Технологическая карта и конспект урока по математике "Умножение чисел с разными знаками"
план-конспект занятия по математике (6 класс)
Технологическая карта и конспект урока по математике для учащихся 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnozhenie_chisel_s_raznymi_znakami.doc | 121 КБ |
umnozhenie_chisel_s_raznymi_znakami.ppt | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | математика | Класс 6
| |||||
Тема урока | Умножение чисел с разными знаками | ||||||
Тип урока | Урок изучения нового материала | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Знать правило умножения чисел с разными знаками, уметь умножать числа с разными знаками | Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия, владеть основами самоконтроля | Выражение своей позиции по обсуждаемой проблеме, умение ее аргументировать | |||||
Учебная проблема | Как умножать числа с разными знаками | ||||||
Цель урока | Создать условия для вывода правила умножения чисел с разными знаками и его первичного закрепления | ||||||
Задачи урока | |||||||
Обучающие | Развивающие | Воспитывающие | |||||
Формирование знаний о правилах умножения положительных и отрицательных чисел и умений применять их в простейших случаях. | Развитие математической речи, умения выделять проблему и искать пути выхода из затруднительной ситуации; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать и делать выводы. | Воспитание культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия. | |||||
Организация пространства | |||||||
Используемые формы урока: коллективная работа под руководством учителя; фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа. | Образовательные ресурсы : учебник, компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация, раздаточный материал: путевые листы, карточки с заданиями. |
Основные этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
Организационный этап | Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя | Слушают учителя, включаются в работу | Коммуникативные: умение слушать и воспринимать информацию, формулировать и высказывать свою точку зрения. Регулятивные: определять степень своей готовности к уроку. |
Мотивация урока | Организовать беседу, частичный выход на тему урока. | Слушают учителя, принимают участие в беседе, обсуждают. | |
Актуализация знаний | Организовать актуализацию изученных правил и способов действий, достаточных для открытия нового знания | Отвечают на вопросы, работают с карточками - выполняют предложенные действия. Учащиеся вспоминают определение умножения как процесс сложения одинаковых слагаемых | Познавательные: умение ставить проблему и аргументировать ее актуальность, анализ информации, выявление закономерностей и формулирование выводов. Регулятивные: поиск выхода из затруднительной ситуации Коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание. |
Постановка учебной цели | Подвести учащихся к формулировке проблемы и задач урока | Формулируют проблему, из неё - задачи урока: изучить правило умножения чисел с разными знаками; научиться применять это правило при выполнении упражнений. Записывают тему урока в тетрадь | Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную задачу; Коммуникативные: ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Регулятивные: понимать смысл поставленной задачи |
Изучение нового материала | Организовать деятельность учащихся для получения правила умножения чисел с разными знаками | Записывают в тетрадь примеры, решают, сразу проверяют себя, затем формулируют правило умножения чисел с разными знаками, работают с учебником, делают выводы | Познавательные: анализируют новую информацию и полученные результаты, выявляют закономерности и формулируют правила умножения двух чисел с разными знаками |
Первичное закрепление нового материала | Создать условия для отработки нового материала | Выполняют предложенные задания с проговариванием правила | Познавательные: понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом Коммуникативные: слушать и понимать других, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе; Личностные: делать выводы, анализировать свои и чужие поступки. |
Физкультминутка | Организовать физкультминутку | Слушают вопросы, выполняют физ. упражнения | Личностные: оценивать информацию (оценка достоверности); устанавливать причинно-следственные связи |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой | Организовать взаимоконтроль с целью оценки первичного уровня усвоения знаний | Умножают в тетрадях, затем проверяют ответы по анимации и ставят «+» или «-». Оценивают друг друга | Познавательные: умение выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности. Личностные: проводить самооценку качества усвоения нового материала |
Домашнее задание | Прокомментировать домашнее задание | Рассматривают, что задано, задают вопросы, записывают в дневники | |
Рефлексия урока | Организовать беседу, связывая результаты урока с его целями; подвести учащихся к самооценке результатов своей деятельности | Участвуют в обсуждении, выставляют себе оценки. | Регулятивные: умение оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, анализировать и характеризовать эмоциональное состояния в связи с изучением новой темы |
Сценарий урока
1. Организационный этап.
Приветствие учеников «Здравствуйте!»
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
-желаю (соприкасаются большими пальцами);
-успеха (указательными);
-большого (средними);
-во всем (безымянными);
-и везде (мизинцами);
-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).
2. Мотивация урока.
- Прежде, чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю вам послушать притчу.
“Жил на свете богач, самый богатый на земле, но все ему казалось, что он еще недостаточно богат.
И вот однажды пришел к этому самому богатому богачу самый бедный бедняк на свете и сказал:
– О, господин! Сияние твоих сокровищ слепит глаза. И все-таки у меня есть способ умножить твое богатство. А заодно и свое.
Богач прямо затрясся от жадности:
– Чего ты стоишь? Умножай скорее!
– А ты не будешь на меня в обиде? – опасливо спросил бедняк.
– Да ты что! Ведь ты хочешь умножить мое богатство!
– Конечно, умножить, – подтвердил бедняк.
– Так умножай, и дело с концом! – закричал богач, теряя терпение.
– Быть по-твоему, – ответил тот. – Раз, два, три! Готово!
Богач бросился к своим сундукам да как закричит:
– Что ты наделал, негодный?! Ты меня разорил! Где мое золото? Где алмазы? Где жемчуга?
– Были у тебя, теперь они у меня, – сказал бедняк.– Ведь ты же сам просил меня умножить! Я и умножил.″
Создание проблемной ситуации.
- Как вы думаете, почему так получилось?
- Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос? (умножение)
3.Актуализация знаний
Игра «Да – нетка»:
1. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами +
2. Для каждого числа есть два противоположных ему числа -
3.Модулем числа а называют расстояние от начала координат до точки А(а) +
4.Модуль числа 0 равен нулю +
5.Модуль числа может быть отрицательным -
6.Противоположные числа имеют разные модули -
7.Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше +
8.Нуль меньше любого отрицательного числа -
9.Нуль меньше положительного числа +
10.Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится +
Критерии оценивания
1-5 правильных ответов- «2»
6-7 правильных ответов-«3»
8-9 правильных ответов-«4»
- правильных ответов-«5»
- Решив следующие примеры, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока (тема урока закодирована):
-3+5 Ж (-4)
12-(-2 ) И 3
-3+15 Н 12
-6+(-1) О (-7)
-7+3 Н 12
-13-2 М 14
18+(-6) У 2
(- 3)+6 Е (-15)
7-22 Е (-15)
Работая в парах с карточками, ученики сами себя оценивают и заносят свои оценки в свои путевые листы (максимум- 5 баллов).
Критерии оценивая
1-4 заданий «2»
5-6 заданий «3»
7-8 заданий «4»
9 заданий «5»
4.Постановка учебной цели
- А вы знаете, как выполняется умножение чисел? (натуральных и дробных положительных, да)
- А какие числа еще можно перемножать? (отрицательные)
- Итак, тема нашего урока: «Умножение чисел с разными знаками».
- Тогда какая цель нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (научиться выполнять умножение положительных и отрицательных чисел)
5. Изучение нового материала.
- Вспомните, пожалуйста, какие методы мы использовали при выведении правил сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел и предложите свои версии, как нам получить правила умножения чисел.
Версии фиксируются на доске и в тетрадях.
- Использовать термометр и рассмотреть умножение на примере изменения температуры.
- Умножение заменить сложением.
Предлагаю свою версию:
3. Условившись обозначать слово «друг» – положительным числом, а слово «враг» – отрицательным, можно получить интересное правило умножения чисел.
Друг моего друга - мой друг (+X) · (+X)= (+X)
Друг моего врага - мой враг (+X) · (-X)= (-X)
Враг моего друга - мой враг (- X ) · (+ X )= (- X )
Враг моего врага - мой друг (- X ) · (- X )= (+ X )
Выводы: Произведение двух чисел одного знака положительно, а произведение двух чисел с разными знаками отрицательно;
– Таким образом, мы с вами получили правила умножения положительных и отрицательных чисел.
– Откройте учебник на стр. 115-116, прочитайте правила, проговаривайте друг другу сравните их с теми, которые мы вывели сами, сделайте вывод, как умножить два отрицательных числа, как умножить два числа с разными знаками.
- Вот как объяснил это правило в XVIII веке великий русский ученый Леонард Эйлер.
- (Ясно, что (-2)*3 = -6. Поэтому произведение (-2)*(-3) не может быть равно -6. Однако оно должно быть как-то связано с числом 6. Остается одна возможность: (-2)*(-3)=6).
- Теперь мы себя можем тоже считать маленькими учеными!
6. Первичное закрепление нового материала.
Устная работа.
8 * (-0,7) = - 5,6;
- 0,5 * 40 = - 20;
- 0,1 * (- 0,3) = 0,03;
- 0,125 * (-6,4) = 0,8;
-1 * 3,2 = - 3,2.
-5,3*(-6)=31,8
– Давайте вернемся к сказке, которую вы услышали в начале урока. Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, почему богач лишился своего богатства, на какое число бедняк умножил богатство богача?
– А сейчас задание: определить знак произведения и вычислить.
а) (-7) · (-5) · 2 =
б) (-4) · (-10) · 8 =
в) (-2) · (-3) · (-4) =
г) (-1) · (-2) · (-12)=
д) (-1) · (-2) · (-5) · (-15) · 2 =
а) (-7) · (-5) · 2 = 70
б) (-4) · (-10) · 8 = 320
в) (-2) · (-3) · (-4) = – 24
г) (-1) · (-2) · (-12)= – 12
д) (-1) · (-2) · (-5) · (-15) · 2 = 300
Критерии оценивания
5 заданий – «5»
4 задания – «4»
3 задания – «3»
2 задания – «2»
– Какой вывод можно сделать относительно знака произведения, где чётное (нечётное) число отрицательных множителей?
Вывод: 1. Если число отрицательных множителей нечетное, то произведение - число отрицательное.
2. Если число отрицательных множителей чётное, то произведение - число положительное.
Задание «Найди ошибку»
а) -5·6= 30;
б) 9·(-3)= - 27;
в) 0·(-4,56) =-4,56?
г) – 2/3 · 6= - 4;
д) -25 · (-2) = 50
7. Физкультминутка.
Учитель произносит слова и показывает движения, учащиеся повторяют.
- Быстро встали, улыбнулись.
- Выше-выше потянулись.
- Ну-ка, плечи распрямите,
- Вправо, влево повернитесь,
- Рук коленями коснитесь.
- Сели, встали. Сели, встали
- И на месте побежали.
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Учащиеся обмениваются листами и проверяют работу соседа, ставя по критериям оценку.
Упражнение «Пчелка»
5 | -10 | 12 | |
-3 | |||
9 | |||
7 |
5 | -10 | 12 | |
-3 | -15 | 30 | -36 |
9 | 45 | -90 | 108 |
7 | 35 | -70 | 84 |
Критерии оценивая
1-4 заданий «2»
5-6 заданий «3»
7-8 заданий «4»
9 заданий «5»
9. Домашнее задание: п. 20, правила, № 587
10. Рефлексия
- Я вам сейчас расскажу притчу, а вы, послушав, подумайте, как бы вы ответили на вопрос мудреца о своей работе на уроке.
Притча
Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Кто ответил бы также как первый человек? (зеленые)
- Кто ответил бы также как второй человек? (желтые)
- Кто ответил бы также как третий человек? (красные)
- Ребята, посчитайте количество баллов в своих путевых листах и поставьте себе соответствующую оценку.
Критерии оценивая
16 и меньше баллов «2»
17-19 баллов «3»
20-22 баллов «4»
23-25 баллов «5»
Если останется время, дать историческую справку
Впервые отрицательные числа встречаются в одной из книг древнекитайского трактата «Математика в 9-ти главах» (Джан Цань - 1 век до н. э.)
Отрицательное число понималось как долг, а положительное- как имущество. Сложение и вычитание отрицательных чисел производилось на основе рассуждений о долге.
Например, правило сложения формулировалось так: «Если к одному долгу прибавить другой долг, то в результате получится долг, а не имущество».
Попробуйте перевести это правило на современный язык. Знака «минус» в те времена не было, а чтобы отличить положительные и отрицательные числа, Джан Цань писал их разными по цвету чернилами.
Идея отрицательных чисел с трудом завоевывала себе место в математике. Эти числа казались математикам древности непонятными и даже ложными, действия с ними - неясными и не имеющими реального смысла.
В 6- 7 веках нашей эры индийские математики уже систематически пользовались отрицательными числами, по- прежнему понимая их как долг.
Приложение
Ф.И.__________________________
Игра «Да-нетка» | Узнать тему урока | Опреде- лить знаки | Найти ошибку | Выполнить «Пчёлка» | Общий балл | Оценка |
Ф.И.__________________________
Игра «Да-нетка» | Узнать тему урока | Опреде- лить знаки | Найти ошибку | Выполнить «Пчёлка» | Общий балл | Оценка |
Ф.И.__________________________
Игра «Да-нетка» | Узнать тему урока | Опреде- лить знаки | Найти ошибку | Выполнить «Пчёлка» | Общий балл | Оценка |
Ф.И.__________________________
Игра «Да-нетка» | Узнать тему урока | Опреде- лить знаки | Найти ошибку | Выполнить «Пчёлка» | Общий балл | Оценка |
Ф.И.__________________________
Игра «Да-нетка» | Узнать тему урока | Опреде- лить знаки | Найти ошибку | Выполнить «Пчёлка» | Общий балл | Оценка |
Ф.И.__________________________
Игра «Да-нетка» | Узнать тему урока | Опреде- лить знаки | Найти ошибку | Выполнить «Пчёлка» | Общий балл | Оценка |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критерии оценивания: 1-5 правильных ответов- «2» 6-7 правильных ответов-«3» 8-9 правильных ответов-«4» 10 правильных ответов-«5»
Критерии оценивания: 1-4 заданий «2» 5-6 заданий «3» 7-8 заданий «4» 9 заданий «5»
«друг» – положительное число, «враг» – отрицательное число Друг моего друга - мой друг (+X) · (+X)= (+X) Друг моего врага - мой враг (+X) · (-X)= (-X) Враг моего друга - мой враг (- X ) · (+ X )= (- X ) Враг моего врага - мой друг (- X ) · (- X )= (+ X )
Выводы: Произведение двух чисел одного знака положительно, а произведение двух чисел с разными знаками отрицательно.
Устный счет 8 * (-0,7) - 0,5 * 40 - 0,1 * (- 0,3) 0,125 * (-6,4) -1 * 3,2 -5,3*(-6) =-5,6 =-20 =0,03 =0,8 = - 3,2. =31,8
Определить знак произведения и вычислить а) (-7) · (-5) · 2 = б) (-4) · (-10) · 8 = в) (-2) · (-3) · (-4) = г) (-1) · (-2) · (-12)= д) (-1) · (-2) · (-5) · (-15) · 2 =
Определить знак произведения и вычислить а) (-7) · (-5) · 2 = 70 б) (-4) · (-10) · 8 = 320 в) (-2) · (-3) · (-4) = -24 г) (-1) · (-2) · (-12)= -12 д) (-1) · (-2) · (-5) · (-15) · 2 = 300 Критерии оценивания 5 заданий – «5» 4 задания – «4» 3 задания – «3» 2 задания – «2»
Выводы: Если число отрицательных множителей нечетное, то произведение - число отрицательное. 2. Если число отрицательных множителей чётное, то произведение - число положительное.
Задание «Найди ошибку» а) -5·6= 30; б) 9·(-3)= - 27; в) 0·(-4,56) =-4,56; г) – 2/3 · 6= - 4; д) -25 · (-2) = 50?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Упражнение «Пчелка» 5 -10 12 -3 9 7
Упражнение «Пчелка» 5 -10 12 -3 -15 30 -36 9 45 -90 108 7 35 -70 84 Критерии оценивая 1-4 заданий «2» 5-6 заданий «3» 7-8 заданий «4» 9 заданий «5»
Домашнее задание п. 20, правила, № 587
Критерии оценивания: 16 и меньше баллов «2» 17-19 баллов «3» 20-22 баллов «4» 23-25 баллов «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и конспект урока по теме: "Генетическая связь между классами неорганических веществ"
Материал составлен согласно требованиям ФГОС....
технологическая карта и конспект урока по физике по теме "Испарение и конденсация"
Техкарта и конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учителем проводятся проблемные эксперементы, разбирая которые ученики сами формулируют тему, цели урока. Выполняя ра...
Презентация к уроку математики: "Сложение чисел с разными знаками"
Презентация разработа для урока закрепления знаний по теме:"Сложение чисел с разными знаками"...
Урок математики "Сложение чисел с разными знаками"
Тип урока: изучение нового материала.Цель: ввести правило сложения чисел с разными знаками, сформулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль»; отработать умение склады...
План-конспект урока математики "Сложение чисел с разными знаками"
План-конспект урока математики "Сложение чисел с разными знаками"...
Урок "Сложение рациональных чисел с разными знаками".
Сложение рациональных чисел с разными знаками....
конспект урока математики "Умножение чисел с разными знаками"
Тема урока: “Умножение и деление чисел с разными знаками”.Цели урока: повторение изученного материала по теме “Умножение и деление чисел с разными знаками”, отработка навыков п...