Урок по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкину по теме "Действия с десятичными дробями"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Урок математики в 5 классе по темам разделов «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей». Урок нацелен на обобщение и систематизацию знаний правил сложения, вычитания десятичных дробей, умножения и деления десятичных дробей на натуральное число, умение применять их в решении примеров и задач; способствует развитию у учащихся математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deystviya_s_desyatichnymi_drobyami.docx | 31.07 КБ |
urok-igra_puteshestvie_na_poezde.pptx | 308.46 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока математики 5 класса
учителя МКОУ «Тутончанская средняя школа»
Кожиной Ирины Вениаминовны
Тема: «Действия с десятичными дробями»
Тип: Урок закрепления знаний, урок - игра
Целевые установки:
Дидактическая цель урока: Обобщить и систематизировать знания правил сложения, вычитания десятичных дробей, умножения и деления десятичных дробей на натуральное число, умение применять их в решении примеров и задач.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, интерес к предмету.
Формировать УУД:
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.
Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: презентация, учебник. Математика 5 класс, Н.Я. Виленкин, координатный луч, мел, доска, тетрадь, ручка, карточки с заданиями, карточки-смайлики, паровоз с вагонами.
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
1 | Мотивирова-ние к учебной деятельности (организации-онный момент) | Сегодня мы с вами отправимся в путешест-вие на поезде. Поезд наш будет не простой, а математический – скорый поезд «Десятичные дроби». - Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? -Что вы должны знать? -Что вы должны уметь? | - Сегодня на уроке мы будем работать с десятичными дробями. - Правила сложения и вычитания десятичных дробей, умножения и деления десятичных дробей на натуральное число. -Складывать и вычитать десятичные дроби, умножать и делить десятичные дроби на натуральное число, на 10, 100,и т.д. | Личностные: сформировать познавательные мотивы к учению, Коммуникативные: умение строить понятные высказывания. Познаватель-ные: построение логической цепи рассуждений (доказательство). Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. |
2 | Создание ситуации успеха. Кассовый зал. Разминка. | Для того, чтобы сесть в поезд, необходимо получить посадочный талон. А чтобы получить посадочный талон, вы должны выполнить следующее задание. Вы узнаете название удивительного плода, который по вкусу напоминает смесь ананаса и груши. Для этого вам необходимо верно решить все примеры и расставить буквы над соответствующими точками на координатном луче. 2,2 * 2 = (4,4) Т 1,7 + 1,4 = (3,1) К 1,5 + 2,6 = (4,1) У 0,22 * 10 = (2,2) Д 7,8 – 4,1 = (3,7) Р 6,6 : 2 = (3,3) Ф 280 : 100 = (2,8) Е 5 – 2,6 = (2,4) Ж Это джекфрут. Растет он в странах Южной и Юго-Восточной Азии от Индии до Индонезии. - Какие правила необходимо знать, чтобы верно выполнить задание? Все участники путешествия получают посадочный талон. | 2,2 * 2 = 4,4 Т 1,7 + 1,4 = 3,1 К 1,5 + 2,6 = 4,1 У 0,22 * 10 = 2,2 Д 7,8 – 4,1 = 3,7 Р 6,6 : 2 = 3,3 Ф 280 : 100 = 2,8 Е 5 – 2,6 = 2,4 Ж Слово: джекфрут Правила: - сложения и вычитания десятичных дробей; - умножение и деление десятичных дробей на натуральное число; - умножение и деление десятичных дробей на 10, 100 и тд. | |
3 | Внимание! Скорый поезд «Десятичные дроби» отправляется от станции «Школьная» и прибывает на станцию «Решай–ка». | Найти значение выражения: а) 8,75 * 5 = б) 80,4 * 25 = в) (0,25 + 2,25) : 5 = г) (25,008 – 0,52):16 = | Учащиеся решают примеры. а) 8,75 * 5 = 43,75 б) 80,4 * 25 = 2010 в) (0,25 + 2,25) : 5 = 0,55 г) (25,008 – 0,52):16 = =1,5305 | Познаватель-ные: построение логической цепи рассуждений, Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. |
4 | Поезд отправляется до станции «Сказочная». | Решить задачу. Пятачок съел 3 баночки меда по 0,65 кг в каждой, а Винни – Пух – 10 горшочков меда по 0,84 кг в каждом. Сколько меда они съели? На сколько больше меда съел Винни-Пух, чем Пятачок? Составим алгоритм решения задачи: -Что необходимо найти в первую очередь? -Следующий шаг решения. -Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? Запишем решение. 1) 0,65*3 = 2)0,84*10= 3)1,95+8,4= 4)8,4-1,95= | -Сколько меда съел каждый из них. - Сколько меда съели вместе. -Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо вычесть из большего числа меньшее. 1) 0,65*3 = 1,95 (кг)- съел Пятачок. 2)0,84*10=8,4(кг)-съел Винни-Пух 3)1,95+8,4=10,35(кг)-съели вместе. 4)8,4-1,95=6,45(кг)-на столько больше съел Винни-Пух. Ответ: 10,35 кг, на 6,45 кг | |
5 | Следующая станция «Вычисляй-ка» | Решить уравнение. х + 2,8 = 3,72 + 0,38 - Что нужно сделать перед началом решения? | -Перед началом решения уравнение нужно упростить. Х + 2,8 = 3,72 + 0,38 Х + 2,8 = 4,1 Х = 4,1 – 2,8 Х = 1,3 Ответ: х=1,3 | |
6 | Поезд отправляется до станции «Угадай-ка». | Какую цифру (одну и туже) можно подставить вместо звездочки, чтобы было верно: а) 2,*3 = 2,3* б) 3,*5 > 2,8 * в) 0,*7 < 0,3* г) 0,7*5 < 0,86* ? -Каким правилом при выполнении задания вы пользовались? | а) 2,33 = 2,33 б) 3,95 >2,89 в) 0,27 <0,32 г) 0,715 <0,861 -Правило сравнения десятичных дробей: 1. чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа. 2. десятичные дроби можно сравнивать и по разрядам. | Коммуникатив-ные: умение договариваться, находить общие решения. Личностные: Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания. |
7 | Наш поезд возвращается на станцию «Школьная» | В вагонах работает контролер. Предъявите цветные карточки, полученные за верные решения заданий во время путешествия. Подведем итоги по количеству полученных карточек. До 5 карточек – оценка 3 6 – 8 карточек– оценка 4 9 и более карточек –оценка 5 | Регулятивные: контроль, осознание качества и уровня усвоения материала. Личностные: Самоопределе-ние. | |
5 | Рефлексия. | -Достигли мы поставленных целей? -Что вам понравилось? -Какие трудности испытали во время путешествия? -Какие полученные знания из нашего урока вам могут пригодиться в жизни? | Личностные: формирование познавательного интереса | |
Домашнее задание | Задача на карточке. Сколько километров проехал скорый поезд «Десятичные дроби» за время нашего путешествия? |
Путешествие окончено. Оценки за урок.
Приложение 1
Дополнительные задания
(7 – 5,38)*2 = 1,62*2 = 3,24 0,432 : 24 = 0,018 45,614 + 20,542 = 66,156
(8 + 6,46)* 5 =14,46*5 =72,3 8,4 * 25 = 210 510,78 – 248,81 = 261,97
Приложение 2
Посадочный талон на скорый поезд «Десятичные дроби» выдан Болдакову Егору маршрут движения: - станция «Школьная» - станция «Решай-ка» - станция «Сказочная» - станция «Вычисляй-ка» - станция «Угадай-ка» место прибытия – станция «Школьная» | Посадочный талон на скорый поезд «Десятичные дроби» выдан Гладуненко Кириллу маршрут движения: - станция «Школьная» - станция «Решай-ка» - станция «Сказочная» - станция «Вычисляй-ка» - станция «Угадай-ка» место прибытия – станция «Школьная» |
Посадочный талон на скорый поезд «Десятичные дроби» выдан Хлебниковой Алине маршрут движения: - станция «Школьная» - станция «Решай-ка» - станция «Сказочная» - станция «Вычисляй-ка» - станция «Угадай-ка» место прибытия – станция «Школьная» | Посадочный талон на скорый поезд «Десятичные дроби» выдан Чинагиной Оксане маршрут движения: - станция «Школьная» - станция «Решай-ка» - станция «Сказочная» - станция «Вычисляй-ка» - станция «Угадай-ка» место прибытия – станция «Школьная» |
Приложение 3
Вы узнаете название удивительного плода, который по вкусу напоминает смесь ананаса и груши. Для этого вам необходимо верно решить все примеры и расставить буквы над соответствующими точками на координатном луче. 2,2 * 2 = Т 1,7 + 1,4 = К 1,5 + 2,6 = У 0,22 * 10 = Д 7,8 – 4,1 = Р 6,6 : 2 = Ф 280 : 100 = Е 5 – 2,6 = Ж | Вы узнаете название удивительного плода, который по вкусу напоминает смесь ананаса и груши. Для этого вам необходимо верно решить все примеры и расставить буквы над соответствующими точками на координатном луче. 2,2 * 2 = Т 1,7 + 1,4 = К 1,5 + 2,6 = У 0,22 * 10 = Д 7,8 – 4,1 = Р 6,6 : 2 = Ф 280 : 100 = Е 5 – 2,6 = Ж |
Станция «Решай–ка» Найти значение выражения: а) 8,75 * 5 = б) 80,4 * 25 = в) (0,25 + 2,25) : 5 = г) (25,008 – 0,52):16 = | Станция «Решай–ка» Найти значение выражения: а) 8,75 * 5 = б) 80,4 * 25 = в) (0,25 + 2,25) : 5 = г) (25,008 – 0,52):16 = |
Станция «Сказочная» Решить задачу. Пятачок съел 3 баночки меда по 0,65 кг в каждой, а Винни – Пух – 10 горшочков меда по 0,84 кг в каждом. Сколько меда они съели? На сколько больше меда съел Винни-Пух, чем Пятачок? | Станция «Сказочная» Решить задачу. Пятачок съел 3 баночки меда по 0,65 кг в каждой, а Винни – Пух – 10 горшочков меда по 0,84 кг в каждом. Сколько меда они съели? На сколько больше меда съел Винни-Пух, чем Пятачок? |
Станция «Вычисляй-ка» Решить уравнение. х+ 2,8 = 3,72 + 0,38 | Станция «Вычисляй-ка» Решить уравнение. х+ 2,8 = 3,72 + 0,38 |
Станция «Угадай-ка» Какую цифру (одну и туже) можно подставить вместо звездочки, чтобы было верно: а) 2,*3 = 2,3* б) 3,*5 > 2,8 * в) 0,*7 < 0,3* г) 0,7*5 < 0,86* ? | Станция «Угадай-ка» Какую цифру (одну и туже) можно подставить вместо звездочки, чтобы было верно: а) 2,*3 = 2,3* б) 3,*5 > 2,8 * в) 0,*7 < 0,3* г) 0,7*5 < 0,86* ? |
(7 – 5,38)*2 = (7 – 5,38)*2 = (7 – 5,38)*2 =
(8 + 6,46)* 5 = (8 + 6,46)* 5 = (8 + 6,46)* 5 =
0,432 : 24 = 0,432 : 24 = 0,432 : 24 =
8,4 * 25 = 8,4 * 25 = 8,4 * 25 =
45,614 + 20,542 = 45,614 + 20,542 = 45,614 + 20,542 =
510,78 – 248,81 = 510,78 – 248,81 = 510,78 – 248,81 =
Приложение 3
Домашнее задание
Поезд ехал от станции «Школьная» до станции «Решай-ка» 2 ч со скоростью 47,5 км/ч, от станции «Решай-ка» до станции «Сказочная» - 1 ч со скоростью 52,4 км/ч, от станции «Сказочная» до станции «Вычисляй-ка» - 3 ч со скоростью 58,2 км /ч, от станции «Вычисляй-ка» до станции «Угадай-ка» - 1 ч со скоростью 60 км /ч, от станции «Угадай-ка» до станции «Школьная» - 2 ч со скоростью 64,4 км /ч, Сколько километров проехал поезд за все это время? | Поезд ехал от станции «Школьная» до станции «Решай-ка» 2 ч со скоростью 47,5 км/ч, от станции «Решай-ка» до станции «Сказочная» - 1 ч со скоростью 52,4 км/ч, от станции «Сказочная» до станции «Вычисляй-ка» - 3 ч со скоростью 58,2 км /ч, от станции «Вычисляй-ка» до станции «Угадай-ка» - 1 ч со скоростью 60 км /ч, от станции «Угадай-ка» до станции «Школьная» - 2 ч со скоростью 64,4 км /ч, Сколько километров проехал поезд за все это время? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Станция «Школьная»
Знать: Правила сложения и вычитания десятичных дробей, умножения и деления десятичных дробей на натуральное число. Уметь: Складывать и вычитать десятичные дроби, умножать и делить десятичные дроби на натуральное число, на 10, 100,и т.д.
Кассовый зал
Решите примеры, расставьте буквы над соответствующими точками на координатном луче
2,2 * 2 = Т 1,7 + 1,4 = К 1,5 + 2,6 = У 0,22 * 10 = Д 7,8 – 4,1 = Р 6,6 : 2 = Ф 280 : 100 = Е 5 – 2,6 = Ж
Дерево джекфрут – высокое вечнозеленое растение, достигающее высотой до 20 м. Относится к семейству Тутовые. Является родственником хлебного и фигового дерева. Носит второе название «индийское хлебное дерево». Имеет длинные, до 25 см овальные, кожистые, темно- зеленые листья.
Плоды джекфрута крупные, съедобные, длиной 20-100 см, в диаметре до 20 см, массой до 35 кг. Кожура толстая, зеленая, при созревании желто-коричневая, покрыта многочисленными выпуклостями и бугорками. Мякоть желтая, волокнистая, ароматная, по запаху напоминает банан. Плоды джекфрута крупные, съедобные, длиной 20-100 см, в диаметре до 20 см, массой до 35 кг. Кожура толстая, зеленая, при созревании желто-коричневая, покрыта многочисленными выпуклостями и бугорками. Мякоть желтая, волокнистая, ароматная, по запаху напоминает банан. Содержит большое количество семян. Семена и кожура плода пахнут неприятно. На вкус джекфрут очень сладкий. Во всех его частях содержится вязкий латекс, поэтому разделывают фрукт в перчатках. Срок хранения джекфрута в прохладном месте составляет 1-2 месяца. Перезревшие плоды портятся очень быстро.
Посадочный талон
Станция «Решай-ка»
Найти значение выражения.
а) 8,75 * 5 = б) 80,4 * 25 = в) (0,25 + 2,25) : 5 = в) (25,008 – 0,52) : 16 =
Станция «Сказочная»
. Решить задачу. Пятачок съел 3 баночки меда по 0,65 кг в каждой, а Винни – Пух – 10 горшочков меда по 0,84 кг в каждом. Сколько меда они съели? На сколько больше меда съел Винни-Пух , чем Пятачок?
Станция «Вычисляй-ка»
Решить уравнение: х+2,8 = 3,72+0,38
Станция «Угадай-ка»
а) 2,*3 = 2,3* б) 3,*5 > 2,8 * в) 0,*7 < 0,3* г) 0,7*5 < 0,86* Какую цифру (одну и туже) можно подставить вместо звездочки, чтобы было верно:
1 . Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа. 2. Десятичные дроби можно сравнивать и по разрядам. Правило сравнения десятичных дробей
Станция «Школьная»
Подведем итоги До 5 карточек – оценка 3 6 – 8 карточек – оценка 4 9 и более карточек –оценка 5
Решить задачу: Поезд ехал от станции «Школьная» до станции «Решай-ка» 2 ч со скоростью 47,5 км/ч, от станции «Решай-ка» до станции «Сказочная» - 1 ч со скоростью 52,4 км/ч, от станции «Сказочная» до станции «Вычисляй-ка» - 3 ч со скоростью 58,2 км /ч, от станции «Вычисляй-ка» до станции «Угадай-ка» - 1 ч со скоростью 60 км /ч, от станции «Угадай-ка» до станции «Школьная» - 2 ч со скоростью 64,4 км /ч, Сколько километров проехал поезд за все это время? Домашнее задание
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике, 5 класс, автор учебника Н.Я.Виленкин.
Рабочая программа содержит: титульную страницу, пояснительную записку, основные цели и задачи, учебно- тематическое планирование, содержание тем и требования к уровню подготовки учащихся ....
Рабочая программа по математике, 6 класс, автор учебника Н.Я.Виленкин.
Рабочая программа включает: титульную страницу, пояснительную записку, основные цели и задачи курса, учебно-тематическое планирование, сдержание тем и требования к уровню подготовки учащихся....
итоговый тест по математике 6 класс по учебнику Н.Я.Виленкина
Тест состоит из двух вариантов.Составлен в соответствии с программой. Хорошо применять в конце года на повторение....
тесты на повторение по математике 6 класс по учебнику Н.Я. Виленкин.
Тесты составлены по всему курсу математики 6 класса. Их можно применять при изучении тем....
Развернутое КТП Математика 6 класс по учебнику Н.Я. Виленкина и др.
Развернутое календарно-тематическое планирование по математике в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др., рассчитана на 5 часов в неделю, содержит пояснительную записку...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Н.Я. Виленкин
Рабочая программа по математике для 5 класса 5 часов в неделю. Всего 170 часов...
Рабочая программа по математике 6 класс к учебнику Н.Я. Виленкина
5 часов в неделю. Всего 170 часов в год....