе в невесомости?

А. не будет больно, т.к. в невесомости   космонавт легче перышка

Б. будет больно, но не так больно как при ударе на земле      

В. не будет больно, т.к. космонавт в гермошлеме

Г. будет больно, и в невесомости можно набить шишку

16. Кто первый рассчитал скорость, которой должно обладать тело,    

      чтобы преодолеть земное притяжение?

А. Мюнхгаузен      Б. Ньютон       В. Циолковский     Г. Королев

17. В настоящее время средняя высота орбиты полета МКС составляет 342,9 км. Какова скорость вращения МКС, если экваториальный радиус Земли 6378 км, а период обращения станции вокруг Земли 92 мин?

А. 7,6 км/с             Б. 459 км/с           В. 343 км/с              Г. 343 м/с

18. В каком году совершила космический полет первая женщина Валентина Терешкова?

А. 1957г           Б. 1961г           В. 1963г             Г. 1973г

Дополнительные вопросы 1 тура

1. Тело движется равномерно по окружности. Как изменится его центростремительное ускорение при увеличении скорости равномерного движения в 2 раза и уменьшении радиуса окружности в 4 раза?

А  увеличится в 2 раза         Б. увеличится в 8 раз

В. увеличится в 16 раз         Г. не изменится

Д. уменьшится в 2 раза       Д. уменьшится в 8 раз

2. Ученый, открывший закон всемирного тяготения:

А. Архимед          Б. Евклид            В. Демокрит           Г. Ньютон

 

3. В космосе побывали граждане более 30 государств мира. Но только три страны имеют возможность самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты: Россия, США и …

А. Япония             Б. Китай               В.   Англия                   Г. Канада

4. В 1965 году первым летчиком-космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. На какое максимальное расстояние удалился Леонов от корабля?

А. 2,5 м               Б. 3,55 м              В.  5,35 м               Г. 7,35 м

5. На какую максимальную высоту поднимется тело, брошенное вертикально вверх со скоростью 40 м/с?

А. 20 м           Б. 60 м               В.  80 м             Г. 100 м      

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

6

2

1

4

6

3

1

5

5

6

6

9


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

6

2

1

4

6

3

1

5

5

6

6

9


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

6

2

1

4

6

3

1

5

5

6

6

9


Здравствуйте, дорогие участники игры и болельщики наших участников!

Здравствуйте, мои коллеги – учителя физики!

Я учитель физики школы № 67 Ирина Борисовна и я рада приветствовать вас на очередной интеллектуальной игре «Самый умный физик - 2011» среди учеников 10-ых классов школ Кировского района города Казани.

Прошу участников игры занять места за партами.

Сегодняшняя игра посвящена КОСМОСУ, так как 2011 год объявлен годом космонавтики. 12 апреля 2011 года исполняется 50 лет первого полета человека в космос! Этим человеком стал летчик – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Идея использования ракет для космических полетов была выдвинута в начале 20 века русским ученым, изобретателем и учителем Константином  Эдуардовичем Циолковским. Циолковский разработал теорию движения ракет, вывел формулу для расчета их скорости, был первым, кто предложил использовать многоступенчатые ракеты.

Полвека спустя идея Циолковского была развита и реализована советскими учеными под руководством Сергея Павловича Королева.

На сегодняшний  день всего совершено более 250 пилотируемых орбитальных полетов, общее количество космонавтов, совершивших полеты в космос, составляет более 460 из 30 государств мира. При освоении космоса погибли 18 космонавтов.

Максимальное расстояние, на которое удалялся человек от своей родной планеты, порядка 380 тыс. км. – расстояние до Луны. Поэтому большая часть вопросов нашей игры посвящена космической (астрономической) тематике.

Несколько слов о правилах игры.

В игре три тура.

В 1-ом туре участвуют все игроки, отвечая на вопросы из общей физики (18 обязательных ответов). По итогам 1-го тура выявляются 6 лидеров. Если 6 участников-лидеров не выявляются, то задаются дополнительные вопросы.

Во 2-ом туре участвуют 6 игроков, которые должны ответить в течение 1 минуты на максимальное количество вопросов, дав максимальное количество правильных ответов (за правильный ответ-1 балл). Каждый игрок отвечает на вопросы определенной темы физики, которую выбирает сам. По итогам 2-го тура выявляется 3 лидера, которые и проходят в заключительный 3 тур.  Если 3 участника-лидера не выявляются, то дается дополнительное задание.

В 3-ем туре участвуют 3 игрока. Из этих трех игроков и выявляется самый умный физик. 3 тур — экспериментальный. Каждый участник 3-го тура, просмотрев демонстрацию физического опыта, должен ответить на заданный вопрос как можно точнее. По количеству набранных баллов (максимальное количество баллов за один правильный ответ — 5 баллов) определяется лидер всей игры.

Подсчитывать количество правильных ответов, определять насколько полно, четко и правильно сформулированы ответы игроков будет наше жюри, членами которого являются

  1. учитель физики школы №  151 Тамара Ивановна
  2. учитель физики школы №  57 Наталья Егоровна
  3. учитель физики школы №  152 Елена Викторовна
  4. учитель физики школы №  135 Виктор Анатольевич
  5. учитель физики школы №  137 Людмила Юрьевна
  6. учитель физики школы №  50 Татьяна Михайловна.

Победителем игры в 2009 и 2010 годах становились ученики 137 школы. Посмотрим: повториться ли успех школы № 137 в этом году!!!

Итак, мы начинаем.

 

1 тур- «Вопросы общей физики» (3 листа по 6 вопросов у участников на столе).

1.    Как направлена мгновенная скорость при движении по окружности?

А.  от центра окружности     Б. по касательной к окружности    В.  к центру окружности

2.    Где год длится дольше, на Марсе или на Сатурне?

А.  на Марсе          Б. одинаково          В. на Сатурне 

3.    С какой скоростью движется Земля вокруг Солнца?

А.   30 м/с           Б. 30 км/с          В. 1200 км/мин           Г. 900 км/ч

4.     Какой физический закон лежит в основе реактивного движения?

А.  1 закон Ньютона                                 Б. 2 закон Ньютона          

В.  Закон сохранения импульса            Г. закон сохранения энергии

5. Какова форма траектории тела, движущегося со скоростью

        10 км/с вокруг Земли?

А. окружность              Б. эллипс                В. при такой скорости тело

     покинет орбиту Земли, и полетит в космическое пространство

6.  Кто впервые назвал Вселенную космосом?

А. Гагарин          Б. Архимед         В. Эйнштейн        Г. Пифагор

7.     Как нужно изменить расстояние между телами, чтобы сила их взаимного притяжения увеличилась в 4 раза?

А.  увеличить в 2 раза                       Б.  уменьшить в 2 раза   

В.  увеличить в 4 раза                       Г.  уменьшить в 4 раза

8. Человек, стоящий на лодке, начинает идти от носа лодки к корме. Что произойдет с лодкой ?

А. лодка поплывет в сторону, противоположную направлению

     движения человека                  

Б. лодка останется на месте                               В. утонет

9.  Какая из стрелок показывает направление центростремительного ускорения в точке А?                                                

А. 1                 Б.  2                  В. 3                Г. 4                             1

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                              2           А             А          3

                                                                                                           4

                                                                                                                       

10. Какую скорость получит модель ракеты m = 300 г, и массой пороха в ней 100 г, а газы вырываются из сопла со скоростью 100 м/с?

А. 10 м/с              Б. 33 м/с                 В. 300 м/с                Г. 33 км/с

11. Физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения?

А. мощность          Б. энергия          В. ускорение            Г. импульс

 12. Ускорение свободного падения на Земле равно

А. 8,9 м/с²          Б. 9,8 м/с²         В. 12 м/с²           Г. 26 м/с²

13. 4.Когда был запущен первый ИСЗ?

А. 1949г           Б. 1957г           В. 1961г             Г. 1973г

14. С какой высоты свободно падает сосулька, если расстояние до земли она преодолела за 4 с?    (g = 10 м/с²)      

А. 30 м               Б. 80 м                  В. 100 м             Г. 120 м

15. Больно ли космонавту при ударе в невесомости?

А. не будет больно, т.к. в невесомости   космонавт легче перышка

Б. будет больно, но не так больно как при ударе на земле      

В. не будет больно, т.к. космонавт в гермошлеме

Г. будет больно, и в невесомости можно набить шишку

16. Кто первый рассчитал скорость, которой должно обладать тело,    

      чтобы преодолеть земное притяжение?

А. Мюнхгаузен      Б. Ньютон       В. Циолковский     Г. Королев

17. В настоящее время средняя высота орбиты полета МКС составляет 342,9 км. Какова скорость вращения МКС, если экваториальный радиус Земли 6378 км, а период обращения станции вокруг Земли 92 мин?

А. 7,6 км/с             Б. 459 км/с           В. 343 км/с              Г. 343 м/с

18. В каком году совершила космический полет первая женщина Валентина Терешкова?

А. 1957г           Б. 1961г           В. 1963г             Г. 1973г

Дополнительные вопросы 1 тура

1. Тело движется равномерно по окружности. Как изменится его центростремительное ускорение при увеличении скорости равномерного движения в 2 раза и уменьшении радиуса окружности в 4 раза?

А  увеличится в 2 раза         Б. увеличится в 8 раз

В. увеличится в 16 раз         Г. не изменится

Д. уменьшится в 2 раза       Д. уменьшится в 8 раз

2. Ученый, открывший закон всемирного тяготения:

А. Архимед          Б. Евклид            В. Демокрит           Г. Ньютон 

3. В космосе побывали граждане более 30 государств мира. Но только три страны имеют возможность самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты: Россия, США и …

А. Япония             Б. Китай               В.   Англия                   Г. Канада

4. В 1965 году первым летчиком-космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. На какое максимальное расстояние удалился Леонов от корабля?

А. 2,5 м               Б. 3,55 м              В.  5,35 м               Г. 7,35 м

5. На какую максимальную высоту поднимется тело, брошенное вертикально вверх со скоростью 40 м/с?

А. 20 м           Б. 60 м               В.  80 м             Г. 100 м    

Задание для очередности участия во 2-ом туре (слайд 16,17,18)

Дополнительное задание 2 тура: «ПОРЕШАЕМ ЗАДАЧУ»

Какое количество теплоты отдает стакан кипятка (250 см³), остывая до температуры 14°C?

Решение:

Q=cm(t1-t2)                      m=ρV=1000кг/м³·0,00025м³=025кг

Q=0,25кг·4200Дж/(кгºC)·(100ºC - 14ºC)== 90300 Дж = 90,3 кДж

Задание для очередности участия во 3-ьем туре (написать как можно больше физических явлений или отгадать загадки).

3-ий тур «Экспериментальный»  

  1. Опыт «На взлете»
  2. Опыт «Полет монеты и бумажки»
  3. Опыт «Резкий удар»
  4. Опыт «Мыльный пузырь»
  5. Опыт «Ведерко с водой»
  6. Опыт «Загадка воздушного шарика»

Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по физике "Самый умный" в 9 классе

Внеклассная работа по физике "Самый умный" в 9 классеЦель: развитие интереса к предмету, повторение и закрепление изученного материала.Задачи: вовлечь в интересный мир физики, развить дух здорового со...

Внеклассное мероприятие «Самый умный физик».

способствование проявлению индивидуальных способностей учащихся,        активизации их познавательной деятельности, формирование навыков коллективного поведени...

Внеклассная работа по физике " ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"

quot; ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"...

Внеклассное мероприятие по физике Игра "Самый умный"

Внеклассное мероприятие по физике можно использовать в рамках проведения недели физики в школе....

Внеклассная работа по физике "Самый умный"

Правила игры: Участвует 12 учеников 9-ых классов. В игре два тура, после 1-го тура выбывает 6 человек, после второго – сначала 3 человека и в конце 2-го тура остается один победитель. Участники ...

Внеклассное мероприятие по физике среди 9 классов "Самый умный физик"

Внеклассное мероприятие по физике среди 9 классов "Самый умный физик"...

Умные физики

Умные физики...