Урок по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкину по теме "Действия с десятичными дробями"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Урок  математики в  5 классе  по темам разделов «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей». Урок нацелен на обобщение  и систематизацию   знаний  правил сложения, вычитания десятичных дробей, умножения и деления десятичных дробей на натуральное число, умение применять их в решении примеров и задач; способствует   развитию у учащихся  математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystviya_s_desyatichnymi_drobyami.docx31.07 КБ
Файл urok-igra_puteshestvie_na_poezde.pptx308.46 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока математики 5 класса

учителя МКОУ «Тутончанская средняя школа»

Кожиной Ирины Вениаминовны

Тема: «Действия с десятичными дробями»

Тип: Урок закрепления  знаний, урок - игра

Целевые установки:

Дидактическая цель урока: Обобщить и систематизировать  знания  правил сложения, вычитания десятичных дробей, умножения и деления десятичных дробей на натуральное число, умение применять их в решении примеров и задач.

Способствовать  развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, интерес к предмету.

Формировать УУД:

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.

Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: презентация,  учебник. Математика 5 класс, Н.Я. Виленкин, координатный луч, мел, доска, тетрадь, ручка, карточки с заданиями, карточки-смайлики, паровоз с вагонами.

        Технологическая карта  урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Мотивирова-ние к

учебной

деятельности (организации-онный момент)

Сегодня мы с вами отправимся в путешест-вие на  поезде. Поезд наш будет не простой, а математический – скорый поезд «Десятичные дроби».

- Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

-Что вы должны знать?

-Что вы должны уметь?

- Сегодня на уроке мы будем работать с десятичными дробями.

- Правила сложения и вычитания десятичных дробей, умножения и деления десятичных дробей на натуральное число.

-Складывать и вычитать десятичные дроби, умножать и делить десятичные дроби на натуральное число, на 10, 100,и т.д.

Личностные: сформировать познавательные мотивы к учению,

Коммуникативные: умение строить понятные высказывания.

Познаватель-ные: построение логической цепи рассуждений (доказательство).

Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

2

Создание ситуации успеха.

Кассовый зал. Разминка.

Для того, чтобы сесть в поезд, необходимо получить посадочный талон. А чтобы получить посадочный талон, вы должны выполнить следующее задание.

Вы узнаете название удивительного плода, который по вкусу напоминает смесь ананаса и груши. Для этого вам необходимо верно решить все примеры и расставить буквы над соответствующими точками на координатном луче.

2,2 * 2 = (4,4)          Т

1,7 + 1,4 = (3,1)       К

1,5 + 2,6 = (4,1)       У

0,22 * 10 = (2,2)      Д

7,8 – 4,1 = (3,7)       Р

6,6 : 2 = (3,3)           Ф

280 : 100 = (2,8)      Е

5 – 2,6 = (2,4)          Ж

Это  джекфрут. Растет он в странах Южной и  Юго-Восточной  Азии от Индии до Индонезии.

- Какие правила необходимо знать, чтобы верно выполнить задание?

Все участники путешествия получают посадочный талон.

2,2 * 2 = 4,4          Т

1,7 + 1,4 = 3,1       К

1,5 + 2,6 = 4,1       У

0,22 * 10 = 2,2      Д

7,8 – 4,1 = 3,7       Р

6,6 : 2 = 3,3           Ф

280 : 100 = 2,8      Е

5 – 2,6 = 2,4          Ж

Слово:  джекфрут

Правила:

-  сложения и вычитания десятичных дробей;

- умножение и деление  десятичных дробей на натуральное число;

- умножение и деление десятичных дробей на 10, 100 и тд.

3

Внимание!  Скорый поезд «Десятичные дроби» отправляется от станции «Школьная» и  прибывает на станцию «Решай–ка».

Найти значение выражения:

а)  8,75 * 5 =  

б)  80,4 * 25 =

в)  (0,25 + 2,25) : 5 =

г)  (25,008 – 0,52):16 =

Учащиеся решают примеры.

а)  8,75 * 5 =  43,75

б)  80,4 * 25 = 2010

в)  (0,25 + 2,25) : 5 = 0,55

г)  (25,008 – 0,52):16 = =1,5305

Познаватель-ные: построение логической цепи рассуждений,

Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

4

Поезд отправляется до станции «Сказочная».

Решить задачу.

Пятачок съел 3 баночки меда по 0,65 кг в каждой, а Винни – Пух – 10 горшочков меда по 0,84 кг в каждом. Сколько меда они съели? На сколько больше меда съел Винни-Пух, чем Пятачок?

Составим алгоритм решения задачи:

-Что необходимо найти в первую очередь?

-Следующий шаг решения.

-Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

Запишем решение.

1) 0,65*3 =

2)0,84*10=

3)1,95+8,4=

4)8,4-1,95=

-Сколько меда съел каждый из них.

- Сколько меда съели вместе.

-Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо вычесть из большего числа меньшее.

1) 0,65*3 = 1,95 (кг)-

съел Пятачок.

2)0,84*10=8,4(кг)-съел Винни-Пух

3)1,95+8,4=10,35(кг)-съели вместе.

4)8,4-1,95=6,45(кг)-на столько больше съел Винни-Пух.

Ответ: 10,35 кг,

 на 6,45 кг

5

Следующая станция «Вычисляй-ка»

Решить уравнение.

х + 2,8 = 3,72 + 0,38

- Что нужно сделать перед началом решения?

-Перед началом решения уравнение нужно упростить.

Х + 2,8 = 3,72 + 0,38

Х + 2,8 = 4,1

Х = 4,1 – 2,8

Х = 1,3

Ответ:  х=1,3

6

Поезд отправляется до станции «Угадай-ка».

Какую цифру (одну и туже) можно подставить вместо звездочки, чтобы было верно:

а)  2,*3 = 2,3*

б)  3,*5 > 2,8 *

в)  0,*7 < 0,3*

г)  0,7*5 < 0,86*   ?

-Каким правилом при выполнении задания вы пользовались?

а)  2,33 = 2,33

б)  3,95 >2,89

в)  0,27 <0,32

г)  0,715 <0,861

-Правило сравнения десятичных дробей:

1. чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала  уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа.

2. десятичные дроби можно сравнивать и по разрядам.

Коммуникатив-ные:  умение договариваться, находить общие решения.

Личностные:

Формирование навыков составления  алгоритма выполнения задания.

7

Наш поезд возвращается на станцию «Школьная»

В вагонах работает контролер. Предъявите цветные карточки, полученные за верные решения заданий во время путешествия.

Подведем итоги по количеству полученных карточек.

До 5 карточек – оценка 3

6 – 8 карточек– оценка  4

9 и более карточек –оценка 5

Регулятивные: контроль, осознание качества и уровня усвоения материала.

Личностные:

Самоопределе-ние.

5

Рефлексия.

-Достигли  мы поставленных целей?

-Что вам понравилось?

-Какие трудности испытали во время путешествия?

-Какие полученные знания из нашего урока  вам могут пригодиться в жизни?

Личностные: формирование познавательного интереса

Домашнее задание

Задача на карточке.

Сколько километров проехал  скорый поезд «Десятичные дроби» за время нашего путешествия?

Путешествие окончено. Оценки за урок.

Приложение 1

Дополнительные задания

   (7 – 5,38)*2 = 1,62*2 = 3,24                0,432 : 24 =  0,018               45,614 + 20,542 =    66,156          

  (8 + 6,46)* 5 =14,46*5 =72,3                8,4 * 25 = 210                       510,78 – 248,81 =  261,97            

    Приложение 2

Посадочный талон

на скорый поезд

«Десятичные дроби»

выдан Болдакову Егору 

маршрут движения:

- станция «Школьная»

- станция «Решай-ка»

- станция «Сказочная»

- станция «Вычисляй-ка»

 - станция «Угадай-ка»

место прибытия

– станция «Школьная»

Посадочный талон

на скорый поезд

«Десятичные дроби»

выдан Гладуненко Кириллу 

маршрут движения:

- станция «Школьная»

- станция «Решай-ка»

- станция «Сказочная»

- станция «Вычисляй-ка»

 - станция «Угадай-ка»

место прибытия

– станция «Школьная»

Посадочный талон

на скорый поезд

«Десятичные дроби»

выдан Хлебниковой Алине 

маршрут движения:

- станция «Школьная»

- станция «Решай-ка»

- станция «Сказочная»

- станция «Вычисляй-ка»

 - станция «Угадай-ка»

место прибытия

– станция «Школьная»

Посадочный талон

на скорый поезд

«Десятичные дроби»

выдан Чинагиной Оксане 

маршрут движения:

- станция «Школьная»

- станция «Решай-ка»

- станция «Сказочная»

- станция «Вычисляй-ка»

 - станция «Угадай-ка»

место прибытия

– станция «Школьная»

Приложение 3

Вы узнаете название удивительного плода, который по вкусу напоминает смесь ананаса и груши. Для этого вам необходимо верно решить все примеры и расставить буквы над соответствующими точками на координатном луче.

2,2 * 2 =              Т

1,7 + 1,4 =           К

1,5 + 2,6 =           У

0,22 * 10 =          Д

7,8 – 4,1 =           Р

6,6 : 2 =               Ф

280 : 100 =          Е

5 – 2,6 =              Ж

Вы узнаете название удивительного плода, который по вкусу напоминает смесь ананаса и груши. Для этого вам необходимо верно решить все примеры и расставить буквы над соответствующими точками на координатном луче.

2,2 * 2 =              Т

1,7 + 1,4 =           К

1,5 + 2,6 =           У

0,22 * 10 =          Д

7,8 – 4,1 =           Р

6,6 : 2 =               Ф

280 : 100 =          Е

5 – 2,6 =              Ж

Станция «Решай–ка»

Найти значение выражения:

а)  8,75 * 5 =  

б)  80,4 * 25 =

в)  (0,25 + 2,25) : 5 =

г)  (25,008 – 0,52):16 =

Станция «Решай–ка»

Найти значение выражения:

а)  8,75 * 5 =  

б)  80,4 * 25 =

в)  (0,25 + 2,25) : 5 =

г)  (25,008 – 0,52):16 =

Станция «Сказочная»

Решить задачу.

Пятачок съел 3 баночки меда по 0,65 кг в каждой, а Винни – Пух – 10 горшочков меда по 0,84 кг в каждом.

Сколько меда они съели?

На сколько больше меда съел Винни-Пух, чем Пятачок?

Станция «Сказочная»

Решить задачу.

Пятачок съел 3 баночки меда по 0,65 кг в каждой, а Винни – Пух – 10 горшочков меда по 0,84 кг в каждом.

Сколько меда они съели?

На сколько больше меда съел Винни-Пух, чем Пятачок?

Станция «Вычисляй-ка»

Решить уравнение.

х+ 2,8 = 3,72 + 0,38

Станция «Вычисляй-ка»

Решить уравнение.

х+ 2,8 = 3,72 + 0,38

Станция «Угадай-ка»

Какую цифру (одну и туже) можно подставить вместо звездочки, чтобы было верно:

а)  2,*3 = 2,3*

б)  3,*5 > 2,8 *

в)  0,*7 < 0,3*

г)  0,7*5 < 0,86*   ?

Станция «Угадай-ка»

Какую цифру (одну и туже) можно подставить вместо звездочки, чтобы было верно:

а)  2,*3 = 2,3*

б)  3,*5 > 2,8 *

в)  0,*7 < 0,3*

г)  0,7*5 < 0,86*   ?

   (7 – 5,38)*2 =             (7 – 5,38)*2 =                (7 – 5,38)*2 =              

  (8 + 6,46)* 5 =             (8 + 6,46)* 5 =               (8 + 6,46)* 5 =                              

  0,432 : 24 =                 0,432 : 24 =                    0,432 : 24 =                                            

   8,4 * 25 =                    8,4 * 25 =                      8,4 * 25 =                          

  45,614 + 20,542 =              45,614 + 20,542 =               45,614 + 20,542 =          

  510,78 – 248,81 =              510,78 – 248,81 =               510,78 – 248,81 =  

       Приложение 3

Домашнее задание

Поезд  ехал от станции «Школьная» до станции  «Решай-ка» 2 ч со скоростью 47,5 км/ч,

 от станции «Решай-ка» до станции  «Сказочная» - 1 ч со скоростью 52,4 км/ч,

от станции «Сказочная» до станции  «Вычисляй-ка» - 3 ч со скоростью 58,2 км /ч,

от станции «Вычисляй-ка» до станции  «Угадай-ка» - 1 ч со скоростью 60 км /ч,

от станции «Угадай-ка» до станции  «Школьная» - 2 ч со скоростью 64,4 км /ч,

Сколько километров проехал поезд  за все это время?

Поезд  ехал от станции «Школьная» до станции  «Решай-ка» 2 ч со скоростью 47,5 км/ч,

 от станции «Решай-ка» до станции  «Сказочная» - 1 ч со скоростью 52,4 км/ч,

от станции «Сказочная» до станции  «Вычисляй-ка» - 3 ч со скоростью 58,2 км /ч,

от станции «Вычисляй-ка» до станции  «Угадай-ка» - 1 ч со скоростью 60 км /ч,

от станции «Угадай-ка» до станции  «Школьная» - 2 ч со скоростью 64,4 км /ч,

Сколько километров проехал поезд  за все это время?

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок –игра: путешествие на скором поезде «Десятичные дроби» Автор Учитель Кожина И. В. П. Тутончаны

Слайд 2

Станция «Школьная»

Слайд 3

Знать: Правила сложения и вычитания десятичных дробей, умножения и деления десятичных дробей на натуральное число. Уметь: Складывать и вычитать десятичные дроби, умножать и делить десятичные дроби на натуральное число, на 10, 100,и т.д.

Слайд 4

Кассовый зал

Слайд 5

Решите примеры, расставьте буквы над соответствующими точками на координатном луче

Слайд 6

2,2 * 2 = Т 1,7 + 1,4 = К 1,5 + 2,6 = У 0,22 * 10 = Д 7,8 – 4,1 = Р 6,6 : 2 = Ф 280 : 100 = Е 5 – 2,6 = Ж

Слайд 7

Дерево джекфрут – высокое вечнозеленое растение, достигающее высотой до 20 м. Относится к семейству Тутовые. Является родственником хлебного и фигового дерева. Носит второе название «индийское хлебное дерево». Имеет длинные, до 25 см овальные, кожистые, темно- зеленые листья.

Слайд 8

Плоды джекфрута крупные, съедобные, длиной 20-100 см, в диаметре до 20 см, массой до 35 кг. Кожура толстая, зеленая, при созревании желто-коричневая, покрыта многочисленными выпуклостями и бугорками. Мякоть желтая, волокнистая, ароматная, по запаху напоминает банан. Плоды джекфрута крупные, съедобные, длиной 20-100 см, в диаметре до 20 см, массой до 35 кг. Кожура толстая, зеленая, при созревании желто-коричневая, покрыта многочисленными выпуклостями и бугорками. Мякоть желтая, волокнистая, ароматная, по запаху напоминает банан. Содержит большое количество семян. Семена и кожура плода пахнут неприятно. На вкус джекфрут очень сладкий. Во всех его частях содержится вязкий латекс, поэтому разделывают фрукт в перчатках. Срок хранения джекфрута в прохладном месте составляет 1-2 месяца. Перезревшие плоды портятся очень быстро.

Слайд 9

Посадочный талон

Слайд 10

Станция «Решай-ка»

Слайд 11

Найти значение выражения.

Слайд 12

а) 8,75 * 5 = б) 80,4 * 25 = в) (0,25 + 2,25) : 5 = в) (25,008 – 0,52) : 16 =

Слайд 13

Станция «Сказочная»

Слайд 14

. Решить задачу. Пятачок съел 3 баночки меда по 0,65 кг в каждой, а Винни – Пух – 10 горшочков меда по 0,84 кг в каждом. Сколько меда они съели? На сколько больше меда съел Винни-Пух , чем Пятачок?

Слайд 15

Станция «Вычисляй-ка»

Слайд 16

Решить уравнение: х+2,8 = 3,72+0,38

Слайд 17

Станция «Угадай-ка»

Слайд 18

а) 2,*3 = 2,3* б) 3,*5 > 2,8 * в) 0,*7 < 0,3* г) 0,7*5 < 0,86* Какую цифру (одну и туже) можно подставить вместо звездочки, чтобы было верно:

Слайд 19

1 . Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа. 2. Десятичные дроби можно сравнивать и по разрядам. Правило сравнения десятичных дробей

Слайд 20

Станция «Школьная»

Слайд 21

Подведем итоги До 5 карточек – оценка 3 6 – 8 карточек – оценка 4 9 и более карточек –оценка 5

Слайд 22

Решить задачу: Поезд ехал от станции «Школьная» до станции «Решай-ка» 2 ч со скоростью 47,5 км/ч, от станции «Решай-ка» до станции «Сказочная» - 1 ч со скоростью 52,4 км/ч, от станции «Сказочная» до станции «Вычисляй-ка» - 3 ч со скоростью 58,2 км /ч, от станции «Вычисляй-ка» до станции «Угадай-ка» - 1 ч со скоростью 60 км /ч, от станции «Угадай-ка» до станции «Школьная» - 2 ч со скоростью 64,4 км /ч, Сколько километров проехал поезд за все это время? Домашнее задание

Слайд 23

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике, 5 класс, автор учебника Н.Я.Виленкин.

Рабочая программа содержит: титульную страницу, пояснительную записку, основные цели и задачи, учебно- тематическое планирование, содержание тем и требования к уровню подготовки учащихся ....

Рабочая программа по математике, 6 класс, автор учебника Н.Я.Виленкин.

Рабочая программа включает: титульную страницу, пояснительную записку, основные цели и задачи курса, учебно-тематическое планирование, сдержание тем и требования к уровню подготовки учащихся....

итоговый тест по математике 6 класс по учебнику Н.Я.Виленкина

Тест  состоит  из  двух  вариантов.Составлен в соответствии с программой.  Хорошо  применять  в конце года  на  повторение....

тесты на повторение по математике 6 класс по учебнику Н.Я. Виленкин.

Тесты  составлены  по всему  курсу математики  6 класса.  Их  можно  применять при  изучении тем....

Развернутое КТП Математика 6 класс по учебнику Н.Я. Виленкина и др.

Развернутое календарно-тематическое планирование по математике в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др., рассчитана на 5 часов в неделю,  содержит пояснительную записку...

Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Н.Я. Виленкин

Рабочая программа по математике для 5 класса 5 часов в неделю. Всего 170 часов...